Взаимосвязь ценностных ориентаций и мотивации старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 15:53, дипломная работа

Краткое описание

Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Формирование личностной ценностной структуры индивида выступает важнейшим фактором процесса социализации, посредством которого человек становится полноправным членом общества во всей полноте социальных взаимоотношений. Проблема исследования ценностей и представлений о будущем у учащихся старших классов остается актуальной.

Оглавление

1.Введение……………………………………………………………………….…2

Глава I. Теоретические основы изучения ценностных ориентаций и мотивационной сферы у старшеклассников………………………………….…3

Особенности развития ценностных ориентаций старшеклассников….3
Особенности развития мотивационной сферы у старшеклассников….20
Проблема взаимосвязи ценностных ориентаций и мотивационной сферы ………………………………………………………………………..……………31

Глава II. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций и мотивации достижения старшеклассников.........................................................42
2.1. Этапы организации эмпирического исследования……….…..……………42
2.2. Анализ результатов диагностики……………..…………………………… 44

Заключение…………………………………………………………………49

Литература …………………………………………………………………50

Приложение………………………………………………………………58

Файлы: 1 файл

ДИПЛОММ.docx

— 120.06 Кб (Скачать)

Формирование ценностных ориентаций – сложный и длительный процесс, предполагающий научное знание психологических механизмов, лежащих  в основе ценностных ориентаций, и  условий их развития. Представляется очень важным определиться в понимании  природы ценностных ориентаций. Изучение психологических особенностей формирования ценностных ориентаций целесообразно вести с позиции системного подхода, позволяющего рассматривать данное психологическое образование как результат процесса взаимодействия Человека с Миром. С точки зрения содержания, ценностных ориентаций – общая направленность личности на то, что для нее в жизнедеятельности значимо и важно (28).

В ценностных ориентациях как психологическом механизме можно выделить три аспекта: субъективный, интернациональный и объективный. К субъективному аспекту можно отнести приобретение жизненного опыта во всех сферах жизни, самоанализ и рефлексию, удовлетворение собой, духовное развитие, самопознание, воспоминания и грезы. Интернациональный аспект ценностных ориентаций – это все ценное, что есть для человека в самом процессе взаимодействия с окружающими людьми и предметами. Например, значимость хороших отношений, жизненный комфорт и хорошая обстановка, сочувствие и сопереживание другим, взаимопомощь и взаимопонимание, дружба и добрые, сердечные отношения, интересные и творческие люди. В объективный аспект ценностных ориентаций включаются: достижение материальных благ и ценных вещей, быт, социальные блага, привилегии, слава и почет, одежда, машина, культурное окружение. Но, конечно, более всего объективный аспект ценностных ориентаций характеризуют общекультурные ценности, экзистенциональные ценности, цель и смысл жизни человека. Сюда же можно отнести эстетические и религиозные ценности, т.е. все то, что дается человеку Миром, и о чем он догадывается, только достигнув определенного уровня самосознания, рефлексии.

Субъективный, объективный  и интернациональный аспекты  ценностных ориентаций пронизывают три уровня регуляции личностного поведения. На самом высоком уровне (по степени обобщенности и времени) - детерминации, регуляции жизнедеятельности человека определяющую роль играют общечеловеческие и экзистенциональные ценности. Это находит выражение в ориентации на: определенный жизненный путь, творческую активность, радость жизни, понимание «добра и зла», идеалы модели желаемого будущего и, конечно, в осознании цели и смысла бытия. Так, подростки могут считать для себя самим важным стать эрудированными, образованными и культурными людьми. Когда же они переходят в старшие классы, то эти ценности чаще всего включают нравственный аспект, т.е. быть не просто культурным, а еще отзывчивым, доброжелательно относиться к людям. Степень активности в реализации этих целей тоже изменяется, т.е. нарастает c течением времени, а, достигнув некоторого максимума, снижается и т.д. На данном уровне регуляции жизнедеятельности человека проявляется, прежде всего, его зависимость от широкого социального окружения, от особенностей национальной культуры, от традиций, обычаев и ритуалов, т.е. от всего того, что чаще всего обозначают одним словом - культура. Именно она закладывает через культуру психической деятельности (ритуал, традиция, обычай и т.п.) основные, жизненно важные ценности. Этот уровень - регуляции жизнедеятельности человека мы называем уровнем отдаленных перспектив (29).

Далеко не все то, что  для человека важно и значимо, может быть реализовано в поведении. Это зависит от ряда обстоятельств  и причин субъективного и объективного планам. И, в частности, от того, имеет  ли для человека какой-то смысл совершать  тот или другой поступок, стремиться к избранной цели. То, что человек  ставит перед собой цели, еще не говорит о том, что он будет  их достигать и знает, как это  сделать. Этот момент очень важен  в плане понимания того, как  человек управляет своим поведением. Имеет ли для него смысл совершать  то или иное деяние? И как этот смысл обнаруживает себя для человека? Конечно, наиболее простой ответ  заключается в том, что мы просто знаем, как нужно делать и что  нужно делать. Этот ответ хотя и  прост, но явно не полон, т.к. смысл и  значимость чаще всего обнаруживают себя через привлекательность предметов, вещей и людей, их желательность  для человека и эмоционально-чувственное  отношение к ним. Эмоции и чувства  выступают в данном случае в качестве источника активности, который питает фантазию, стимулирует и побуждает  человека проектировать возможные  действия, представлять конкретные ситуации и результаты деятельности. В таких  условиях необходимой информации чаще всего бывает недостаточно, и тогда  в работу включается воображение; воображение  не только помогает проектировать пути достижения цели, но и расцвечивать ситуации, условия, результаты деятельности в эмоционально привлекательные  краски, что особенно ярко проявляется  в мечтах и грезах. Таким образом, именно через воображение, единство интеллекта и аффекта идет трансформация, изменение и детерминация ценностей  и поведения человека. Воображение  в данном случае выполняет функцию  мостика между тем, что для  человека ценно и желательно и  тем, какого результата он хочет добиться в реальной жизни. В процессе проигрывания в воображении возможных ситуаций реализации принятых человеком ценностей  происходит их осмысление, и они  становятся элементами внутреннего мира человека. В реальной жизнедеятельности это выражается в том, что люди не только избирательно относятся к окружающему миру, но и с разной степенью активности реализуют поставленные цели или готовы это сделать. Этот уровень в психологическом механизме регуляция поведения, на котором личность открывает для себя смысл поступков и действий, проигрывает возможные ситуации реализации ценностей и целей эмоционально-чувственно относится к ним, готова действовать определенным образом можно назвать уровнем проектирования (29).

Конкретные ситуации отличаются от воображаемых, но те возможные пути достижения целей, которые человек  с помощью воображения и мышления готовит заранее, переносятся в  реальную жизнь. И здесь они обретают форму мотивов. В некоторых ситуациях  жизнедеятельности мотивы побуждают  человека совершать определенные поступки и деяния. Этим они регулируют и  направляют его поведение. Достижение целей, получение определенного  результата, реализация программы поведения  имеет для человека личностный смысл. Личностный смысл может быть связан у школьников с самоутверждением среди сверстников, благополучением, установлением отношений и т.д. Описательный уровень регуляции  поведения в конкретной ситуации мы называем мотивационным.

Три уровня детерминации поведения (уровень отдаленных перспектив, уровень  проектирования, мотивационный уровень) и три аспекта взаимодействия Человека с Миром или с ближайшим  социальным окружением (субъективный, объективный и интернациональный) находятся во взаимосвязи и взаимодействии, в переходах и трансформации  одного уровня в другой и это же касается аспектов взаимодействия (29).

Формирование и функционирование ценностных ориентаций имеет ряд особенностей. Детерминация регуляции поведения человека идет с двух сторон:

  1. со стороны Мира, внешних условий, уровня развития культуры, природных факторов и т.д.;
  2. со стороны самого Человека, его желаний, предпочтений, ценностей и смыслов, мотивов и интересов.

На каждом из уровней регуляции  поведения названные стороны  встречаются и трансформируются в тот или иной вид отношений. А на уровне отдаленных перспектив это предполагает их субординацию и  упорядочение. Проектировочный уровень  характеризует осмысление отношения  к возможной деятельности, целям, вещам, людям с позиции их включения  в реальную жизнь человека. Осмысления направлены на создание смысловых образований  через соотношение смыслов по разным критериям и на их трансформацию. На мотивационном уровне мотивационные  отношения проявляются в активном выборе поступков, действий, предметов  и людей. Ярко проявляют себя предпочтения и пристрастия. Отношение между  мотивами во внутреннем мире человека ведет к их иерархии, сравнению  и упорядочению. Всякое внутреннее отношение - это отношение между  актуальным и потенциальным в  человеке, которые в зависимости  от уровня регулируются на основе критериев. Этими критериями выступают: мера общности тех или иных образований, степень  значимости для человека конкретного  образования сейчас или в будущем (34).

Внутренние отношения  выражают динамику субъективной жизни  человека и могут принимать разные формы (конфликт, подъем, цельность, гармония и т.п.). В реальном процессе психологической  регуляции виды ее отношений (ценностные, смысловые, мотивационные) существуют в единстве, это касается и ценностных ориентаций, понимаемых как ценностный психологический механизм регуляции поведения. Конечно, один из видов отношений (или уровень регуляции) может или должен доминировать, тогда остальные находятся в нем в снятом, свернутом виде. Процесс регуляции поведения человека идет от внутренних отношений между актуальным и потенциальным в человеке. Это касается не только отношений внутри одного уровня, но переходов и связей между уровнями регуляции. Например, между мотивами и смыслами, общими смыслами и ценностями, системой мотивов и ценностями. Данное замечание указывает на то, что в ценностных ориентациях как психологическом механизме существуют трансформации, переходы и связи как по горизонтали (внутри одного уровня), так и по вертикали (между уровнями).

Формирование ценностных ориентаций идет со стороны актуализации внешнего отношения, взаимодействия Человека с Миром. В процессе формирования и развития Человека Мир, культура и конкретные ситуации актуализируют разные виды значимых отношении в очень многообразных комбинациях. Но, конечно, есть и общие моменты: так культура (миф, ритуал обряды и т.п.), прежде всего, актуализируют ценностные отношения. Поскольку ценностные ориентации обычно определятся как направленность личности на цели и средства деятельности и таким образом выражают ее отношение к миру, естественно предположить, что их формирование, как целостной психологической структуры начинается в период между старшим подростковым и началом юношеского возраста. О том, что именно в этот период, а не в более раннем возрасте, формируются ценностные ориентации свидетельствует, по мнению некоторых исследователей, наличие главного условия их формирования – достаточно высокий уровень рефлексии, осознанного жизненного опыта и произвольного поведения (И. Ю. Истошин. 1979; Ш.А. Надирашвиди. 1979; 58). Именно в этом возрасте отношения с товарищами, сверстниками и благополучие этих отношений представляет для детей большую ценность, причем нередко столь высокую, что отодвигают на второй план учение, уменьшают привлекательность общения с родными. Это общение является практикой по овладению способами социального взаимодействия в коллективе и способствует проявлению у подростков высокой нравственной активности, направленной на осознание целого ряда моральных качеств и на усвоение норм морали. Эта активность проявляется в избирательном общении подростков и в выборе социально значимых образцов для подражания. Отчетливо выступает факт ориентации подростков на нравственные качества, в которых выражается отношение к человеку вообще и к товарищу в частности. Почти каждый подросток выделяет в сверстнике качество хорошего товарища и хочет походить на него в этом плане. Наряду с этим подростков привлекают качества мужественности, представленные комплексом морально-волевых черт. Качества, в которых проявляется отношение к учению, труду, общественной работе, наиболее значимые для младших школьников, у подростков сначала теряют свою ценность, но затем вновь возрастает равнение на деловые качества, что свидетельствует о возрастающем осознании важности учебной деятельности. Важно отметить, что на протяжении подросткового возраста повышается внимание к качествам, в которых выражается отношение личности к себе (32).

С одной стороны старшеклассник весь устремлен на себя, на свою личность, озабочен тем, как ему повести  себя, чтобы его личные потребности  и устремления получили наибольшее удовлетворение, с другой - именно в  ранней юности даже те ребята, которые  в подростковом возрасте были весьма эгоистичны (54, с. 84-107), испытывают потребность  в обособлении, которая присуща  юношескому возрасту, находит свое конкретное выражение как в общении, в составе более или менее  широких общностей, так и в  уединении. В уединении юноши  проигрывают те многочисленные роли, которые недоступны им в реальной жизни, представляют себя в тех образах, которые им наиболее импонируют. Это, в частности, происходит в мечтах, отсюда ясно, почему многие исследователи  такое большое значение придают юношеской мечте. «Юношеская мечта - важнейший механизм формирования ценностных ориентации личности. Она создает многочисленные «проективные ситуации», в которых человек вырабатывает свое отношение к самым различным фактам и явлениям. Лишь на этой основе происходит дифференциация внешних объектов, т. е. возникает призвание к определенному виду труда, любовь к конкретной девушке (а не к образу женственности вообще), складывается определенный стиль жизни и поведения». Подобная склонность важна для развития личности. Мечты позволяют юноше предотвратить многие поступки, которые привели бы к нежелательным последствиям для него в обществе. Необходимо отметить, что потребность в уединении ни в коем случае не есть противопоставление социальности и коллективизму.

 Сказанное ранее позволяет  сделать следующий вывод. Молодежь  как социальная группа, выполняет  определенную функцию в социальном  развитии своего поколения. Все нормы и ценности черпаются молодежью из культур взрослого общества. В целом общество сверстников обучает юношей практике нравственных норм взрослых. Усвоение ценностных ориентаций помогает школьнику достигнуть определенной внутренней независимости от взрослых, утвердить свое я. Анализ результатов шкалирования показывает, что учащиеся неодинаково ранжируют предлагаемые ценности. Для одних все предложенные ценности представляются одинаково значимыми, для других имеют разную степень важности, что позволяет им дифференцировать ценности, то есть выделять из них те, которые выступают для учащихся как главные или второстепенные цели жизни. Это дает основание говорить о том, что одни учащиеся имеют дифференцированную структуру ценностей (61%). Для остальных все предложенные ценности представляются одинаковыми по своему значению, и у них, следовательно, пока еще отсутствует дифференцированная структура ценностных ориентаций (48).

Согласно исследованиям  К. Олпорта и М. Рокича, необходимое  условие формирования ценностных ориентаций – именно умение дифференцировать объекты. Однако при анализе данных выявилось, что даже у учащихся, умеющих  дифференцировать ценности, эта способность  выражена в разной степени: есть учащиеся со слабой дифференциацией, когда большинство  ценностей оцениваются 4-5 баллами, и  учащиеся с высокой дифференциацией  ценностей, которые принимают весь спектр оценок. Таким образом, по степени  сформированности дифференциации все  испытуемые разделяются на три основные группы:

  1. учащиеся, имеющие в достаточной степени дифференцированную структуру ценностных ориентаций;
  2. учащиеся, у которых дифференцированная структура ценностных ориентаций начинает формироваться;
  3. учащиеся, у которых дифференцированная структура ценностных ориентаций еще не сложилась.

Рассматривая причины  формирования ценностных ориентаций нельзя не упомянуть о возрастных и половых  особенностях. У девушек и юношей установлены разные структуры ценностных ориентаций. У девушек, например, в отличие от юношей ценности «интересная работа» и «любовь» доминирующие. Далее у них определена «счастливая семейная жизнь», «здоровье», «друзья». У юношей же наблюдается преимущественная ориентация на «хороших и верных друзей», затем «здоровье» и «активная деятельная жизнь». А.Г. Здравомыслов указывает, что ценностные ориентации являются важным элементом внутренней структуры личности, которые закреплены жизненным опытом каждого конкретного индивида и всей совокупностью его переживаний (29). Поэтому очень важен анализ индивидуальных особенностей формирования ценностных ориентаций старшеклассников. Он выявил, что в зависимости от развития и содержания ценностных ориентаций старшеклассников можно разделить на несколько групп:

Информация о работе Взаимосвязь ценностных ориентаций и мотивации старшеклассников