Взаимосвязь ценностных ориентаций и мотивации старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 15:53, дипломная работа

Краткое описание

Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Формирование личностной ценностной структуры индивида выступает важнейшим фактором процесса социализации, посредством которого человек становится полноправным членом общества во всей полноте социальных взаимоотношений. Проблема исследования ценностей и представлений о будущем у учащихся старших классов остается актуальной.

Оглавление

1.Введение……………………………………………………………………….…2

Глава I. Теоретические основы изучения ценностных ориентаций и мотивационной сферы у старшеклассников………………………………….…3

Особенности развития ценностных ориентаций старшеклассников….3
Особенности развития мотивационной сферы у старшеклассников….20
Проблема взаимосвязи ценностных ориентаций и мотивационной сферы ………………………………………………………………………..……………31

Глава II. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций и мотивации достижения старшеклассников.........................................................42
2.1. Этапы организации эмпирического исследования……….…..……………42
2.2. Анализ результатов диагностики……………..…………………………… 44

Заключение…………………………………………………………………49

Литература …………………………………………………………………50

Приложение………………………………………………………………58

Файлы: 1 файл

ДИПЛОММ.docx

— 120.06 Кб (Скачать)

терминальные — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться

инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Респонденту предъявляется  два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. (Подробное описание методики смотреть в ПРИЛОЖЕНИИ 1).

 

  1. «Опросник для оценки мотивации  достижения Элерса» 

Опросник предназначен для  определения уровня мотивации к  достижению цели к успеху.          Испытуемым предлагается ответить на 41 вопрос,  выражая свое согласие или несогласие ответами «да» или «нет».  Ответы  суммируются по одному баллу при совпадении с ключом. Мотивация к достижению цели считается высокой при числе баллов больше или равном 22; средней — 11-21; невысокой — меньше или равной 10.    

Человек, который стремится  к успеху ставит перед собой сложные  задачи, отличается инициативным поведением, действует в рамках осознанного  разумного риска. Потребность в  успехе удовлетворяется только при  доведении работы до успешного завершения.

Степень развития потребности  к успеху у разных людей различна и от этого зависит эффективность  профессиональной деятельности, а также  профессиональный успех делового человека в управленческой деятельности.

Для людей с сильной  мотивацией к достижению цели характерно стремление к успеху, а для людей  со слабой мотивацией достижений основной смысл заключается в стремлении избежать неудачи. Чем выше у человека мотивация к достижению цели, ориентированная  на успех, тем ниже у него готовность к риску. У людей с умеренной  мотивацией к достижению цели —  средний уровень риска, а люди, которые боятся неудач, склонны к  низкому уровню риска, либо слишком  высокому.

Если у человека сильная  мотивация на успех, то, как правило, у него надежды на успех гораздо  менее выражены, чем при слабой мотивации на достижения. Обычно люди, мотивированные на успех и возлагающие  на него большие надежды, избегают большого риска.

Основным специфическим  мотивом управленческой деятельности человека является понятие мотивации  достижений, которое взаимодействует  с другими личностными мотивами. (Подробное описание методики смотреть в ПРИЛОЖЕНИИ 2).

В эксперименте принимало  участие 50 человек: ученики 10 –х и 11 классов «МАОУ» Давыдовской гимназии.

 

    1. Анализ результатов диагностики

На первом этапе нашего исследования была проведена методика ислледования ценностных ориентаций у старшеклассников по методике Рокича. Нам было необходимо выяснить идеал ценностей старшеклассников. Результаты исследования вынесены в таблицу (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Сводная таблица  исследования по методике

« Ценностные ориентации»  М.Рокича

Терминальные  ценности

Таблица 1

№ места

– активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная   (чел)человек)насыщенность жизни); (человек)

–жизненная  мудрость (зрелость суждений и здравый  смысл, достигаемые жизненным опытом); (человек)

– здоровье (физическое и психическое); (человек) 

– интересная работа; (человек)

– красота природы  и искусства (переживание прекрасного  в природе и в искусстве); (человек)

– любовь (духовная и физическая близость с любимым  человеком); (человек)

– материально  обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); (человек)

– наличие хороших  и верных друзей; (человек)

– общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); (человек)

– познание (возможность  расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); (чел)

– продуктивная жизнь (максимально полное использование  своих возможностей, сил и способностей); (человек)

– развитие (работа над собой, постоянное физическое и  духовное совершенствование); (человек)

– развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); (чел)

– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и  поступках); (человек)

– счастливая семейная жизнь; (человек)

– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование  других людей, всего народа, человечества в целом); (человек)

– творчество (возможность  творческой деятельности); (чел)

– уверенность  в себе (внутренняя гармония, свобода  от внутренних противоречий, сомнений). (человек)

1

   

34

10

   

2

         

3

 

1

     

2

   

15

35

                 

1

       

3

   

2

1

 

19

4

2

           

18

     

4

     

1

 

22

1

 

1

         

20

 

1

 

5

           

17

20

     

1

   

6

3

 

1

6

   

1

 

1

 

11

14

13

1

   

4

 

1

     

7

1

     

1

   

5

20

11

4

1

 

3

 

1

 

1

8

2

1

   

3

1

   

5

16

12

2

2

1

1

 

1

 

9

1

2

     

2

10

1

4

6

13

4

1

1

 

4

2

1

10

       

4

 

1

1

 

4

3

12

5

4

 

5

3

3

11

3

               

2

2

12

11

3

1

6

2

3

12

1

3

           

1

2

3

5

6

11

 

6

3

4

13

 

1

     

1

   

2

1

2

3

5

13

 

10

7

8

14

1

       

2

 

1

 

2

1

2

6

9

 

2

12

10

15

2

       

1

 

1

2

1

2

1

6

8

 

5

9

6

16

14

4

   

12

1

     

2

1

1

1

4

   

2

3

17

19

7

   

14

         

2

2

     

3

1

1

18

3

30

   

10

           

1

   

1

     

 

Из результатов диагностики  терминальных  ценностей выявлено, что на первых трёх  местах у большинства старшеклассников находится здоровье, интересная работа, счастливая семейная жизнь, на последнее место вынесли жизненную мудрость и активную деятельную жизнь.

 

Рис. 1 . Терминальные ценности старшеклассников

 

Инструментальные  ценности

Таблица 2

№   испытуемого

– аккуратность (чистоплотность), умение содержать  в порядке вещи, порядок в делах; 

– воспитанность (хорошие манеры); 

– высокие запросы (высокие требования к жизни и  высокие притязания); 

– жизнерадостность (чувство юмора); 

– исполнительность (дисциплинированность); 

– независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

– непримиримость к недостаткам в себе и других; 

– образованность (широта знаний, высокая общая культура); 

– ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);

– рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); 

– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); 

– смелость в  отстаиваниях своего мнения, взглядов; 

– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать  перед трудностями);

– терпимость (к  взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); 

– честность (правдивость, искренность); 

– эффективность  в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

– чуткость (заботливость).

1

4

2

   

1

   

34

7

2

               

2

3

5

     

1

 

13

21

1

               

3

16

           

3

14

8

1

             

4

19

 

1

2

   

1

 

2

24

 

1

           

5

1

4

 

2

4

 

10

     

13

1

9

         

6

 

2

2

2

 

6

8

   

3

10

5

3

4

 

1

6

 

7

   

4

4

5

5

5

 

1

 

4

7

1

1

2

9

   

8

 

4

2

5

3

5

1

 

1

 

2

8

3

 

2

2

1

10

9

 

4

5

1

2

6

2

 

9

   

8

3

6

2

2

3

1

10

 

6

4

3

3

1

6

     

1

4

4

6

3

1

2

2

11

 

2

4

4

3

5

2

     

5

1

2

4

6

2

4

1

12

 

2

4

5

4

3

3

     

3

3

3

1

4

3

2

4

13

 

3

2

2

4

4

2

     

2

1

4

4

7

4

2

3

14

 

3

3

2

3

4

2

     

1

1

3

2

5

5

9

3

15

 

1

8

2

3

3

2

   

1

1

3

 

6

5

3

2

1

16

 

2

2

5

 

1

1

   

1

2

3

2

2

3

1

11

4

17

 

2

4

5

2

2

       

1

3

4

3

4

6

2

7

18

 

2

1

2

6

           

2

4

4

2

5

6

3


 

Из результатов диагностики  инструментальных ценностей выявлено, что на первых трёх местах у большинства  старшеклассников стоит образованность, ответственность, рационализм и  аккуратность.

Рис. 2. Инструментальные ценности старшеклассников

Сводная таблица  исследования по методике «Опросник для оценки мотивации к достижению цели Элерса»

Уровни

Количество старшеклассников

Невысокий

2

Средний

41

Высокий

7


 

Исходя из результатов  диагностики можно сделать вывод,  что у двоих старшеклассников низкая оценка мотивации к достижении цели, у 41 – средняя и у 7 – высокая.

 

Вывод. По результатам проведенных нами исследований можно сделать вывод, что ценностные ориентации находятся в тесном взаимодействии с мотивацией при выборе профессии.

 

 

 

 

 

Заключение

В настоящей дипломной работе рассматривалась проблема взаимосвязи мотивации достижения и ценностных ориентаций старшеклассников.

 Мотивация достижения является предметом многих исследований, но предпочтение традиционно отдается мотивам выбора профессии, поэтому мы решили, что целесообразно будет изучить данную проблему в аспекте ценностных ориентаций.

Теоретический анализ отечественной  и зарубежной литературы и результаты эмпирического исследования по проблеме позволил сделать нам следующие выводы:

  1. Мотивационная сфера достижения является очень сложным конструктом, поэтому единого общепризнанного определения данного понятия не существует.
  2. Система ценностей относится большинством авторов к категории личностного самоопределения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

    1. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. М., 1979.
    2. Алексеева В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. — 1984. — Т. 5. — № 5. — С. 63-70.
    3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
    4. Анурин В. Ф. Ценностные ориентации и их влияние на формирование потребностей // Социология высшей школы. Подготовка специалистов для народного хозяйства: Сб. науч. трудов. — Горький, 1982. — С. 116-129.
    5. Анцыферова Л. И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. — М., 1989. — С. 426-433.
    6. Аргудяева Ю.В. Труд и быт молодежи. Москва, Мысль 1998
    7. Арсеньев А.С. Размышления о работе С.Л. Рубинштейна «Человек – мир» // Вопросы философии. 1993г. - №5. с. 130-160.
    8. Артюхова Ю.В. Ценности и воспитание // Педагогика 1999г. - №4 с. 117-121.
    9. Асеев В. Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности. — Иркутск, 1986. — С. 3-17.
    10. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. Москва, Мысль 1976.
    11. Асмолов А. Г. Психология личности. — М.: Изд-во МГУ, 1990. —367 с.
    12. Асмолов А. Г. Деятельность и установка. М., 1979.
    13. Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений: Пер. с англ. — М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 1999.— 512 с.
    14. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1998.
    15. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека.—Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. —270 с.
    16. Бовкун В.В. Образ жизни советской молодежи М. Высшая школа 1988
    17. Бубнова С.С. Методика диагностики ценностных ориентации личности. М., 1995.
    18. Бубнова С.С. Принципы и методы исследования ценностных ориентации личности как системы с нелинейной структурой // Психологическое обозрение. 1997, № 1.
    19. Бутенко А. Идеология для России // Высшее образование в России №4, 1997. С.52
    20. Виноградов В.В. Гормоны, адаптация и системные реакции организма.- Мн.: Наука и техника, 1989.
    21. Волкова М., Шустров А. Любимый герой у старшеклассников // Воспитание школьников 1999 №3 (май-июнь) с. 47-49.
    22. Волков Е.С. Зависимость ценностных ориентаций студентов от смены видов деятельности. М., 1981.
    23. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с.
    24. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М. Просвещение 1986.
    25. Жуковский М.А. Детская эндокринология – М., 1982Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентации личности в условиях социально-экономических изменений. //. Мир психологии- М., 2004. 226 с.
    26. Заиченко Н.У. Конфликтные характеристики межличностных отношений и конфликты между детьми и взрослыми // Мир психологии – 2001 – 3 – с. 34-
    27. Залесский Г.Е. Ценностно-мотивационные аспекты деятельностной теории учения. // Вестник МГУ. Психология 1998 №2 (апрель июнь) с. 58-67.
    28. Здравомыслов А.Г. Потребность. Интересы. Ценности. М. 1986.
    29. Ионов И.Н. Российская цивилизация IX век -начало ХХ века. М., Просвещение, 1995.
    30. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Психогигиена пола у детей: руководство для врачей – Л.: Медицина, 1986
    31. Караковский В. Общечеловеческие ценности - основа учебно-воспитательного процесса. // Воспитание школьников 1993 №2 с. 4-7.
    32. Киприянова Е. Жизненные планы, мотивы, потребнос<span class="Normal__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'A

Информация о работе Взаимосвязь ценностных ориентаций и мотивации старшеклассников