Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 15:53, дипломная работа
Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Формирование личностной ценностной структуры индивида выступает важнейшим фактором процесса социализации, посредством которого человек становится полноправным членом общества во всей полноте социальных взаимоотношений. Проблема исследования ценностей и представлений о будущем у учащихся старших классов остается актуальной.
1.Введение……………………………………………………………………….…2
Глава I. Теоретические основы изучения ценностных ориентаций и мотивационной сферы у старшеклассников………………………………….…3
Особенности развития ценностных ориентаций старшеклассников….3
Особенности развития мотивационной сферы у старшеклассников….20
Проблема взаимосвязи ценностных ориентаций и мотивационной сферы ………………………………………………………………………..……………31
Глава II. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций и мотивации достижения старшеклассников.........................................................42
2.1. Этапы организации эмпирического исследования……….…..……………42
2.2. Анализ результатов диагностики……………..…………………………… 44
Заключение…………………………………………………………………49
Литература …………………………………………………………………50
Приложение………………………………………………………………58
Таким образом, рассматривая
в целом особенности
Исследованием ценностных ориентаций
у учащихся старших классов занимались
такие ученые как А.Н. Леонтьев, М.
Рокич, И.С. Кон, А.С. Шаров и другие.
В отличие от глобального философского
подхода к проблеме ценностей
характерной чертой психологического
аспекта их изучения является дифференцированность
объектов по их ценностному значению
внутри одного и того же вида, группы,
класса ценностей и связанная
с этим их конкретизация и иерархизация
(см., например: Ю. М. Жуков, 1976; Е. С Махрах,
1975; и др.). Специфичность осознания
объектов социальной действительности
как ценностей предполагает наличие
особых психологических механизмов
их усвоения. Так, в качестве предмета
психологического исследования в этом
случае на первый план выдвигается
такой вид психической
В современной психологии термином «мотив» (мотивация, мотивирующие факторы) обозначаются совершенно разные явления. Мотивами называют инстинктивные импульсы, ибо логические влечения и аппетиты, а равно переживание эмоций, интересы, желания; в пестром перечне мотивов можно обнаружить такие, как жизненные цели и идеалы, но также и такие, как раздражение электрическим током. [4.,65]
Трудовая деятельность общественно мотивирована, но она управляется также такими мотивами, как, материальное вознаграждение. Оба эти мотива хотя и сосуществуют, но лежат как бы в разных плоскостях
Таким образом, одни мотивы, побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл; их называют смыслообразующими мотивами. Другие, сосуществующие с ними, выполняя роль побудительных факторов(положительных или отрицательных) - порой остро эмоциональных, аффективных, - лишены смыслообразующей функции; мы будем условно называть такие мотивы мотивами-стимулами. [4]
Существует множество определений мотива.
Мотив
- это субъективное отношение
человека к своему поступку, сознательно
поставленная цель, которая направляет
и объясняет его поведение.
То есть, мотив - это нечто, что
находится внутри человека и
во внешней среде, которое его
побуждает к некоторым
Стимулы - это воздействие внешних факторов, в отличие от мотивов, понимаемых как внутренние и внешние значимые для конкретной личности факторы. Трудовая активность - это фактор отношения к труду, который проявляется в объеме выполняемой работы, качестве ее выполнения и так далее.
Мотивация — побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность Термин «Мотивация», взятый в широком смысле, используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека и животных. По своим проявлениям и функции в регуляции поведения мотивирующие факторы могут быть разделены на три относительно самостоятельных класса. При анализе вопроса о том, почему организм вообще приходит в состояние активности, анализируются проявления потребностей и инстинктов как источников активности. Если изучается вопрос, на что направлена активность организма, ради чего произведен выбор именно этих актов поведения, а не других, исследуются прежде всего проявления мотивов как причин, определяющих выбор направленности поведения. При решении вопроса о том, как, каким образом осуществляется регуляция динамики поведения, исследуются проявления эмоций, субъективных переживании {стремлений, желаний и т п.} и установок в поведении субъекта [10.,106]
Теории мотивации можно
Различные виды мотивов
выделяют в зависимости от
того предмета, на который
направлена деятельность. Каждый
вид деятельности
Потребность
представляет собой
Таким образом, мотив -
это предмет, на который
направлена деятельность, соответствующий
некоторой человеческой
Классификация мотивов
Общепризнано отсутствие единой и удовлетворяющей всех классификации мотивов. Классификаций мотивов ровно столько, сколько существует оснований для их классификации. Одним из таких оснований может быть содержание потребностей. С этой точки зрения выделяют биологические и социальные мотивы, мотивы достижения и избегания неудачи, самоуважения и самоактуализации. Выделение личных и общественных мотивов, эгоистических и общественно-значимых, идейных и нравственных значимо связано с установками личности.
Различают мотивы по видам
деятельности: мотивы общения и игры,
учения и профессиональной деятельности
и по времени проявления: постоянные
(действующие на протяжении длительного
отрезка жизни), ситуативные (обусловленные
содержанием и длительностью
ситуации) и кратковременные (в течение
ограниченного интервала
На основании исследований различных авторов выделяются следующие типы мотивации: [14]
1. Деловая мотивация.
2. Познавательная
мотивация. Наличие этого говорит
о наличии познавательной
3. Мотивация сотрудничества. Анализ внутренних корреляций между
ответами на вопрос о мотивах деятельности пользователя показал, что
речь идет о мотивации, сложной по своему психологическому строению.
Мотивация сотрудничества, проявляющаяся как стремление помочь другим часто является способом увеличения собственного авторитета, достижения признания компетентности и мастерства. Это подтверждается сочетанием данного мотива с мотивом аффилиации, выражающемся в чувстве причастности к интеллектуальной и информационной элите современного общества. У респондентов, отмечающих наличие мотива сотрудничества, присутствует и мотив самоутверждения.
Можно предположить, что мотивация сотрудничества связана с особой формой мотива самоутверждения.
4. Мотивация самореализации Нередко любая деятельность может рассматриваться рассматривают как способ проявления и развития собственных интеллектуальных и творческих возможностей. У людей с мотивацией самореализации отмечаются наличие мотива аффилиации, мотива самоутверждения и коммуникативного мотива. По-видимому, можно говорить о едином комплексе социально ориентированных мотивов, в состав которого входят мотивы, связанные с различными аспектами делового и межличностного общения. Среди них - мотив сотрудничества, мотив аффилиации, мотив самореализации, мотив самутверждения и коммуникативный мотив.
5. Рекреационный мотив. Наряду с рекреацией отмечается наличие мотивов самореализации, аффилиации, самоутверждения, познавательный и коммуникативный мотивы.
6. Мотивация
аффилиации Мотивация
Информация о работе Взаимосвязь ценностных ориентаций и мотивации старшеклассников