Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 17:36, курсовая работа
Цель исследования: выявление зависимости влияния средств массовой информации на проявление уровня агрессивности старших дошкольников.
Задачи исследования:
Провести теоретический анализ сущности и типологии детской агрессивности;
Рассмотреть классификацию средств массовой информации и представить её характерологический анализ;
Подобрать диагностический инструментарий;
Провести экспериментальные исследования по теме исследования;
Разработать рекомендации для родителей и воспитателей ДОУ.
Введение…………………………………………………………………………..3
Тезаурус……………………………………………………………………………6
Глава I. ДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ: ГЕНЕЗ И ОНТОГЕНЕЗ
§1. Важнейшие концепции феномена детской агрессивности………………11
§2. Возрастные психологические особенности ребёнка шести семи лет………….21
Глава II. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
§1. Социальные аспекты, классификация средств массовой информации……………………………………………………………………..26
§2. Психологические аспекты средств массовой информации на примере телеинформации ..........33
Заключение……………………………………………………………………….63
Рекомендации для родителей…………..……………………………………….65
Список литературы……………………………………………………………....68
Приложения
2) Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике «Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор»: 20% детей имеют слабый уровень агрессивности, 50% средний, 20% высокий и 10% повышенный уровень агрессивности (см. Рис.2 и табл.4):
Рис.2
Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике
«Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор»
Таблица 4. Оценка
уровня агрессивности детей-
№ |
Ф.И. ребёнка |
Кол-во баллов |
Уровень агрессивности | |||
Слабый |
Средний |
Высокий |
Повышенный | |||
1. |
Костя А. |
4 б. |
||||
2. |
Аня Б. |
4 б. |
||||
3. |
Рустам Г. |
3 б. |
||||
4. |
Дима Г. |
6 б. |
||||
5. |
Артём К. |
3 б. |
||||
6. |
Катя Л. |
2 б. |
||||
7. |
Коля Л. |
2 б. |
||||
8. |
Антон М. |
8 б. |
||||
9. |
Никита П. |
4 б. |
||||
10. |
Феликс П. |
3 б. |
||||
11. |
Кирилл Р. |
2 б. |
||||
12. |
Лера С. |
4 б. |
||||
13. |
Аня С. |
5 б. |
||||
14. |
Герман Х. |
6 б. |
||||
ИТОГО: |
3 ребёнка 20% |
7 детей 50% |
3 ребёнка 20% |
1 реб. 10% |
3) Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. (структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем): 21% детей имеют слабый уровень агрессивности, 50% средний, 21% высокий и 8% повышенный уровень агрессивности (см. Рис3 и табл.5):
Таблица 5
Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников
по методике Лаврентьевой Г.П.
Ф.И. |
Компоненты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
И т о г |
1. А.К. |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
7 | |
2. Б.А. |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
11 | |
3. Г.Р. |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
3 | |
4. Г.Д. |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
11 | |
5. К.А. |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 | |
6. Л.Катя |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
9 | |
7. Л.Коля |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 | |
8. М.А. |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
15 | |
9. П.Н. |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
6 | |
10. П.Ф. |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
4 | |
11. Р.К. |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
9 | |
12. С.Л. |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
11 | |
13. С.А. |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
9 | |
14. Х.Г. |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
8 |
4) Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике «Несуществующее животное» (автор С.Л. Колосова): 28% детей имеют слабый уровень агрессивности, 28% средний, 35% высокий и 9% повышенный уровень агрессивности (см. Рис.4 и табл.6):
Таблица 6
Оценка уровня агрессивности
детей-дошкольников по
№ |
Ф.И. ребёнка |
Кол-во баллов |
Уровень агрессивности | |||
Слабый |
Средний |
Высокий |
Повышенный | |||
1. |
Костя А. |
9 б. |
||||
2. |
Аня Б. |
8 б. |
||||
3. |
Рустам Г. |
3 б. |
||||
4. |
Дима Г. |
9 б. |
||||
5. |
Артём К. |
1 б. |
||||
6. |
Катя Л. |
6 б. |
||||
7. |
Коля Л. |
4 б. |
||||
8. |
Антон М. |
11 б. |
||||
9. |
Никита П. |
7 б. |
||||
10. |
Феликс П. |
2 б. |
||||
11. |
Кирилл Р. |
5 б. |
||||
12. |
Лера С. |
6 б. |
||||
13. |
Аня С. |
1 б. |
||||
14. |
Герман Х. |
8 б. |
||||
ИТОГО: |
4 ребёнка 28% |
4 детей 28% |
5 ребёнка 35% |
1 реб. 9% |
Рис.4
Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Несуществующее животное» (автор С.Л. Колосова)
5) По результатам четырёх методик: 0% детей имеют слабый уровень агрессивности, 64% средний, 29% высокий и 79% повышенный уровень агрессивности (см. Рис.5 и табл.7):
По результатам эксперимента можно сделать вывод, что из 14 детей, в особом внимании нуждаются 5 детей, у которых выявлен высокий и повышенный уровень агрессивности. Этим детям присуще такое поведение: враждебность, гнев; рассказывание историй, с элементами насилия; на приветствие отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям; дерутся.
Средний уровень агрессивности у 9 детей, они отличаются тем, что негативно относятся к замечаниям, не соблюдают дисциплины, не послушны, пристают к более слабым.
Слабый уровень агрессивности
по результатам четырёх
Таблица 7
Оценка уровня агрессивности
детей-дошкольников по четырём
№ |
Ф.И.Ребёнка |
Результаты по методикам |
Выводы об уровне агрессивности | |||
1 |
2 |
3 |
4 | |||
1 |
Костя А. |
СЛ |
СР |
СР |
В |
СР |
2 |
Аня Б. |
В |
СР |
В |
В |
В |
3 |
Рустам Г. |
В |
СР |
СЛ |
СЛ |
СР |
4 |
Дима Г. |
В |
В |
В |
В |
В |
5 |
Артём К. |
П |
СР |
СЛ |
СЛ |
СР |
6 |
Катя Л. |
СР |
СЛ |
СР |
СР |
СР |
7 |
Коля Л. |
СР |
СЛ |
СР |
СР |
ССР |
8 |
Антон М. |
П |
П |
П |
П |
П |
9 |
Никита П. |
СР |
СР |
СР |
В |
СР |
10 |
Феликс П. |
В |
СР |
СЛ |
СЛ |
СР |
11 |
Кирилл Р. |
СЛ |
СЛ |
СР |
СР |
СР |
12 |
Лера С. |
В |
СР |
В |
СР |
В |
13 |
Аня С. |
В |
В |
СР |
СЛ |
СР |
14 |
Герман Х. |
СР |
В |
СР |
В |
В |
П-повышенный уровень агрессивности
В- Высокий уровень агрессивности
СР- Средний уровень агрессивности
СЛ- Слабый уровень агрессивности
Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников
по четырём методикам
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное нами
теоретическое и опытно-
1. Теоретический анализ феномена детской агрессивности, проведённый нами в главе I, показал, что в понимании категории «агрессивность», «агрессия» в науке ещё нет единого подхода, так же, как и нет единой классификации относительно агрессивности. Это порождает целый ряд противоречий, как для исследователей-теоретиков, так и для исследователей-практиков. На наш взгляд, в ряду проанализированных, заслуживает внимания точка зрения Н.Д. Левитова, согласно которой «состояние агрессивности представляет собой переживание гнева с потерей самоконтроля».
2. Анализ классификации средств массовой информации и её характерологический анализ показали, что разные научные сферы по-разному рассматривают этот феномен. В частности, такие науки, как эстетика (Киященко Н.И.), психология (Овчарова Р.В.), педагогика (Давыдов В.В), и социология (Фохт – Бабушкин Ю.Г.) весьма существенно расходятся по этому вопросу. Мы отмечаем точку зрения Ю.Г.Фохт-Бабушкина в своём исследовании на телевидение как «средства массовой аудиовизуальной коммуникации», как наиболее достоверную.
3. Теоретический анализ, проведенный нами в рамках второй главы, говорит о том, что в науке (в частности, педагогике и психологии) существует весьма ограниченное количество диагностик, методик, глубоких теоретических исследований, посвящённых влиянию СМИ на личность и психику ребёнка-дошкольника. Поэтому мы взяли на себя определённую смелость в разработке собственного диагностического инструментария: в связи с этим, нами разработан авторский опросник детей-дошкольников, который предваряет собой дальнейшие компоненты экспериментальной работы (наблюдение за детьми и анкетирование родителей по методике Лаврентьевой Г.П., проективные методики известных авторов). Подобранный инструментарий позволил нам в исследовании, на его опытно-экспериментальном уровне добиться большей доли достоверности.