Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 17:36, курсовая работа
Цель исследования: выявление зависимости влияния средств массовой информации на проявление уровня агрессивности старших дошкольников.
Задачи исследования:
Провести теоретический анализ сущности и типологии детской агрессивности;
Рассмотреть классификацию средств массовой информации и представить её характерологический анализ;
Подобрать диагностический инструментарий;
Провести экспериментальные исследования по теме исследования;
Разработать рекомендации для родителей и воспитателей ДОУ.
Введение…………………………………………………………………………..3
Тезаурус……………………………………………………………………………6
Глава I. ДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ: ГЕНЕЗ И ОНТОГЕНЕЗ
§1. Важнейшие концепции феномена детской агрессивности………………11
§2. Возрастные психологические особенности ребёнка шести семи лет………….21
Глава II. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
§1. Социальные аспекты, классификация средств массовой информации……………………………………………………………………..26
§2. Психологические аспекты средств массовой информации на примере телеинформации ..........33
Заключение……………………………………………………………………….63
Рекомендации для родителей…………..……………………………………….65
Список литературы……………………………………………………………....68
Приложения
Перечисленные методы гипнотического воздействия на человека широко используются во всем мире. Очень важной проблемой при рассмотрении влияния телевидения на массы являются дети. А дети из-за отсутствия у них полного осознания границ реальности, все события, которые происходят перед их глазами, воспринимают как настоящие. Убийство и насилие не вызывают у них чувств страха или отвращения, потому что они, в результате привыкания к телевизионным передачам, для них естественны и реальны. [27, с.30]
В зависимости от склада
и состояния нервной системы, в
Мониторинг только
одного телевизионного дня
В декабре 1997 года по Японии прокатилась волна эпилептических припадков, случавшихся во время демонстрации мультика "Покемон" (сокращение от Pocket Monsters - "карманные монстры"). Утверждалось, что приступы эпилепсии провоцировались мигающим экраном. В "опасной" сцене (а эпилепсию вызывала совершенно определенная сцена) красный фон сменялся голубым. Фотосенситивная (светочувствительная) эпилепсия - это такое состояние, при котором мерцающий свет большой интенсивности вызывает эпилептические приступы. В последнее время появилась информация об увеличении случаев таких приступов, что связывают с массовым увлечением видеоиграми. Телевизор является наиболее мощным фактором, вызывающим приступы у людей с фотосенситивной эпилепсией.
Выводы по II главе
В данной главе мы рассмотрели
вопрос о классификации средств
массовой информации и
Во втором параграфе
мы рассмотрели
Таким образом, после многочисленных и продолжительных исследований, с использованием самых разнообразных методов и приемов, степень влияния СМИ на агрессивное поведение детей ещё не в полной мере выяснена. Более того, исследования эти носят фрагментарный (а иногда и отнюдь не научный), бессистемный характер. Однако, отдельные аргументы и факты говорят в ползу того, что СМИ, безусловно влияют на психику человека, в частности, провоцируют его агрессивное поведение (особенно это заметно на примере детей дошкольного возраста).
Глава III
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОБЛЕМЕ НЕГАТИВНОГО
ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
НА ПРОЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ
АГРЕССИВНОСТИ СТАРШИХ
§1. Ход выполнения экспериментальной работы
Цель констатирующего эксперимента: выявление зависимости влияния средств массовой информации на проявление уровня агрессивности старших дошкольников.
Эмпирическая база исследования: подготовительная к школе группа ДОУ № 11 г. Твери. Эксперимент проводился в период с декабря по март месяц 2006 г. В эксперименте участвовало 14 детей (10 мальчиков и 4 девочки) в возрасте 6-6,5 лет:
Таблица
1
Контингент испытуемых
№ |
Ф.И. ребёнка |
1. |
Костя А. |
2. |
Аня Б. |
3. |
Рустам Г. |
4. |
Дима Г. |
5. |
Артём К. |
6. |
Катя Л. |
7. |
Коля Л. |
8. |
Антон М. |
9. |
Никита П. |
10. |
Феликс П. |
11. |
Кирилл Р. |
12. |
Лера С. |
13. |
Аня С. |
14. |
Герман Х. |
В эксперименте нами были
Краткое описание диагностик
1. Анкета для родителей Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.
Инструкция. Родителям предлагается
ответить на 20 вопросов-утверждений.
Положительный ответ на каждое
предложенное утверждение
Шкала оценок результатов:
2. Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор» (авторская разработка В.Д. Пурина).
Возраст испытуемых – 6-7 лет.
Испытатель (психолог или
воспитатель) в форме беседы
проводит в индивидуальном
Шкала оценки результатов:
3. Структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем (методика диагностики агрессивного поведения детей Лаврентьевой Г.П.)
Цель: выявить склонность к
агрессивному поведению у
Оборудование: карта наблюдений, включающая 18 фрагментов - фиксированных форм поведения, в данном случае агрессивного (испытатель в течении учебного занятия в ДОУ наблюдает за ребёнком и фиксирует результаты по его окончании).
Инструкция. В ответах следует лишь проставить «+» (что означает ДА, присутствуют); или «-» (что означает НЕТ, отсутствуют).
Каждый «+» соответствует 1 баллу (ответ «-» соответствует 0 баллов). Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).
4. Методика “Рисунок несуществующего животного” (автор - Колосова С.Л.)
Цель: оценить уровень агрессивного поведения ребенка.
Инструкция: “Дети, придумайте и нарисуйте животное, которого в природе не существует, и которого Вы не видели ни в книжках, ни в мультфильмах. Вы его нарисуйте и назовите несуществующим именем!”
Оборудование: простой карандаш средней твердости; стандартный белый лист бумаги, но не глянцевой. Ручки и фломастеры использовать нельзя.
Таблица 2
Симптомокомплексы теста для оценки агрессивности детей
Симпто-комплекс |
Симптом |
Балл |
1 |
Сильная, уверенная линия рисунка |
0,1 |
2 |
Неаккуратность рисунка |
0,1 |
3 |
Большое количество острых углов |
0,1 |
4 |
Верхнее размещение углов |
0,1 |
5 |
Крупное изображение |
0,1 |
6 |
Голова обращена вправо или анфас |
0,1 |
7 |
Хвост поднят вверх, пышный |
0,1 |
8 |
Угрожающее выражение |
0,1 |
9 |
Угрожающая поза |
0,1 |
10 |
Наличие орудий нападения (зубы, рога, когти) |
0,1 |
11 |
Хищник |
0,1 |
12 |
Вожак или одинокий |
0,1 |
13 |
При нападении дерется традиционным способом |
0,1 |
14 |
Ночное животное |
0,1 |
15 |
Другие признаки |
0,1 |
На основании анализа каждого рисунка подсчитывается итоговая сумма балов и делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).
Шкала оценок результатов:
§2. Анализ результатов исследования
Каждая из обозначенных
выше методик имеет шкалу
1) Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.: 14% детей имеют слабый уровень агрессивности, 30% средний, 42% высокий и 14% повышенный уровень агрессивности (см. таблицу 3 и Рис.1):
№ |
Ф.И.О. родителей |
Ф.И. ребёнка |
Кол-во баллов |
Уровень агрессивности | |||
Слабый |
Средний |
Высокий |
Повышенный | ||||
1. |
Антонова Я.В. |
Костя А. |
5 |
||||
2. |
Белов В.В. |
Аня Б. |
11 |
||||
3. |
Годжаев Э.Г. |
Рустам Г. |
13 |
||||
4. |
Ларионова Е.Г. |
Дима Г. |
13 |
||||
5. |
Конюшок А.А. |
Артём К. |
16 |
||||
6. |
Лавская И.В. |
Катя Л. |
7 |
||||
7. |
Лашкова С.М. |
Коля Л. |
10 |
||||
8. |
Морозов А.А. |
Антон М. |
17 |
||||
9. |
Полонникова Л.В. |
Никита П. |
10 |
||||
10. |
Полонникова Л.В. |
Феликс П. |
11 |
||||
11. |
Ротай И.И. |
Кирилл Р. |
5 |
||||
12. |
Смирнова А.В. |
Лера С. |
11 |
||||
13. |
Спиридонова Ю.А. |
Аня С. |
13 |
||||
14. |
Хрусталёва Ю.О. |
Герман Х. |
7 |
||||
ИТОГО: |
2 ребёнка 14% |
4 ребёнка 30% |
6 детей 42% |
2 ребёнка 14% |