Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 17:36, курсовая работа
Цель исследования: выявление зависимости влияния средств массовой информации на проявление уровня агрессивности старших дошкольников.
Задачи исследования:
Провести теоретический анализ сущности и типологии детской агрессивности;
Рассмотреть классификацию средств массовой информации и представить её характерологический анализ;
Подобрать диагностический инструментарий;
Провести экспериментальные исследования по теме исследования;
Разработать рекомендации для родителей и воспитателей ДОУ.
Введение…………………………………………………………………………..3
Тезаурус……………………………………………………………………………6
Глава I. ДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ: ГЕНЕЗ И ОНТОГЕНЕЗ
§1. Важнейшие концепции феномена детской агрессивности………………11
§2. Возрастные психологические особенности ребёнка шести семи лет………….21
Глава II. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
§1. Социальные аспекты, классификация средств массовой информации……………………………………………………………………..26
§2. Психологические аспекты средств массовой информации на примере телеинформации ..........33
Заключение……………………………………………………………………….63
Рекомендации для родителей…………..……………………………………….65
Список литературы……………………………………………………………....68
Приложения
5) рекламно - справочная, связанная с удовлетворением утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т.д. и т.п.);
6) рекреативная (развлечения, досуга, снятия напряжения, получение удовольствия).
Отличительные черты СМИ – это:
1) публичность, т.е.
2) наличие специальных
3) непостоянный объем аудитории, меняющейся в зависимости от проявленного интереса к той или иной передаче, сообщению или статье [42, с.79].
Возможность наглядно
– образного восприятия, а как
следствие и более сильного
эмоционального влияния на
Под телевидением (телевидение от греч. «вдаль», «далеко» и «видение») понимается: 1) собирательное название ряда областей науки и техники, связанных с передачей и изображения и звука на расстояние; 2) средство массовой аудиовизуальной коммуникации; 3) вид искусства [31,с56].
Благодаря возможностям
приобщения огромной аудитории
к одновременному восприятию
информации телевидение стало
колоссальной силой, важным
Основными жанрами телевидения являются:
- репортаж (политический, спортивный, сенсационный и т. д.);
- информационные программа;
- аналитические программы;
- развлекательные программы (в т.ч. концерты, шоу);
- кино, сериалы, анимация;
- образовательные и научно-
- игровые программы и др.
Человек XX-XXI века живет в медиатизированном пространстве, которое составляет его новую среду обитания, реальность современной культуры. Средства массовой коммуникации, новые технологии — (мультимедиа, аудиовизуальные средства коммуникации, синтезаторы и пр.) проникли во все сферы жизни. Медиа стали основным средством производства современной массовой культуры.
Видеокультура представляет
собой сложную информационную структуру,
включающую в себя различные формы телевизионных
и видеотехнологий (антенное, кабельное
и спутниковое телевидение, видеофильмы,
видеоигры и т.д.), а также некоторые виды
современного искусства, основанные на
применении телевизионных технологий.
Все формы видеокультуры играют важную
роль в социализации и формировании ценностных
структур человека. Общепризнанным является
тот факт, что в большинстве стран мира
телевидение занимает первое место среди
всех остальных СМИ, поэтому мы и обратимся
именно к телевидению как к репрезентативной
модели современного медиа, и проанализируем
некоторые его особенности, наиболее тесно
связанные с формированием эстетических
представлений и ценностей.
В отечественной научной литературе
данная проблема, по нашему мнению, разработана
явно недостаточно, что во многом связано
со сменой культурной парадигмы. В то же
время, в зарубежной научной литературе
эта проблема освещена гораздо полнее,
ей посвящены специальные научные издания.
Тем не менее, в 70-80 гг. прошлого века появился
ряд фундаментальных исследований, посвященных
анализу взаимосвязи культуры и СМИ, которое
рассматривают последние расширительно,
в их различных аспектах (технических,
художественных и т.д.)
Современными западными
исследователями телевидения
1. Способ организации звуков и образов.
2. Природа телевидения как
мощного экономического и
3. Взаимоотношение между человеком и мирами, проецируемыми на экране [42].
Пресыщение информацией
стало одним из важнейших
С первых лет своей жизни
он попадает в информационное поле, создаваемое
сетью массовых коммуникаций. Однако возникает
проблема взаимовлияния информационной
среды (в частности видеокультуры как
ее важнейшего компонента) и структуры
ценностных ориентаций подрастающего
поколения как социального агента. Данное
отношение среды и субъекта имеет противоречивый
характер, что объясняется сложнокомпонентной
структурой его составляющих. Так, с одной
стороны, коммерциализация видеокультуры
приводит к преобладанию насилия.
С другой стороны, появляется множество образовательных программ, видеоматериалов,
компьютерных, развивающих игр и программ,
оказывающих помощь как в образовании,
воспитании, так и в расширении кругозора,
открывая совершенно новые горизонты
знания. Видеокультура обладает мощным
потенциалом знакомства с другими культурами
и жизненными стилями, отличными от собственных,
обладающих непривычными эстетическими
характеристиками. На смену "авторитарности”
в этом аспекте пришла подвижная множественность
развивающих/образовательных программ
коммерческого телевидения [19].
Однако в последние
годы передачи ТВ структурирова
Если ранее существовал
четкий образ-модель ребёнка, подростка,
на который ориентировалась вся структура
масс медиа, то с потерей идентичности
исчезает и образ "идеального потребителя
продукции видеокультуры”, совершенно
необходимый для функционирования технологической
системы массовой коммуникации (к примеру,
необходимо знать, во сколько современный
ребенок ложится спать, чтобы определить
время показа передачи “Спокойной ночи,
малыши”). Только при создании адекватной
воспитательной модели возможен выход
из этого кризиса. Исчезновение
«железного занавеса», «шоковая терапия»
в экономике, т.н. «сексуальная революция»
привели к серьезнейшим последствиям
и для отечественной культуры в целом
и для видеокультуры в частности. Разрыв преемственности
поколений и дезориентированность,
разлом привычных социальных связей приводит
к трансформации имиджа насилия
как наиболее эффективного социального
инструмента в способ достижения реальной
жизненной цели.
В развитых странах
Запада, послуживших моделью для
наших отечественных масс-
Статистика телевизионных
программ свидетельствует:
Влияние телевидения
на многие аспекты
Интересно отметить, что такое "всеприсутствие” телевидения в повседневности приводит к тому, что его звуковой ряд доминирует над каналами коммуникации. Интересен, в связи с этим, такой парадокс: чаще всего наше отношение с телевидением — это отношение слушателя, а не зрителя. Многие исследователи телевидения, занимающие в отношении его критическую позицию, отмечают, что само по себе оно не обладает высоким эстетическим потенциалом. Однако такое отрицание эстетического потенциала телевидения не учитывает той специфической эстетики, которая в корне отличается от традиционной и требует новых исследовательских подходов.
Таким образом, чтобы не превратить ребёнка в придаток техники (в частности телевизионной), необходима четкая позиция со стороны государства и семьи как в отношении контроля над средствами массовой информации и коммуникации, так и в отношении оптимального использования их потенциала для воспитания полноценного поколения.
§2. Психологические аспекты
Вполне естественно,
что социальные аспекты,
Широкое распространение
видео и телепрограмм с
Одни ученые считают
[11, с.39], что в видеофильмах ребенок бес
В рамках теории социального научения [10, с.121], существуют противоположные данные, которые свидетельствуют о том, что переживания, вызываемые пассивным наблюдением агрессии и насилия, происходящих как на экране, так и в реальной жизни, ведут не к катарсическому эффекту, как предполагает теория влечения [10, с.123], а, наоборот, к возбуждению агрессии. Это мнение опирается на данные о том, что наблюдатель (особенно если это ребенок) проявляет тенденцию совершать те же самые действия, как и лицо, за которым он наблюдает. В частности указывается [10, с.127], что простое ожидание или сам просмотр сцен насилия по телевидению и в фильмах может увеличивать степень агрессивности. Было, в частности, установлено [10, с.135], что зрители с высоким уровнем агрессивности в большей степени интересуются видео насилием, в то время как мало агрессивные поверхностно просматривают такие фильмы и не концентрируются на сценах насилия.
Кроме того, дети из семей, использующих различные способы социального подкрепления, по-разному воспринимают телепередачи агрессивного содержания. Дети, которые в семье чаще подвергаются наказаниям, во-первых, вообще больше смотрят телевизионные передачи, во-вторых, в качестве любимых передач они отмечают большое количество программ, в которых присутствует насилие, а в качестве любимых героев – телегероев, проявляющих враждебность и агрессию [51, с.38].
В этой области
различные психологи проводили
различные исследования [10, с.122]. Первые
исследования, посвященные влиянию
телевизионных и