4.
Судя по конкретным результатам исследования,
проведённого среди детей подготовительной
к школе группы ДОУ №11 г.Твери, наша первоначальная
гипотеза о том, что в современных
социоусловиях проявление уровня агрессивности
ребёнка-дошкольника во многом зависит
от воспринимаемой им массовой информации
(в частности, телеинформации) получила
своё экспериментальное подтверждение.
Проанализировав результаты исследования
(которое отражает только в
некоторой степени реальную картину
проникновения в сознание и
самосознание малышей виртуальной
агрессивности, провоцируя, тем самым,
реальное её проявление через
поступки, поведение, наконец, через,
образ мыслей), мы считаем своим
долгом дать соответствующие
рекомендации для родителей.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
(ПРИМЕЧАНИЕ: знакомство с данными
рекомендациями наиболее целесообразно
делать на тематическом родительском
собрании, в форме беседы или занятия родительского
лектория)
Несмотря на демократизацию жизни
в нашей стране (которую многие
интерпретируют как вседозволенность),
на свободу выбора, в том числе
и ребёнка, родителям необходимо
помнить и неукоснительно выполнять
следующие ТРЕБОВАНИЯ.
1. В отсутствии цензуры как таковой (как
политико–нравственной системы) каждый
человек, тем не менее, а в особенности
родители, должен руководствоваться
адекватными нормами в отношении воспитания
ребёнка, формирования его как личности и как гражданина.
- Согласно социальным нормам («правила, в соответствии с которыми в данном обществе строятся взаимоотношения и поведение людей») любые социальные явления, воздействующие на личность как элемент общества, должны отвечать прежде всего идеалам гуманизма: справедливости, долгу, чести, добродетели и пр.
- К сожалению, ни на государственном, ни на семейном уровне не регламентировано, сколько и что смотреть ребёнку по телевизору. В связи с этим вступают в силу нормы моральные («одна из наиболее простых форм нравственного требования; выступает в двояком виде – как элемент моральных отношений и как форма морального сознания»), которые составляют основу педагогической культуры родителя, систему его воспитательных ценностей, которая в идеале и должна составлять ядро гуманизма.
Социальный опыт (в т.ч.
научные исследования, посвящённые «телезависимости»
детей и подростков, мнения выдающихся
педагогов и психологов, медиков и юристов
и пр.) подсказывает, что:
а) Продолжительность
пребывания ребёнка-дошкольника
у телевизора должна находиться
в чёткой взаимосвязи с его
эмоциональным складом, интеллектуальными
возможностями, физическими данными
и т.п. Большинство учёных (медики,
педагоги, психологи) определяют верхний
порог утомляемости дошкольника в
этом аспекте как два часа. В случае
перегрузки психическое и даже физическое
здоровье ребёнка находится под прямой
угрозой к негативному (а порой и необратимому!)
развитию. Поэтому нужно ограничивать
телепросмотр для малышей под разными
предлогами (этического или же физиологического
свойства).
б) Основными методами
регуляции процесса визуализации телепрограмм
для ребёнка-дошкольника могут быть:
- беседы с воспитателями ДОУ и детскими психологами (о пользе и вреде тех или иных передач, подражания тем или иным героям и пр.);
- личные и общественные примеры
(с показом прежде всего позитивных и негативных моментов, прекрасного и безобразного, доброго и злого и пр.);
- игры (желательно т.н. дидактические, т.е. одновременно развивающего и воспитывающего характера);
- образовательные программы (в т.ч. и телевизионные, и компьютерные).
2. Постепенно ребёнок должен овладевать
необходимыми знаниями, связанными с телевидением
на уровне привычек (причем, привычек хороших, сообразных
адекватному восприятию действительности
и виртуального мира, познаваемого через
экран телевизора или монитора компьютера,
что иногда равнозначно). В этой связи,
Вам необходимо повышать свой культурный
уровень. Для решения этой непростой проблемы
целесообразно самим тщательным образом
просматривать телепрограммы и выбирать
из них те, которые доступны Вашим детям
как в плане интеллектуальном, так и эмоциональном.
Но с тем расчётом, что после просмотра
каждого конкретного телематериала сознание
и психика ребёнка подвергается некоторой
трансформации (преображению). Вопрос
лишь в том, в какую сторону будет направлена
эта информация. Например, в случае «передозировки»
программ, связанных со сценами насилия,
жестокости и агрессивности, эта трансформация
будет носить явно негативный характер.
Необходимо постоянно помнить, что в неокрепшей
личности ребёнка некоторые процессы,
увы, необратимы.
3. Очень важно добиться взаимопонимания
и согласия с Вашим ребёнком в отношении
конкретных установок (что смотреть, когда
смотреть, сколько смотреть) между отдельными
членами Вашей семьи (чтобы не получилась,
образно говоря, схема «лебедь,
рак и щука»). Ребёнку очень важно видеть
цель воспитания через поведение самих
взрослых и в первую очередь ближайшего
окружения (мама, папа).
В любом случае ребёнок
соизмеряет свои наблюдения, мнения,
идеи со взрослыми людьми (подражание). Таким образом,
через подражание развивается и самостоятельные
элементы в личности и психике ребёнка,
что ведёт, в конечном счёте, к его собственной
«продукции», к положительным эмоциям
и образам, а в итоге - и смыслу жизни.
4. Отцу или матери необходимо периодически
знакомиться не только с беллетристикой
(т.е. литературным изданиям т.н. бытового
уровня) по проблеме агрессивного воздействия
масс-медиа на самосознание ребёнка, но
и следить за новинками научной литературы. В
частности, этого можно добиться через
постоянные тесные контакты с воспитателем, достаточно
эрудированным в данной области (консультации,
родительские собрания, презентации и
пр.), а также через постоянное посещение
специальных занятий, консультаций и лекториев,
проводимых ДОУ.
Список литературы
- Аверин В.А. Психология детей и подростков. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. — 520 с.
- Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / под ред. Н.М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2004 – 336 с.
- Айхорн А. Трудный подросток. - М.: Академия, 2001. — 336 с.
- Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния и семейных отношений. – М.: Просвещение, 1999.- 202 с.
- Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. — М.: Владос, 2001. — 512 с.
- Бондаренко Е.А. Диалог с экраном. - М.: SVR-Аргус, 1994. - 96 с.
- Бондаренко Е.А. Экскурсия в мир экрана. Учебное пособие для среднего и старшего школьного возраста. - М.: SVR-Аргус, 1994. - 64 с.
- Бориснев С.В. Социология коммуникации. - М., 2003.
- Буданцев Ю.П. Социология массовой коммуникации.- М., 1995.
- Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. — СПб.: Питер, 1997. — 336 с.
- Бюттер К. Жить с агрессивными детьми. — М.: Просвещение, 1997. — 122 с.
- Влияние средств массовой коммуникации на интересы детей. - М.: Изд-во Академии педагогических наук СССР,
1989. - 116 с.
- Воспитательные функции средств массовой коммуникации: Сб.научн.тр./Отв.ред. В.С. Хелемендик, Л.С. Школьник. – М.:изд. АПНСССР, 1990. – 90 с.
- Детская практическая психология: Учебник / Под ред. Проф.Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2004. – 255 с.
- Дроздов О. Ю. Агрессивное телевидение: социально – психологический анализ феномена // СоцИс. - №8/2001.
- 62-68 с.
- Дроздов О. Ю. Массовая коммуникация как фактор агрессивного поведения // Вестник Харьковского университета. Серия «Психология». №483/2000. - с.51
- Детская психология / В.С. Мухина.-2 изд.-М.: Апрель Пресс: ЭКСМО ПРЕСС, 2000.-352с.
- Интернет в гуманитарном образовании/ Под. ред. Е.С.Полат. – М.: Владос, 2001. – 272 с.
- Киященко Н.И. Современные концепции эстетического воспитания. – М.: ИФРАН, 1998, - 204 с.
- Колосова С.Л. Детская агрессия. – СПб.: Питер, 2004,
- 224 с.
- Лалаянц И. Энергия агрессивности.// Семья и школа. — №6/1995. — С.20-21.
- Левитов Н.Д. Психические состояния агрессии // Вопросы психологии - №6/1967. – с.18-21
- Лешли Дж. Как работать с маленькими детьми. – М.:Педагогика., 1991. – С. 25-37.
- Лоренц К. Агрессия (так называемое “зло”). — М.: Арко, 1994. —269 с.
- Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер,
1997, 617с.
- Медиаобразование/Под ред. Л.С. Зазнобиной.- М.: МИПКРО, 1996.-
80 с.
- Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. - СПб, 1996. – 196 с.
- Можгинский Ю.Б. Агрессия: эмоциональный и кризисный механизм. – СПб.: Питер, 1999. – 204 с.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика:Учеб.для студ.пед.вузов / Под ред.В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 184 с.
- Музрукова Т.Г., Нечаева И.В. Краткий словарь иностранных слов.-М.: Рус.яз., 1995.395с.
- Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. – М.: Аванти плюс, 2004. – 428 с.
- Науменко Т.В. Социология массовой коммуникации. – СПб.: Питер, 2005. – 288 с.
- Новикова А.А. Медиаобразование в России и Европе в контексте глобализации. – Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. – 168 с.
- Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Кн. 1, 2004. — 687 с.
- Овчарова Р.В. Технологии практического психолога. Учебное пособие для студентов Вузов и практических работников. – М.: ТЦ Сфера при участии «Юрайт-М»,
2001. – 448 с.
- Паренс Г. Агрессия наших детей. — М.: Юнити, 1997. — 125 с.
- Паренти М. Media. – М.:Юнити, 1992.- 120 с.
- Проблемы медиапсихологии/Сост. Е.Е.Пронина. – М., 2002.
- Психология человеческой агрессивности./ Под ред.К.В. Сельченок. — М., 1999. — 656 с.
- Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль.// Вопросы психологии. — №5/6/1992. — С.35-40.
- Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии.// Вопросы психологии. — № 1/1991. — С. 81-88.
- Сила телевидения. Обзор семинара // ПОЛИС.- № 6/1994
- с. 20-26
- Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. — М.: Академия, 2001. — 336 с.
- Усов Ю.Н. Основы экранной культуры. - М.: Новая школа, 1993. - 90 с.
- Усов Ю.Н. Рекомендации по использованию киноискусства в учебно-воспитательном процессе. – SvR – Аргус, 1995. – 223 с.
- Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. – М., 1996.
- Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. – М.: Аспект Пресс, 2002. - 238 с.
- Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. – СПб.: Питер. 2004.
- 397 с.
- Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М.: Наука, 1991. – 455 с.
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1990. – 446 с.
- Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Минск.:Литера., 1996. – 296 с.
- Хилько Н.Ф. Социокультурные аспекты экранного медиатворчества. – М.: Изд-во Российского ин-та культурологии, 2004. – 96 с.
- Цехместренко Т. А. У теленяньки дитя без друга // Психология. №2/2006. – с.27-28
- Шариков А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. - М.: Изд-во Академии педагогических наук СССР, 1990.
- 66 с.
- Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. М.: Социальные отношения. Перспектива,
2003. – 248 с.
- Шарков Ф.И., Родионов А.А. Социология массовой коммуникации. – М.: Социальные отношения, 2003.
- Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. – М.: Мысль, 1973. – 213 с.
- Шкондин М.В. Средства массовой информации: системные характеристики. – М., 1995.
П Р И Л О Ж Е Н И
Я
Приложение 1
Анкета для родителей
ИНСТРУКЦИЯ: «Уважаемые родители,
пожалуйста, ответьте на несколько
вопросов, касающихся поведения Вашего
ребенка!»
- Временами кажется, что в него вселился злой дух.
Да__________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
- Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно
старается отплатить тем же.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
4.Иногда ему без всякой причины
хочется выругаться.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
5. Бывает, что он с удовольствием
ломает игрушки, что-то разбивает,
потрошит.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
6.Иногда он так настаивает
на чем-то, что окружающие теряют
терпение.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
7. Он не прочь подразнить животных.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
8. Переспорить его трудно.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
9. Очень сердится, когда ему кажется,
что кто-то над ним подшучивает.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
10. Иногда у него вспыхивает
желание сделать что-то плохое,
шокирующее окружающих.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
11. В ответ на обычные распоряжения
стремится сделать все наоборот.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
12. Часто не по возрасту ворчлив.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
13. Воспринимает себя как самостоятельного
и решительного.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
14. Любит быть первым, командовать,
подчинять себе других.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
15. Неудачи вызывают у него
сильное раздражение, желание
найти виноватых.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
16. Легко ссорится, вступает в
драку.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
17. Старается общаться с младшими и физически
более слабыми.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.
Да_________________________________________________________
Нет________________________________________________________
19. Не считается со сверстниками, не уступает,
не делится.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
20. Уверен, что любое задание выполнит
лучше всех.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________
Приложение 2
Беседа с детьми на тему:
«Я и телевизор»
(авторская разработка
В.Д. Пурина)
УТВЕРЖДЕНИЯ:
- Тебе предложили на выбор посмотреть по телевизору:
а) Мультфильм «Вини Пух в гостях
у кролика»;
б) Мультфильм «Человек – Паук»;
в) Мультфильм «Дикая семейка Торнберри»;
г) свой вариант.
2) Какую взрослую передачу
по телевизору ты смотришь
с большим удовольствием:
а) «В мире животных»;