Влияние СМИ на представление молодёжи о распределении семейных ролей

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 13:23, реферат

Краткое описание

Семья играет огромную роль, как в жизни отдельной личности, так и всего общества. Значение семьи иллюстрируется хотя бы тем фактом, что подавляющее число людей живет в семье. Современная семья и ее проблемы служат объектом исследования ряда наук – психологии, педагогики, социологии, демографии, экономики. Специалисты изучают динамику эмоциональных отношений в браке, причины одиночества в семье и ее распада, особенности семейного воспитания. Проблему представлений о семейных ролях интересовала таких исследователей, как Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкис , которые одними из первых заговорили о семейных ролях и о последствии их несовпадений; И. С. Ковалев говорил о ролях и рассматривал их в контексте семьи. Наше исследование посвящено тем факторам, которые влияют на формирование представлений о семейных ролях. Роль- это поведение, которое ожидается от индивида другими в ходе выполнения определенных функций и на таком- то месте и при таких обстоятельствах могут возникнуть несовпадение ролевых ожиданий.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретический аспект исследования проблемы распределения семейных ролей
Понятие семейные роли в социальной психологии………………
Историко-культурные представления о распределении семейных ролей…………

Выводы по первой главе……………………

Глава 2. Особенности влияния СМИ на распределение семейных ролей

2.1. Понятие СМИ, его виды и сущность………………………………..

2.2. Изучение влияния СМИ на представление молодёжи о распределении семейных ролей…………………………………………………

Выводы по второй главе………..

Заключение…………………

Список литературы……………….

Приложение………………

Файлы: 1 файл

Курсовая Работа.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

     Со  стороны мужа, преданность матери своих детей, экономическая безопасность и защита семьи, поддержание семейной власти и контроля и принятия основных решений. 

     Товарищеские  роли:

     Со  стороны жены, сохранение внешней  привлекательности, обеспечение моральной  поддержки и сексуального удовлетворения, поддержание полезных  для мужа социальных контактов.

     Со  стороны мужа- восхищение женой и  рыцарского отношения к ней , ответной романтической любви и нежности.

     Роли  партнеров:

     И от жены, и от мужа требуют экономического вклада в семью в соответствии с заработком, общей ответственности за детей, участие в домашней работе.

Важно отметить, что роли могут не совпадать. Они могут быть сложно- смешанными, степень совпадения или несовпадения наших многочисленных, реализуемых  ролях представлений- первый существенный момент, определяющий характер семейных отношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Историко-культурные представления о распределении семейных ролей 

Представления о распределении семейных ролей  складывались на протяжении всей истории  человечества. Но в разных культурах мира, эти представления имеют свою, культурную окраску. Например, в христианской культуре, представления о семейных ролях и ценностях были следующие:

муж есть глава своей жены, это преимущество усваивает ему сам Бог, даровавший мужскому полу преимущественные силы в самой природе его. Это преимущество Бог утвердил и особым законом, когда изрёк суд свой первосозданной жене: "…и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою". Апостол учит: "Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава - муж. Поэтому и муж должен удерживать за собою преимущества, свойственные ему, как главе, управляющим членами семейства. Поэтому в попечении и благосостоянии семейства мужу особенно принадлежат те занятия и труды, которые требуют больших сил, физических или нравственных. Муж, как глава жены, должен благоразумно руководить ею во всех обстоятельствах жизни, требующих его помощи: с христианскою кротостью замечать и исправлять её недостатки и предусмотрительно заботиться о нуждах её.  
     Но при этом муж должен обращаться со своею женою всегда почтительно, с приличным уважением, а не как с рабою. Этого требует Богом установленное отношение мужа и жены, как членов одного тела. Муж, как глава семейства, преимущественно обязан заботиться о благоустройстве и благосостоянии дома. Его долг смотреть за порядком во всех частях семейного общества; иметь в виду не только настоящее его состояние, но, сколько прилично христианину, прилагать предусмотрительное попечение и о будущем. Земледелец осенью бросает семена в землю, чтобы получить жатву на будущее лето. Так поступает и благопопечительный отец семейства: чего хочет достигнуть в будущем, тому полагает начало в настоящем.  
     Жена должна всегда оказывать своему мужу нелицемерное почтение, как главе семейства. Эту обязанность внушает ей Бог и законом природы, создав её слабейшею в сравнении с мужем и, назначив ей быть помощницею мужа. Пусть иногда жена и превосходит мужа естественными или нравственными качествами, образованием и опытностью: но и в таком случае, она не имеет права выходить из своих пределов, установленных законом Божиим, а должна всегда свято сохранять в душе и показывать на деле приличное уважение к мужу. Благоразумие и любовь жены к мужу, её искренняя попечительность о мире и спокойствии семейного общества, укажут способ, как может она правильно употреблять свои преимущества, не нарушая, но во всей точности, исполняя долг почтительности к своему мужу.  
     Жена, для соблюдения законного отношения к мужу, во всех действиях своих должна оказывать ему повиновение, как своему главе и господину дома. Иначе в семейном обществе не будет желаемого благоустройства, порядка и мира. Жена, как верная помощница своего мужа, должна во всех случаях семейной жизни стараться оказывать помощь своему мужу, заботясь об общем семейном благе. Мужа, обремененного тяжёлыми трудами, она должна, как искренняя подруга, стараться успокаивать и утешать всеми возможными мерами предусмотрительного благоразумия и любви.  
     Жена, как мать семейства, преимущественно обязана иметь попечение о внутреннем благоустройстве дома, заботиться о порядке домашних дел, своим благоразумием сберегать приобретаемое трудами мужа, смотреть не только за детьми, но и за домашними, удалять всё вредное для семейства и, по возможности, приводить всё в лучший порядок и благоустройство.  
     Жена, как мать семейства, должна особенным усердием заботиться о поддержании и возвышении духа благочестия и добрых нравов в недрах семейства. Она, как несвязанная общественными должностями и менее обременённая внешними делами, пребывая в кругу семейства, более иметь удобства прилагать попечение о нравственном состоянии дома, питать благочестие и христианские добродетели в членах домашней церкви. Это святое упражнение послужит для жены наилучшим пособием в исполнении других её обязанностей; оградить её от соблазнов и искушений; утвердить добрый нрав её, и будет обильным источником христианских добродетелей и истинным украшением её нравственного достоинства.
 

Если  мы "окунёмся", в мир ведической культуры, то мы увидим следующее: согласно ведической концепции, мы имеем определенный тип сознания. Тип сознания мужчины отличается от сознания женщины. Понимая эту разницу, человек может без труда наладить правильные отношения, если он знает свои обязанности и знает, в чем заключается эта разница.Прежде всего, надо понять, что мужчина – это активное начало, а женщина – начало пассивное. Мужчина склонен к тому, чтобы заниматься активной деятельностью, а женщина склонна поддерживать чью-то деятельность. Мы видим, что женщины часто бывают секретаршами, или если они даже занимают какие-то руководящие посты, то все равно у них есть человек, с которым они советуются во всем. Другими словами, женщина склонна помогать, мужчина по своей природе склонен лидировать, и в соответствии с этим существует определенная разница в отношениях. Женщина тоже может быть лидером, но она должна вести себя так, как будто она занимает подчиненное положение. Таким образом, она добивается успеха. Но если женщина будет вести себя с мужчинами по-другому, то в этом случае ей будет тяжело общаться с ними. Такова природа мужского ума. 

В культуре ислама, можно наблюдать следующую картину: мусульманам предписано строить семью на основе взаимного согласия и любви. Мусульманский брак – это договор между мужчиной и женщиной, согласно которому они начинают совместную жизнь, проявляя по отношению друг к другу взаимную любовь, доверие, содействие, понимание. Семья для человека должна быть источником радости, спокойствия, наслаждения жизнью. 
"Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих". (Коран)  
Только в семье, где правят любовь и взаимное уважение, могут сформироваться личности с высокой нравственностью, к которой призывает ислам. Поэтому семья и является ячейкой общества, тем строительным материалом, благодаря которому строится успешное общество.
 

      Самая главная радость в жизни мусульманина – это его праведная жена. Она хранит семейный очаг, заботится о своем муже и детях. В обществе жены мусульманин находит покой и утешение, он всецело полагается на нее, когда его настигают беды, несчастья, усталость. 
В исламе женщина вправе сама выбирать себе мужа. Никто не может принудить ее выйти замуж за человека, который ей не нравится. Но это не значит, что мусульманка не должна слушать советы родителей, которые накопили богатый жизненный опыт. 
Самые главные качества, по которым мусульмане выбирают себе спутника жизни, – это отношение к религиозным обязанностям и нрав человека, т.е. характер. Если выбор сделан осмысленно, основываясь на этих двух качествах, то семья будет крепкой и счастливой. 
Долг супругов состоит в рождении детей и воспитании их в духе богобоязненности и нравственности, которые являются основными принципами ислама. 
Дети, в свою очередь, должны почитать своих родителей. Вот что предписал Господь Всевышний об отношении к родителям: 
"Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: "Уф!". Не кричи на них и обращайся почтительно. Склони пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: "Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком". (Коран) 
Украшением любой семьи являются, несомненно, дети. Дети приносят нам радость. Родители возлагают большие надежды на своих детей. Это наши будущие помощники и опора в старости. Станут ли они такими – зависит от того, насколько успешно удастся нам воспитать их, сформировать их как личности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выводы  по первой главе

     Проанализировав информацию первой главы можно сделать  следующие выводы, что семья является одной из наиболее значимых сфер жизни  человека. Семейная роль, является одним из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе. Мы выяснили, что каждая из ролей внутри каждой семьи наполняется сугубо индивидуальным психическим содержанием. Роли изменчивы, могут изменяться под влиянием разных обстоятельств. В семье сложившаяся роль или вся система ролей должна удовлетворять определённым требованиям, поскольку она предназначена для выживания системы.

     Исполнение  семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представить себе, что, значит, быть мужем или женой, старшим или младшим, какого чтобы сформировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять роль главы семьи, вообще или в частности, главного распорядителя материального достояния семьи.

      В разных культурах мира, роли имеют  свою культурную окраску, они переплетаются с религиозными представлениями и очень зависят от них. Очень большое значение предаётся роли мужа, как главы семьи, активному началу. Роль жены не менее значима, она как начало пассивное, поддерживает во всём своего супругу.

      Таким образом, можно сказать, что правильное распределение ролей внутри семье, обеспечивает стабильность общества. 
 
 
 
 

      Глава 2. Особенности влияния  СМИ на распределение  семейных ролей

     2.1. Понятие СМИ, его виды и сущность

     Средства  массовой информации (СМИ)  — средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала охватывающее большую аудиторию и действующее на постоянной основе.

     С течением времени рассмотрение СМИ  как «информирующих» ушло в прошлое: в зависимости от угла рассмотрения используются эпитеты «развлекающие» и даже «формирующие» (общественное мнение). Развитие механизма обратной связи, то есть наличие формальной возможности влияния или выражения своего мнения со стороны слушателей, зрителей и читателей придаёт СМИ характер не однонаправленной коммуникации. Если рассматривать данное понятие с позиции социологии, то СМИ являются частью более широкой сферы СМК (средств массовой коммуникации).

     Три наиболее распространенных вида СМИ — радио, телевидение и пресса — имеют свои особые, причем достаточно различные функции. Радио, телевидение и пресса отвечают на три принципиально разных вопроса. Радио отвечает на вопрос «что?». Телевидение отвечает на вопрос «как?». Наконец, пресса отвечает на вопрос «почему?».

     На  протяжение всей истории человечества роль информации в развитии личности постепенно возрастала. В то же время  происходил процесс формирования пропаганды – сознательного, целенаправленного  и планомерного в распространения  разного рода идей в  обществе. Средства массовой информации занимают в развитии общества особое место. Их воздействие на человека начинается в самом раннем возрасте и продолжается всю жизнь. По сути дела в современном мире СМИ взяли на себя значительную часть функций по формированию сознания людей, воспитанию их вкусов, взглядов, привычек, предпочтений.

     В современном обществе распространение, развитие СМИ изменяет ситуацию, в  процессе которой формируются потребности, возникают интересов личности.

     Средства  массовой информации являются определенной структурой общества, распространяющейся с помощью специальной системы средств различные сообщения, сведения, идей, установки, ценности и цели общества или отдельных социальных групп.

     И.С. Кон отмечал, что средства массовой информации – чрезвычайно важный институт социализации. Социализация – это длительный процесс усвоения индивидом всей совокупности имеющихся в обществе социальных норм, ценностей и поведенческих стереотипов. В результате данного процесса Ю.Г. Волков, «…формируется его социальная личность – он становится полноценным членом общества, принимающим его нормы и ведущим себя соответственно его ожиданиям».

     Роль  и значение информационной среды  все время возрастает по мере дальнейшего  развития СМИ и массовых коммуникаций. Эта среда оказывает на человека активное влияние. Она влияет на формирование и функционирование его личности, на его духовное, интеллектуальное и психическое развитие, состояние психического здоровья. Более гармоничное развитие личности и высокий уровень психического здоровья будут обеспечены тогда, когда  человек с детства живет и развивается в условиях благоприятной, психогигиенической, облагороженной информационной среды. Неблагоприятная, «загрязненная», деструктивная информационная среда будет отрицательно влиять на личность и психическое здоровье человека по тем же закономерностям, по которым влияет на человека природная среда его обитания.

     Современные СМИ, оказывая своей деятельностью, соответствующее влияние на общество, изменяют его, воздействуют на развитие институтов социализации. Самой заметной в настоящей момент тенденцией, характеризующей социализацию современной молодежи, является снижение ее интеллектуально – образовательного, культурного и морального уровней.

     Отрицательное воздействие СМИ проявляется  в том, что:

     - у человека уменьшается время  на практическую деятельность, на  проявление внешней активности  в тех или иных сферах, на  работу над собой, что негативно  сказывается на развитии личности  в целом.

     - особенности воздействия СМИ  приводят к повышению уровня  информированности личности, но это лишь пассивное знание, тек как информация фрагмента, не систематизирована, а часто бесполезна. Информацию, отражающую взгляды и позиции тех или иных социальных групп и личностей, естественно, легче впитывать, просматривая телепередачи, видеофильмы, что не способствует выработке ориентации на самообразование, самосовершенствование, активную самостоятельную деятельность. Таким образом, СМИ угрожает ценностному, интеллектуальному миру и выработке социально – значимых качеств.

     Таким образом, можно сделать следующие выводы:

       С одной стороны, СМИ создают  благоприятные возможности для  коллективного творчества людей,  способствуют укреплению интеллектуальной  силы, способны развивать у личности  такие свойства, как солидарность, коллективизм.

     С другой стороны, они создают условия  для подавления индивидуального  творчества в человеке, для деградации здоровых интересов, нередко формируют  ориентации на пассивный отдых, бездеятельные  развлечения, то есть способствуют в  некоторых случаях ослаблению активности личности.

     Телевидение

     В связи с тем, что средства массовой коммуникации имеют публичный и  массовый характер, они должны, удовлетворяя потребности общества в целом  и различных социальных групп, вызывать интерес и у значительных массовых аудиторий, состоящих из вполне конкретных людей, которые обладают собственными желаниями, потребностями, интересами. Иными словами для того, чтобы реализовать свои социальные функции по обслуживанию интересов общества в целом и различных социальных групп, массовая коммуникация должна учитывать потребности и психологические особенности людей. В противном случае сообщения, передаваемые средствами массовой коммуникации, будут не поняты или не приняты аудиторией. Как известно, индивидуальное развитие человека и формирование его личности происходит в первую очередь в результате активного взаимодействия с окружающей средой во многом благодаря воспитанию, образованию, самообразованию. В настоящее время телевидение стало не столько неотъемлемой частью общественной и культурной жизни миллионов жителей нашей страны, сколько мощнейшим орудием влияния на сознание людей и, как следствие, воспитания подрастающего поколения. Бесспорно, что помимо положительного значения, оно оказывает негативное и воздействие на разум и чувства современных детей. На первый взгляд все выглядит вполне безобидно, да и что может быть плохого в том, что ребенок в свое свободное от уроков время посмотрит несколько развлекательных передач, фильмов и ярких мультфильмов. Однако, огромный поток информации, ежедневно обрушивающийся на детей, может  оказать негативное влияние на ребенка и на людей его окружающих,  и далеко не всегда родители, близкие люди и педагоги могут оградить его от  телевидения. Проблема влияния телевидения на воспитание и развитие подрастающего поколения много раз обсуждалась психологами, педагогами, социологами и представителями общественности, но она так и осталась неразрешенной. Формирование и нормальное функционирование в соответствие с целевым предназначением этих социальных субъектов практически невозможно или очень затруднено при отсутствии доступа к средствам массовой коммуникации. Таким образом, удовлетворяя потребности различных социальных групп, масс медиа в случае действительного выполнения ими той декларируемой роли демократического института, на которую они претендуют в обществе в качестве четвертой власти, должны реализовывать по крайней мере две основные социальные функции.

Информация о работе Влияние СМИ на представление молодёжи о распределении семейных ролей