Роль СМИ в современной политической жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 14:39, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования заключается в том, что СМИ обладают большими возможностями влияния на разум и чувства людей, на их образ мыслей, способы и критерии оценок, стиль и конкретную мотивацию политического поведения. Множество функций, выполняемых СМИ позволяет сделать вывод о наличии практически неограниченных возможностей СМИ в области политического роста информатизации общества. Вопрос влияния различных органов власти на средства массовой информации, в том числе использование различных СМИ для реализации политических целей, наиболее актуален в настоящее время.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...стр.2
Средства массовой информации………………………………….…3
Функции СМИ……………………………………………………...….4
Способы распространения информации……………………...……4
«Независимые СМИ»…………………………………………………5
Правила отбора материала в СМИ……………………………...….6
Факторы, влияющие на истолкование событий и значений СМИ……………………………………………………………………..8
Субъекты воздействия на СМИ…………………………………..…8
Контроль за СМИ…………………………………………………..….9
Роль СМИ в современной политической жизни……………...….10
Влияние СМИ на политику государства………………………….10
Взаимосвязь и взаимовлияние политики и СМИ……………….10
Основные канала и особенности политического влияния СМИ……………………………………………………………………12
Информационное манипулирование………………………………12
Общественная организация СМИ…………………………………13
Компьютерные технологии и СМИ………………………………..15
Заключение……………………………………

Файлы: 1 файл

готовая к.р. сми.docx

— 47.71 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………...стр.2

    1. Средства массовой информации………………………………….…3
    1. Функции СМИ……………………………………………………...….4
    1. Способы распространения информации……………………...……4
    2. «Независимые СМИ»…………………………………………………5
    3. Правила отбора материала в СМИ……………………………...….6
    4. Факторы, влияющие на истолкование событий и значений СМИ……………………………………………………………………..8
    5. Субъекты воздействия на СМИ…………………………………..…8
    6. Контроль за СМИ…………………………………………………..….9
    1. Роль СМИ в современной политической жизни……………...….10
    1. Влияние СМИ на политику государства………………………….10
    1. Взаимосвязь и взаимовлияние политики и СМИ……………….10
    2. Основные канала и особенности политического влияния СМИ……………………………………………………………………12
    3. Информационное манипулирование………………………………12
    4. Общественная организация СМИ…………………………………13
    5. Компьютерные технологии и СМИ………………………………..15

Заключение…………………………………………………………....16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Введение    

Информационная  функция является, пожалуй, важнейшей  функцией СМИ. Она состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. Добываемая и передаваемая масс-медиа информация включает не только беспристрастное, фотографическое освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку.     

Далеко не все распространяемые СМИ сведения (например, прогнозы погоды, развлекательные, спортивные и другие подобные сообщения) носят политический характер. К политической информации относятся те сведения, которые имеют  общественную значимость и требуют  внимания со стороны государственных  органов или оказывают на них  воздействие. На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других политических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества.    

Политические  регалии современного общества таковы, что рядовой избиратель не имеет  возможности личного контакта с  политиком или другим государственным  деятелем. Он воспринимает политика таким, каким его представляют обществу средства массовой информации.     

Актуальность  темы исследования заключается в  том, что СМИ обладают большими возможностями  влияния на разум и чувства  людей, на их образ мыслей, способы  и критерии оценок, стиль и конкретную мотивацию политического поведения. Множество функций, выполняемых СМИ позволяет сделать вывод о наличии практически неограниченных возможностей СМИ в области политического роста информатизации общества. Вопрос влияния различных органов власти на средства массовой информации, в том числе использование различных СМИ для реализации политических целей, наиболее актуален в настоящее время.    

Цель  работы – исследование деятельности СМИ различных политических структур. Рассмотрев СМИ органов власти, партийные  СМИ и СМИ общественных организаций, в работе определится степень популярности и значимости данных структур в жизни информационного общества.    

Объект  исследования –общественное мнение о  партийных СМИ, СМИ органов  власти, СМИ общественных организаций  г. Санкт-Петербурга.

  1. Средства массовой информации.

 

      В становлении гражданского общества исключительную роль играют средства  массовой информации. Средства массовой  информации (СМИ) являются одним  из важнейших институтов современного  общества. Они выполняют многообразные  функции: информируют, просвещают, рекламируют, развлекают. Очевидно, что они играют важную роль  в формировании, функционировании  и эволюции общественного сознания  в целом. Более того, восприятие  и интерпретация важнейших явлений  и событий, происходящих в стране  и в мире в целом, осуществляются  через и с помощью СМИ. Эти обстоятельства приобретают особую актуальность и значение на фоне все более растущего проникновения. СМИ в политическую сферу, их превращения в один из важнейших инструментов реализации политического процесса. Знаменательно, что в современной политологии СМИ характеризуют такими пышными титулами, как «великий арбитр», «четвертая ветвь власти» наряду с законодательной, исполнительной и судебной. Вера во всемогущество телевидения настолько велика, что иные политические деятели считают: тот, кто контролирует телевидение, контролирует всю страну. И действительно, современную политику невозможно представить без прессы, радио и телевидения. Вне всякого сомнения, в тех грандиозных переменах, которые в настоящее время переживает наша страна, не последнюю роль играют СМИ.      

Нынешние  СМИ в России – это совокупность предприятий, учреждений и организаций, занимающихся сбором, обработкой и  распространением массовой информации по каналам печатной продукции, радио, телевидения, кинематографа, звуко-  и видеозаписей.       

СМИ и связанные с ними новейшие информационные и компьютерные технологии (в том  числе и все более внедряющийся в быт россиян Интернет), используемые в политической сфере, могут способствовать расширению возможностей реального участия самых широких слоев населения в политическом процессе.      

СМИ вводят человека в мир политики, тех политических ценностей, которые  становятся господствующими с точки  зрения государственной власти. При этом сам процесс «ввода» информации направлен на формирование у различных групп граждан хотя бы минимума согласия по основным вопросам государственной политической стратегии. Являясь фактором формирования политической культуры, СМИ выступает в качестве наиболее эффективного инструмента познания человеком мира политики. Сбалансированная, объективная и полная информация о самых различных сторонах политической жизни общества является условием совершенствования политической культуры.

1.1. Функции СМИ состоят в:

-Информировании граждан;

-Содействии их политическому образованию и воспитанию, политической социализации;

-Возможности выражения, артикуляции различных общественных интересов, интегрировании субъектов политики, контроле (и критике) органов власти;

           -Мобилизации и формировании общественного мнения.

1.2. СМИ пользуются двумя основными способами распространения информации — последовательным и фрагментарным. Первый способ чаще использует пресса, последовательно и разносторонне освещая в статьях и других публикациях ту или иную политическую проблему. Второй способ (фрагментарная подача информации) особенно распространен на телевидении. Он создает для слушателей ряд трудностей. Дробление информации, придавая видимость ее разносторонности и оперативности подачи, препятствует непрофессионалам — подавляющему большинству граждан — сформировать целостную картину политических явлений или событий. Оно дает коммуникаторам дополнительные возможности манипулировать аудиторией, акцентируя ее внимание на одних сторонах события и умалчивая или затемняя другие.

Фрагментарность подачи информации в конечном счете дезориентирует слушателей, либо гасит их интерес к политике и вызывает политическую апатию, либо вынуждает их полагаться на оценки комментаторов.

Многие исследователи  фрагментарный способ подачи информации считают спецификой телевизионного жанра, следствие присущего ему  свойства, называемого “давлением визуальности”. Суть этого свойства состоит в том, что в силу своих  аудиовизуальных возможностей телевидение  ориентировано на передачу главным  образом визуализируемой, т. е. имеющей  зрительный образ информации. Поскольку  же научная и другая серьезная  информация обычно плохо совместима с экранным изображением, то она  оставляется для печатных коммуникационных средств и радио.

Такое “разделение труда” между СМИ было бы вполне допустимо  и даже целесообразно для демократического общества, если бы оно сопровождалось соответствующим перераспределением времени аудитории в пользу журналов, газет и книг. Однако общей тенденцией современного мира является растущее влияние телевидения как наиболее привлекательного средства получения политической и иной информации и относительное ослабление воздействия на население печатной продукции и радиопередач. К тому же телевидение лидирует среди других СМИ по силе убеждающего воздействия, по доверию граждан, поскольку люди обычно склонны больше верить своим глазам, чем услышанному или прочитанному

Присущее телевидению  “давление визуальности” проявляется  не только во фрагментарной подаче информации в соответствии с возможностями  ее экранизации, но и в ритуализацаи и персонализации политических сведений. Телевидение обычно предпочитает передавать информацию, которая может быть заснята телекамерой, т. е. показывать конкретные лица, предметы и т. п. Поэтому на экранах доминируют легкодоступные для телеобъектива дипломатические и иные ритуалы, официальные встречи, визиты, пресс-конференции и т. д. Абстрактные же положения, раскрывающие наиболее глубокие причины тех или иных политических явлений, не поддаются видеозаписи и, как правило, не попадают в передачи В результате такой подачи информации политика чрезмерно персонализируется, внимание зрителей концентрируется главным образом на политических лидерах, которые обычно даже не получают возможности подробно изложить свои взгляды и цели политики.

Фрагментация, ритуализация и персонализация информации уводят телевидение на путь показа внешней, поверхностной стороны политических явлений. Сущностные же взаимосвязи в этом случае не раскрыты. Без должного внимания остается сам процесс политического волеобразования и принятия решений, составляющий стержень политики.

1.3«Независимые  СМИ».      

 Очень часто в связи со средствами  массовой информации употребляется  слово «независимые». Утверждается, что одним из признаков демократического общества являются «независимые» средства массовой информации. Однако неясно, что подразумевается под словом «независимые» применительно к средствам массовой информации. За время, прошедшее после крушения коммунистического режима, средства массовой информации стали преимущественно контролировать так называемые олигархи.  Но даже если средства массовой информации будут независимы ни от государства, ни от политических партий, ни от финансовых групп, даже в этом фантастическом случае нельзя называть прессу независимой, т.к. журналисты имеют собственное мнение, оно может быть ошибочное на те или иные события - значит, он зависит от своих пристрастий, журналист может быть зависим от редактора, у которого тоже может быть своя точка зрения и, наконец, он зависим от аудитории, на которую вещает.

1.4. Правила отбора материалов в СМИ

Один из важнейших каналов политического влияния СМИ — определение тем и направлений дискуссий, концентрирующих внимание общественности и правительства. СМИ обычно сами определяют, что нужно и что не нужно выносить на суд общественности. Выбор политических тем и требований осуществляется ими не только в зависимости от пристрастий и интересов их владельцев и руководителей, но и под влиянием специфических правил, складывающихся в условиях плюрализма информации в современном рыночном обществе, в котором внимание публики — главный критерий успеха СМИ и условие выживания большинства из них.

Для того чтобы привлечь это внимание, масс-медиа при выборе тем своих публикаций и передач обычно руководствуются рядом следующих общих принципов:

— приоритетностью (действительной или мнимой) и привлекательностью темы для граждан. В соответствии с этим принципом наиболее часто сообщения СМИ касаются таких проблем, как угроза миру и безопасности граждан, терроризм, экологические и иные катастрофы и т. п.;

— неординарностью фактов. Это означает, что кризисные и другие экстремальные события: голод, войны, необычайно жестокие преступления и так далее доминируют над явлениями повседневной жизни. Этим объясняется, в частности, склонность СМИ к информации негативного характера и сенсационным фактам;

— новизной фактов. Привлечь внимание населения в большей степени способны сообщения, еще не получившие широкой известности. Это могут быть новейшие данные о результатах развития экономики или численности безработных, о полете к другим планетам, о новых политических партиях и их лидерах и т. д.;

— политическим успехом. Согласно этому принципу, в передачи и статьи в первую очередь попадают сообщения об успехах политических лидеров, партий или целых государств. Особое внимание уделяется победителям на выборах или в рейтинговых опросах. Культ звезд в политике, искусстве, спорте — типичное явление для СМИ в рыночном обществе;

— высоким общественным статусом действующих лиц. Чем выше, статус источника информации, тем значительнее считается интервью или передача, поскольку предполагается, что их популярность при прочих равных условиях прямо пропорциональна общественному положению людей, сообщающих сведения. В силу действия этого правила наиболее легкий доступ к СМИ имеют лица, занимающие высшие места в политической, военной, церковной или других иерархиях: президенты, министры обороны, первосвященники и т. д. Им посвящаются первые страницы газет и главные радио- и телепередачи.

Следование СМИ правилам, ориентированным лишь на победу в  конкурентной борьбе, обуславливает  их склонность к поверхностному освещению  политических событий в погоне за сенсациями и известностью. Широко распространенные среди них принципы отбора материалов плохо совместимы с глубокими аналитическими сообщениями  и часто препятствуют созданию информационной картины мира, более или менее  адекватной реальности.

Информация о работе Роль СМИ в современной политической жизни