Социальный портрет молодёжи

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 22:36, реферат

Краткое описание

Проблемы российской молодёжи, по своей сути, представляют собой проблемы не только современного молодого поколения, но и всего общества в целом, от решения которых зависит не только сегодняшний, но и завтрашний день нашего общества. Эти проблемы, с одной стороны взаимосвязаны и исходят из объективных процессов, протекающих в современном мире - процессов глобализации, информатизации, урбанизации и т.д.
В условиях системного кризиса современного российского общества и его основных институтов, затронувшего все сферы жизнедеятельности, институтов социализации (семьи и семейного воспитания, системы образования и воспитания, институтов труда и трудовой деятельности, армии), самого государства.

Оглавление

1. Социальная адаптация молодёжи. Факторы влияющие на социальную адаптацию молодёжи
2. Социальные и культурные позиции молодёжи

Файлы: 1 файл

Sotsialnyy_portret_molodyozhi.docx

— 18.32 Кб (Скачать)

                      Социальный  портрет молодёжи.

   Проблемы российской молодёжи, по своей сути, представляют собой проблемы не только современного молодого поколения, но и всего общества в целом, от решения которых зависит не только сегодняшний, но и завтрашний день нашего общества. Эти проблемы, с одной стороны взаимосвязаны и исходят из объективных процессов, протекающих в современном мире - процессов глобализации, информатизации, урбанизации и т.д.

С другой стороны  они имеют свою специфику, опосредованную современной российской действительностью  и проводимой в отношении молодёжи молодёжной политикой. Наиболее актуальными  проблемами для современной российской молодёжи, на мой взгляд, являются проблемы связанные с духовно-нравственной сферой бытия.  Процесс становления современной российской молодёжи происходил и протекает в условиях ломки «старых» ценностей советского периода и формирования новой системы ценностей и новых социальных отношений.

В условиях системного кризиса современного российского  общества и его основных институтов, затронувшего все сферы жизнедеятельности, институтов социализации (семьи и  семейного воспитания, системы образования  и воспитания, институтов труда и  трудовой деятельности, армии), самого государства. 

 

 

 

1.      Социальная адаптация молодёжи. Факторы влияющие на социальную адаптацию молодёжи 

 

Наблюдается тенденция  к дегуманизации и деморализации  содержания искусства, (понижения, деформация, разрушение образа человека), подмене  норм ценности высокой культуры усредненными образцами массовой потребительской  культуры, переориентации молодёжи от коллективистских духовных ценностей  к корыстно-индивидуальным ценностям. Это, а также отсутствие четко  сформулированной национальной идеи и  объединяющей идеологии, стратегии  развития консолидирующей общество, недостаточное внимание к культурному  развитию населения, противоречивость государственной молодёжной политики закономерно приводит нас к крайне негативным последствиям.

На фоне мировоззренческой  неопределенности молодёжи (отсутствия у неё мировоззренческих основ смысл ориентации и социально-культурной идентификации), коммерциализации и негативного влияния СМИ (формирующих «образ» субкультуры), непрекращающейся духовной агрессии Запада и экспансии массовой коммерческой культуры, насаждения стандартов и психологии общества потребления, происходит примитивизация смысла человеческого бытия, нравственная деградация личности и снижение ценности человеческой жизни. Идет размывание ценностных основ и традиционных форм общественной морали, ослабление и разрушение механизмов культурной преемственности, угроза сохранения самобытности отечественной культуры, снижение интереса молодежи к отечественной культуре, ее истории, традициям, к носителям национального самосознания. Указанные факторы в сочетании с процессами дифференциации и материального расслоения общества, возникшего при переходе к рыночным отношениям закономерно приводят к расширению зоны десоциализации, маргинализации и люмпенизации молодёжи (растерянности; апатии; пессимизму молодых людей; неверию их в будущее, возможности реализовать свои интересы никаким другим путем, кроме как отклоняющимся от нравственных и правовых норм). Они стимулируют асоциальные и противоправные формы самореализации молодёжи (нарастание криминальных проявлений в молодёжной среде, отчуждение от трудовой деятельности, алкоголизм, наркоманию, проституцию); развитие контркультуры в содержании молодёжной субкультуры; стремление к участию в неформальных молодёжных объединениях; усиление напряженности и агрессивности, рост экстремизма в молодёжной среде.

 

2.      Социальные и культурные позиции молодёжи 

 

Молодежная среда, в силу её возрастных, социально-психологических  и мировоззренческих особенностей остро нуждается в социокультурной идентификации, а потому в большей степени,  чем  другие социальные и возрастные группы восприимчива к трансформационным процессам, связанным с усвоением систем ценностей, норм, формирующих определённые формы поведения. Процесс социального становления молодежи, выбора ею жизненного пути и стратегий развития, осуществляется через обучение и воспитание, усвоение и преобразование опыта старших поколений. Молодость представляет собой период активного формирования устойчивой системы ценностей, становления самосознания и социального статуса личности. Ценностные ориентации, социальные нормы и установки молодёжи «определяют тип сознания, характер деятельности, специфику проблем, потребностей, интересов, ожиданий молодёжи, типичные образцы поведения» . В целом, положение молодёжи в обществе характеризуется как крайне нестабильное и противоречивое. С одной стороны она представляет собой самую мобильную, динамичную часть нашего общества; с другой стороны, в силу ограниченного характера её практической, созидательной деятельности, неполной включённости молодого человека в систему общественных отношений – самую социально неподготовленную, а значит и уязвимую её часть. В молодёжном сознании и поведении самым причудливым образом могут сочетаться противоречащие друг другу черты и качества: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира.

Она имеет гораздо большую свободу выбора профессии, образцов поведения, спутников жизни, стиля мышления, по сравнению со своим сверстниками 20-30 летней давности. Но это, как говорится, одна сторона медали.

Другая её сторона, показывает, что продолжающееся «смутное время», наиболее остро отразилась именно на молодом поколении. Наше общество стремительно стареет, идет сокращение численности молодёжи, количества молодых  семей, числа рождённых детей. Каждое новое поколение молодёжи оказывается  менее здоровым, чем предыдущее, болезни «перебрались» из старости в молодость, поставив под угрозу генофонд нации. Возросла социально-экономическая  нагрузка на рабочие места в целях  обеспечения жизни всех поколений; стремительно снижается интеллектуальный потенциал молодежи, инновационные  возможности общества. Молодежь оказалась  наиболее социально ущемлённой частью общества.

Налицо явный  конфликт между интересами молодежи и реальными возможностями социальной мобильности.

Произошла резкая дифференциация и социальная поляризация молодёжи, основанная на имущественном расслоении, социальном происхождении и собственном  социальном положении молодых людей. Обладая социальными, возрастными  и субкультурными  признаками  разных общностей, они различаются по материальным возможностям,  ценностным ориентациям, образу и стилю жизни.

Встал  вопрос о жизненных перспективах молодежи: её творческой самореализации (образовании, профессии, карьере), благосостоянии, возможности материально обеспечить свою будущую семью. Налицо проблемы занятости молодежи, ухудшения её материально-бытового положения, доступности образования. Молодёжная среда стала опасной криминогенной зоной.

Произошло резкое омоложение преступности, усиление её группового характера, рост числа «женских»  преступлений и преступлений, совершенных  несовершеннолетними. Каждое новое  поколение молодёжи в сравнении  с предыдущими поколениями по основным показателям социального  положения и развития: гораздо  менее духовно и культурно развито, более безнравственно и криминально, отдалено от знаний и образования, в меньшей степени профессионально подготовлено и ориентировано на труд.

В обществе, где  материальное благополучие и обогащение становятся приоритетными целями его  существования, соответствующим образом  формируется культура и ценностные ориентации молодых людей.

В социокультурных ценностях современной молодежи преобладают потребительские ориентации. Культ моды и потребления постепенно и поэтапно овладевает сознанием молодежи, приобретая универсальный характер. Начинает преобладать тенденция к усилению процессов стандартизации культурного потребления и досугового поведения, утвержденного пассивно-потребительским отношением к культуре.

Нельзя не отметить и подчеркнутую аполитичность молодёжи, которая трезво и без ложных надежд оценивает отношение к себе со стороны государства и общества, как безразличное и откровенно потребительское. «77% опрошенных полагает что: - «Когда нужно  они вспоминают о нас». Может быть, поэтому современное молодое  поколение замкнулось в собственном  мирке. Молодые люди поглощены внутренней проблематикой выживания в сложное  и жестокое время. Они стремятся  получить ту культуру и то образование, которые помогут выстоять и добиться успеха.» [4]. Все вышеперечисленные проблемные особенности современной молодёжной социокультурной среды однозначным образом свидетельствуют о тревожной тенденции глубокой и системной социальной деградации, соответственно портрет современной молодежи, в частности, и всего нашего общества в целом складывается весьма тревожный. Молодёжная среда чётко копирует и зеркальным образом отображает в себе все наиболее значимые процессы, происходящие в нашем обществе.

Системный кризис, в котором до сих пор пребывает  наше общество и государство, четко  и ясно не сформулировавшие национальную идею и не определившие свою стратегию  развития, привёл к потере ими  смысла собственного существования и сразу же сказался на молодёжной среде.

В ней, как и в  современном российском  обществе, в целом, однозначно, отсутствует единая устоявшаяся система и иерархия ценностей. Одновременно можно наблюдать сосуществование двух процессов: как преемственности традиционных ценностей, исторически присущих нашему обществу, так и становление, массовое распространение новых либеральных (потребительских) интересов, торжество антиценностей.


Информация о работе Социальный портрет молодёжи