Роль СМИ в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 14:48, реферат

Краткое описание

В современном обществе СМИ играют все более существенную политическую роль. Политические аспекты функционирования СМИ достаточно хорошо изучены и зарубежными, и отечественными исследователями. В частности, можно констатировать, что в демократических системах современного уровня именно СМИ играют ключевую, структурообразующую функцию. Поскольку суть современной демократической системы состоит в постоянном информационном взаимодействии одного или немногих политиков со всей совокупностью граждан того или иного государства, СМИ становятся универсальным медиатором во всех политических процессах. Именно контроль над системой массового информирования и грамотно выстроенная коммуникационная политика являются на сегодняшний день ключевым фактором успеха политического деятеля.

Файлы: 1 файл

35.doc

— 1.15 Мб (Скачать)

Государственный PR

М. Солодова

Информационная политика государства

при освещении вооружённых  конфликтов

(на примере грузино-югоосетинского и палестино-израильского конфликтов) - 2009

 

Роль СМИ  в современном мире

 

В современном обществе СМИ играют все более существенную политическую роль. Политические аспекты функционирования СМИ достаточно хорошо изучены и зарубежными, и отечественными исследователями. В частности, можно констатировать, что в демократических системах современного уровня именно СМИ играют ключевую, структурообразующую функцию. Поскольку суть современной демократической системы состоит в постоянном информационном взаимодействии одного или немногих политиков со всей совокупностью граждан того или иного государства, СМИ становятся универсальным медиатором во всех политических процессах. Именно контроль над системой массового информирования и грамотно выстроенная коммуникационная политика являются на сегодняшний день ключевым фактором успеха политического деятеля. Более того, все больший вес приобретают такие понятия, как информационная безопасность, информационная война и проч. Принимая во внимание эти тенденции, можно с достаточной уверенностью включить СМИ в число наиболее влиятельных политических акторов.

В этих условиях для эффективного функционирования взаимодействие государства и СМИ должно выходить на качественно новый уровень. Слабо скоординированная, разрозненная политика государства все в меньшей степени отражает интересы как самого государства, так и общества в целом, все более явной становится необходимость разработки единой информационной политики государства, в соответствии с которой будет выстраиваться взаимодействие государства и его отдельных институтов со СМИ, производиться государственная информация и в более общем плане формироваться стратегия и тактика государства как субъекта, функционирующего в информационном пространстве. Среди факторов, вызывающих необходимость формирования информационной политики можно назвать:

    1. усложнение структуры информационного пространства;
    2. экспансия информации в качестве экономического ресурса;
    3. социальное значение информации, необходимость интеграции всех граждан в информационное пространство страны;
    4. приоритетная роль информации и СМИ для функционирования механизмов демократического управления государством;
    5. увеличивающийся политический вес СМИ как структурообразующего элемента политического пространства;
    6. потенциальная опасность информации как угрозы
      1. личной безопасности и благосостоянию (вирусные атаки, защита информации личного характера, факты недобросовестного предпринимательства в сети Интернет);
      2. национальной безопасности (реальность информационной войны, информация как инструмент внешней политики, создания имиджа страны).

Информационная политика государства

В научной литературе представлены различные точки зрения на природу информационной политики. Например, Ю.А. Нисневич утверждает, что «информационная политика рассматривается как совокупность целей, отражающих национальные интересы в информационной сфере, стратегии, тактике, задачах государственного управления, управленческих решений и методов их реализации, разрабатываемых и реализуемых государственной властью для регулирования и совершенствования как собственно процессов информационного взаимодействия в общественно-политической жизни и социально-экономической сфере жизнедеятельности общества и государства, так и процессов обеспечения такого взаимодействия»1.

Бесспорно, СМИ является «четвёртой властью», то есть «информационной  властью», тогда государственную  информационную политику  можно  воспринимать как способность и возможность субъектов политики воздействовать на сознание, психику людей, их поведение и деятельность с помощью информации в интересах государства и гражданского общества2. Более того, «в широком смысле государственная политика - особая сфера жизнедеятельности людей (политиков, учёных, аналитиков, журналистов, слушателей и читателей и т.д.), связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы государства и гражданского общества, и направленная на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и их представителями»3.

А.И. Соловьёв рассматривает информационную политику сквозь призму специальных  действий, направленных на решение  проблем, с которыми оно сталкивается в сфере информационного обеспечения. По мнению этого учёного, государственную политику «можно определить как совокупность взаимосвязанных действий, направленных на создание условий получения гражданами информации, удовлетворяющей их базовые потребности и интересы; развитие соответствующих технических средств, обеспечивающих создание (обработку, хранение и доставку) информационных ресурсов делового, развлекательного, научно-образовательного и иного характера; предполагающих обеспечение международных контактов и структуры власти в наднациональные (глобальные) информационные процессы»4.

С.Э. Зуев в своей работе «Измерения информационного пространства (политики, технологии, возможности)»5 характеризует информационную политику как способ обращения с имеющимися информационными потоками и ресурсами со стороны различных институциональных субъектов (например, государства, или государственных органов, или отдельных организаций и учреждений, которые могут иметь свои представления и интересы при работе с информацией).

Для понимания сути государственной информационной политики необходимо четко представлять себе то место, которое государство занимает в информационном пространстве и как оно меняется в связи с распространением информационных технологий. Современную государственную информационную политику можно разделить на следующие блоки (см. рис. 1):

 

    1. информационное обеспечение функционирования самого государства как института;
    2. обеспечение эффективного функционирования важнейших отраслей информационной экономики, в частности, СМИ;
    3. обеспечение взаимодействия государства и общества (человека), в частности, распространение необходимой информации, формирование имиджа государства в обществе, информационная поддержка государственных мероприятий.

В первом случае речь идет о том, что в государстве, как и любой другой организации, большое значение имеют информационные потоки. В частности, речь идет о производстве государственной информации (нормотворчество), обеспечении необходимого уровня координации между различными элементами государства. В условиях экспансии информации как социального ресурса и массового распространения информационных технологий, на первый план в этом блоке информационной политики выходит внедрение технологий электронного правительства (e-government).

В силу существенной специфики СМИ как отрасли экономики она не может функционировать автономно. Пристальное внимание со стороны государства обусловлено той ролью, которую СМИ играют в процессе интеграции отдельных граждан в общество  и демократических процедурах управления, а также теми особенно информационное продукта, о которых упоминалось выше. Структурная трансформация СМИ с неизбежностью приводит к изменению той роли, которую государство играет в функционировании медиа индустрии. В частности, повышение концентрации СМИ предполагает более жесткое регулирование со стороны антимонопольных органов, поскольку наряду с явными преимуществами распространения произведенного информационного продукта по всем доступным обществу каналам существуют и серьезные угрозы разнообразию предоставляемой потребителю продукции, а также потенциальная угроза завышения цен со стороны медиа концернов, монополизирующих рынок СМИ. В этой сфере можно констатировать неравноправие государства и СМИ как взаимодействующих сторон: государство устанавливает «правила игры», которые вынуждены соблюдать все производители информации как продукта. Кроме того, дополнительное влияние государства на медиа индустрию может быть связано с процедурами регистрации СМИ и выдачи лицензий на производство того или иного типа информации и его распространение.

С другой стороны, в других сферах государство  и СМИ выступают как полностью  равноправные субъекты. В частности, сотрудничество со СМИ необходимо государству  для построения взаимоотношений  с обществом. Доведение до сведения всех граждан нормативной информации, обеспечение необходимого уровня прозрачности принятия государственных решений, вовлечение граждан в сам процесс принятия решений, повышение престижа государства и государственной службы как социального института и потенциального работодателя невозможно без активного вовлечения СМИ. Кроме того,  несмотря на нейтральность СМИ как коммерческих организаций и приоритет прибыли по сравнению с иными целями, государство сегодня не может игнорировать их политического влияния. Для формализации политического влияния СМИ ряд исследователей вводит наряду с прибылью особую категорию – идеологическую прибыль5. Несмотря на сложность формализации идеологической прибыли и ее оценки, реальность идеологических целей в деятельности ряда СМИ не вызывает сомнения. В результате, взаимоотношение со СМИ как субъектом политического пространства является одним из ключевых направлений государственной информационной политики.

Коммуникационная (информационная) политика государства включает:

    • разработку и совершенствование законодательства, обеспечивающего не только свободу информации, но и защиту государственной информации от злоупотребления иных средств массовой коммуникации, как международных, так и национальных — независимой печати, радио и ТВ, принадлежащих частным организациям и владельцам;
    • собственную коммуникационную деятельность государства: учреждение и развитие всех видов собственных СМИ;
    • широкое развитие информационной государственной инфраструктуры (пресс-центров, служб «паблик рилейшнз» и т.п.);
    • разнообразные формы, методы и способы влияния государственных органов на массовую коммуникацию, включая приемы инфильтрации государственной информации в массовую политическую коммуникацию.

Военный конфликт – разновидность кризисной ситуации

 

Определенно, военные конфликты  относятся к кризисным ситуациям. В научной литературе нет единой трактовки термина «кризисная ситуация». С позиции кризисного управления, под кризисом понимается прекращение нормального процесса, и непредвиденное событие, ставящее под угрозу стабильность предприятия, и внезапное серьезное происшествие, обладающее потенциалом повредить или даже разрушить репутацию кампании. Такая трактовка вполне допустима и для идентификации кризисов в рамках государства.

Для лучшего понимания природы кризиса необходимо изучить его типологию. Так, С. Катлип, А. Сентер и Г. Брум выделяют следующие сценарии6:

• неожиданные кризисы происходят случайно, внезапно, поэтому для их анализа и планирования практически нет времени (катастрофа, пожар).

• назревающие кризисы оставляют больше шансов и времени для планирования, анализа и реализации превентивных мер (назревание недовольства).

• непрерывные кризисы могут длиться месяцами или годами, несмотря на усилия руководства остановить их (голод).

Эта типология тесно перекликается с другой типологией, где за основу взят темпоральный критерий:

  • неожиданные кризисы;
  • развивающиеся кризисы;
  • устойчивые кризисы.

Существует также деление кризисов в зависимости от происхождения  и последствий, предложенная Д. Ньюсомом, А. Скоттом7:

      1. последствия:
        • разрушительные;
        • неразрушителдьные;
      1. происхождения:
        • природные (землятресения,засуха);
        • преднамеренные (акты терроризма);
        • непреднамеренные (взрывы, аварии).

В научной литературе также встречается  следующая классификации кризисов:

          1. управленческие ошибки:
        • недоброжелательность;
        • искажение управленческих ценностей;
        • обман;
    • плохое исполнение управленцами своих обязанностей (должностные преступления);
        • деловые кризисы;
        • экономические кризисы;
        • конфронтация;
        • технологические кризисы;
    1. природные катаклизмы:
    • природные кризисы.

Информация о работе Роль СМИ в современном мире