Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 14:48, реферат
В современном обществе СМИ играют все более существенную политическую роль. Политические аспекты функционирования СМИ достаточно хорошо изучены и зарубежными, и отечественными исследователями. В частности, можно констатировать, что в демократических системах современного уровня именно СМИ играют ключевую, структурообразующую функцию. Поскольку суть современной демократической системы состоит в постоянном информационном взаимодействии одного или немногих политиков со всей совокупностью граждан того или иного государства, СМИ становятся универсальным медиатором во всех политических процессах. Именно контроль над системой массового информирования и грамотно выстроенная коммуникационная политика являются на сегодняшний день ключевым фактором успеха политического деятеля.
Государственный PR
М. Солодова
Информационная политика государства
при освещении вооружённых конфликтов
(на примере грузино-
В современном обществе СМИ играют все более существенную политическую роль. Политические аспекты функционирования СМИ достаточно хорошо изучены и зарубежными, и отечественными исследователями. В частности, можно констатировать, что в демократических системах современного уровня именно СМИ играют ключевую, структурообразующую функцию. Поскольку суть современной демократической системы состоит в постоянном информационном взаимодействии одного или немногих политиков со всей совокупностью граждан того или иного государства, СМИ становятся универсальным медиатором во всех политических процессах. Именно контроль над системой массового информирования и грамотно выстроенная коммуникационная политика являются на сегодняшний день ключевым фактором успеха политического деятеля. Более того, все больший вес приобретают такие понятия, как информационная безопасность, информационная война и проч. Принимая во внимание эти тенденции, можно с достаточной уверенностью включить СМИ в число наиболее влиятельных политических акторов.
В этих условиях для эффективного функционирования взаимодействие государства и СМИ должно выходить на качественно новый уровень. Слабо скоординированная, разрозненная политика государства все в меньшей степени отражает интересы как самого государства, так и общества в целом, все более явной становится необходимость разработки единой информационной политики государства, в соответствии с которой будет выстраиваться взаимодействие государства и его отдельных институтов со СМИ, производиться государственная информация и в более общем плане формироваться стратегия и тактика государства как субъекта, функционирующего в информационном пространстве. Среди факторов, вызывающих необходимость формирования информационной политики можно назвать:
В научной литературе представлены различные точки зрения на природу информационной политики. Например, Ю.А. Нисневич утверждает, что «информационная политика рассматривается как совокупность целей, отражающих национальные интересы в информационной сфере, стратегии, тактике, задачах государственного управления, управленческих решений и методов их реализации, разрабатываемых и реализуемых государственной властью для регулирования и совершенствования как собственно процессов информационного взаимодействия в общественно-политической жизни и социально-экономической сфере жизнедеятельности общества и государства, так и процессов обеспечения такого взаимодействия»1.
Бесспорно, СМИ является «четвёртой властью», то есть «информационной властью», тогда государственную информационную политику можно воспринимать как способность и возможность субъектов политики воздействовать на сознание, психику людей, их поведение и деятельность с помощью информации в интересах государства и гражданского общества2. Более того, «в широком смысле государственная политика - особая сфера жизнедеятельности людей (политиков, учёных, аналитиков, журналистов, слушателей и читателей и т.д.), связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы государства и гражданского общества, и направленная на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и их представителями»3.
А.И. Соловьёв рассматривает информационную
политику сквозь призму специальных
действий, направленных на решение
проблем, с которыми оно сталкивается
в сфере информационного обеспе
С.Э. Зуев в своей работе «Измерения информационного пространства (политики, технологии, возможности)»5 характеризует информационную политику как способ обращения с имеющимися информационными потоками и ресурсами со стороны различных институциональных субъектов (например, государства, или государственных органов, или отдельных организаций и учреждений, которые могут иметь свои представления и интересы при работе с информацией).
Для понимания сути государственной информационной политики необходимо четко представлять себе то место, которое государство занимает в информационном пространстве и как оно меняется в связи с распространением информационных технологий. Современную государственную информационную политику можно разделить на следующие блоки (см. рис. 1):
В первом случае речь идет о том, что в государстве, как и любой другой организации, большое значение имеют информационные потоки. В частности, речь идет о производстве государственной информации (нормотворчество), обеспечении необходимого уровня координации между различными элементами государства. В условиях экспансии информации как социального ресурса и массового распространения информационных технологий, на первый план в этом блоке информационной политики выходит внедрение технологий электронного правительства (e-government).
В силу существенной специфики СМИ как отрасли экономики она не может функционировать автономно. Пристальное внимание со стороны государства обусловлено той ролью, которую СМИ играют в процессе интеграции отдельных граждан в общество и демократических процедурах управления, а также теми особенно информационное продукта, о которых упоминалось выше. Структурная трансформация СМИ с неизбежностью приводит к изменению той роли, которую государство играет в функционировании медиа индустрии. В частности, повышение концентрации СМИ предполагает более жесткое регулирование со стороны антимонопольных органов, поскольку наряду с явными преимуществами распространения произведенного информационного продукта по всем доступным обществу каналам существуют и серьезные угрозы разнообразию предоставляемой потребителю продукции, а также потенциальная угроза завышения цен со стороны медиа концернов, монополизирующих рынок СМИ. В этой сфере можно констатировать неравноправие государства и СМИ как взаимодействующих сторон: государство устанавливает «правила игры», которые вынуждены соблюдать все производители информации как продукта. Кроме того, дополнительное влияние государства на медиа индустрию может быть связано с процедурами регистрации СМИ и выдачи лицензий на производство того или иного типа информации и его распространение.
С другой стороны, в других сферах государство и СМИ выступают как полностью равноправные субъекты. В частности, сотрудничество со СМИ необходимо государству для построения взаимоотношений с обществом. Доведение до сведения всех граждан нормативной информации, обеспечение необходимого уровня прозрачности принятия государственных решений, вовлечение граждан в сам процесс принятия решений, повышение престижа государства и государственной службы как социального института и потенциального работодателя невозможно без активного вовлечения СМИ. Кроме того, несмотря на нейтральность СМИ как коммерческих организаций и приоритет прибыли по сравнению с иными целями, государство сегодня не может игнорировать их политического влияния. Для формализации политического влияния СМИ ряд исследователей вводит наряду с прибылью особую категорию – идеологическую прибыль5. Несмотря на сложность формализации идеологической прибыли и ее оценки, реальность идеологических целей в деятельности ряда СМИ не вызывает сомнения. В результате, взаимоотношение со СМИ как субъектом политического пространства является одним из ключевых направлений государственной информационной политики.
Коммуникационная (информационная) политика государства включает:
Определенно, военные конфликты
относятся к кризисным
Для лучшего понимания природы кризиса необходимо изучить его типологию. Так, С. Катлип, А. Сентер и Г. Брум выделяют следующие сценарии6:
• неожиданные кризисы происходят случайно, внезапно, поэтому для их анализа и планирования практически нет времени (катастрофа, пожар).
• назревающие кризисы оставляют больше шансов и времени для планирования, анализа и реализации превентивных мер (назревание недовольства).
• непрерывные кризисы могут длиться месяцами или годами, несмотря на усилия руководства остановить их (голод).
Эта типология тесно перекликается с другой типологией, где за основу взят темпоральный критерий:
Существует также деление
В научной литературе также встречается
следующая классификации