Роль СМИ в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 14:48, реферат

Краткое описание

В современном обществе СМИ играют все более существенную политическую роль. Политические аспекты функционирования СМИ достаточно хорошо изучены и зарубежными, и отечественными исследователями. В частности, можно констатировать, что в демократических системах современного уровня именно СМИ играют ключевую, структурообразующую функцию. Поскольку суть современной демократической системы состоит в постоянном информационном взаимодействии одного или немногих политиков со всей совокупностью граждан того или иного государства, СМИ становятся универсальным медиатором во всех политических процессах. Именно контроль над системой массового информирования и грамотно выстроенная коммуникационная политика являются на сегодняшний день ключевым фактором успеха политического деятеля.

Файлы: 1 файл

35.doc

— 1.15 Мб (Скачать)

 

Предметом исследования данной статьи являются вооружённые конфликты, которые, как правило, относятся к назревающим и непрерывным кризисам, носящим преднамеренный, разрушительный характер, возникающие из-за управленческих ошибок во внешней политике.

Согласно Военной Доктрине Российской Федерации от 21 апреля 2000 года, Российская Федерация поддерживает готовность к ведению войн и участию в  вооруженных конфликтах исключительно  в целях предотвращения и отражения  агрессии, защиты целостности и неприкосновенности своей территории, обеспечения военной безопасности Российской Федерации, а также ее союзников в соответствии с международными договорами. Вооруженный конфликт характеризуется:

  • высокой вовлеченностью в него и уязвимостью местного населения;
  • применением нерегулярных вооруженных формирований;
  • широким использованием диверсионных и террористических методов;
  • сложностью морально-психологической обстановки, в которой действуют войска;
  • вынужденным отвлечением значительных сил и средств на обеспечение безопасности маршрутов передвижения, районов и мест расположения войск (сил);
  • опасностью трансформации в локальную (международный вооруженный конфликт) или гражданскую (внутренний вооруженный конфликт) войну.

В период с 1990 по 2008 год в мире произошли следующие военные конфликты:

  • Грузино-осетинский конфликт (1990—1992)
  • Конфликт в Приднестровье (1990—1992)
  • Гражданская война в Грузии (1990—1993)
  • Гражданская война в Руанде (1990—1994)
  • Война в Персидском заливе (1991)
  • Десятидневная война в Словении (1991)
  • Карабахская война (1991—1994)
  • Гражданская война в Джибути (1991—1994)
  • Война за независимость Хорватии (1991—1995)
  • Гражданская война в Сьерра-Леоне (1991—2002)
  • Абхазская война (1992—1993)
  • Боснийская война (1992—1995)
  • Гражданская война в Таджикистане (1992—1997)
  • Гражданская война в Алжире (1992—2002)
  • Гражданская война в Бурунди (1993—2005)
  • Гражданская война в Йемене (1994)
  • Первая чеченская война (1994—1996)
  • Гражданская война в Иракском Курдистане (1994—1998)
  • Война Альто-Сенепа (1995)
  • Первая Конголезская война (1996—1997)
  • Гражданская война в Непале (1996—2006)
  • Гражданская война в Республике Конго (1997—1999)
  • Гражданская война в Гвинее-Бисау (1998—1999)
  • Вторая конголезская война (1998—2002)
  • Эфиопо-эритрейский конфликт (1998—2000)
  • Война НАТО против Югославии (1999)
  • Вторжение в Дагестан (1999)
  • Каргильский конфликт (1999)
  • Вторая чеченская война (1999—2006)
  • Вторая Гражданская война в Либерии (1999—2003)
  • Грузино-южноосетинский конфликт (2008-)

 

Российский воинский контингент (далее - РВК) участвовал в следующих  миротворческих операциях9:

      1. В Боснии и Герцеговине с 1996  по 2001 год;
      2. В Косово (Союзная Республика Югославия) с 1999 по 2001 год;
      3. В Сьерра-Леоне с 2000 по 2001 год;
      4. Приднестровский регион Республики Молдова с 1992 по 1994 год;
      5. Южная Осетия с 1992 года;
      6. Абхазия с 1994 года.

Российские военные наблюдатели  ООН участвовали в 11 операциях ООН по поддержанию мира (Миссия ООН по проведению референдума в Западной Сахаре, Миссия ООН в Демократической Республике Конго, Миссия ООН в Сьерра-Леоне, Ирако-Кувейтская миссия ООН по наблюдению, Миссия ООН в Эфиопии и Эритрее, Миссия ООН в Боснии и Герцеговине, Миссия ООН в Косово, Миссия наблюдателей ООН на полуострове Превлака, Миссия наблюдателей ООН в Грузии, Временная администрация ООН в Восточном Тиморе, Орган ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия на Ближнем Востоке).

Российские войска участвовали не в качестве миротворческих сил, а как одна из противоборствующих сторон в трех военных операциях: так называемые «Первая и Вторая чеченские кампании» и в грузино-югоосетинской войне в августе 2008 года. В силу временных ограничений целесообразным представляется остановиться именно на последнем конфликте.

Информационная политика РФ при освещении грузино-югоосетинского конфликта (август 2008г.)

В период военных действий информационная политика государства направлена на достижение следующих целей:

  • обеспечение национальной безопасности, в том числе и информационной;
  • обеспечение легитимности решений и действий власти;
  • повышение имиджа государства среди различных контрагентов (общество в целом и международное сообщество);
  • достоверное информирование граждан.

Среди условий эффективной информационной политики можно выделить:

  • своевременное реагирование на события;
  • скоординированность органов власти;
  • применение техник убеждающей коммуникации;
  • работа с различными целевыми аудиториями;
  • задействование многих каналов связи.

Своевременное реагирование на ситуацию

Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере  и их обеспечение, источники информационной опасности и методы обеспечения  информационной безопасности прописаны  в Доктрине информационной безопасности Российской безопасности, утверждённой Президентом РФ 9 сентября 2000г. Однако, как показала практика, эти меры носят лишь декларативный характер, поскольку «систематическое выявление угроз и их источников информационной безопасности» было плохо проведено или вообще не осуществлялась. Россия не была готова к информационной войне, тогда как западные СМИ задолго до этих событий негативно отзывались о «сепаратистах» из Южной Осетии и Абхазии и пропагандировали в массовом сознании демократичность режима Саакашвили. После того как Грузия заявила о своем желании вступить в НАТО британские СМИ выступили с критикой России: «имея дело с маленькой и слабой Грузией, Москва с удовольствием играет в большого колониального тирана»10. Более того, американская International Herald Tribune даже предположила, что Россия готовит столкновения11. Кроме того, с первого же дня конфликта западная пресса встала на сторону Грузии. Так, ВВС сообщила, что «Российские СМИ передают, что Грузия начала танковую атаку Цхинвали. Грузинская сторона утверждает, что хочет покончить с криминальным режимом в непризнанной республике. Сотни российских и абхазских военных стягиваются к зоне конфликта, чтобы поддержать сепаратистов»12.

Актуализация роли лидера. Скоординированность действий акторов

В период кризиса, особенно при внезапных  акциях информационно-психологической  войны актуализируется роль лидера, который берёт на себя функцию  строителя новой архитектуры  государственного управления, модератора деятельности органов власти. По сути, создаёт и возглавляет «оперативный штаб, осуществляющий руководство силами и средствами системы быстрого реагирования и взаимодействием (координацией деятельности) с другими государственными структурами»13. Во время грузино-осетинского конфликта таким лидером стал Генштаб ВС РФ в лице замначальника Генштаба генерала - полковника Анатолия Ноговицына, который выполнял функции «ньюзмейкера».

Легитимность решения

Президент Российской Федерации Дмитрий  Анатольевич Медведев для придания легитимности решению участвовать в августовском  конфликте назвал действия России «операцией по принуждению к миру» (англ. peace enforcement operations) . Несмотря на то, что проведение такой операции не предполагает согласия конфликтующих сторон, употребление данной терминологии неприемлемо. Ведь согласно главе VII Устава ООН, подобные операции могут проводиться только по мандату Совета Безопасности ООН и под её контролем. Как известно, на срочном заседании Совбеза ООН, созванном по инициативе Грузии и США, действия Росси были раскритикованы (не помогли даже проводимые спецпредставителем РФ в Совбезе В.Чуркиным параллели с действиями Америки в Сербии). Позднее Медведев Д.А. объяснил активное участие российских войск в грузино-осетинском конфликте защитой своих граждан, проживающих на территории Южной Осетии. Однако в качестве контраргумента западные журналисты опубликовали информацию о том, что российсие паспорта начали выдаваться всем желающим ещё 2 года назад, а, следовательно, Россия готовилась к войне заранее.

Техники убеждающей коммуникации

В  военный период особенно актуализируется  роль убеждающей коммуникации. В качестве центральной темы российскими СМИ  была выбрана защита граждан РФ, а сюжетными линиями, служащими  для её раскрытия, стали: съёмки грузинских солдат, стреляющих по жилым домам, статистика убитых среди мирного населения (особенный упор на число жертв среди детей).  Западные СМИ пропагандировали тему «Россия – агрессор, который пытается сместить демократический режим Саакашвили», активно используя смонтированные плёнки (кадры бомбёжки  Поти, а не Цхинвали; случай  с Амандой Кокоевой, количество сбитых российских самолётов и др.).

Манипулирование данными спутниковой разведки

 

Изучение спутниковых изображений районов боевых действий в Южной Осетии, проведенный экспертами портала Исследования и разработки – R&D.CNews, наглядно демонстрирует, каких масштабов достигло манипулирование данными спутниковой разведки в попытке достичь требуемого политического эффекта.

Экспертами были проанализированы изображения района конфликта из космоса, выполненные космическим центром UNOSAT, а в качестве исходных данных были взяты снимки  американских спутников WorldView-1 с пространственным разрешением лучше 0,5 м (самые детальные в мире снимки, распространяемые без грифа секретности), Formosat-2 (разрешение 2 м), а также снимки датчиков MODIS спутников Terra и Aqua (разрешение 0,25-1 км), которые применялись для мониторинга пожаров.

Методика анализа  снимков в UNOSAT довольно проста: в зависимости от целостности крыши выделяют два типа зданий: «вероятно разрушенные» (на картах выделены красными квадратами) и «вероятно серьезно поврежденные» (желтые квадраты). В качестве опорного довоенного изображения используются снимки спутника QuickBird (разрешение 0,64 м), доступные через геосервисы Google Earth/ Maps.

Детальное изучение подготовленных в институте UNOSAT карт разрушений столицы Южной Осетии, изготовленных 22 и 26 августа 2008, позволяет выявить много «необозначенных» разрушений, заметных даже неспециалисту.

 

Рис.2. Три «незамеченных» разрушенных  дома у водохранилища в подсчет UNOSAT не попали, слева – карта UNOSAT (WorldView-1 за 19.8.2008), справа – довоенный снимок QuickBird из геосервиса Google Earth.

 «Необозначенные» разрушения можно разделить на две категории: явные (видимые на снимках WorldView) и неявные – дома с целыми крышами, но сгоревшие или расстрелянные орудиями и танками.

К первой категории  можно, например, отнести три здания у озера на юге города, в крыше  одного из которых чётко виден след разорвавшегося боеприпаса, крыши двух соседних зданий повреждены, но это не отмечено на карте UNOSAT.

 

Рис.3. Разрушения на базе российских миротворцев в варианте UNOSAT (WorldView-1 за 19.8.2008, желтый квадрат). Уничтоженная огнем грузинских танков и минометов казарма, в которой двое суток оборонялись российские солдаты, осталась «незамеченной» (красная линия – граница Южной Осетии, фото на врезке из репортажа канала «Звезда»).

 

 «Незамеченной» оказалась и  разрушенная казарма российских  миротворцев на юге Цхинвали. В течение двух суток базу обстреливали и атаковали грузинские танки, здание казармы было полностью сожжено и разрушено. По данным прессы, здесь погибли более 10 солдат миротворческого батальона РФ.

Приведенные примеры  являются наиболее известными, но далеко не исчерпывающими. Ещё более многочисленной категорией неучтенных зданий в анализе UNOSAT являются дома с уцелевшими крышами, но с поврежденными, пробитыми снарядами стенами и перекрытиями.

Результат сравнительного анализа специалисты UNOSAT суммировали на карте 29.8.2008 следующим образом: в городе Цхинвал повреждено 5% зданий, в грузинских деревнях вокруг – от 15% до 52%. За скобки исследований выведены такие важнейшие параметры как этажность зданий (число квартир, что пропорционально числу оставшимся без крова), динамика изменений и, самое главное, оценочное число жертв.

Рис.4. Разрушенная национальная республиканская  больница, что подтверждено многочисленными телерепортажами, свидетельствами и фото в российских СМИ, также не попала на карту разрушений UNOSAT (WorldView-1 за 19.8.2008). Во дворе горбольницы развернуты палатки аэромобильного госпиталя МЧС (на врезках – фото из телерепортажей о разрушенной горбольнице и оказании помощи раненым в подвале больницы в связи с непрекращающимися обстрелами 8-10 августа.

 

Отсутствие в российских СМИ  свидетельств разрушений, полученных с помощью космической аппаратуры, стало одним из факторов проигранной Россией информационной войны. Понятно, что речь идет о периоде после завершения боевых действий, когда спутниковые изображения становятся уже историческими, а не оперативными документами (организация UNOSAT опубликовала первую карту города 22.8.2008).

В то время как  во всем мире видовая космическая  информация широко применяется в  качестве объективного источника оперативной  и достоверной информации об обстановке в кризисных регионах и для  обоснования принятия решений.

 

Рис.5. Грузинские танки били по зданиям  прямой наводкой, поэтому на этих домах  уцелели крыши, что по методике UNOSAT позволяет не учитывать их на карте  разрушений. Снимки сделаны очевидцами в Цхинвале и взяты из интерент-сайтов Osinform и NR2.

Информация о работе Роль СМИ в современном мире