Роль СМИ в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 14:48, реферат

Краткое описание

В современном обществе СМИ играют все более существенную политическую роль. Политические аспекты функционирования СМИ достаточно хорошо изучены и зарубежными, и отечественными исследователями. В частности, можно констатировать, что в демократических системах современного уровня именно СМИ играют ключевую, структурообразующую функцию. Поскольку суть современной демократической системы состоит в постоянном информационном взаимодействии одного или немногих политиков со всей совокупностью граждан того или иного государства, СМИ становятся универсальным медиатором во всех политических процессах. Именно контроль над системой массового информирования и грамотно выстроенная коммуникационная политика являются на сегодняшний день ключевым фактором успеха политического деятеля.

Файлы: 1 файл

35.doc

— 1.15 Мб (Скачать)

Классификация U. Rosenthal и A. Kouzmin8 предлагает делить кризисные ситуации по степени охвата:

    • международные;
    • национальные;
    • региональные;
    • локальные;
    • организационные (ведомственные).

Также можно классифицировать кризисные  ситуации в зависимости от сфер жизни, в которых они возникают:

    • военные;
    • террористические;
    • политические;
    • социальные;
    • духовные;
    • экономические;
    • экологические.

Обеспечение информационной безопасности РФ

 

Очевидно, что разработка информационной политики не сводится к принятию документа под названием «Концепция информационной безопасности» или «Электронная Россия». Однако они весьма важны, поскольку именно в них закреплены  национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере и их обеспечение, источники информационной опасности и методы обеспечения информационной безопасности прописаны в Доктрине информационной безопасности Российской безопасности, утверждённой Президентом РФ 9 сентября 2000г.

Основными мерами по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере экономики являются:

  • организация и осуществление государственного контроля за созданием, развитием и защитой систем и средств сбора, обработки, хранения и передачи статистической, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации;
  • коренная перестройка системы государственной статистической отчетности в целях обеспечения достоверности, полноты и защищенности информации, осуществляемая путем введения строгой юридической ответственности должностных лиц за подготовку первичной информации, организацию контроля за деятельностью этих лиц и служб обработки и анализа статистической информации, а также путем ограничения коммерциализации такой информации;
  • разработка национальных сертифицированных средств защиты информации и внедрение их в системы и средства сбора, обработки, хранения и передачи статистической, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации;
  • разработка и внедрение национальных защищенных систем электронных платежей на базе интеллектуальных карт, систем электронных денег и электронной торговли, стандартизация этих систем, а также разработка нормативной правовой базы, регламентирующей их использование;
  • совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей информационные отношения в сфере экономики;
  • совершенствование методов отбора и подготовки персонала для работы в системах сбора, обработки, хранения и передачи экономической информации.

Основными мероприятиями в области  обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере внутренней политики являются:

  • создание системы противодействия монополизации отечественными и зарубежными структурами составляющих информационной инфраструктуры, включая рынок информационных услуг и средства массовой информации;
  • активизация контрпропагандистской деятельности, направленной на предотвращение негативных последствий распространения дезинформации о внутренней политике России.

Основными мероприятиями по обеспечению  информационной безопасности Российской Федерации в сфере внешней политики являются:

  • разработка основных направлений государственной политики в области совершенствования информационного обеспечения внешнеполитического курса Российской Федерации;
  • разработка и реализация комплекса мер по усилению информационной безопасности информационной инфраструктуры федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, российских представительств и организаций за рубежом, представительств Российской Федерации при международных организациях;
  • создание российским представительствам и организациям за рубежом условий для работы по нейтрализации распространяемой там дезинформации о внешней политике Российской Федерации;
  • совершенствование информационного обеспечения работы по противодействию нарушениям прав и свобод российских граждан и юридических лиц за рубежом;
  • совершенствование информационного обеспечения субъектов Российской Федерации по вопросам внешнеполитической деятельности, которые входят в их компетенцию.

Реальный путь противодействия  угрозам информационной безопасности Российской Федерации в области науки и техники - это совершенствование законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в данной области, и механизмов его реализации. В этих целях государство должно способствовать созданию системы оценки возможного ущерба от реализации угроз наиболее важным объектам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в области науки и техники, включая общественные научные советы и организации независимой экспертизы, вырабатывающие рекомендации для федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предотвращению противоправного или неэффективного использования интеллектуального потенциала России.

Основными направлениями обеспечения  информационной безопасности Российской Федерации в сфере духовной жизни являются:

  • развитие в России основ гражданского общества;
  • создание социально-экономических условий для осуществления творческой деятельности и функционирования учреждений культуры;
  • выработка цивилизованных форм и способов общественного контроля за формированием в обществе духовных ценностей, отвечающих национальным интересам страны, воспитанием патриотизма и гражданской ответственности за ее судьбу;
  • совершенствование законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в области конституционных ограничений прав и свобод человека и гражданина;
  • государственная поддержка мероприятий по сохранению и возрождению культурного наследия народов и народностей Российской Федерации;
  • формирование правовых и организационных механизмов обеспечения конституционных прав и свобод граждан, повышения их правовой культуры в интересах противодействия сознательному или непреднамеренному нарушению этих конституционных прав и свобод в сфере духовной жизни;
  • разработка действенных организационно-правовых механизмов доступа средств массовой информации и граждан к открытой информации о деятельности федеральных органов государственной власти и общественных объединений, обеспечение достоверности сведений о социально значимых событиях общественной жизни, распространяемых через средства массовой информации;
  • разработка специальных правовых и организационных механизмов недопущения противоправных информационно-психологических воздействий на массовое сознание общества, неконтролируемой коммерциализации культуры и науки, а также обеспечивающих сохранение культурных и исторических ценностей народов и народностей Российской Федерации, рациональное использование накопленных обществом информационных ресурсов, составляющих национальное достояние;
  • введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие и жестокость, антиобщественное поведение;
  • противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров.

Основными направлениями обеспечения  информационной безопасности Российской Федерации в общегосударственных информационных и телекоммуникационных системах являются:

  • предотвращение перехвата информации из помещений и с объектов, а также информации, передаваемой по каналам связи с помощью технических средств;
  • исключение несанкционированного доступа к обрабатываемой или хранящейся в технических средствах информации;
  • предотвращение утечки информации по техническим каналам, возникающей при эксплуатации технических средств ее обработки, хранения и передачи;
  • предотвращение специальных программно-технических воздействий, вызывающих разрушение, уничтожение, искажение информации или сбои в работе средств информатизации;
  • обеспечение информационной безопасности при подключении общегосударственных информационных и телекоммуникационных систем к внешним информационным сетям, включая международные;
  • обеспечение безопасности конфиденциальной информации при взаимодействии информационных и телекоммуникационных систем различных классов защищенности;
  • выявление внедренных на объекты и в технические средства электронных устройств перехвата информации.

Главными специфическими направлениями  совершенствования системы обеспечения  информационной безопасности Российской Федерации в сфере обороны являются:

  • систематическое выявление угроз и их источников, структуризация целей обеспечения информационной безопасности в сфере обороны и определение соответствующих практических задач;
  • проведение сертификации общего и специального программного обеспечения, пакетов прикладных программ и средств защиты информации в существующих и создаваемых автоматизированных системах управления военного назначения и системах связи, имеющих в своем составе элементы вычислительной техники;
  • постоянное совершенствование средств защиты информации от несанкционированного доступа, развитие защищенных систем связи и управления войсками и оружием, повышение надежности специального программного обеспечения;
  • совершенствование структуры функциональных органов системы обеспечения информационной безопасности в сфере обороны и координация их взаимодействия;
  • совершенствование приемов и способов стратегической и оперативной маскировки, разведки и радиоэлектронной борьбы, методов и средств активного противодействия информационно-пропагандистским и психологическим операциям вероятного противника;
  • подготовка специалистов в области обеспечения информационной безопасности в сфере обороны.

Наряду с широко используемыми  общими методами и средствами защиты информации применяются также специфические методы и средства обеспечения информационной безопасности в правоохранительной и судебной сферах. Главными из них являются:

  • создание защищенной многоуровневой системы интегрированных банков данных оперативно-разыскного, справочного, криминалистического и статистического характера на базе специализированных информационно-телекоммуникационных систем;
  • повышение уровня профессиональной и специальной подготовки пользователей информационных систем.

К специфическим для чрезвычайных ситуаций направлениям обеспечения информационной безопасности относятся:

  • разработка эффективной системы мониторинга объектов повышенной опасности, нарушение функционирования которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
  • совершенствование системы информирования населения об угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций, об условиях их возникновения и развития;
  • повышение надежности систем обработки и передачи информации, обеспечивающих деятельность федеральных органов исполнительной власти;
  • прогнозирование поведения населения под воздействием ложной или недостоверной информации о возможных чрезвычайных ситуациях и выработка мер по оказанию помощи большим массам людей в условиях этих ситуаций;
  • разработка специальных мер по защите информационных систем, обеспечивающих управление экологически опасными и экономически важными производствами.

Следовательно, российский законодатель выделяет следующие сферы возникновения  кризисных ситуаций и меры обеспечения информационной безопасности:

  • экономика;
  • внутренняя политика;
  • внешняя политика;
  • наука и техника;
  • духовная жизнь;
  • общегосударственные информационные и телекоммуникационные системы;
  • оборона;
  • правоохранительная и судебная сферы;
  • чрезвычайные ситуации.

Информационная  политика РФ при освещении вооружённых конфликтов в целом

Информация о работе Роль СМИ в современном мире