Классификация U. Rosenthal и A. Kouzmin8 
предлагает делить кризисные ситуации 
по степени охвата:
  - международные;
 
  - национальные;
 
  - региональные;
 
  - локальные;
 
  - организационные (ведомственные).
 
Также можно классифицировать кризисные 
ситуации в зависимости от сфер жизни, 
в которых они возникают:
  - военные;
 
  - террористические;
 
  - политические;
 
  - социальные;
 
  - духовные;
 
  - экономические;
 
  - экологические.
 
Обеспечение информационной 
безопасности РФ
 
Очевидно, что разработка информационной 
политики не сводится к принятию документа 
под названием «Концепция информационной 
безопасности» или «Электронная Россия». 
Однако они весьма важны, поскольку именно 
в них закреплены  национальные интересы 
Российской Федерации в информационной 
сфере и их обеспечение, источники информационной 
опасности и методы обеспечения информационной 
безопасности прописаны в Доктрине информационной 
безопасности Российской безопасности, 
утверждённой Президентом РФ 9 сентября 
2000г.
Основными мерами по обеспечению информационной 
безопасности Российской Федерации в сфере экономики являются:
  - организация и осуществление государственного контроля за созданием, развитием и защитой систем и средств сбора, обработки, хранения и передачи статистической, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации;
 
  - коренная перестройка системы государственной статистической отчетности в целях обеспечения достоверности, полноты и защищенности информации, осуществляемая путем введения строгой юридической ответственности должностных лиц за подготовку первичной информации, организацию контроля 
  за деятельностью этих лиц и служб обработки 
  и анализа статистической информации, 
  а также путем ограничения коммерциализации 
  такой информации;
 
  - разработка национальных сертифицированных средств защиты информации и внедрение их в системы и средства сбора, обработки, 
  хранения и передачи статистической, финансовой, 
  биржевой, налоговой, таможенной информации;
 
  - разработка и внедрение национальных защищенных систем электронных платежей на базе интеллектуальных карт, систем электронных денег и электронной торговли, 
  стандартизация этих систем, а также разработка 
  нормативной правовой базы, регламентирующей 
  их использование;
 
  - совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей информационные отношения в сфере экономики;
 
  - совершенствование методов отбора и подготовки 
  персонала для работы в системах сбора, 
  обработки, хранения и передачи экономической 
  информации.
 
Основными мероприятиями в области 
обеспечения информационной безопасности 
Российской Федерации в сфере внутренней политики являются:
  - создание системы противодействия монополизации отечественными и зарубежными структурами составляющих информационной инфраструктуры, включая рынок информационных услуг и средства массовой информации;
 
  - активизация контрпропагандистской деятельности, направленной на предотвращение негативных 
  последствий распространения дезинформации 
  о внутренней политике России.
 
Основными мероприятиями по обеспечению 
информационной безопасности Российской 
Федерации в сфере внешней политики являются:
  - разработка основных направлений государственной политики 
  в области совершенствования информационного 
  обеспечения внешнеполитического курса 
  Российской Федерации;
 
  - разработка и реализация комплекса мер по усилению информационной безопасности информационной инфраструктуры федеральных органов исполнительной власти, 
  реализующих внешнюю политику Российской 
  Федерации, российских представительств 
  и организаций за рубежом, представительств 
  Российской Федерации при международных 
  организациях;
 
  - создание российским представительствам и организациям за рубежом условий для работы 
  по нейтрализации распространяемой там 
  дезинформации о внешней политике Российской 
  Федерации;
 
  - совершенствование информационного обеспечения работы по противодействию нарушениям прав и свобод российских граждан и юридических лиц за рубежом;
 
  - совершенствование информационного обеспечения субъектов Российской Федерации по вопросам внешнеполитической деятельности, которые входят в их компетенцию.
 
Реальный путь противодействия 
угрозам информационной безопасности 
Российской Федерации в области науки и техники - это совершенствование 
законодательства Российской Федерации, 
регулирующего отношения в данной области, 
и механизмов его реализации. В этих целях 
государство должно способствовать созданию 
системы оценки возможного ущерба от реализации 
угроз наиболее важным объектам обеспечения 
информационной безопасности Российской 
Федерации в области науки и техники, включая 
общественные научные советы и организации 
независимой экспертизы, вырабатывающие 
рекомендации для федеральных органов 
государственной власти и органов государственной 
власти субъектов Российской Федерации 
по предотвращению противоправного или 
неэффективного использования интеллектуального 
потенциала России.
Основными направлениями обеспечения 
информационной безопасности Российской 
Федерации в сфере духовной жизни являются:
  - развитие в России основ гражданского общества;
 
  - создание социально-экономических условий для осуществления творческой деятельности и функционирования учреждений культуры;
 
  - выработка цивилизованных форм и способов общественного контроля 
  за формированием в обществе духовных 
  ценностей, отвечающих национальным интересам 
  страны, воспитанием патриотизма и гражданской 
  ответственности за ее судьбу;
 
  - совершенствование законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в области конституционных 
  ограничений прав и свобод человека и 
  гражданина;
 
  - государственная поддержка мероприятий по сохранению и возрождению культурного наследия народов и народностей Российской Федерации;
 
  - формирование правовых и организационных механизмов обеспечения конституционных 
  прав и свобод граждан, повышения их правовой 
  культуры в интересах противодействия 
  сознательному или непреднамеренному 
  нарушению этих конституционных прав 
  и свобод в сфере духовной жизни; 
 
  - разработка действенных организационно-правовых механизмов 
  доступа средств массовой информации 
  и граждан к открытой информации о деятельности 
  федеральных органов государственной 
  власти и общественных объединений, обеспечение 
  достоверности сведений о социально значимых 
  событиях общественной жизни, распространяемых 
  через средства массовой информации;
 
  - разработка специальных правовых и организационных механизмов недопущения противоправных информационно-психологических воздействий на массовое сознание общества, неконтролируемой коммерциализации культуры и науки, а также 
  обеспечивающих сохранение культурных 
  и исторических ценностей народов и народностей 
  Российской Федерации, рациональное использование 
  накопленных обществом информационных 
  ресурсов, составляющих национальное 
  достояние;
 
  - введение запрета на использование 
  эфирного времени в электронных средствах 
  массовой информации для проката программ, 
  пропагандирующих насилие и жестокость, 
  антиобщественное поведение;
 
  - противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров.
 
Основными направлениями обеспечения 
информационной безопасности Российской 
Федерации в общегосударственных информационных 
и телекоммуникационных системах 
являются:
  - предотвращение перехвата информации из помещений и с объектов, а также информации, передаваемой по каналам связи 
  с помощью технических средств;
 
  - исключение несанкционированного доступа к обрабатываемой или хранящейся в технических средствах информации;
 
  - предотвращение утечки информации по техническим каналам, возникающей при эксплуатации технических средств ее обработки, 
  хранения и передачи;
 
  - предотвращение специальных программно-технических воздействий, вызывающих разрушение, уничтожение, искажение информации или сбои в работе средств информатизации;
 
  - обеспечение информационной безопасности при подключении общегосударственных 
  информационных и телекоммуникационных 
  систем к внешним информационным сетям, 
  включая международные;
 
  - обеспечение безопасности конфиденциальной информации при взаимодействии информационных и телекоммуникационных систем различных классов защищенности;
 
  - выявление внедренных на объекты и в технические средства электронных устройств перехвата информации.
 
Главными специфическими направлениями 
совершенствования системы обеспечения 
информационной безопасности Российской 
Федерации в сфере обороны являются:
  - систематическое выявление угроз и их источников, структуризация целей обеспечения информационной безопасности в сфере обороны и определение соответствующих практических задач;
 
  - проведение сертификации общего и специального программного обеспечения, пакетов прикладных 
  программ и средств защиты информации 
  в существующих и создаваемых автоматизированных 
  системах управления военного назначения 
  и системах связи, имеющих в своем составе 
  элементы вычислительной техники;
 
  - постоянное совершенствование средств защиты информации 
  от несанкционированного доступа, развитие 
  защищенных систем связи и управления 
  войсками и оружием, повышение надежности 
  специального программного обеспечения;
 
  - совершенствование структуры функциональных органов системы обеспечения информационной безопасности 
  в сфере обороны и координация их взаимодействия;
 
  - совершенствование приемов и способов стратегической и оперативной маскировки, разведки и радиоэлектронной борьбы, методов и средств активного противодействия информационно-пропагандистским и психологическим 
  операциям вероятного противника;
 
  - подготовка специалистов в области обеспечения информационной безопасности в сфере обороны.
 
Наряду с широко используемыми 
общими методами и средствами защиты 
информации применяются также специфические 
методы и средства обеспечения информационной 
безопасности в правоохранительной и судебной сферах. 
Главными из них являются:
  - создание защищенной многоуровневой системы интегрированных банков данных оперативно-разыскного, справочного, криминалистического и статистического 
  характера на базе специализированных 
  информационно-телекоммуникационных 
  систем;
 
  - повышение уровня профессиональной и специальной подготовки пользователей информационных систем.
 
К специфическим для чрезвычайных ситуаций направлениям 
обеспечения информационной безопасности 
относятся:
  - разработка эффективной системы мониторинга объектов повышенной опасности, нарушение функционирования которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
 
  - совершенствование системы информирования населения об угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций, об условиях их возникновения и развития;
 
  - повышение надежности систем обработки и передачи информации, обеспечивающих деятельность федеральных органов исполнительной власти;
 
  - прогнозирование поведения населения под воздействием ложной или недостоверной информации о возможных чрезвычайных ситуациях и выработка мер по оказанию помощи большим массам людей в условиях этих ситуаций;
 
  - разработка специальных мер по защите информационных систем, 
  обеспечивающих управление экологически 
  опасными и экономически важными производствами.
 
Следовательно, российский законодатель 
выделяет следующие сферы возникновения 
кризисных ситуаций и меры обеспечения 
информационной безопасности:
  - экономика;
 
  - внутренняя политика;
 
  - внешняя политика;
 
  - наука и техника;
 
  - духовная жизнь;
 
  - общегосударственные информационные и телекоммуникационные системы;
 
  - оборона;
 
  - правоохранительная и судебная сферы;
 
  - чрезвычайные ситуации.
 
Информационная 
политика РФ при освещении вооружённых конфликтов 
в целом