Классификация U. Rosenthal и A. Kouzmin8
предлагает делить кризисные ситуации
по степени охвата:
- международные;
- национальные;
- региональные;
- локальные;
- организационные (ведомственные).
Также можно классифицировать кризисные
ситуации в зависимости от сфер жизни,
в которых они возникают:
- военные;
- террористические;
- политические;
- социальные;
- духовные;
- экономические;
- экологические.
Обеспечение информационной
безопасности РФ
Очевидно, что разработка информационной
политики не сводится к принятию документа
под названием «Концепция информационной
безопасности» или «Электронная Россия».
Однако они весьма важны, поскольку именно
в них закреплены национальные интересы
Российской Федерации в информационной
сфере и их обеспечение, источники информационной
опасности и методы обеспечения информационной
безопасности прописаны в Доктрине информационной
безопасности Российской безопасности,
утверждённой Президентом РФ 9 сентября
2000г.
Основными мерами по обеспечению информационной
безопасности Российской Федерации в сфере экономики являются:
- организация и осуществление государственного контроля за созданием, развитием и защитой систем и средств сбора, обработки, хранения и передачи статистической, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации;
- коренная перестройка системы государственной статистической отчетности в целях обеспечения достоверности, полноты и защищенности информации, осуществляемая путем введения строгой юридической ответственности должностных лиц за подготовку первичной информации, организацию контроля
за деятельностью этих лиц и служб обработки
и анализа статистической информации,
а также путем ограничения коммерциализации
такой информации;
- разработка национальных сертифицированных средств защиты информации и внедрение их в системы и средства сбора, обработки,
хранения и передачи статистической, финансовой,
биржевой, налоговой, таможенной информации;
- разработка и внедрение национальных защищенных систем электронных платежей на базе интеллектуальных карт, систем электронных денег и электронной торговли,
стандартизация этих систем, а также разработка
нормативной правовой базы, регламентирующей
их использование;
- совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей информационные отношения в сфере экономики;
- совершенствование методов отбора и подготовки
персонала для работы в системах сбора,
обработки, хранения и передачи экономической
информации.
Основными мероприятиями в области
обеспечения информационной безопасности
Российской Федерации в сфере внутренней политики являются:
- создание системы противодействия монополизации отечественными и зарубежными структурами составляющих информационной инфраструктуры, включая рынок информационных услуг и средства массовой информации;
- активизация контрпропагандистской деятельности, направленной на предотвращение негативных
последствий распространения дезинформации
о внутренней политике России.
Основными мероприятиями по обеспечению
информационной безопасности Российской
Федерации в сфере внешней политики являются:
- разработка основных направлений государственной политики
в области совершенствования информационного
обеспечения внешнеполитического курса
Российской Федерации;
- разработка и реализация комплекса мер по усилению информационной безопасности информационной инфраструктуры федеральных органов исполнительной власти,
реализующих внешнюю политику Российской
Федерации, российских представительств
и организаций за рубежом, представительств
Российской Федерации при международных
организациях;
- создание российским представительствам и организациям за рубежом условий для работы
по нейтрализации распространяемой там
дезинформации о внешней политике Российской
Федерации;
- совершенствование информационного обеспечения работы по противодействию нарушениям прав и свобод российских граждан и юридических лиц за рубежом;
- совершенствование информационного обеспечения субъектов Российской Федерации по вопросам внешнеполитической деятельности, которые входят в их компетенцию.
Реальный путь противодействия
угрозам информационной безопасности
Российской Федерации в области науки и техники - это совершенствование
законодательства Российской Федерации,
регулирующего отношения в данной области,
и механизмов его реализации. В этих целях
государство должно способствовать созданию
системы оценки возможного ущерба от реализации
угроз наиболее важным объектам обеспечения
информационной безопасности Российской
Федерации в области науки и техники, включая
общественные научные советы и организации
независимой экспертизы, вырабатывающие
рекомендации для федеральных органов
государственной власти и органов государственной
власти субъектов Российской Федерации
по предотвращению противоправного или
неэффективного использования интеллектуального
потенциала России.
Основными направлениями обеспечения
информационной безопасности Российской
Федерации в сфере духовной жизни являются:
- развитие в России основ гражданского общества;
- создание социально-экономических условий для осуществления творческой деятельности и функционирования учреждений культуры;
- выработка цивилизованных форм и способов общественного контроля
за формированием в обществе духовных
ценностей, отвечающих национальным интересам
страны, воспитанием патриотизма и гражданской
ответственности за ее судьбу;
- совершенствование законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в области конституционных
ограничений прав и свобод человека и
гражданина;
- государственная поддержка мероприятий по сохранению и возрождению культурного наследия народов и народностей Российской Федерации;
- формирование правовых и организационных механизмов обеспечения конституционных
прав и свобод граждан, повышения их правовой
культуры в интересах противодействия
сознательному или непреднамеренному
нарушению этих конституционных прав
и свобод в сфере духовной жизни;
- разработка действенных организационно-правовых механизмов
доступа средств массовой информации
и граждан к открытой информации о деятельности
федеральных органов государственной
власти и общественных объединений, обеспечение
достоверности сведений о социально значимых
событиях общественной жизни, распространяемых
через средства массовой информации;
- разработка специальных правовых и организационных механизмов недопущения противоправных информационно-психологических воздействий на массовое сознание общества, неконтролируемой коммерциализации культуры и науки, а также
обеспечивающих сохранение культурных
и исторических ценностей народов и народностей
Российской Федерации, рациональное использование
накопленных обществом информационных
ресурсов, составляющих национальное
достояние;
- введение запрета на использование
эфирного времени в электронных средствах
массовой информации для проката программ,
пропагандирующих насилие и жестокость,
антиобщественное поведение;
- противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров.
Основными направлениями обеспечения
информационной безопасности Российской
Федерации в общегосударственных информационных
и телекоммуникационных системах
являются:
- предотвращение перехвата информации из помещений и с объектов, а также информации, передаваемой по каналам связи
с помощью технических средств;
- исключение несанкционированного доступа к обрабатываемой или хранящейся в технических средствах информации;
- предотвращение утечки информации по техническим каналам, возникающей при эксплуатации технических средств ее обработки,
хранения и передачи;
- предотвращение специальных программно-технических воздействий, вызывающих разрушение, уничтожение, искажение информации или сбои в работе средств информатизации;
- обеспечение информационной безопасности при подключении общегосударственных
информационных и телекоммуникационных
систем к внешним информационным сетям,
включая международные;
- обеспечение безопасности конфиденциальной информации при взаимодействии информационных и телекоммуникационных систем различных классов защищенности;
- выявление внедренных на объекты и в технические средства электронных устройств перехвата информации.
Главными специфическими направлениями
совершенствования системы обеспечения
информационной безопасности Российской
Федерации в сфере обороны являются:
- систематическое выявление угроз и их источников, структуризация целей обеспечения информационной безопасности в сфере обороны и определение соответствующих практических задач;
- проведение сертификации общего и специального программного обеспечения, пакетов прикладных
программ и средств защиты информации
в существующих и создаваемых автоматизированных
системах управления военного назначения
и системах связи, имеющих в своем составе
элементы вычислительной техники;
- постоянное совершенствование средств защиты информации
от несанкционированного доступа, развитие
защищенных систем связи и управления
войсками и оружием, повышение надежности
специального программного обеспечения;
- совершенствование структуры функциональных органов системы обеспечения информационной безопасности
в сфере обороны и координация их взаимодействия;
- совершенствование приемов и способов стратегической и оперативной маскировки, разведки и радиоэлектронной борьбы, методов и средств активного противодействия информационно-пропагандистским и психологическим
операциям вероятного противника;
- подготовка специалистов в области обеспечения информационной безопасности в сфере обороны.
Наряду с широко используемыми
общими методами и средствами защиты
информации применяются также специфические
методы и средства обеспечения информационной
безопасности в правоохранительной и судебной сферах.
Главными из них являются:
- создание защищенной многоуровневой системы интегрированных банков данных оперативно-разыскного, справочного, криминалистического и статистического
характера на базе специализированных
информационно-телекоммуникационных
систем;
- повышение уровня профессиональной и специальной подготовки пользователей информационных систем.
К специфическим для чрезвычайных ситуаций направлениям
обеспечения информационной безопасности
относятся:
- разработка эффективной системы мониторинга объектов повышенной опасности, нарушение функционирования которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
- совершенствование системы информирования населения об угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций, об условиях их возникновения и развития;
- повышение надежности систем обработки и передачи информации, обеспечивающих деятельность федеральных органов исполнительной власти;
- прогнозирование поведения населения под воздействием ложной или недостоверной информации о возможных чрезвычайных ситуациях и выработка мер по оказанию помощи большим массам людей в условиях этих ситуаций;
- разработка специальных мер по защите информационных систем,
обеспечивающих управление экологически
опасными и экономически важными производствами.
Следовательно, российский законодатель
выделяет следующие сферы возникновения
кризисных ситуаций и меры обеспечения
информационной безопасности:
- экономика;
- внутренняя политика;
- внешняя политика;
- наука и техника;
- духовная жизнь;
- общегосударственные информационные и телекоммуникационные системы;
- оборона;
- правоохранительная и судебная сферы;
- чрезвычайные ситуации.
Информационная
политика РФ при освещении вооружённых конфликтов
в целом