Тренинг по созданию сплоченной команды

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:58, курсовая работа

Краткое описание

Современные условия развития общества предполагают использование в практической психологии наиболее эффективных способов, актуальных сегодня, отвечающих вызовам нынешней повседневности. Ввиду повышения интенсивности жизненного ритма людей, необходимо находить и внедрять в практику психологов такие методы, которые направлены на повышение коммуникативных навыков и умений участников, в частности, в работе с малыми группами одной из наиболее действенных форм работы является психологический тренинг.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………....3
1. Теоретические аспекты феномена групповой сплоченности………....….......5
2. Практическая часть ….
Заключение
Список использованных источников 26

Файлы: 1 файл

Тренинг по созданию сплоченной команды.doc

— 222.00 Кб (Скачать)

«Дипломы» - шутливые дипломы, которые участники пишут друг для друга, упоминая качества, проявленные на тренинге. Главное, чтобы упражнение подчеркнуло ценность каждого уча­стника для команды и одновременно дало бы возможность еще раз почувствовать взаимозависимость членов команды. Практика по­казывает, что участники весьма творчески воспринимают это за­дание, зачастую устраивая своеобразное, завершающее тренинг, «шоу». С нашей точки зрения, это оправданно: очень важно, что­бы заключительное упражнение было оптимистичным и увеличи­вало чувство удовлетворенности от участия в совместной команд­ной деятельности[1].

В «заключительной части» ведущий обсуждает с группой проблемы взаимо­действия в игре, стратегии выхода из конфликт­ного взаимодействия (уход, соперничество, приспособление, ком­промисс, сотрудничество). Совместно с группой найти плюсы и минусы каждой стратегии и те ситуации, в которых эти стра­тегии будут максимально эффективны. Время проведения: 15 минут[9, с.236].

Предложенная программа по­зволяет участникам совершенствовать навыки совместной работы, создает позитивный и индивидуальный настрой по отно­шению к большинству ее членов, улучшает социально-психологи­ческий климат в группе, сплачивая ее и, тем самым, достигая поставленной перед тренингом цели.

 

 

 


Заключение

В ходе теоретического анализа психологической литературы по проблеме исследования развития групповой сплочённости посредством тренинга командообразования, мы сделали следующие выводы:
Групповая сплоченность – это результат воздействия всех сил, удерживающих людей в группе. Когда группа сплочена, все ее члены активно работают, всеми силами поддерживая остальных членов и поощряя их самоотверженную преданность группе и ее интересам. Основная цель такого тренинга командообразования: сплочение группы и построение­ эффективного группового взаимодействия.

В данной работе в качестве самостоятельной области социально-психологического исследования выделяется проблема формирования групповой сплоченности средствами психологического тренинга. В работе определены детерминанты групповой сплоченности, разработаны тренинговые процедуры.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в следующем. Проведенное, исследование углубляет существующие в социальной психологии представления о групповой сплоченности, которая рассматривается в данной курсовой работе через единство членов группы в эмоциональной, ценностной и поведенческой сферах. Разработанная программа психологического тренинга расширяет возможности применения методов социально-психологического обучения и практического воплошения.

Психологический тренинг, ориентированный на сплочение группы, выступает как особый вид социальной технологии, позволяющий регулировать процесс формирования групповой сплоченности. Комплекс разработанных тренинговых процедур является эффективным средством формирования сплоченности группы и может быть использован в обучающих, развивающих и психокоррекциоиных программ в деятельности практического психолога.

 


Список использованных источников

1.      18 программ тренингов. Руководство для профессионалов Чикер В.А. :- [Электронный ресурс]. ― 2011. ― Режим доступа: http://www.koob.ru/chiker_va/18_programm_treningov__rukovodstvo_dlya_professionalov/. ― Дата доступа: 23.05.2011.

 

 

2.                  Алексеев Л. Л., Громова Л. Л. Психогеометрия для менеджеров. Л.: Знание. 1992.

 

3.    Вачков И. В., Дерябо С. Д. Окна в мир тренинга. Методологические ос новы субъектного подхода к групповой работе. СПб.: Речь, 2004.

4.    Вачков И.В. Общие тренинговые методы:- [Электронный ресурс]. ― 2011. ― Режим доступа: http://krotov.info/lib_sec/shso/77_vach.html#31/. ― Дата доступа: 20.05.2011.

5.    Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга:- [Электронный ресурс]. ― 2011. ― Режим доступа:http://www.psihoterapevty.ru/bibl/text/vachkov.rar/. ― Дата доступа: 20.05.2011.

6.    Вачков И. Основы технологии группового тренинга. – М.: Смысл, 2009.

7.                  Галкина Т. Л. Социология управления: от группы к команде. - М.:Смысл, 2001. – 342 с.

8.                  Годфруа, Ж. Что такое психология. В 2-х т. Мн., 1992

9.                  Гринберг Дж., Бейрон Р. Организационное поведение: от теории к практике / пер. с англ.: О.В. Бредихина, В.Д. Соколова. – М.: ООО «Вершина», 2004. – 912 с.

10.             Групповой психологический тренинг: Учебное пособие.

Пахальян В. Э.:- [Электронный ресурс]. ― 2011. ― Режим доступа: http://www.iworld.ru/attachment.php?barcode=978546901390&at=exc&n=0/. ― Дата доступа: 22.05.2011.

11.             Донцов А.И., Дубовская Е.М., Жуков Ю.М. Группа-коллектив-команда: Модели группового развития// Социальная психология в современном мире. - М.: Аспект Пресс, 2002. - С. 96-114

12.             Донцов A.И. Проблемы групповой сплоченности. - М.: Издво МГУ, 2009. - 128 с.

13.             Донцов А.И. Психология коллектива. - М.:МГУ, 2004. – 208 с.

14.             Захаров В. П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг: Учебное пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.

15.             Иванова А. Тренинг по командообразованию: Всегда ли он нужен, и как к нему подготовиться?:- [Электронный ресурс]. ― 2011. ― Режим доступа: http://www.hr-training.net/ statya/ivanova_l.shtml./. ― Дата доступа: 14.05.2011.

16.             Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: учебное пособие. - М.: ТетраСистемс, 2001. – 241 с.

17.             Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001.-318с.

18.             Ксенофонтова Е. Это модное слово «команда»:- [Электронный ресурс]. ― 2011. ― Режим доступа: http://www.search4staff.com/publications/tearaword.htm./. ― Дата доступа: 19.05.2011.

19.             Лекции по методике конкретных социальных исследований. М.,1972.-168 с.

20. Макаров Ю. В. Социально-психологический тренинг как средство формирования групповой сплоченности : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 : СПб., 1998.- 180 c.:- [Электронный ресурс]. ― 2011. ― Режим доступа: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/122674.html/. ― Дата доступа: 19.05.2011.

21. Ньюстром Дж., Дэвис К. Организационное поведение. СПб.: Питер 2000.

22. Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология СПб.: Речь, 2002.

23. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб.: Речь 2000.

24. Психологический тренинг в группе: игры и упражнения / Авт.- сост. Т. Л. Бука, М. Л. Митрофанова. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2005.

25. "РОСТ" Центр психологической помощи в личностном развитии:- [Электронный ресурс]. ― 2011. ― Режим доступа: http://wergoniy.wmsite.ru/staty/struktura-treninga//. ― Дата доступа: 24.05.2011.

26.             Сартан Г.Н. Тренинг командообразования. – СПБ.: Речь, 2005. – 187 с.

27.             Токмачева М. В. Развитие групповой сплоченности посредством тренинга командообразования. УФА. 2011. - 67 с.

28. Фопель К. Групповая сплоченность. - М.: Генезис, 2010. – 220 с.

29.             Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. - М.: Генезис, 2005. - 336 с.

30.             Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. - М.: Генезис, 2004. - 240 с.

31.             Шпалинский В.В. Управление персоналом современной организации. - М.: Бизнес-школа­ "Интел-Синтез", 2006. - 300 с.

32.             Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. – М.: Физкультура и спорт, 2008. – 220 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 1

 

 

 


Приложение 2

 

Порядковый номер упражнения

Название упражнения

Время проведения упражнения

Материалы

1.       

«Сплоченность»

10 минут

Стенд с перелистывающимися листами (формата А1); цветные маркеры, фломастеры; 16 стульев

2.       

"Наши имена"

10 минут

 

3.       

«Надувная кукла»

10 минут

16 стульев

4.       

«Ассоциации с мячом»

10 минут

мяч

5.       

«Встреча взглядами»

15 минут

 

6.       

«Пишущая машинка»

5 минут

16 стульев

7.       

«Круг енота».

 

10 минут.

канат, концы которого связаны друг с другом

8.       

«Миссис Мамбл»

5 минут

16 стульев

9.       

«Кочки на болоте»

20 минут

карточки с 3-мя пословицами; несколько газет

10.  

«Ущелье»

 

15 минут

 

11.  

«Групповой рисунок по кругу»

 

20 минут

15 листов бумаги формата А4; цветные маркеры, фломастеры

12.  

«Льдина»

10 минут.

несколько газет

13.  

«Городок»

 

30 минут

Стенд с перелистывающимися листами (формата А1); цветные маркеры, фломастеры

14.  

«Дипломы»

20 минут

8 столов; 16 стульев; 15 листов бумаги формата А4; цветные маркеры, фломастеры

15.  

«Заключительная часть»

15 минут

16 стульев

 

Итого времени, с учетом на 5-минутные обсуждения между частями программы (за исключением тех случаев, когда обсуждение не требуется): 5х2+10х6+15х3+20х2+30+5х11=240 минут

 

 

 

4

 



Информация о работе Тренинг по созданию сплоченной команды