Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:58, курсовая работа
Современные условия развития общества предполагают использование в практической психологии наиболее эффективных способов, актуальных сегодня, отвечающих вызовам нынешней повседневности. Ввиду повышения интенсивности жизненного ритма людей, необходимо находить и внедрять в практику психологов такие методы, которые направлены на повышение коммуникативных навыков и умений участников, в частности, в работе с малыми группами одной из наиболее действенных форм работы является психологический тренинг.
Введение…………………………………………………………………………....3
1. Теоретические аспекты феномена групповой сплоченности………....….......5
2. Практическая часть ….
Заключение
Список использованных источников 26
«Дипломы» - шутливые дипломы, которые участники пишут друг для друга, упоминая качества, проявленные на тренинге. Главное, чтобы упражнение подчеркнуло ценность каждого участника для команды и одновременно дало бы возможность еще раз почувствовать взаимозависимость членов команды. Практика показывает, что участники весьма творчески воспринимают это задание, зачастую устраивая своеобразное, завершающее тренинг, «шоу». С нашей точки зрения, это оправданно: очень важно, чтобы заключительное упражнение было оптимистичным и увеличивало чувство удовлетворенности от участия в совместной командной деятельности[1].
В «заключительной части» ведущий обсуждает с группой проблемы взаимодействия в игре, стратегии выхода из конфликтного взаимодействия (уход, соперничество, приспособление, компромисс, сотрудничество). Совместно с группой найти плюсы и минусы каждой стратегии и те ситуации, в которых эти стратегии будут максимально эффективны. Время проведения: 15 минут[9, с.236].
Предложенная программа позволяет участникам совершенствовать навыки совместной работы, создает позитивный и индивидуальный настрой по отношению к большинству ее членов, улучшает социально-психологический климат в группе, сплачивая ее и, тем самым, достигая поставленной перед тренингом цели.
В данной работе в качестве самостоятельной области социально-психологического исследования выделяется проблема формирования групповой сплоченности средствами психологического тренинга. В работе определены детерминанты групповой сплоченности, разработаны тренинговые процедуры.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в следующем. Проведенное, исследование углубляет существующие в социальной психологии представления о групповой сплоченности, которая рассматривается в данной курсовой работе через единство членов группы в эмоциональной, ценностной и поведенческой сферах. Разработанная программа психологического тренинга расширяет возможности применения методов социально-психологического обучения и практического воплошения.
Психологический тренинг, ориентированный на сплочение группы, выступает как особый вид социальной технологии, позволяющий регулировать процесс формирования групповой сплоченности. Комплекс разработанных тренинговых процедур является эффективным средством формирования сплоченности группы и может быть использован в обучающих, развивающих и психокоррекциоиных программ в деятельности практического психолога.
1. 18 программ тренингов. Руководство для профессионалов Чикер В.А. :- [Электронный ресурс]. ― 2011. ― Режим доступа: http://www.koob.ru/chiker_va/
2. Алексеев Л. Л., Громова Л. Л. Психогеометрия для менеджеров. Л.: Знание. 1992.
3. Вачков И. В., Дерябо С. Д. Окна в мир тренинга. Методологические ос новы субъектного подхода к групповой работе. СПб.: Речь, 2004.
4. Вачков И.В. Общие тренинговые методы:- [Электронный ресурс]. ― 2011. ― Режим доступа: http://krotov.info/lib_sec/
5. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга:- [Электронный ресурс]. ― 2011. ― Режим доступа:http://www.
6. Вачков И. Основы технологии группового тренинга. – М.: Смысл, 2009.
7. Галкина Т. Л. Социология управления: от группы к команде. - М.:Смысл, 2001. – 342 с.
8. Годфруа, Ж. Что такое психология. В 2-х т. Мн., 1992
9. Гринберг Дж., Бейрон Р. Организационное поведение: от теории к практике / пер. с англ.: О.В. Бредихина, В.Д. Соколова. – М.: ООО «Вершина», 2004. – 912 с.
10. Групповой психологический тренинг: Учебное пособие.
Пахальян В. Э.:- [Электронный ресурс]. ― 2011. ― Режим доступа: http://www.iworld.ru/attachmen
11. Донцов А.И., Дубовская Е.М., Жуков Ю.М. Группа-коллектив-команда: Модели группового развития// Социальная психология в современном мире. - М.: Аспект Пресс, 2002. - С. 96-114
12. Донцов A.И. Проблемы групповой сплоченности. - М.: Издво МГУ, 2009. - 128 с.
13. Донцов А.И. Психология коллектива. - М.:МГУ, 2004. – 208 с.
14. Захаров В. П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг: Учебное пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.
15. Иванова А. Тренинг по командообразованию: Всегда ли он нужен, и как к нему подготовиться?:- [Электронный ресурс]. ― 2011. ― Режим доступа: http://www.hr-training.net/ statya/ivanova_l.shtml./. ― Дата доступа: 14.05.2011.
16. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: учебное пособие. - М.: ТетраСистемс, 2001. – 241 с.
17. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001.-318с.
18. Ксенофонтова Е. Это модное слово «команда»:- [Электронный ресурс]. ― 2011. ― Режим доступа: http://www.search4staff.com/pu
19. Лекции по методике конкретных социальных исследований. М.,1972.-168 с.
20. Макаров Ю. В. Социально-психологический тренинг как средство формирования групповой сплоченности : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 : СПб., 1998.- 180 c.:- [Электронный ресурс]. ― 2011. ― Режим доступа: http://www.lib.ua-ru.net/diss/
21. Ньюстром Дж., Дэвис К. Организационное поведение. СПб.: Питер 2000.
22. Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология СПб.: Речь, 2002.
23. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб.: Речь 2000.
24. Психологический тренинг в группе: игры и упражнения / Авт.- сост. Т. Л. Бука, М. Л. Митрофанова. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2005.
25. "РОСТ" Центр психологической помощи в личностном развитии:- [Электронный ресурс]. ― 2011. ― Режим доступа: http://wergoniy.wmsite.ru/
26. Сартан Г.Н. Тренинг командообразования. – СПБ.: Речь, 2005. – 187 с.
27. Токмачева М. В. Развитие групповой сплоченности посредством тренинга командообразования. УФА. 2011. - 67 с.
28. Фопель К. Групповая сплоченность. - М.: Генезис, 2010. – 220 с.
29. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. - М.: Генезис, 2005. - 336 с.
30. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. - М.: Генезис, 2004. - 240 с.
31. Шпалинский В.В. Управление персоналом современной организации. - М.: Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2006. - 300 с.
32. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. – М.: Физкультура и спорт, 2008. – 220 с.
Приложение 1
Приложение 2
Порядковый номер упражнения | Название упражнения | Время проведения упражнения | Материалы |
1. | «Сплоченность» | 10 минут | Стенд с перелистывающимися листами (формата А1); цветные маркеры, фломастеры; 16 стульев |
2. | "Наши имена" | 10 минут |
|
3. | «Надувная кукла» | 10 минут | 16 стульев |
4. | «Ассоциации с мячом» | 10 минут | мяч |
5. | «Встреча взглядами» | 15 минут |
|
6. | «Пишущая машинка» | 5 минут | 16 стульев |
7. | «Круг енота».
| 10 минут. | канат, концы которого связаны друг с другом |
8. | «Миссис Мамбл» | 5 минут | 16 стульев |
9. | «Кочки на болоте» | 20 минут | карточки с 3-мя пословицами; несколько газет |
10. | «Ущелье»
| 15 минут |
|
11. | «Групповой рисунок по кругу»
| 20 минут | 15 листов бумаги формата А4; цветные маркеры, фломастеры |
12. | «Льдина» | 10 минут. | несколько газет |
13. | «Городок»
| 30 минут | Стенд с перелистывающимися листами (формата А1); цветные маркеры, фломастеры |
14. | «Дипломы» | 20 минут | 8 столов; 16 стульев; 15 листов бумаги формата А4; цветные маркеры, фломастеры |
15. | «Заключительная часть» | 15 минут | 16 стульев |
Итого времени, с учетом на 5-минутные обсуждения между частями программы (за исключением тех случаев, когда обсуждение не требуется): 5х2+10х6+15х3+20х2+30+5х11=240 минут
4