Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:58, курсовая работа
Современные условия развития общества предполагают использование в практической психологии наиболее эффективных способов, актуальных сегодня, отвечающих вызовам нынешней повседневности. Ввиду повышения интенсивности жизненного ритма людей, необходимо находить и внедрять в практику психологов такие методы, которые направлены на повышение коммуникативных навыков и умений участников, в частности, в работе с малыми группами одной из наиболее действенных форм работы является психологический тренинг.
Введение…………………………………………………………………………....3
1. Теоретические аспекты феномена групповой сплоченности………....….......5
2. Практическая часть ….
Заключение
Список использованных источников 26
Групповая сплоченность приводит к успеху в реализации плана тренинга, формирует стабильную группу, способную совместно преодолевать трудные, подчас конфликтные, ситуации по ходу осуществления совместных действий. Тренинги сплоченности, командообразования осуществляются, как правило, в организациях, напрямую зависящих от слаженности работы в коллективе, функционирующим на постоянной основе, или в целях проведения кратковременных занятий с конкретной группой людей в каких-либо иных целях при заинтересованности в повышении уровня коммуникации и взаимопонимания.
С помощью рассмотренных выше подходов можно наиболее четко представить и уяснить как сам термин сплоченности группы, так и выработать собственную позицию по данному вопросу, применив полученные знания на практике.
Цель тренинга: развитие групповой сплоченности.
Тренинговая группа: 15 человек.
Время проведения: 4 академических часа (240 минут)
Материалы:
стенд с перелистывающимися листами (формата А1);
16 стульев (по количеству участников (15) плюс тренерский стул);
8 столов;
цветные маркеры, фломастеры;
канат, концы которого связаны друг с другом;
бумага для записей (пачка листов формата А4, стандартная пачка листков для записи (формат 9х9 см).
мяч
несколько газет
карточки с 3-мя пословицами
Расходные материалы могут варьироваться в зависимости от возможностей и конкретных условий проведения работы с аудиторией.
Программа тренинга призвана решить следующие задачи:
• усовершенствовать общение в малой группе;
• продемонстрировать преимущества совместной деятельности;
• освоить навыки обратной связи;
• усовершенствовать процессы принятия решений в команде;
• получить удовольствие от совместной работы.
• создание доверительной атмосферы для общения в группе, благоприятного социально-психологического климата;
• развитие неформальной структуры группы, ее эмоциональной экспансивности;
• развитие чувства «мы», внутреннего единства группы.
Методы, применяемые в программе данного тренинга, характерны для большинства коммуникативных тренингов — это игры, психогимнастические упражнения. Однако следует отметить, что основное направление их использования и интерпретации — это создание сплоченной группы.
После каждой части программы (за исключением тех случаев, когда обсуждение не требуется) на протяжении 5 минут участники по кругу, начиная с тренера, обсуждают происходящее. Основная задача рефлексии после каждой игры – через обсуждение обратить внимание участников на стадии развития групповой сплоченности, поведение и чувства участников, разделение ролей в команде, необходимость владения навыками совместной работы.
Тренинг, решающий свои основные задачи, ведет к позитивным изменениям некоторых социально-психологических параметров совместной работы.
Тренинг.
В своей презентации и презентации тренинга ведущий сообщает группе о цели, задачах и регламенте тренинга. Обсуждаются и принимаются основные нормы групповой работы (см. в главе 1.).
Содержательная работа начинается с группового обсуждения понятия «сплоченность» (см. Приложение 2). Время проведения: 10 минут.
Целесообразно проводить этот фрагмент в форме структурированной дискуссии (с записью основных идей на доске либо ватмане) и в высоком темпе.
После того как достигнуто единое понимание того, что ее команда и командная работа, участникам предлагается общая игра на групповое взаимодействие.
"Наши имена". Время проведения: 10 минут.
Ведущий предлагает всем участникам группы встать в круг. Каждый по очереди делает шаг к центру круга и произносит свое имя в той форме, которая ему самому особенно нравится. После этого по сигналу ведущего все тоже делают шаг к центру и повторяют его имя. Сам участник не двигается и молча наблюдает за этим. Обсуждения игра не требует[2, с.59].
«Надувная кукла». Время проведения: 10 минут.
Это упражнение направлено на преодоление скованности и напряженности участников группы, на тренировку мышечного расслабления. Ведущий играет роль "насоса": он делает движения руками, имитирующие работу с насосом, и издает характерные звуки. Участники группы сначала расслабленно сидят на стульях, голова опущена, руки вяло висят вдоль тела. С каждым движением "насоса" "резиновые куклы" начинают "надуваться": участники распрямляются, поднимают голову, напрягают руки и в конце концов встают в полный рост, раскинув руки и расставив ноги. Через несколько секунд ведущий "выдергивает затычку" у "куклы", и игроки с шипением ("ш-ш-ш!") расслабляются и постепенно опускаются на корточки. Игру можно повторить два-три раза. Обсуждения игра не требует[2, с.61].
«Ассоциации с мячом». Время проведения: 10 минут.
Ведущий называет свое слово, например «солнце», и бросает мяч любому участнику группы. Следующий участник (тот, кто с мячом) называет любую ассоциацию на это слово и также кидает мяч. Ассоциации нужно называть не на весь ряд слов, а только на последнее слово.
При анализе можно отметить «любимые» темы группы: работа, отдых, страхи и т. д. Таким образом развивается эмпатия, необходимая для взаимопонимания в группе[7, с. 287].
«Встреча взглядами». Время проведения: 15 минут.
Все участники стоят в кругу, опустив головы вниз. По команде ведущего они одновременно поднимают головы. Их задача – встретиться с кем-то взглядом. Та пара игроков, которой это удалось, покидает круг. Обсуждения игра не требует[2, с.62].
«Пишущая машинка». Время проведения: 5 минут.
Упражнение для концентрации внимания, повышения уровня группового взаимодействия, сплоченности.
Задание: Между участниками тренер распределяет буквы алфавита.
Тренер произносит слово, его необходимо «напечатать». Группа, олицетворяющая пишущую машинку, пытается это сделать, хлопая в ладоши. Правильно напечатанным считается слово, которое участники «отхлопали», не нарушая очередности букв.
Вопросы для обратной связи: Как вы справились с заданием? В чем заключалась его сложность для вас[24, с. 104]?
«Круг енота». Время проведения: 10 минут.
Упражнение помогает участникам почувствовать доверие друг к другу.
Все участники становятся в круг и берут обеими руками канат.
Тренер: «Давным-давно на земле жило племя индейцев. Священным животным в их племени считался енот. И каждый раз, приходя с удачной охоты, победив врага или собрав урожай, индейцы исполняли ритуальный танец в честь енота. Сейчас мы его с вами повторим». Участники, держась за канат, должны максимально отклониться назад. Затем тренер просит всех присесть как можно ниже, встать, держась одной рукой за канат, отклониться вправо, потом поменять руку и отклониться влево, снова сесть и встать[24, с. 101].
Вопросы для обратной связи: Что было самым сложным? Что помогло выполнить упражнение? Что помешало выполнить? Как остальные участники группы помогали вам выполнить упражнение?
«Миссис Мамбл». Время проведения: 5 минут.
Упражнение направлено на то, чтобы участники могли расслабиться и
посмеяться. Участники усаживаются в круг. Один из игроков должен обратиться к своему соседу справа и сказать: «Простите, вы не видели миссис Мамбл?». Сосед справа отвечает фразой: «Нет, я не видел. Но могу спросить у соседа», поворачивается к своему соседу справа и задает установленный вопрос, и так по кругу. Причем, задавая и отвечая на вопросы, нельзя показывать зубы. Поскольку выражение лица и голос очень комичны, тот, кто засмеется или покажет зубы во время диалога, выбывает из игры[26, с.23].
Вопросы для обратной связи: Что было самым сложным? Что помогло выполнить упражнение? Что помешало выполнить? Как остальные участники группы помогали вам выполнить упражнение?
«Путешествие». Разбито на несколько этапов.
Первый этап «путешествия». «Кочки на болоте». Время проведения: 20 минут.
Тренер заранее готовит карточки с пословицами (на каждой карточке написано по одному слову). На группу необходимо подготовить 3 пословицы. По количеству пословиц группа делится на подгруппы. Для каждой подгруппы на полу выкладываются развернутые листы газеты — «кочки». Все участники встают на «кочки», во время выполнения упражнения наступать на пол нельзя (только на «кочки»). Карточки каждой пословицы перемешиваются и раздаются участникам. Задача - поменяться местами так, чтобы слова пословицы находились правильном порядке[32, с.76].
Упражнение позволяет через физический контакт сократить дистанцию между участниками, выработать стратегию работы в команде. В конце упражнения можно отметить наиболее успешную стратегию. Если позволяет время, упражнение можно повторить, перемешав группы и пословицы. Это делается для того, чтобы избежать конфликтных отношений между подгруппами, неизбежных при соревновательных моментах.
Второй этап «путешествия». «Ущелье». Время проведения: 15 минут.
В упражнении «Ущелье» все участники размещаются стоя в одной линии, держась друг за друга, и представляют собой «скалистое ущелье». Крайний участник должен пройти по ущелью, не наступая на пол (задание можно усложнить, разместив участников углом или разрешив создавать трудности — внезапные камнепады, «выросшие ветки» и т. д.). Важно, чтобы выполнять задание было не очень легко. Пройдя, участник встает в конце ряда. Выполнение упражнения заканчивается тогда, когда пройдут все. Таким образом, развивается сплоченность в группе, взаимоподдержка[24, с.15].
Третий этап «путешествия». «Групповой рисунок по кругу». Время проведения: 15 минут.
Всем участникам выдаются листы бумаги формата А4 и карандаши (фломастеры). Задача — задумав картину (пейзаж за окном путешественника), нарисовать только один ее элемент, после чего листок передается соседу слева. Таким образом, каждый участник получает листок с одним элементом. Задача — дорисовать один элемент и передать соседу слева. Рисунки передаются до тех пор, пока круг не замыкается. Обсуждается целостность получившихся картин. Упражнение позволяет развивать эмпатию участников, умение видеть позицию другого, в целостном действии развивает сплоченность группы[23, с. 80].
В конце игры тренер отмечает целостность работы группы, творческие находки участников (особенно если эти находки были у «незаметных» членов группы).
Четвертый этап «путешествия». «Льдина». Время проведения: 10 минут.
Ведущий выкладывает на полу несколько газет с таким расчетом, чтобы на них свободно поместились все участники тренинга. Упражнение можно драматизировать — предложить участникам представить себя участниками полярной экспедиции на льдине в океане. Если кто-то из участников «падает со льдины», то экспедиция считается провальной. По сценарию льдина постоянно «подтаивает» (можно момент таяния производить «ночью», когда все участники «в снах уходят со льдины»). Во время «таяния» льдины ведущий сворачивает какую-то из газет или убирает, после чего группа опять размещается «на льдине». «Таяние» льдины осуществляется до тех пор, пока вся группа не включится в процесс взаимной поддержки, после чего «экспедиция успешно завершается». После обсуждения стратегии взаимной поддержки «экспедицию» можно повторить, а «льдину» сократить сильнее[30, с.46].
Упражнение позволяет посредством физического контакта сократить дистанцию между участниками, а за счет обсуждения стратегии поведения принять эффективное групповое решение. Как правило, при выполнении задания инициативу в управлении группой берут на себя лидеры.
«Городок». Время проведения: 30 минут.
Работа в этом упражнении от начала и до конца проводится на едином пространстве листа ватмана. Упражнение выполняется в несколько этапов. На первом этапе каждый участник тренинга находит на ватмане место и рисует домик (важно, чтобы лист ватмана был достаточно большим, чтобы всем хватило места). Уже на этом этапе можно отметить тех, кто занимает место в центре листа, а также рисует самые большие домики; как правило, это подростки, занимающие (или претендующие занять) лидирующее положение в группе.
Когда все рисунки готовы, участники рассказывают о том, кто мог бы жить в таком доме (характер, привычки, любимые занятия). Конечно, на жителя «домика» проецируется личность автора. На следующем этапе каждый участник выбирает 3—4 наиболее привлекательных домика и рисует к ним дорожки. Ведущий, также участвующий в упражнении, проводит дорожки одним из последних к тем участникам, которые получили меньше всего выборов. Таким образом, он поддерживает участников, не принятых в группе. В «городке» можно наблюдать «центр» и отдельные «районы» [29, с.276].
Во время рефлексии после упражнения отмечаются самые понравившиеся «местечки городка». Таким образом, развивается чувство «мы», группового единства, закрепляются навыки взаимодействия в группе. Рисунок также можно вывесить в аудитории до конца занятий.
В качестве заключительного упражнения может быть использовано упражнение «Дипломы». Время проведения: 20 минут.