Тренинг по созданию сплоченной команды

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:58, курсовая работа

Краткое описание

Современные условия развития общества предполагают использование в практической психологии наиболее эффективных способов, актуальных сегодня, отвечающих вызовам нынешней повседневности. Ввиду повышения интенсивности жизненного ритма людей, необходимо находить и внедрять в практику психологов такие методы, которые направлены на повышение коммуникативных навыков и умений участников, в частности, в работе с малыми группами одной из наиболее действенных форм работы является психологический тренинг.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………....3
1. Теоретические аспекты феномена групповой сплоченности………....….......5
2. Практическая часть ….
Заключение
Список использованных источников 26

Файлы: 1 файл

Тренинг по созданию сплоченной команды.doc

— 222.00 Кб (Скачать)

Значит, при проведении тренинга сплоченности группы тренеру необходимо целенаправленно создавать условия для коммуникации внутри команды через совместную деятельность, формирование и поддержание позитивного социального окружения, что является благоприятной средой для максимально полного осуществления на практике задач, поставленных перед группой, выраженных в плане тренинга.

По мнению С. Л. Боднер, основными задачами тренинга являются следующие.

1.            Выявление проблемных «узлов». Конечно, во всех командах име­ются проблемы разного качества и уровня сложности. Но мож­но сказать, что наиболее часто встречаются проблемы, свя­занные с человеческим фактором и структурой организации. Поэтому, оценивая людей вне рабочей ситуации (на тренин­ге), легче определить, какие черты личности проявляются сильнее, как это влияет на взаимодействие и эффективность выполнения задач.

2.            Развитие системы коммуникации среди участников команды. Несмотря на очевидность заявления о важности общения в командной работе, ему не всегда уделяется необходимое вни­мание в реальной рабочей ситуации. Тренинг же строится таким образом, что становится понятным: если участники команды не будут эффективно общаться, эффективно взаимодействовать друг с другом, их постигнет неудача, поэтому необходимо ов­ладеть навыками компетентного общения.

3.            Развитие навыков индивидуальной и групповой рефлексии. В ходе тренинга после каждого упражнения ведущий предлагает уча­стникам обсудить, что только что произошло: что им удалось сделать хорошо, что — хуже, что бы они сделали по-другому. Рефлексия — это метод осознания того, что они пережили и узнали нового, она дает возможность учиться на своем про­шлом опыте и переносить знания в новые области деятельно­сти. Постепенно участники группы научаются синтезировать свои навыки в едино-групповое знание решения задач и пре­одоления трудностей.

4. Создание позитивного социального окружения. Странно было бы предположить, что человек может работать в группе, не вступая во взаимодействие с другими членами и не получая поддержки [3, с. 26].

С целью создания эффективно работающей сплоченной группы, тренеру необходимо позаботиться о том, чтобы создать условия, в которых налажено взаимопонимание и взаимодействие между участниками. Важнейшей предпосылкой для создания и поддержания благоприятной психологической атмосферы внутри тренинговой группы является составление плана проведения тренинга и его непосредственной реализации с обязательным вовлечением эмоциональной сферы участников, формированием положительных личностных оценок происходящего ими, т.к. на таких занятиях члены группы учатся толерантному обращению с другими участниками, выражают и считывают эмоциональные мэсседжи как тренера, так и самих себя, чтов плане рефлексии имеет колоссальное значение.

Можно выделить основные подходы работы тренера, которые позволяют сконцентрироваться на цели тренинга (в соответствии с данными подходами осуществлялся подбор упражнений): контакт, коммуникация, кооперация.

Контакт позволяет сократить психологическую дистанцию меж­ду участниками группы, а также создать доверительную атмосферу в аудитории.

Коммуникация подразумевает развитие навыков партнерского обще­ния, а также открытое обсуждение проблем группы (организованное и контролируемое ведущим).

Кооперация позволяет участникам группы получить навыки совместной ра­боты, достижения групповых целей. Известно, что стрем­ление к достижению общих значимых целей существенно повышает сплоченность группы. Стоит отметить также, что ведущему важно распределять свое внимание так, чтобы каждый участник тренинга получал его в рав­ной степени.

Среди общих тренинговых методов можно выделить следующие: групповая дискуссия; игровые методы; методы, направленные па развитие социальной перцепции; методы телесно-ориентированной психотерапии; медитативные техники ( см. Приложение 1)[5].

Каждый их этих способов проведения тренинга имеет свои упражнения для наилучшено, эффективного достижения поставленных задач. Ввиду того, что для проведения тренинга сплоченности группы не все методы подходят, остановимся на краткой характеристике некоторых из них, являющихся основными при проведении занятий по заданной тематике.

Групповая дискуссия в психологическом тренинге это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения. В тренинге групповая дискуссия может быть использована как в целях предоставления возможности участникам увидеть проблему с разных сторон (это уточняет взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации от ведущего и других членов группы), так и в качестве способа групповой рефлексии через анализ индивидуальных переживаний (это усиливает сплоченность группы и одновременно облегчает самораскрытие участников)[6, с.76].

Использование игровых методов в тренинге, по мнению многих исследователей, чрезвычайно продуктивно. На первой стадии групповой работы игры полезны как способ преодоления скованности и напряженности участников, как условие безболезненного снятия "психологической защиты". Очень часто игры становятся инструментом диагностики и самодиагностики, позволяющим ненавязчиво, мягко, легко обнаружить наличие трудностей в общении и серьезных психологических проблем. Благодаря игре интенсифицируется процесс обучения, закрепляются новые поведенческие навыки, обретаются казавшиеся недоступными ранее способы оптимального взаимодействия с другими людьми, тренируются и закрепляются вербальные и невербальные коммуникативные умения. Ведь игра, пожалуй, как никакой другой метод эффективна в создании условий для самораскрытия, обнаружения творческих потенциалов человека, для проявления искренности и открытости, поскольку образует психологическую связь человека с его детством. Вследствие этого игра становится мощным психотерапевтическим и психокоррекционном средством не только для детей, но и для взрослых. Возможности игровых методов в тренинговой работе действительно неисчерпаемы, отсюда такой большой интерес исследователей к организацнонно-деятельностным играм[4].

Следует обратить внимание на то, что не существует универсальных способов проведения тренингов, учитывающих все условия и обстоятельства, поэтому самостоятельная работа тренера по выработке наиболее эффективной формы проведения тренинга и наполнению ее адекватной запросу целевой группы содержанием выходит на передний план в подготовке плана проведения тренинга сплоченности группы. Любой практический психолог должен иметь на вооружении ряд приемов, позволяющих плавно конфигурировать их на самом занятии, поддерживая общий ход тренинга. Поливариативность, готовность, соблюдая общую линию тренинга, варьировать элементы практической составляющей тренинга – вот ключ к удачной актуализации поставленных целей и задач при проведении занятия по любой тематике, включая и тренинг сплоченности.

Тренер должен уметь поддерживать плавный, логически непротиворечивый ход занятия, импровизируя, комбинируя приёмы, способы тренинговой работы с аудиторией.

Психологические игры по содержанию могут быть разнообразны, не существует никаких ограничений, кроме законодательных, моральных и профессиональных в работе с малыми группами, поэтому тренеры должны максимально широко пользоваться бесконечным ресурсом игр, служащих реализации идей формирования благоприятной среды и достижения цели поставленной при написании плана проведения конкретного занятия с участниками аудитории.

В западной психологии групповой тренинг возник исторически первым в мире. К. Левин, в контексте тренингов, выразил весьма значительную мысль: «Чтобы выявить свои неадекватные установки и выработать новые формы поведения, люди должны учиться видеть себя такими, какими их видят другие»[10].

Следует подчеркнуть, что любая малая группа является отражением существующих взаимоотношений между людьми в обычных условиях, т.е. социум имеет все схожие элементы с обществом, что принципиально важно для понимания процессов, происходящих в тренинговых группах. Тем не менее, существует и ряд отличий тренинговой группы от естественных конгломераций людей. Прежде всего, в тренинговой группе каждый участник может быть и экспериментатором, и предметом эксперимента; также, важным отличием является и то, что в тренинговой группе возможно решение задач, которые неразрешимы в реальной жизни; и, наконец, занятия в группе предполагают психологическую безопасность, что обеспечивает чистоту эксперимента[17, с.26].

Психологи-практики обращают внимание на то, что базовое отличие тренинговой группы от различных других социумов заключается в развитии как  умения обучаться новому, так и освоения технологий постижения ранее не известного. Каждый член группы участвует во всеобщей системе обучения, полагая один на одного, члены группы взаимно обогощаются способами, озвученными и опробованными на тренинге, поэтому нарабатывается опыт, в большой мере, построенный на личных переживаниях и умозаключениях каждого участника, в контексте общегрупповых действий [10].

Данное положение можно проиллюстрировать следующими выводами К. Рудестама, одного из виднейших профессионалов работы в малых группах. 

1.                  В тренинговых группах осуществляется возможность получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих общие проблемы или переживания с конкретным участником группы;

2.                  здесь происходит принятие ценностей и потребностей других людей;

3.                  в группе человек чувствует себя принятым и принимающим, пользующимся доверием и доверяющим, окруженным заботой и заботящимся, получающим помощь и помогающим;

4.                  наблюдая происходящие в группе взаимодействия, участники могут идентифицировать себя с другими и использовать установившуюся эмоциональную связь при оценке собственных чувств и поведения;

5.                  группа может облегчить процесс самоисследования и интроспекции, самораскрытия;

6.                  группа дает экономические преимущества, как метод психологической помощи она экономически более доступна людям[26].

Среди множества методических приемов и подходов, yаправленных на раскрытие максимально полно, достоверно и всесторонне темы работы с малой группой, прослеживается весьма важная идея: посредством малой  группы можно стимулировать раскрытие новых персональных возможностей участников тренингов, реализовать потенциальные возможности группы в целом.

Тем не менее, профессиональные психологи уделяют больше внимание таким подходам, которые наиболее всеобъемлюще, адекватно отражают взгляды конкретного специалиста в данной области.

Для подтверждения приведенного тезиса, обратимся к конкретным русскоязычным авторам. Петровская Л. А., Растянников П. В., Жуков Ю. М. как курс тренинга целиком, так и каждое отдельное занятие трактуют как ситуацию воздействия. С их точки зрения, способы воздействия прямо ориентированы на вмешательство в развитие группы или личности с целью вызвать определенные изменения в объектах воздействия[26].

И. В. Вачков выделил нсколько наиважнейших особенностей тренинга. Автор отметил, что тренинговые группы — это специально созданные малые группы, участники которых при содействии ведущего-психолога включаются в интенсивное общение, ориентированное на оказание помощи каждому в разрешении разнообразных психологических проблем и в самосовершенствовании (в частности, в развитии самосознания); тренинг — метод работы психолога с клиентом, когда клиент делает то, чему он пришел тренироваться. Общее рабочее определение тренинга здесь выглядит следующим образом[4].

Несколько иную трактовку тренинга выдвинула  М. Р. Битянова, которая уделила внимание доминирующим характеристикам данной формы проведения занятия профессиональным психологом с целевой группой, утверждая следующее: «Психологический тренинг — не любая форма групповой работы, это особая форма групповой работы со своими возможностями, ограничениями, правилами и проблемами. По своей сути тренинг представляет собой форму обучения, присвоения новых навыков, открытия в себе иных психологических возможностей. Особенность этой формы обучения в том, что обучающийся занимает в ней активную позицию, а усвоение навыков происходит в процессе проживания, личного опыта поведения, чувствования, деяния»[31].

Подытоживая  рассмотрение различных подходов наиболее авторитетных авторов, психологов-практиков, к пониманию сущности психологического тренинга, сделаем акцент на максимально обобщенном определении обозначенного  понятия. Психологи Лебедева Н. М., Стефаненко Т. Г., Лунева О. В. предлагют трактовать термин тренинг как специальным образом организованную групповую работу, направленную на достижение определенной цели[31].

Групповую сплоченность можно рассматривать с одной стороны в качестве цели тренинга, с другой – в качестве непременного условия реализации поставленных перед тренером и участниками тренинга задач. Малые группы зачастую формируются из незнакомых друг другу индивидуумов, поэтому некоторое время необходимо отвести на разогрев аудитории, а, в дальнейшем, достичь высокого уровня взаимопонимания, на базе которого можно будет совместно осуществить решение основной цели занятия – построения и поддержания высокого уровня сплоченности в малой группе.

На основании изучения теоретических трудов и практических исследований, опубликованных в русскоязычной литературе, можно обозначить наиболее важные позиции, которые влияют на повышение групповой сплоченности. Среди них перечислим следующие: атмосфера доброжелательности, психологической безопасности; высокая компетентность психолога-тренера, применяющего на тренинге психотехники в целях повышения уровня сплоченности в группе; умение тренера быть ориентиром, выполнять роль хорошо работающего члена группы, с которого можно брать пример; эмоционально насыщенная общая деятельность, выполняемая для решения задач, поставленных перед участниками группы, цели, имеющей важное значение для каждого члена группы; наличие конкурирующей малой группы; общие ценностные ориентиры и не слишком большая разбежка по возрасту участников группы; активность участников.

Напротив, причинами, понижающими групповую сплоченность, являются следующие: дробление малой группы на самостоятельные, автономные союзы участников без учета общих интересов; некомпетентность тренера; отсутствие активности участников; не достаточно важная общая цель проведения тренинга.

Информация о работе Тренинг по созданию сплоченной команды