Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:58, курсовая работа
Современные условия развития общества предполагают использование в практической психологии наиболее эффективных способов, актуальных сегодня, отвечающих вызовам нынешней повседневности. Ввиду повышения интенсивности жизненного ритма людей, необходимо находить и внедрять в практику психологов такие методы, которые направлены на повышение коммуникативных навыков и умений участников, в частности, в работе с малыми группами одной из наиболее действенных форм работы является психологический тренинг.
Введение…………………………………………………………………………....3
1. Теоретические аспекты феномена групповой сплоченности………....….......5
2. Практическая часть ….
Заключение
Список использованных источников 26
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАСТВЕННЫЙ политехнический УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Психология
на тему: Тренинг по созданию сплоченной команды
Студентка
?*й курс, группа?
Руководитель
ассистент
МИНСК 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические аспекты феномена групповой сплоченности………....….......5
2. Практическая часть ….
Заключение
Список использованных источников 26
Приложения 29
Введение
Современные условия развития общества предполагают использование в практической психологии наиболее эффективных способов, актуальных сегодня, отвечающих вызовам нынешней повседневности. Ввиду повышения интенсивности жизненного ритма людей, необходимо находить и внедрять в практику психологов такие методы, которые направлены на повышение коммуникативных навыков и умений участников, в частности, в работе с малыми группами одной из наиболее действенных форм работы является психологический тренинг. Отсутствие умения эффективно коммуницировать зачастую является причиной конфликтных ситуаций. Весьма актуальной становится проблема групповой сплоченности.
Объектом исследования является социальная психология.
Предметом исследования выступает групповая сплоченность как феномен социальной психологии.
При подготовке данной курсовой работы были применены общенаучные и общелогические методы исследования: принципы диалектической логики, способы исторического и системного анализа; синтеза теоретического материала; сравнения, обобщения; научной абстракции, индукции и дедукции, экспертных оценок.
Целью курсовой работы является теоретическое обоснование и практическое предложение в контексте изучения возможностей использования психологического тренинга в формировании групповой сплоченности.
Исходя из поставленной цели, были поставлены основные задачи курсовой работы: изучить теоретические аспекты социальной психологии, касаемые феномена групповой сплоченности; предложить практическое воплощение полученных знаний через разработку тренинга по созданию сплоченной команды.
Поставленные задачи решались путём исследования тематической литературы, нормативных и правовых актов, сети Интернет.
Таким образом, данная курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, приложений и списка литературы. Основная часть представлена двумя главами. В первой главе описаны теоретические аспекты изучаемой проблемы. Во второй главе даются конкретные практические рекомендации для реализации возможности проведения тренинга по созданию сплоченной команды
В заключении приводятся обобщения и выводы, к которым автор пришёл по результатам исследования.
Теоретические основы по указанной тематике получили достаточно широкое освещение в учебной и профессиональной зарубежной и русскоязычной литературе. Здесь можно отметить таких известных авторов как Вачков И.В., Пахальян В. Э., Донцов A.И., Иванова А., Макаров Ю. В., Чикер В. А., Токмачева М. В. и др.
В последние годы в нашей стране и странах ближнего зарубежья появилось множество учебных пособий, статей в ежемесячных периодических изданиях, а также множество электронных ресурсов, посвященных данной теме. На эти источники, в основном, и опирается курсовая работа.
Прежде, чем приступить к решению теоретических и практических задач, поставленных перед данным исследованием, необходимо дать определения ряду понятий, фундаментально важных для понимания дальнейшего материала, изложенного в данной курсовой работе.
Групповая сплоченность - это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью ею[20].
Малая группа — немногочисленная по составу общность людей (от двух до 20 человек), члены которой объединены единой деятельностью и находятся друг с другом в непосредственном личном общении[25].
Групповые нормы - (от лат. norma - руководящее начало, точное предписание, образец) - исторически сложившиеся или установленные стандарты поведения и деятельности, соблюдение которых выступает для индивида и группы необходимым условием их включения в определенное социальное целое[25]. Именно в нормах фиксируются критерии функционирования группы как целостного образования.
Установим также основные принципы, которые необходимо реализовывать при проведении тренинговых занятий. Большинству тренинговых групп характерны следующие принципы.
1. "Здесь и теперь". Реализация данного принципа нацелена на ориентацию членов малой группы на процессы, осуществляемые в данный конкретный момент на тренинге, участникам предлагается акцентировать внимание на переживаемых чувствах, мыслях.
2. Принцип «Я». Доминирующим положением в актуализации данного принципа является уделение внимания членов группы на самоанализе и рефлексии.
3. Искренность и открытость. Тренер должен четко проводить идею, что фундаментальным элементом для успешного прохождения тренинга является отсутствие лицемерия и лжи со стороны участников.
4. Активность. Т.к тренинг является активным методом обучения и развития, от участников требуется максимально необходимое участие в осуществляемых действиях малой группой.
5. Конфиденциальность. Разговоры, касаемые персоналий членов группы, не должны выноситься за пределы аудитории, потому что только так можно добиться установления доверительной, безопасной для всех участников атмосферы.
6. Игровое имя. Каждый участник малой группы выбирает себе имя, наиболее ему удобное и приятное, как его будут называть участники тренинга[25].
Эти нормы важны, ибо являются критериями оценки участником тренинга своего поведения и поведения иных членов группы в работе на данном тренинге.
Проблема групповой сплоченности имеет достаточно объёмную историю исследования. В социометрии сплоченность непосредственно утверждается как уровень развития межличностных отношений, когда в них высок процент выборов, основанных на взаимной симпатии участников исследования. В рамках данного направления предложен «индекс групповой сплоченности», который вычислялся как отношение числа взаимных положительных выборов к общему числу возможных выборов [28, с.14].
С иной стороны групповую сплочённость рассматривал Л. Фестингер. Сплоченность анализировалась им на основе частоты и прочности коммуникативных связей, осуществляемых участниками группы, «сумма всех сил, действующих на членов группы, чтобы удерживать их в ней»[27, с.11].
Т. Ньюком по-своему определял данный вопрос. Исследователь интерпретирует понятие сплочённости через понятие согласия, предлагая идею необходимости возникновения сходных ориентации членов группы по отношению к каким-то значимым для них ценностям[22, с.59].
Произведен ряд экспериментов по выявлению групповой, среди которых можно выделить исследования А. Бейвеласа, в которых особое значение придается характеру групповых целей. Операциональные цели группы – это построение оптимальной системы коммуникаций; символические цели группы – это цели, соответствующие индивидуальным намерениям членов группы. Сплоченность зависит от реализации и того, и другого характера целей[22, с.62].
Необходимо обратить внимание, что речь идет именно о сплоченности группы, а не о совместимости людей в группе. Сплоченность группы означает, что данный состав группы интегрирован, что в нем достигнута высокая степень развития отношений, при которой участники в наибольшей степени разделяют цели и ценности групповой деятельности.
В русскоязычной социальной психологии исследование сплоченности было осуществлено А.В. Петровским, результаты которого были объединены теорией деятельностного опосредования межличностных отношений в группе. С точки зрения данного исследователя, структуру малой группы можно представить себе как состоящую из трех базовых слоев, где во внешнем, первом, уровне структуры даны непосредственные эмоциональные межличностные отношения; ко второму слою относится осуществление ценностно-ориентационного единства; на третьем слое участники демонстрируют понимание и рализацию общегрупповых целей.
С этой точки зрения, процесс развития коммуникации внутри тренинговой группы коррелирует с развитием совместной деятельности участниками данной группы. Обозначенные выше слои можно проинтерпретировать как уровни развития групповой сплоченности.
В первой страте (слое) групповая сплоченность реализуется через осуществление контактов на эмоциональном уровне. Вторая страта – это этап более тесного сплочения, что находит свое выражение в развитии представления участников группы об общих ценностях, вырабатываемых или проверяемых в ходе совместной деятельности. Третья страта – это финальный период, когда участники тренинговой группы разделяют не только общие ценности, но и готовы идти к достижению совместных целей через реализацию каких-либо заданий в совместной деятельности.
Для перехода на самый высокий уровень сплочённости наибольшую важность представляет принятие участниками общих целей группы, их достижение и, таким образом, исполнение общегрупповых задач, поставленных на тренинговом занятии. Психолог Донцов по этому поводу высказался так: «Если каждый из вышеназванных феноменов сплоченности является показателем интегрированное лишь отдельных пластов и слоев внутригрупповой активности, то общность цели, будучи детерминантой всех их вместе взятых, может служить референтом действительного единства группы как целого» [11, 97].
Можно сделать вывод, что групповая сплочённость представляет собою совпадение ценностей в контексте выполнения совместной деятельности, являясь именно выражением действий участников выполнения группового задания.
Малые группы возникают благодаря каким-то внешним обстоятельствам. Затем они развиваются по некоторым законам, нормам. Важнейшей составляющей развития группы является групповая сплоченность. В результате происходит интеграция участников при выработке общегрупповых ценностей, норм, разделяемых уникальными личностями участников, воспринимаемых ими как собственные. В результате вовлеченности в совместную деятельность, индивудуумы находят совместную деятельность данной группы весьма ценной для себя, повышая ее значимость через активность, проявляемую в рамках данной группы. Магистральным мотивом развития группы является совместная деятельность, которую можно определить и как ответ на внешние задачи, поставленные перед участниками, и как внутренняя основа функционирования.