Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 19:35, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение формирования эффективной команды. Исходя из цели, задачами работы стали:
- определить теоретические аспекты формирования команды: понятие команды и типы команд;
- определить условия эффективной командной работы;
- выявить практические аспекты создания эффективной команды;
- выявить типичные ошибки менеджеров на примере предприятия;
- определить пути повышения эффективности работы команды;
Введение 3
1. Теоретические аспекты формирования профессиональной команды 5
1.1 Понятие команды 5
1.2 Условия эффективной командной работы 10
1.3 Типы команд 16
2. Практические аспекты формирования эффективной команды на примере предприятия ООО «Сырная компания «Визир» 22
2.1 Управленческие команды и их формирование 22
2.2 Типичные ошибки менеджера 26
2.3 Пути повышения эффективности работы команды 31
Заключение 37
Список использованных источников 40
Содержание:
Эффективность деятельности предприятия во все большей степени стала определяться использованием эффективных управленческих команд. Связано это, во-первых, с резко возросшей скоростью изменений внешней среды, в которой приходится работать коммерческим организациям, во-вторых, с существенно повысившейся ролью творческого труда сотрудников в самих организациях.
Необходимость быстро реагировать на изменения мировой экономики, накладываясь на возросшую сложность управления, вынуждает формировать группы высококлассных специалистов для эффективного управления компаниями. Наиболее продуктивно эти группы специалистов, как и их отдельные члены, работают в том случае, когда образовываются эффективные управленческие команды, а отношения внутри группы выстраиваются вокруг командного лидера.
Все чаще в последнее время руководители компаний ставят главной целью создание и укрепление благоприятного психологического климата в компании. Они понимают, что сплоченная команда позволяет уменьшить нагрузку на лидера организации, повысить качество принимаемых решений, снизить вероятность управленческих ошибок. И самое главное, эффективная команда увеличивает надежность бизнеса, его прибыльность, позволяет решать задачи, которые одиночке не под силу.
Кроме того, совместное решение организационных вопросов уменьшает стрессовые ситуации, повышает инновационный потенциал сотрудников. В команде проще решаются смежные проблемы, сглаживаются возможные последствия нечеткого распределения обязанностей и неправильного руководства, конфликты на межличностном уровне.
Отдельная личность может успешно справляться с работой, но когда это касается ограниченной задачи. Когда же проблема становится больше и сложнее, необходима коллективная работа, или даже встает вопрос о создании команды. Но создание эффективной управляющей команды дело сложное, требующие больших усилий.
Актуальность
и объективная необходимость
исследования процессов создания эффективных
управленческих команд определяется тем,
что для многих компаний решение
этого вопроса выступает
Целью курсовой работы является изучение формирования эффективной команды. Исходя из цели, задачами работы стали:
- определить теоретические аспекты формирования команды: понятие команды и типы команд;
- определить условия эффективной командной работы;
- выявить практические аспекты создания эффективной команды;
-
выявить типичные ошибки
- определить пути повышения эффективности работы команды;
Объект исследования – создание эффективной команды на примере ООО «Сырная компания «Визир». Предмет исследования – эффективная команда.
Теоретической и методологической основой при написании курсовой работы послужили работы таких авторов, как: Паркер Г., Кропп Р., Веснин В.Р., Моргунов Е., Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. и многих других.
Структурно
курсовая работа состоит из введения,
двух глав, заключения, списка использованных
источников.
Чтобы дать верное определение команды, попытаемся понять, что такое «команда» в принципе. В широком смысле это слова, команда - это коллектив людей с высоким уровнем сплоченности, приверженности общим целям и ценностям данной группы.
Также, заглянув в словари, можно найти еще несколько определений:
В
Большом энциклопедическом
Команда (в управлении) - коллектив единомышленников, сплоченных вокруг своего лидера, который одновременно является и высшим должностным лицом в данной организации.
Команда (в социологии) - социальная группа, в которой неформальные отношения между ее членами могут иметь большее значение, нежели формальные, а действительная роль и влияние конкретной личности не совпадать с ее официальным статусом и весом.
Команда (военн., штатная) - небольшая, самостоятельная воинская часть.
В русском языке слово «команда» имеет два базовых значения: приказ и специфичная группа.
В экономических словарях приводятся такие определения:
- Временная или постоянная группа людей, нацеленная на выполнение определенной работы, задания.
- Приказ на выполнение каких-либо действий.
- Группа людей, призванная выполнять определенную работу, задание. Обычно команда работает на лидера, который ставит задачу и распределяет работу между ее членами.
- Тщательно сформированный, хорошо управляемый, самоорганизующийся коллектив, быстро и эффективно реагирующий на любые изменения рыночной ситуации, решающий все задачи как единое целое.
С точки зрения Е. Моргунова, в социальной психологии весьма популярными являются исследования малых групп. Однако не все явления, характерные для них, подходят для оценки команд. В отличие от малой группы команда всегда состоит из профессионалов, всегда направлена на решение деловой задачи, всегда, во-первых, действует, а уже потом, во-вторых, общается. Поэтому акценты и лидерства, и управления командой скорее смещены в деловую, чем эмоциональную сферу2.
Tannenbaum,
Beard и Salas (1992) называют командой
малую группу, состоящую из 5 –
7, реже из 15 – 20 человек, которые
разделяют цели, ценности и общие
подходы к реализации
Как правило, команда состоит из специалистов, обладающих разной специализацией и совместно работающих над решением определенных задач.
Командные отношения, включающие в себя такие понятия, как «чувство локтя» и «дух партнерства» могут проявляться исключительно в деловой сфере, не распространяясь на личную жизнь членов команды. Команда изначально формируется для выполнения какой-либо задачи, поэтому задача определяет ролевой состав, перечень умений, которыми должны обладать члены команды, сроки выполнения задачи и степень контроля за командой со стороны руководства [1, с.14]4.
По мнению В.Р. Веснина, команда является особой разновидностью коллектива, которая создается для решения наиболее сложных задач — выполнения специальных функций, разработки важнейших проектов, содействия творчеству (вовлечение в него, обмен информацией, обучение). В преуспевающих фирмах могут быть десятки специальных команд, кружков качества и т. п.
Обычно команда представляет собой малую группу, объединяющую лиц с разнообразными знаниями и навыками (что дает им возможность учиться друг у друга).
Работа в команде должна соответствовать интересам и способностям человека, быть достаточно сложной, разнообразной, максимально использовать творческий потенциал, давать возможность самостоятельно принимать решения, определять методы их реализации, обеспечивать обучение и повышение квалификации, формировать чувство ответственности, справедливо вознаграждаться [4, с. 97-98]5.
Рассмотрим различия команды и обычного трудового коллектива (табл. 1.1.1). [4, с.99].
Таблица 1.1.1
Различия команды и обычного трудового коллектива
Обычный трудовой коллектив | Команда | |
Руководство | Сконцентрировано
в одних руках |
Может делиться
между
наиболее компетентными лицами |
Ответственность | Индивидуальная | Индивидуальная
и совместная |
Цели | Задаются извне | Определяются внутри |
Результаты | Индивидуальные | Коллективные |
Оценка | По индивидуальному
вкладу в общие результаты |
По коллективным
результатам |
Функция руководителя | Распорядительство,
контроль |
Лидерство, организация, координация совместной работы |
Рассмотрим эти различия более подробно. Во-первых, в коллективе исполнение работы обычно зависит от индивидуальной деятельности ее членов. Результат работы команды зависит от личного вклада каждого ее члена в достижение цели, в тесном взаимодействии.
Второе отличие связано с тем, какое место уделяется ответственности за выполняемую работу. Обычно члены коллектива объединяют свои ресурсы для достижения цели, хотя это одновременно и работа каждого в отдельности, которая берется в расчет, когда речь заходит о выдаче премий. Члены коллектива чаще всего не несут ответственности за общий результат работы, но отвечают только за свою персональную деятельность. Команды же придают значение как индивидуальной работе каждого из ее членов, так и общему результату. Ее члены работают сообща для достижения результата (например, выпуска продукции, предоставления услуги или разработки решений), который является совместным вкладом команды в работу, и каждый из команды разделяет ответственность за результат. Главное же различие состоит в следующем: в коллективах люди, занимающиеся контролем в организации, требуют персонального отчета о проделанной работе от каждого, в то время как члены команд осуществляют самоконтроль.
В-третьих, в то время, когда члены коллектива могут лишь разделять общую цель, члены команд, помимо прочего, разделяют и общие обязательства по достижению цели. Более того, эти цели часто рассматриваются, как возможность победить в реализации той или иной цели (быть первыми или лучшими в чем-либо). Например, работа команды на заводе компании, у которой существуют финансовые трудности, может стремиться сделать эту компанию ведущей в своей индустрии. Команда одной из частных общеобразовательных школ может стремиться подготовить своих выпускников в соответствии с более высокими стандартами знаний, чем любая другая школа в данном районе. Члены команд концентрируются на совместном достижении высших целей, что в сочетании со спецификой выполнения заданий делает их сильно заинтересованными в результатах своей деятельности. Можно сказать, что команды обладают «правом на владение» целями и обычно тратят много времени на их постановку. Как и коллективы, команды стремятся через поставленные цели продемонстрировать уровень своих навыков и знаний. Они ставят перед собой более обширные цели, которые являются значительным источником эмоциональной энергии, выступающей стимулом к их активной реализации.
В-четвертых, команды отличаются от коллективов характером своей связи с менеджментом. Обычно руководство ставит перед командой цель и не вмешивается в процесс планирования внутрикомандной работы, то есть команды должны иметь различные уровни самоуправления. Они должны обладать высокой степенью свободы и быть в состоянии самостоятельно устанавливать промежуточные цели, заниматься расчетом времени выполнения работы и иметь возможность максимально приблизить результаты к поставленной цели. Все эти действия должны происходить без вмешательства со стороны руководства или при его минимальной вовлеченности в процесс работы команд. Таким образом, команды по своей сути являются самоуправляющимися или частично управляемыми подразделениями организации. Однако было бы неверно считать, что команды имеют полную независимость от высшего менеджмента компании и от контроля со стороны соответствующих органов организации. Они обязаны отвечать требованиям вышестоящих уровней управления корпорации, которые также могут быть организованы на основе командного принципа (такие команды высшего уровня называются высшим руководящим звеном организации).