Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 19:35, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение формирования эффективной команды. Исходя из цели, задачами работы стали:
- определить теоретические аспекты формирования команды: понятие команды и типы команд;
- определить условия эффективной командной работы;
- выявить практические аспекты создания эффективной команды;
- выявить типичные ошибки менеджеров на примере предприятия;
- определить пути повышения эффективности работы команды;
Введение 3
1. Теоретические аспекты формирования профессиональной команды 5
1.1 Понятие команды 5
1.2 Условия эффективной командной работы 10
1.3 Типы команд 16
2. Практические аспекты формирования эффективной команды на примере предприятия ООО «Сырная компания «Визир» 22
2.1 Управленческие команды и их формирование 22
2.2 Типичные ошибки менеджера 26
2.3 Пути повышения эффективности работы команды 31
Заключение 37
Список использованных источников 40
С точки зрения Г. Паркер, команда - это группа людей, характеризующаяся высокой степенью независимости и преследующая определенные цели. Группа определяет конкретную цель и способы ее достижения [14, с. 102]6.
Проанализировав многие определения, данные в литературе, приведем основные характеристики команды в деятельности:
Таким образом, существует множество различных определений команды, но все они сходны в том, что команда — это группа людей, объединенная общей целью, эффективно и слаженно работающая для ее достижения.
Сегодня гораздо большее количество руководителей понимают необходимость командного взаимодействия наряду с индивидуальными действиями - для себя и для других структур в организации. Есть также большая озабоченность и понимание необходимости гибкого подхода к лидерским стилям и менеджерским функциям.
Все большее количество руководителей сегодня могут и применяют командный подход с уверенностью, которая базируется на собственном опыте и успехе. Они, например, гораздо реже попадают в такие ловушки, как убеждение, что иерархический босс должен всегда быть лидером команды, сведение вкладов в команду только к функциональным ролям или настаивание на том, что каждый из топ-менеджеров всегда должен участвовать в командной работе. Руководители, скорее, чувствуют себя ответственными за идентификацию той проблемы, которая требует командной работы, обеспечение необходимых навыков и выполнение соответствующей роли. Получение четких ответов на вопросы о том, что является командой, а что нет, и в особенности, как командная эффективность и результат зависят друг от друга, может обеспечить полезные открытия в том, как усилить эффективность в команде.
Большинство действующих сегодня средних и крупных компаний находятся на том витке своего развития, когда дальнейший рост всех ключевых экономических показателей фирмы в целом представляется сомнительным без сплочения коллектива компании. Становится очевидным, что командосплочение — важнейшее условие эффективности работы любой организации, предприятия, компании, фирмы и т.п.[12, с.62]7.
Командный
дух в коллективе, благоприятный
социально-психологический
Главное из них — отождествление членами команды личных и групповых целей и интересов и чувство взаимной ответственности каждого. При выполнении данного условия и возникает так называемый синергетический эффект, когда физические и интеллектуальные усилия одного умножатся на усилия других и сплоченная команда оказывается в состоянии решать задачи, непосильные для обычной рабочей группы специалистов.
Для создания эффективной команды необходимо осуществлять ряд действий (рис. 1.2.1).
Рис.
1.2.1 Действия для создания эффективной
команды
Для развития эффективной команды необходимо управлять ее интересами и внутренними взаимоотношениями на всех этапах становления и функционирования. Эта работа обычно выполняется назначенным менеджером или лидером и включает в себя:
Сама природа процесса развития команды требует от менеджера проявления незаурядной чуткости и рассудительности. Неверно было бы считать, что лидер команды должен активно вмешиваться во все протекающие процессы. Это далеко не всегда лучшая линия поведения. Понимание динамики команды и способность «читать ситуацию» могут помочь руководителю решить, когда требуется только небольшое вмешательство в процессы, не имеющее ничего общего с навязыванием требуемого хода событий. Сплоченность команды и продуктивные нормы часто могут быть достигнуты быстрее путем отвлечения внимания от внутренних проблем команд на задачи, стоящие перед ними. Команды, которые постоянно уделяют чрезмерное внимание собственному развитию, часто оказываются непродуктивными и, как правило, не удовлетворяют своих членов [7, с.142]8.
Американский опыт показал, что в организациях необходимо применять работу командой. Работа командой дает преимущества, например, уменьшается текучесть кадров, увеличивается производительность труда, заказчики бывают довольны, а организация извлекает дополнительные прибыли.
Завод фирмы Дженерал Электрик в Шелби, Северная Каролина, использует систему работы командой при производстве осветительных панелей: на протяжении рабочего дня сменяет друг друга дюжина моделей. Производительность труда при такой постановке дела оказывается выше на 250% по сравнению с теми заводами компании, где работа выполняется индивидуально. При таком резком росте производительности текучесть кадров снизилась с 15% в первый год работы по новой системе до 6% четыре года спустя.
Недавнее исследование работы командой, проведенное Американским обществом профессиональной подготовки и развития, выявило следующее:
1)
производительность труда в
2) улучшение качества продукции, выпускаемой такими компаниями, отмечено в 72% случаев;
3)
непроизводительные расходы
4)
удовлетворенность работой
5) удовлетворенность заказчиков повысилась в 57% случаев.
Дополнительные
положительные факторы
Так Руслан Ильясов, директор по персоналу российского подразделения Alcoa, привел следующие характеристики ключевых параметров команды единомышленников, применяющие в компании Alcoa. Это наличие сильного лидера, общее видение целей и стратегии, командный дух, дополняющие знания и навыки. Сильный лидер имеет полномочия подбирать свою команду, умеет разрешать конфликты и строить команду, заслуживает доверия действиями и результатами, демонстрирует профессионализм в организации и управлении процессами бизнеса. Участники команды привержены общему успеху, четко разделяют ответственность, демонстрируя высокий уровень коммуникации и самомотивации. В основу командной работы с сотрудниками заложены ценности Alcoa – честность, экологичность и безопасность, отличное качество, люди, прибыльность, ответственность9.
Михаил
Уржумцев, генеральный директор ОАО
«Мэлон Фэшн Груп», считает основным условием
эффективной командной работы корпоративная
религия как форма создания доверия. «Ее
предпосылки - это могучая и амбициозно-несокрушимая
Таким образом, команда приносит колоссальную пользу компании тем, что эффективно, осознанно и творчески работает на достижение цели.
Сотрудники в Команде:
Невозможно сформулировать полный набор правил, следование которым обязательно приведет к созданию эффективной команды. Причины успехов команды сложнее. Можно выделить основные элементы эффективной работы команды: удовлетворение личных интересов членов команды, успешное взаимодействие в команде, решение поставленных перед командой задач.
Исследователи ещё не пришли к единой типологии команд. По мнению Д. Макинтош-Флетчер, существует два главных типа команд: кросс-функциональные и интактные команды11.
Кросс-функциональная команда формируется из представителей различных подразделений формальной организации и отражает их интересы. Для команд этого типа характерно наличие конкретного, одноразового задания, обозначающего результат, проблему или возможность. Продолжительность существования команды определяется завершённостью задания. Для членов такой команды работа над заданием является вторичной по отношению к их основной работе. Руководитель команды может быть формально назначенным или выбранным из членов команды.
Интактная команда (интактный – нетронутый, неповреждённый, целый) является производственным подразделением или долговременно существующей рабочей группой, производящей определённый продукт или услугу. Она может иметь руководителя, который, не являясь членом команды, обеспечивает порядок и координацию работ, что позволяет членам команды фокусировать усилия на поставленных задачах.
В других случаях команда может иметь руководителя, являющегося членом команды, который также проводит собрания и координирует взаимосвязи команды с другими группами. В некоторых случаях роль руководителя может выполняться и попеременно членами группы по мере развития их лидерских навыков или в зависимости от ситуации. Достаточно развитые, зрелые, самоуправляемые, автономные интактные команды могут функционировать как небольшие предприятия. Сводная матрица типов команд представлена в табл. 1.3.1.
Каждая команда устанавливает свои собственные цели. Цели создаются для выполнения заданий, стоящих перед командой, и для реализации организационной миссии. Усилия команды и командные цели могут быть разбиты на три части:
Команда может быть создана для любых целей. В некоторых случаях команды имеют взаимозависимые цели: одна команда выполняет свою часть работы только после того, как другая выполнит свою часть.
Таблица 1.3.1
Типология команд Д.Макинтош-Флетчер
Тип команды | Другие типы | ||
кросс-функциональные | интактные | комитеты, советы, комиссии и т.п. | |
Членство | Члены группы представляют собой более чем одно подразделение | Члены группы представляют естественную рабочую группу или подразделение | Члены группы представляют собой более чем одно подразделение |
Продолжительность существования | Продолжительность существования определяется завершенностью выполнения задания | Постоянное существование | Постоянное или определенное во времени существования |
Цели | Фокус на одной задаче | Выполнение нескольких задач в определенных границах | Координация или усовершенствование деятельности |
Измерение | Достижение выполнения поставленной задачи или определенного рубежа | Достижение поставленной организационной цели | Выполнение работы в соответствии с уставом и правилами |
Примеры | Группы решения
проблем, команды бизнес- |
Производственные подразделения; команды по обслуживанию клиентов или оказанию технической поддержки | Технические советы; забастовочные комитеты; координационные советы |