Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 19:35, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение формирования эффективной команды. Исходя из цели, задачами работы стали:
- определить теоретические аспекты формирования команды: понятие команды и типы команд;
- определить условия эффективной командной работы;
- выявить практические аспекты создания эффективной команды;
- выявить типичные ошибки менеджеров на примере предприятия;
- определить пути повышения эффективности работы команды;
Введение 3
1. Теоретические аспекты формирования профессиональной команды 5
1.1 Понятие команды 5
1.2 Условия эффективной командной работы 10
1.3 Типы команд 16
2. Практические аспекты формирования эффективной команды на примере предприятия ООО «Сырная компания «Визир» 22
2.1 Управленческие команды и их формирование 22
2.2 Типичные ошибки менеджера 26
2.3 Пути повышения эффективности работы команды 31
Заключение 37
Список использованных источников 40
Ниже представлена типология, выделяющая четыре категории команд в зависимости от поставленных целей:
По мнению Г.Паркер, многие команды можно описать следующим образом. Основная рабочая команда - это руководитель и его (или ее) непосредственные подчиненные. Также бывают специальные группы или комитеты, временно созданные для решения конкретной задачи. Недавно появилась еще одна разновидность команды - многопрофильная, объединяющая различных специалистов, целью которой является разработка новой продукции, создание новых систем и решение других вопросов [14, с.83]12.
Можно охарактеризовать команды по следующим трем признакам.
1. Цель - развитие продукции, качество, сбыт, системы и т. д.
2. Срок деятельности - постоянная или временная команда.
3. Специализация членов команды - узкопрофессиональная или многопрофильная.
Самыми мощными командами являются многопрофильные, специальные команды. В том случае, если цель неясна, сложность задачи возрастает. Несмотря на потенциально положительный результат, создание эффективной команды осложнено тем, что работающие в ней специалисты предлагают различные подходы к решению задач. Временный характер взаимоотношений часто снижает мотивацию и желание формировать успешную команду.
С точки зрения Веснина В.Р., существуют следующие основы классификации команд:
1) в соответствии с периодом деятельности (постоянные или временные);
2)
в соответствии с характером
решаемых задач (
3) в соответствии с внутренним социокультурным контекстом (по степени сплоченности, по характеру распределения власти);
4)
в соответствии с
5)
в соответствии с целями
6) в соответствии с особенностями организации работы (команды из лиц, работающих совместно, и дистанционные команды, участники которых находятся на расстоянии друг от друга и могут представлять как одну, так и разные компании) [4, с. 98]13.
Дж.
Катценбах и Д. Смит в соответствии
с родом деятельности, которую
выполняет в организации
1) Рабочая группа – это группа, у которой нет потребности в повышении эффективности совместного труда или нет возможности стать командой. Члены группы взаимодействуют между собой прежде всего для того, чтобы обменяться информацией, опытом работы или для определения перспективы и принятия решений, чтобы помочь каждому работать в пределах его области ответственности. В таких группах нет общей цели и взаимной ответственности. Они полагаются на сумму «индивидуальных преимуществ», необходимых для выполнения работы, не ставя целью коллективное производство продукта, требующего объединённых усилий.
Выбирая путь команды, а не рабочей группы, люди берут на себя риски конфликта, объединяют усилия для производства изделий или услуг и используют коллективные действия, необходимые для определения общего направления, целей деятельности, подходов к работе и взаимную ответственность.
2) Псевдокоманда – это группа, у которой имеется потребность в повышении эффективности совместного труда, есть возможность стать командой, но она не сосредоточилась на коллективном выполнении работы и не пробует делать это. Члены группы не проявляют интереса к определению и формулированию общей направленности и целей деятельности, хотя при этом группа может называть себя командой. Псевдокоманды имеют самые низкие показатели результатов деятельности, потому что используемые ими методы работы уменьшают индивидуальную производительность каждого члена и не дают эффекта от объединения. В псевдокомандах негативная синергия – сумма целого меньше, чем потенциал индивидуальных частей.
3) Потенциальная команда – это группа, у которой имеется существенная потребность в повышении эффективности совместной деятельности, и она пробует это делать. Однако, как правило, такой команде не хватает ясности относительно направления, целей и процесса выполнения работы. Эта группа ещё не установила коллективную ответственность, и ей требуется более высокий уровень дисциплины. Такие команды называются потенциальными, так как их члены берут на себя риски, пытаясь противостоять неизбежно возникающим препятствиям.
4) Реальная команда – это небольшое число людей с взаимодополняющими навыками, которые преданы общему направлению, целям и рабочему подходу, за который они чувствуют себя взаимно ответственными. Люди полностью определили процедуру и процесс совместной деятельности для достижений согласованных целей.
5) Высокоэффективная команда – это реальная команда, члены которой обладают суперобязательностью относительно выполнения командной работы. Методы работы и взаимодействия в группе способствуют персональному росту и успеху членов команды. Такие группы обладают избытком синергии и добиваются результата, который превосходит ожидания окружающих.
Таким образом, можно сделать общий вывод по 1 главе, что команда - это группа людей, объединенная общей целью, эффективно и слаженно работающая для ее достижения. Существуют различные типы команд. Для командной работы необходимо выполнять следующие элементы их эффективной работы: удовлетворение личных интересов членов команды, успешное взаимодействие в команде, решение поставленных перед командой задач.
Эффективное
управление организацией, предприятием
любой формы собственности
Часто
это проявляется в том, что
руководители в целях повышения
качества управления создают вокруг
себя на самой верхней ступени
организационной структуры
Объектом исследования является ООО «Сырная компания «Визир», точнее, система формирования команды в компании. Информация об объекте исследования [19]:
ООО «СК Визир» - одна из крупнейших оптово-розничных компаний по поставке масло-жировой и сырной продукции15.
ООО «СК Визир» осуществляет доставку продукции по городам Татарстана, таким как Елабуга, Менделеевск, Нижнекамск, Заинск, Бугульма, Нурлат, Чистополь, Альметьевск и т.д.
На продуктовом рынке плодотворно сотрудничает с магазинами следующих сетей:
- «Метро Кеш Энд Керри» и «Гипермаркет-Реал»
- «Бахэтле»
- Х5 Групп («Карусель», «Перекресток», «Пятерочка+»)
- «Провизия»
- «Ак Барс Торг»
- «Эдельвейс»
- «ПИКи» (Народный)
- «Продуктович» и др.
Компания обеспечивает сырами организации общественного питания (рестораны, бары, кафе и др.): «Форсаж» , «Фаст Фуд сервис» , «Венеция» , «Бабушкина сковородка» , «Бирмания» , «Хмельная» , «Тинькофф» , «Парус» , «Международный аэропорт Казань» , «Ривьера», «Корстон», и др.
Численность сотрудников компании ООО «СК Визир» составляет около 100 человек. Компания состоит из большого количества отделов. К ним относятся: отдел продаж отдел логистики, финансовый отдел и т.д. (рис. 2.1.1).
Рис. 2.1.1
Организационная структура ООО «СК Визир»
[19]
Подгорный Роман Юрьевич является директором ООО «СК Визир», где осуществляет оперативное руководство административно – хозяйственной деятельностью предприятия в пределах предоставляемых ему полномочий, на основании Устава и нормативных актов.
Трудовая деятельность на предприятии осуществляется гражданами на основе трудового договора. При этом им обеспечивается оплата труда и условия труда, а также другие социально – экономические гарантии, предусмотренные действующим законодательством.
Персональный подбор кадров и оформление приема на работу в рабочий аппарат осуществляется также директором. Реализация целей и задач управления персоналом осуществляется через кадровую политику. Деятельность руководителя по обеспечению совместимости заключается в первую очередь в подборе кадров. Поэтому в компании взаимозависимость управленческих кадров и подчиненных имеет решающую роль для развития и деятельности предприятия.
В команду объединяют не слишком много людей, потому что это неблагоприятно отражается на командной работе. В команду включается от пяти до восьми человек, не более двенадцати человек.
Во время формирования управленческих команд в компании СК Визир члены команды знакомятся друг с другом, оценивают компетентность и полномочия лидера команды, занимают выжидательную позицию, испытывают сомнения и неуверенность, наблюдают за поведением своих коллег, пытаются понять свое место в команде и стараются совершенствовать свои знания и умения. По причине оборонительной и иногда враждебной манеры поведения в этот момент в группе может наблюдаться незначительный прогресс или полное отсутствие прогресса. На данном этапе члены группы много общаются, но не полностью понимают друг друга. Предпочтительный стиль лидерства на этом этапе — директивный (более ориентированный на задачи, а не на отношения). На данном этапе лидер должен:
После формирования происходит зарождение команды. Члены команды пытаются осознать, что для достижения целей предстоит пройти длинный путь. В этот момент часто зарождаются чувства неудовлетворенности, раздражения, разочарования и неуверенности в собственных силах. Здесь сталкиваются с негативным поведением членов команды, соперничеством за внимание, конфликтами за власть между членами группы и руководством, взаимным недоверием, эмоциональной реакцией на задания, данные к исполнению, и сомнениями людей в том, что они приносят пользу команде. Лидер команды обращает внимание на возможное чувство недовольства в группе. Лидер команды в это время: