Сравнение психологических автобиографий подростков в полных и неполных семьях

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 17:05, курсовая работа

Краткое описание

Анализ общественного мнения показал, что главными условиями для семейного счастья являются 1,2,3,4,7 годы. Практичные мужчины на первое место ставят отдельную квартиру и материальное благополучие, после чего следует взаимопонимание между супругами, дети и интересная работа. Женщины отдают пальму первенства взаимопониманию, детям, а потом – отдельная квартира, материальное благополучие и интересная работа.

Оглавление

Введение
Глава 1: теория
1.1 Структура семьи
1.2 Общая характеристика семьи
1.3 Семья: взгляд сквозь время
1.4 Общая характеристика подросткового возраста
1.5 Кризисы подросткового возраста
3. Вывод
4. Глава 2: исследование
2.1 Описание практической части
2.2 Результаты
5. Заключение
6. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсач №3.docx

— 103.99 Кб (Скачать)

Большой резонанс, особенно в Англии, получили труды шотландского учёного Дж.Ф.Мак-Леннана(1827-1881). Он называет три формы брака : многоженство, многомужество и моногамию. По его мнению, дикари убивали новорождённых девочек, из-за чего в каждом племени был избыток мужчин, а женщины имели несколько мужей, т.е. возникло многомужество.

С критикой нового учения выступил английский юрист и историк  Г.Мэн, который отрицал существование  матриархата в развитии общества.

Подлинно научные воззрения  на семью обосновал Ф.Энгельс. В  своём труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства» он анализирует семью в её историческом развитии. Первоначально это была кровнородственная семья, когда  брачные группы были разделены по поколениям, так что половая связь  между родителями и детьми была исключена. На смену ей пришла пунуальная семья, в которой исключалась половая  связь между братьями и сёстрами, а ещё позднее возникла парная семья, в которой от женщины, живущей  с мужем, требуется строжайшая супружеская  верность.

 

Совсем иных взглядов на историю древних людей и их семейно-брачную жизнь придерживался финский социолог Э. Вестермак(1862-1939). Он считал, что ни в первобытном обществе, ни тем более в позднейшие времена брачным отношениям не был свойствен промискуитет. Он отстаивал мнение, что человеку по самой его природе всегда был свойственно стремление к моногамии.

 

Наука располагает обширной и достоверной информацией, дающей представление о характере еврейской, греческой и римской семьи  в древности. Еврейская семья  была моногамной. Главной фигурой  в семье был отец. Семья была многочисленной. Вступая в брак, жених был обязан заплатить определённую денежную сумму родителям невесты. Безбрачие религия рассматривала как святотатство.[3]

 

В Древней Греции мужчина  имел одну жену. Если жена не приносила  с собой приданого, такая связь  считалась простым сожительством. Отец был господином своей законной жены, детей, сожительниц и рабов. Жены первоначально пользовались равными  правами с мужьями, но затем положение  изменилось. В Афинах и Спарте был  распространён гомосексуализм, половые  связи между родственниками были запрещены.

Новую концепцию супружества  как гражданского договора выдвинул Мартин Лютер. Новые взгляды на брак позднее сделали возможной практику разводов.

У многих народов Сибири, Севера и Дальнего Востока сохранялись  пережитки родового строя и полигамии. Семьи жили в самых примитивных  бытовых условиях, практиковалось сожительство с девочками, не достигшими половой  зрелости.[4]

 

1.4 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

 

Подростковый возраст  — трудный период полового созревания и психологического взросления ребенка.

 

Лишь с этим периодом начинается настоящее самосознание, вкус и влечение к своему внутреннему миру, острое самоподчеркивание своих желаний  и порывов, причем без всякого  учета того, насколько они реализуемы. Упорное нежелание считаться  с реальностью, уверенность в праве жить своим миром и придают всем замыслам и желаниям характер мечты. В этом периоде для подростка характерен большой вкус к асоциальности – к уединению и одиночеству, к трагическому чувству непонятности и ненужности никому, вообще к оторванности от всего и от всех.

 

Кроме того, подросток вступает в стадию частичного или (реже) полного  отрицания традиционной морали. Суть этого морального перелома вовсе  не в отрицании чужой воли и  в выставлении своей воли (этот момент является здесь вторичным). Главной  причиной морального перелома является отрицание практического разума, непосредственное упоение набегающими  влечениями.

 

В самосознании подростка  происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости — ощущение себя взрослым человеком; возникает страстное  желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым.

 

Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы  своей жизни от контроля родителей  и часто идет на конфликты с  ними. Кроме стремления к независимости, подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Подростки стремятся во всем походить на сверстников и пытаются выделиться в группе, хотят заслужить уважение и бравируют недостатками, требуют верности и меняют друзей.

 

Возникают яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения. Благодаря интенсивному интеллектуальному  развитию появляется склонность к самоанализу; впервые становится возможным самовоспитание. У подростка складываются разнообразные  образы своего «Я», однако изменчивые и подверженные внешним влияниям.[6]

 

Подростковый возраст  традиционно считается самым  трудным в воспитательном отношении. Известный отечественный педагог А.П.Краковский (Краковский А.П. О подростках. М.: Педагогика, 1970.), сравнивая особенности поведения младших школьников и младших подростков, у которых разница в возрасте составляет всего один год, констатирует следующее: подростки в сравнении со своими младшими товарищами в 6 раз чаще проявляют упрямство, в 9 раз чаще бравируют своими недостатками, в 10 раз чаще противопоставляют себя родителям. В целом количество немотивированных отрицательных поступков подростков отмечается в 42 раза боль­ше, чем у младших школьников.[7]

 

 

В подростковом возрасте могут  впервые возникать или заметно  обостряться разного рода патологические реакции, связанные с развитием  психических (а иногда и соматических) заболеваний или значительными  затруднениями процесса формирования личности. Подсчеты специалистов говорят, например, о том, что риск начала шизофрении в подростковом возрасте в 3—4 раза выше, чем на протяжении всей остальной жизни.[8]

 

В связи с быстрым развитием  возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного  мозга. Стремительно взрослеющий ребенок  может часами гонять мяч или танцевать, почти не чувствуя физической нагрузки, а затем, в относительно спокойный  период времени, буквально падать от усталости. Бодрость, азарт, радужные планы  при этом сменяются на ощущение разбитости, печаль и полную пассивность. Вообще в подростковом возрасте эмоциональный  фон становится неровным, нестабильным.

 

К этому следует добавить, что ребенок вынужден постоянно  приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать самую  настоящую «гормональную бурю». Это состояние удачно выразил  один американский подросток: «В 14 лет  мое тело будто взбесилось». Сексуальное  возбуждение, сопровождающее процесс  полового созревания, усиливает  эмоциональную  нестабильность.

 

У девочек больше индивидуальных различий: часть из них испытывает такие же сильные сексуальные  ощущения, но большинство — более  неопределенные, связанные с удовлетворением  других потребностей (в привязанности, любви, поддержке, самоуважении).

 

 Благодаря бурному  росту и перестройке организма,  в подростковом возрасте резко  повышается интерес к своей  внешности. Остро переживаются  все ее изъяны, действительные  и мнимые. Непропорциональность  частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний  вес или худоба – все расстраивает, а иногда приводит к чувству  неполноценности, замкнутости, даже  неврозу.

 

Тяжелые эмоциональные реакции  на свою внешность у подростков смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны, разумеется, проявить и понимание, и  тактичность. И наоборот, бестактное замечание, окрик или ирония, отрывающая ребенка от зеркала, усугубляют пессимизм  и дополнительно невротизируют.[9]

 

У большинства девочек  половое созревание (двухлетний период интенсивного роста, предшествующий половой  зрелости) начинается в 11 лет. Половая  зрелость начинается с первым менструальным  циклом, который бывает, обычно, в 13 лет. Но у довольно многих девочек  половое созревание начинается в 9 лет. Бывает, что оно начинается только в 13 лет. В исключительных случаях  половое созревание девочек начинается уже в 7 лет или только в 15 лет. Более позднее или раннее половое  созревание не означает какой-либо патологии. Если половое созревание у родителей  наступило позже, чем у других, то у их детей оно обычно также  наступает позже. Кроме того, у  многих девочек менструации бывают нерегулярными и не каждый месяц  в первый год или два. Это также  не означает какой-либо патологии.[10]

 

Половое созревание мальчиков  начинается в среднем на два года позже, чем у девочек, - в 13 лет. Однако оно может начаться уже в 11 лет  или в редких случаях даже раньше, но может задержаться и до 15 лет, а у очень немногих мальчиков  - и дольше. За двухлетний период тело мальчика почти завершает превращение  в мужчину. Мальчик, так же как  и девочка, может пережить период физической и эмоциональной неловкости, стараясь научиться управлять своим  новым телом и новыми чувствами.

 

Возникают трудности во взаимоотношениях между мальчиками и девочками  в школе в период полового созревания и зрелости. В одном классе учатся мальчики и девочки одного возраста, но между 11 и 15 годами девочка практически  на 2 года старше мальчика того же возраста. Она опережает мальчика по развитию, она выше ростом, у нее более  «взрослые» интересы. Ей хочется принимать ухаживания, а он еще маленький дикарь, который считает подстыдным обращать внимание на девчонок.[11]

 

Для мальчиков сроки созревания особенно важны. В исследованиях, проведенных  американскими психологами, показано, что мальчики с поздним созреванием  менее популярны среди сверстников, они часто становятся возбудимыми, суетливыми, излишне разговорчивыми, пытаются привлечь к себе внимание всеми способами и ведут себя неестественно, у них чаще образуется низкая самооценки и появляется чувство отверженности.

 

Все это требует от взрослых, окружающих подростка, пристального внимания к каждому подростку, предельной тонкости, деликатности, вдумчивости  и осторожности при работе с ним.[9]

 

Но в некоторых семьях вместо того, чтобы успокоить мальчика, что со временем и он вырастет на 24-27 см, родители ведут мальчика к  врачу, умоляя провести курс специального лечения. Это еще больше убеждает подростка в том, что с ним  действительно что-то не в порядке. Разумнее и безопаснее позволить  нормальному мальчику развиваться  в соответствии со своим индивидуальным, врожденным «планом».[12]

 

Таким образом, границы подросткового  периода значительно варьируются. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие — позже, подростковый кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Начинаясь с  кризиса, весь период обычно протекает  трудно и для ребенка, и для  близких ему взрослых.

Что же касается религиозной  сферы, то, как пишет профессор  протоиерей В.В. Зеньковский, ужасно пестра, неопределенна, противоречива она  в это время. В итоге реализма младшего школьного возраста небо оказывается  окончательно потемневшим, закрытым для  подростка. Светлая Бесконечность, которая в былое время, светилась, ласкала и шла в детскую  душу, теперь закрыта для нее. Все  темно над подростком. Вдруг он «решит» , что Бога нет и уверен, что в нем нет веры, а то вдруг по привычке, по неисчезнувшей инерции начнет молиться – и на время глубокое волнение, мистические восторги охватят душу. Религиозная сфера как будто вся в скорлупе, живет она прошлым, где-то сосредоточенно в душе наливается «сок», - но по существу отрочество религиозно пусто. Религиозные рассуждения в этом возрасте могут быть пусты или серьезны, глубоки или поверхностны, но, увы – они нереальны. Опасная, жуткая пора – сумерки перед зарей, некая темная ночь перед грядущим восходом солнца[14].

 

1.5 КРИЗИСЫ ПОДРОСТКОВОГО  ВОЗРАСТА

 

Кризис идентичности.

 

Что касается первого кризиса, то кратко можно сказать, что в  это время происходит поиск и  выбор новой взрослой идентичности, новой целостности, нового отношения  к себе и к миру. Внешне это  проявляется в активном интересе к себе: подростки постоянно что-то доказывают друг другу и самому себе; они общаются на темы, затрагивающие  моральные и нравственные вопросы, межличностные отношения; появляется интерес к исследованию себя, уровня развития своих способностей через  прохождение тестов, участие в  олимпиадах.

 

Бурное развитие сознания и самосознания обуславливает интерес  к себе, поэтому ребенок в подростковом возрасте склонен к уходу в  себя, чрезмерно самокритичен и чувствителен к посторонней критики. Поэтому  любая оценка со стороны значимых взрослых может вызвать бурную и  непредсказуемую реакцию.

 

Становление нового уровня самосознания, Я-концепции выражается также в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и  свое отличие - уникальность и неповторимость. Познание себя через отличие зачастую происходит через противопоставление себя миру взрослых. Отсюда может идти негативизм в отношении норм и  ценностей взрослых, их обесценивание. «Я не такой как вы! Я никогда  не стану таким!», - вот достаточно характерные для подросткового  возраста фразы.

 

Как следствие, в этом возрасте наблюдается резкое понижение ценности общения в семейном кругу: самыми большими авторитетами становятся друзья, а не родители. Требования, идущие со стороны родителей, в этот период сохраняют свое влияние на подростка  лишь при условии, что они значимы  и за пределами семьи, в противном  случае они вызывают протест.

 

Познание себя через сходство с другими происходит у подростков при общении со сверстниками. Подростки  имеют свои собственные нормы, установки, специфические формы поведения, которые образуют особую подростковую субкультуру. Для них очень важно  чувство принадлежности, возможность  занять свое место в референтной  группе. Внешне это противоречит бунту  против норм взрослых, но именно в такой  ситуации формируется самосознание – социальное сознание, перенесенное вовнутрь.

 

Кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.

 

Отечественные психологи  выделяют еще одну важную особенность  подросткового возраста – чувство  взрослости. Внешне это выглядит как  стремление к самостоятельности  и независимости. Он стремиться расширить  свои права, делать так, как он сам  хочет, знает, умеет. Такое поведение  часто провоцирует запреты. Но это  необходимо, т.к. именно подобном противостоянии со взрослыми подросток исследует свои границы, пределы своих физических и социальных возможностей, рамки дозволенного. Через такую борьбу за независимость он удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, узнает свои возможности и учиться действовать самостоятельно.

Информация о работе Сравнение психологических автобиографий подростков в полных и неполных семьях