Сравнение психологических автобиографий подростков в полных и неполных семьях

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 17:05, курсовая работа

Краткое описание

Анализ общественного мнения показал, что главными условиями для семейного счастья являются 1,2,3,4,7 годы. Практичные мужчины на первое место ставят отдельную квартиру и материальное благополучие, после чего следует взаимопонимание между супругами, дети и интересная работа. Женщины отдают пальму первенства взаимопониманию, детям, а потом – отдельная квартира, материальное благополучие и интересная работа.

Оглавление

Введение
Глава 1: теория
1.1 Структура семьи
1.2 Общая характеристика семьи
1.3 Семья: взгляд сквозь время
1.4 Общая характеристика подросткового возраста
1.5 Кризисы подросткового возраста
3. Вывод
4. Глава 2: исследование
2.1 Описание практической части
2.2 Результаты
5. Заключение
6. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсач №3.docx

— 103.99 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа на тему: «Сравнение психологических  автобиографий подростков в полных и неполных семьях»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила Горелько Анна

32 группа, 3 курс, ФП

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск, 2011

 

Оглавление:

  1. Введение
  2. Глава 1: теория

          1.1 Структура семьи

          1.2 Общая характеристика семьи

          1.3 Семья: взгляд сквозь время

          1.4 Общая характеристика подросткового возраста

          1.5 Кризисы подросткового возраста

 3. Вывод

4. Глава 2: исследование

2.1 Описание практической  части

2.2 Результаты

5. Заключение

6. Список используемой  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Семья  играет огромную роль как в жизни отдельной личности, так и всего общества. Важнейшими характеристиками семьи является ее функции, стабильность и динамика. По данным психологов, для счастья семьи нужно не столь уж много, а именно:

· направленность на другого (умение понимать его, внимательно к  нему

относиться, учитывать его  вкусы, интересы и желания);

· нормальное, бесконфликтное общение;

· доверительность и симпатия;

· понимание друг друга;

· нормальная интимная жизнь;

· наличие Дома (место, где  может отдохнуть от сложностей жизни  семья в целом, и каждый из её членов в отдельности).

 

Социологи определили следующие  условия семейного благополучия:

1. Взаимопонимание между  супругами.

2. Отдельная квартира.

3. Материальное благополучие.

4. Дети.

5. Уверенность в прочности  брака.

6. Интересный досуг в  семье.

7. Интересная работа.

8. Соответствующее образование.

9. Хорошее положение на  работе.

10. Хорошие друзья.

11. Самостоятельность супругов.

 

Анализ общественного  мнения показал, что главными условиями  для семейного счастья являются 1,2,3,4,7 годы. Практичные мужчины на  первое   место ставят отдельную квартиру и материальное благополучие, после чего следует взаимопонимание между супругами, дети и интересная работа. Женщины отдают пальму первенства взаимопониманию, детям, а потом – отдельная квартира, материальное благополучие и интересная работа.

 

Важно также сказать, что  семья - это малая социальная группа, которая основана на супружеском союзе и родственных связях (отношения мужа с женой, родителей и детей, братьев и сестёр), которые живут вместе и ведут общее домашнее хозяйство.

Не менее важна позиция  ребенка в семье, его отношения  с родителями, с сестрами или братьями (если он не один в семье), наличие  обоих родителей или же участие  их  воспитании (при разводе). Для  подростка очень важно чтобы  у него было оба родителя, а если же по определенному стечению обстоятельств, кого-то из них нет, то это может  повлиять на его психическое развитие, на то как он представляет свое будущее, что он видит важного в своем прошлом. Изучением подросткового возраста занимается возрастная психология.

Возрастная  психология изучает закономерности психического развития человека в различные  возрастные периоды. Проблема психического развития детей, становление человеческой личности является одной из самых  сложных и крайне важных в психологии. Периодизация основывается на выделении  возрастных особенностей. Возрастными  особенностями называются характерные  для определенного периода жизни  анатомо-физиологические и психические  качества. В психологии принято выделять 6 основных периодов психического развития в онтогенезе: младенческий возраст, раннее детство, дошкольный, младший  школьный, подростковый и старший  школьный.

               Важная особенность личности подростка — стремление к самоутверждению, что выражается в самостоятельности мнений, суждений, решений, в желании занять свое место в обществе, и прежде всего в среде сверстников. Поэтому большое значение в жизни- подростков имеет коллектив, в котором они учатся, занимаются спортом или каким-либо другим любимым делом. У подростков ярко выражены чувства коллективизма, товарищества, долга и. чести. Они быстро усваивают моральные нормы и правила поведения, принятые в коллективе сверстников, дорожат общественным мнением товарищей. Чтобы не уронить себя в их глазах, завоевать их уважение, подросток способен на поступки, требующие больших психических напряжений. Вместе с тем он предъявляет повышенные требования к членам своего коллектива, не прощая товарищу проступки, затрагивающие честь коллектива. Но не всегда подростки правильно понимают сущность дружбы, чести и других нравственных понятий, что может привести к защите товарища, совершившего дурной проступок, к круговой поруке и т. д. Незрелость)нравственного сознания проявляется в отсутствии стойких нравственных убеждений. Упорно отстаивая свои моральные убеждения, подросток легко может им изменить, перейдя в другой коллектив, который предъявляет иные моральные требования к своим членам.

 

Сейчас проблема состава  семьи очень актуальна, так как  сейчас очень остро стоит проблема разводов и смертей родителей. Многие дети сейчас находятся без участия  воспитания одного из родителей. Такие  подростки не так воспринимают свое будущее, и свои прошлые события, которые происходили в их жизни. Эта проблема изучалась в рамках событийно-биографического подхода, разработана методика «Психологическая автобиография» Е. Ю. Коржовой и направлена на выявление восприятия важных жизненных  событий, она также позволяет  обобщать полученные результаты, также  она позволяет определить суммарный  «вес» событий.

 

Гипотеза моего исследования: действительно существует ли влияние  состава семьи на количество грустных и радостных событий в прошлом  и будущем, а также на общее  количество событий.

Задачи исследования:

  1. Применить методику «Психологическая автобиография» для изучения количества событий, которые уже произошли в прошлом, или будут в будущем у подростков, которые воспитываются в полных семьях.
  2. Применить методику «Психологическая автобиография» для изучения количества событий, которые уже произошли в прошлом, или будут в будущем у подростков, которые воспитываются в неполных семьях.
  3. Сравнить количество событий, которые были получены при помощи методики, у подростков, которые воспитывались в полных и неполных семьях.

Цель исследования: выявить  влияет ли состав семьи на количество грустных и радостных событий  в прошлом и будущем, а также  на общее количество событий.

Объект исследования: влияние состава семьи на на количество грустных и радостных событий в прошлом и будущем, а также на общее количество событий.

 

Предмет исследования: изучение состава семьи и событий жизненного пути подростка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1: ТЕОРИЯ

 

1.1 СТРУКТУРА СЕМЬИ

Это число и состав членов семьи, а также совокупность отношений  между её членами. Она тесно связана  с её функцией. Они взаимно влияют друг на друга. Например, развод влияет на все функции. Выделяют следующие  формы семьи:

 

  • Базовой формой семьи является нуклеарная семья. Это треугольник - родители и один ребёнок. Она представлена представителями 2-х поколений - родители и дети. Существует 2 разновидности - полная нуклеарная семья (двое родителей и дети) и неполная нуклеарная семья (отсутствие одного из родителей). Семья без детей это тоже неполная нуклеарная семья.

 

  • 2-я форма - расширенная семья. Это семья, которая объединяет кровных родственников более чем 2-х поколений, которые объединены общим домашним хозяйством. Самый частый вариант - семьи с бабушкой, дедушкой и другими родственниками.

 

  • 3-й вариант - большая семья. Это группа кровных родственников разных поколений, которая живёт в одном месте не обязательно ведут совместное домашнее хозяйство и возглавляется фигурой патриарха или матриарха. Эта форма характерна для сёл или маленьких городов или на окраинах больших городов. Есть дом родителей, рядом 2-4 дома, где живут семьи детей с определённым характером отношений. Родители выполняют роль патриарха, оказывая влияние на существование семей. Такая семья является иерархичной.

 

  • 4-й вариант - семья - клан. Это группа, объединённая кровно родственными отношениями, которая не обязательно проживает в одном месте и не обязательно имеет одного лидера. Пример - сицилийская мафия.

 

  • 5-й вариант - семья - двор. Характерна для России 17-19 вв. Сейчас редко. Она объединяет несколько поколений членов семьи, причем в семью включаются люди, не связанные кровным родством (гувернантки, слуги, горничные). [5]

 

Нарушения структуры семьи  также встречаются, как и нарушение  функции. Это такие особенности  структуры семьи, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьёй основных её функций. Например, часто  хозяйственно-бытовая функция разделена  асимметрично, когда муж не принимает  в этом участия, а всё делает жена. Основной формой, в которой проявляются нарушения структуры отношений становится семейный конфликт. Он препятствует выполнению семьёй её различных функций. Общество пытается восстанавливать структуру семьи.

Здесь 2 линии:

Не психологическая линия, восстанавливает физическую структуру  семьи (службы знакомств, гадалки, астрологи).

психологическая линия - позволяет восстанавливать структуру взаимоотношений в семье.

 

    1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЬИ

 

Выделяется три основных признака семьи:

 

Ø     брачные или  кровнородственные связи между  всеми её членами

 

Ø     совместное проживание в одном помещении

 

Ø     общий семейный бюджет

 

 

Семья относится к особым, фундаментальным группам общества. Семья оказывает довольно заметное воздействие на общество. Прежде всего своей воспроизводящей потомство функцией. Именно семья осуществляет рождение, воспитание, выращивание новых членов общества. Кроме того, семья упорядочивает сексуальные отношения между людьми. В какой-то мере она является своеобразной моделью общества, всех социальных связей и отношений для молодого человека. Например, в семье существуют отношения материальные, складывающиеся независимо от воли людей. Это и отношения между полами, и экономические отношения между членами семьи в процессе производства необходимых благ. В семье человек впервые сталкивается с разделением труда.

 

В семье между её членами  существуют идеологические, правовые, нравственные и религиозные отношения. Формирование трудовых ресурсов, квалификационный рост, миграция населения – все  эти вопросы находятся под  влиянием семьи.[1]

Она обладает и персональной значимостью. Семейное положение человека и качество его семейной жизни  оказывают  значительное влияние  на его физическое, психическое состояние  и самочувствие. По данным зарубежных исследователей смертность у людей, не состоящих в браке, значительно  превышает смертность у людей  семейных. Разумеется, благотворно  влияет на человека лишь здоровая, благополучная  семья, создание которой требует  значительных усилий. Неблагоприятная же скорее усугубляет, ухудшает его положение.[2]

 

 

    1. СЕМЬЯ: ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ВРЕМЯ

 

Супружеству и семье посвящены  тысячи книг и научных исследований. Ещё античные мыслители уделяли  внимание этой проблеме. Платон считал, женщины должны обучаться тем  же искусствам, что и мужчины, так  же,  как и они, овладевать важными  навыками. Платон требовал, чтоб каждый мужчина вступил в брак до 35 лет, уклоняющийся от этого должны подвергаться  штрафу. Хорошо, когда супруги различны по темпераменту, это обеспечивает уравновешенное потомство. Недопустимо, подчеркивал Платон, зачатие в  состоянии опьянения, это чревато  тяжёлыми последствиями для будущих  детей.

Началом исторического подхода  к семье можно считать работу швейцарского историка И. Бахофена (1815-1887) “Материнское право” (1861). В ней он высказал предположение, что для ранних ступеней развития общества была характерна полная неупорядоченность  половых отношений. В дальнейшем развитии общества господствующая роль принадлежала женщине. Позднее утвердилось господство мужчин.

Информация о работе Сравнение психологических автобиографий подростков в полных и неполных семьях