Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 23:36, курсовая работа
Спортивная деятельность носит коллективный характер, протекает и подготавливается в присутствии других людей и при их участии. Спортивная команда представляет собой коллектив со своими психологическими особенностями, в котором между спортсменами складываются определенные отношения.
Введение………………………………………………………………………...3
Общая характеристика работы………………………………………………...5
Глава 1 Особенности межличностных отношений в спортивной команде...6
1.1 Возникновение и формирование взаимоотношений в малых группах…6
1.2 Социально психологический феномен лидерства………………………11
1.3 Основные концепции лидерства…………………………………………15
1.4 Стили лидерства…………………………………………………………..19
1.5 Лидерство в спорте………………………………………………………..23
1.5.1 Лидерство в спортивной команде…………………………………..23
1.5.2 Дифференциация лидерских ролей………………………………...27
Выводы………………………………………………………………………...30
Глава 2 Экспериментальное исследование проявления лидерских качеств в спортивной группе легкоатлетов…………………………………………….32
2.1 Организация и методы исследования……………………………………32
2.2 Анализ психодиагностических данных………………………………….34
2.3 Проявления лидерских качеств в спортивной группе………………….39
Заключение…………………………………………………………………….40
Список литературы…………………………………………
2. В любой группе, общности, объединяемой едиными интересами, целями, настроениями, решаемыми задачами, в том числе и общей производственной деятельностью, всегда появляется человек или небольшой круг людей, становящихся лидерами. Лидерство представляет собой весьма распространенное явление в совместной деятельности людей.
3. В настоящее время
в социальной психологии
4. Множество работ
в социальной психологии было
посвящено исследованию стилей
лидерства. Были выявлены 3 основных
типа: демократический,
5. Спортивная команда представляет собой разновидность малой социальной группы, так как объединяет людей, имеющих общий социальный признак. Известно, что самоуправление в малой группе реализуется лидерами. Лидерство в спортивных группах и коллективах следует рассматривать как социально необходимый, естественный процесс самоуправления и координации взаимодействий и взаимоотношений между спортсменами в связи с целями и задачами деятельности.
В спортивной команде лидер может выполнять различные функции. В связи с этим принято лидерские роли дифференцировать. Исследования показывают, что существуют две основные лидерские роли: роль инструментального (делового) лидера и роль экспрессивного (эмоционального) лидера.
Глава 2 Экспериментальное исследование проявления лидерских качеств в спортивной группе легкоатлетов.
2.1 Организация и методы исследования
В связи с целью нашего исследования выявить проявление лидерских качеств в группе легкоатлетов объектом нашего исследования стала группа из 10 человек. Возраст в группе варьируется от 17 до 22 лет. Спортивная квалификация от 2-го взрослого разряда до мастера спорта. Спортивный стаж спортсменов составляет от 4 до 8 лет. В данном составе группа тренируется на протяжении 6 месяцев. 5 человек из группы тренируются вместе на протяжении 2,5 лет.
Предметом исследования
являются особенности проявления лидерских
качеств спортсменов
Мы предположили, что
основные лидерские качества подтверждаются
преобладанием тенденций
Для подтверждения своих данных была использована социометрический тест. Эта методика позволяет определить положение испытуемых в системе межличностных отношений той группы, к которой они принадлежат.
Проводилась по двум критериям: «Вы поехали на сборы. С кем бы вы хотели жить в одной комнате?» и «Вы выполняете упражнение на растяжку в парах. Кого бы вы выбрали себе в партнеры?». Были выявлены инструментальный и деловой лидеры.
Для исследования лидерских качеств были поставлены следующие задачи:
1. Изучить представление испытуемого о себе – провести анализ в тенденции поведения (зависимости, независимости, общительности, необщительности, принятие «борьбы», избежание «борьбы»).
2. На основе социометрической методики выявить инструментального и эмоционального лидера. Определить групповые социометрические индексы.
2.2 Анализ психодиагностических данных
С помощью методики Q-сортировка мы изучили представление испытуемых о себе и провели анализ 6 тенденций поведения. Данные исследования были занесены в таблицу:
Фамилия И.О. |
Зависимость/ Независимость |
Общительность/ Необщительность |
Принятие борьбы/ Избежание борьбы | |||
Бондарович А. |
13 |
7 |
12 |
8 |
6 |
14 |
Василенко А. |
10 |
10 |
11 |
9 |
12 |
8 |
Водчиц А. |
7 |
13 |
10 |
10 |
9 |
11 |
Децук Д. |
13 |
7 |
14 |
6 |
7 |
13 |
Исаков А. |
7 |
13 |
11 |
9 |
8 |
12 |
Маленкин Ж. |
11 |
9 |
13 |
7 |
10 |
10 |
Маслеников Ю. |
11 |
9 |
14 |
6 |
11 |
9 |
Нартович Д. |
10 |
10 |
7 |
13 |
8 |
12 |
Сильнов Д. |
10 |
10 |
11 |
9 |
11 |
9 |
Шевчук В. |
12 |
8 |
15 |
5 |
10 |
10 |
Фамилия И.О. |
Зависимость |
Независимость |
Общительность |
Необщительность |
Принятие борьбы |
Избежание борьбы |
Бондарович А. |
Х |
Х |
Х | |||
Василенко А. |
– |
– |
Х |
Х |
||
Водчиц А. |
Х |
– |
– |
Х | ||
Децук Д. |
Х |
Х |
Х | |||
Исаков А. |
Х |
Х |
Х | |||
Маленкин Ж. |
Х |
Х |
– |
– | ||
Маслеников Ю. |
Х |
Х |
Х |
|||
Нартович Д. |
– |
– |
Х |
Х | ||
Сильнов Д. |
– |
– |
Х |
Х |
||
Шевчук В. |
Х |
Х |
– |
– |
Мы предположили, что
основные лидерские качества подтверждаются
преобладанием тенденций
Фамилия И.О. |
Суммарный балл по тенденциям независимость, общительность, принятие борьбы |
Бондарович А. |
25 |
Василенко А. |
33 |
Водчиц А. |
32 |
Децук Д. |
28 |
Исаков А. |
32 |
Маленкин Ж. |
32 |
Маслеников Ю. |
34 |
Нартович Д. |
25 |
Сильнов Д. |
32 |
Шевчук В. |
33 |
Исходя из этих данных можно сделать вывод, что Василенко А., Маслеников Ю., Шевчук В. имеют большую склонность к проявлению лидерских качеств в группе чем остальные ее члены. Группа Водчиц А., Исаков А., Маленкин Ж., Сильнов Д. также имеют достаточно высокие показатели к проявлению лидерских качеств.
Далее мы сопоставили данные Q-сортировки с данными социометрии. С помощью социометрии мы диагностировали эмоциональные связи т.е. взаимные симпатии между членами группы и решили следующие задачи:
а) измерили степень сплоченности-
б) выявили соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатиии (лидеры, звезды, отвергнутые).
Анализ результатов: полученные результаты были занесены в таблицу.
Социоматрица по первому критерию: «Вы поехали на сборы. С кем бы вы хотели жить в одной комнате?»
№ |
Фамилия И.О. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
1 |
Бондарович А. |
X1 |
X2 |
X3 |
||||||||
2 |
Василенко А. |
X3 |
X2 |
X1 |
||||||||
3 |
Водчиц А. |
X2 |
X3 |
X1 |
||||||||
4 |
Децук Д. |
X1 |
X3 |
X2 |
||||||||
5 |
Исаков А. |
X2 |
X1 |
X3 |
||||||||
6 |
Маленкин Ж. |
X1 |
X2 |
X3 |
||||||||
7 |
Маслеников Ю. |
X3 |
X2 |
X1 | ||||||||
8 |
Нартович Д. |
X2 |
X1 |
X3 |
||||||||
9 |
Сильнов Д. |
X2 |
X3 |
X1 |
||||||||
10 |
Шевчук В. |
X2 |
X3 |
X1 |
||||||||
Кол-во выборов |
3 |
2 |
2 |
5 |
6 |
2 |
1 |
3 |
5 |
1 | ||
Взаимные выборы |
2 |
1 |
2 |
3 |
3 |
1 |
1 |
3 |
3 |
1 |
20 |
Индекс групповой сплоченности по первому критерию:
Социоматрица по второму критерию: «Вы выполняете упражнение на растяжку в парах. Кого бы вы выбрали себе в партнеры?»
№ |
Фамилия И.О. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
1 |
Бондарович А. |
X2 |
X1 |
X3 |
||||||||
2 |
Василенко А. |
X1 |
X2 |
X3 |
||||||||
3 |
Водчиц А. |
X3 |
X2 |
X1 |
||||||||
4 |
Децук Д. |
X1 |
X3 |
X2 |
||||||||
5 |
Исаков А. |
X3 |
X2 |
X1 |
||||||||
6 |
Маленкин Ж. |
X2 |
X3 |
X1 | ||||||||
7 |
Маслеников Ю. |
X1 |
X2 |
X3 | ||||||||
8 |
Нартович Д. |
X3 |
X1 |
X2 |
||||||||
9 |
Сильнов Д. |
X1 |
X3 |
X2 | ||||||||
10 |
Шевчук В. |
X2 |
X3 |
X1 |
||||||||
Кол-во выборов |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
1 |
4 |
2 |
3 | ||
Взаимные выборы |
0 |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
12 |
Информация о работе Соціально-психологічний феномен лідерства у спортивних командах