Соціально-психологічний феномен лідерства у спортивних командах

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 23:36, курсовая работа

Краткое описание

Спортивная деятельность носит коллективный характер, протекает и подготавливается в присутствии других людей и при их участии. Спортивная команда представляет собой коллектив со своими психологическими особенностями, в котором между спортсменами складываются определенные отношения.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3
Общая характеристика работы………………………………………………...5
Глава 1 Особенности межличностных отношений в спортивной команде...6
1.1 Возникновение и формирование взаимоотношений в малых группах…6
1.2 Социально психологический феномен лидерства………………………11
1.3 Основные концепции лидерства…………………………………………15
1.4 Стили лидерства…………………………………………………………..19
1.5 Лидерство в спорте………………………………………………………..23
1.5.1 Лидерство в спортивной команде…………………………………..23
1.5.2 Дифференциация лидерских ролей………………………………...27
Выводы………………………………………………………………………...30
Глава 2 Экспериментальное исследование проявления лидерских качеств в спортивной группе легкоатлетов…………………………………………….32
2.1 Организация и методы исследования……………………………………32
2.2 Анализ психодиагностических данных………………………………….34
2.3 Проявления лидерских качеств в спортивной группе………………….39
Заключение…………………………………………………………………….40
Список литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 319.50 Кб (Скачать)

 

Индекс групповой сплоченности по второму критерию:


 

Используя материалы  Я.Л. Коломинского [7] для измерения социометрического статуса в группе мы узнали, что на практике в высшую группу относят обычно не всех, получивших больше среднего количества выборов, а только тех, кто получил значительно больше. Так к высшей I группе по числу полученных выборов были отнесены те, кто получил 6 и более выборов, т.е. в 2 раза больше среднего количество выборов. Если испытуемый в эксперименте получил меньше среднего количества выборов, его по социометрической терминологии относят к «принятым». Тех, которые не получили ни одного выбора, считают «изолированными». Если в эксперименте используются отрицательные критерии и испытуемый получает отрицательные выборы, его относят к категории «отверженные». Так как в нашем эксперименте отрицательные критерии не использовались, данная категория у нас не выявлена. Таким образом социометрический статус будет определяться следующим образом:

Статус в  группе

Количество  полученных выборов

Звезда

6-7

Предпочитаемые

3-5

Принятые

1-2

Изолированные

0


Выведем социометрический статус каждого члена группы по 2 критериям.

Социометрический статус по первому критерию:

Фамилия И.О.

Статус

Бондарович А.

Предпочитаемый

Василенко А.

Принятый

Водчиц А.

Принятый

Децук Д.

Предпочитаемый

Исаков А.

Звезда

Маленкин Ж.

Принятый

Маслеников Ю.

Принятый

Нартович Д.

Предпочитаемый

Сильнов Д.

Предпочитаемый

Шевчук В.

Принятый


Социометрический  статус по второму критерию:

Фамилия И.О.

Статус

Бондарович А.

Предпочитаемый

Василенко А.

Предпочитаемый

Водчиц А.

Предпочитаемый

Децук Д.

Предпочитаемый

Исаков А.

Предпочитаемый

Маленкин Ж.

Предпочитаемый

Маслеников Ю.

Принятый

Нартович Д.

Предпочитаемый

Сильнов Д.

Принятый

Шевчук В.

Предпочитаемый


На основе этих результатов  нам удалось выявить эмоционального лидера группы – Исаков А. Группа Бондарович А., Децук Д., Нартович Д., Сильнов Д. также занимают лидирующее положение по отношению к остальным членам группы. По второму критерию, который направлен на выявление инструментального лидера видно, что в группе нет признанных лидеров в деловых отношениях. Возможно в этом сказывается специфика легкой атлетики, как индивидуального вида спорта.

Соотнесем данные Q-сортировки и социометрии. Мы выяснили реальную возможность проявления лидерских качеств в данной группе. Исаков имеет средние потенциальные возможности, однако является «звездой» в группе. В группе не использован лидерский потенциал 3 человек. Обладая высоким уровнем лидерских качеств Маслеников Ю., Василенко А., Шевчук В. не имеют возможности их проявления в данной группе. Поэтому в своей работе с этой группой тренер должен учитывать дифференциацию лидерских ролей.

2.3 Проявления  лидерских качеств в спортивной  группе

В ходе нашего исследования мы изучили взаимоотношения в  спортивной группе легкоатлетов. Было выявлено ряд интересных особенностей.

В исследуемой нами группе не используется лидерский потенциал 3 человек. Обладая высоким уровнем лидерских качеств, они не используют его в данной группе. В свою очередь, человек обладающий средним уровнем лидерских качеств, является эмоциональным лидером. В тоже время  в группе нет признанного лидера в деловых отношениях. Почему так происходит?

Вполне вероятно, что  такая ситуация в группе складывается под влиянием социально-психологических  условий, происходящих внутри коллектива. Возможно, тренеру необходимо создать такие благоприятные условия, что бы возникла возможность проявления лидерских качеств.

Сталкиваясь с подобными  ситуациями в своей работе, тренер должен учитывать дифференциацию лидерских ролей. Зная признанного эмоционального лидера, тренер в своей деятельности может возлагать на него такие задачи как предупреждение и профилактика межличностных конфликтов, в организации досуга, проведении общественных мероприятий. Отсутствие признанного делового лидера в данной группе связано, скорее всего, со спецификой легкой атлетики как вида спорта. Деятельность спортсменов носит не командный, а индивидуальный характер. Являясь партнерами в группе, на соревнованиях спортсмены становятся соперниками. Возможно, по этому группа не выдвигает человека на роль инструментального лидера.

Заключение

Современный уровень спортивных достижений настолько высок, что правомерно встает вопрос о пределе человеческих возможностей, обуславливающих эти достижения. Поиск ответа на этот вопрос может идти различными путями, один из них – выяснить и использовать психические резервы спортсмена. Социально-психологические резервы предполагают исследование не столько личностных, скрытых возможностей, сколько изучение групповых, коллективных феноменов. Лидерство, как один из групповых, или командных, феноменов можно анализировать в плане резервных возможностей спортивной команды.

В первой главе я попытался  раскрыть сущность социально-психологического феномена лидерства, его влияние  на формирование межличностных отношений  в спортивной команде. Описаны особенности проявления лидерства в спортивных коллективах, выдвижение лидеров и их воздействие на группу, а так же процесс дифференциации лидерских ролей в команде и его характерные особенности. Таким образом, было сделано ряд выводов: в любой группе всегда появляется человек или небольшой круг людей, становящихся лидерами; в настоящее время в социальной психологии сформировалось ряд концепций, рассматривающих теорию происхождения лидерства – теория «черт лидерства», «ситуационная теория лидерства», «синтетическая теория лидерства»; выявлены 3 основных стиля лидерства – демократический, автократический и либеральный; в спортивной команде лидер может выполнять различные функции и в связи с этим принято дифференцировать лидерские роли – роль инструментального (делового) лидера и роль экспрессивного (эмоционального) лидера.

Во второй главе описано  проведение эксперимента на спортивной группе легкоатлетов с целью выявления особенностей и возможностей проявления лидерских качеств в исследованной нами группе и подтверждения нашей гипотезы. Были получены интересные результаты. Оказалось, что потенциальные лидерские качества не проявляются в данной группе. Данное явление определяется социально-психологическими условиями и климатом в коллективе. В ходе исследования у нас возникло ряд вопросов: 1. Почему некоторые члены группы не могут проявить свой потенциал лидерских качеств в данной группе? 2. Как должен тренер учитывать дифференциацию лидерских ролей в своей деятельности? Однако использованные нами методики исследования были недостаточны для того, что бы ответить на возникшие в ходе исследования вопросы. Это дало нам новую почву для научно-исследовательской деятельности и будет рассмотрено нами в дальнейшем.

Список литературы

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: МГУ, 1980.
  2. Берн Эрик. Лидер и группа О структуре и динамике орг. групп. Пер. с англ. А.А.Грузберга Екатеринбург ЛИТУР, 2000. – 317 с.
  3. Вечер Л.С. Поведение руководителя: Практ. Пособие. – Мн.: Новое знание, 2000. – 208 с.
  4. Дафт Р.Л. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2000. – 832 с.
  5. Джамгаров Т.Т., Румянцева В.И. Лидерство в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 80 с., ил. – (наука – спорту).
  6. Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. – М.: Физкультура и спорт, 1984. 128 с., ил. – (Наука – спорту; Психология).
  7. Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса: Пособие для педагогов практических психологов. – Мн,: Ред. Журн. «Адукацыя i выхаванне», 1997. – 240 с.
  8. Кретти Брайент Дж. Психология в современном спорте. Пер. с англ. Ханина Ю.Л. – М., «Физкультура и спорт», 1978. 224 с. с ил.
  9. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 224 с.
  10. Личность и коллектив в спортивной деятельности: лекция для студентов ГЦОЛИФКа. М.: 1975.
  11. Мальчиков А.В. Социально психологические основы управления спортивной командой. – Смоленск: СГИФК, 1987. – 81 с.
  12. Мескон М. Основы менеджмента. – М.: Человек, 1995. – 275 с.
  13. Моргулец Л. Методы социально-психологической диагностики личности. – Л., 1990
  14. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учебн. Заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Эксперементальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 512 с.
  15. Психология. Учебник для ин-тов физич культ. Под ред. Рудика П.А. М., «Физкультура и спорт», 1974.
  16. Психология физического воспитания и спорта: Учебн. пособие для ин-тов физ.культ./ Под. ред Т.Т. Джамгарова, А.Ц.Пуни. – М.: Физкультура и спорт, 1979 – 143 с.
  17. Психология: Учеб. Для ин-тов физ. Культ./Под ред. В.М. Мельникова. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 367 с., ил.
  18. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. – 224 с.
  19. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов Спб.: Питер Принт, 2002. – 380 с.
  20. Топышев О.П. Теория и практика лидерства в спортивной команде // Сборник трудов ученых РГАФК. - М. - 2000. - С.144-149
  21. Уэйнберг Р.С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. – Киев: Олимпийская литература, 1998. – 335 с.

Информация о работе Соціально-психологічний феномен лідерства у спортивних командах