Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 22:05, курсовая работа
Данная работа посвящена синдрому эмоционального выгорания у
работников коммуникативных профессий, то есть у людей, которым по роду
своих должностных обязанностей очень много приходится общаться с другими
людьми. Исследование проводилось среди менеджеров (руководителей отделов,
групп, направлений с количеством подчиненных не менее 5 человек)
коммерческих организаций рынка FMCG (Fast Moving Consumer Goods -
товары повседневного спроса, которые стоят относительно дёшево и быстро
продаются, например, продукты питания, напитки, сигареты, косметика и
бытовая химия и т.д.) на примере ООО Компания «МАЙ»
Введение…………………………………………………………………….……….. 3
1. Глава первая. Теоретический аспект в изучении синдрома эмоционального
выгорания ………………………………………………………………………....… 4
1.1. Представления о синдроме эмоционального выгорания в современной
психологии …………………………………………………………………………... 4
1.2. Предпосылки возникновения синдрома эмоционального выгорания………..5
1.2.1. Основные факторы синдрома эмоционального выгорания по
Н.Frendenberger……………………………………………………………………….5
1.2.2. Основные факторы синдрома эмоционального выгорания по К.Куперу и
Дж.Маршаллу…..……………………………………………………………………..6
1.3. Фазы развития и диагностика синдрома эмоционального выгорания………. 8
1.3.1. Фазы стресса по теории Ганса Селье……………………………………….... 8
1.3.2. Симптомы синдрома эмоционального выгорания…………………………...9
1.3.3. Диагностика синдрома эмоционального выгорания по методике
В.В.Бойко……………………………………………………………………………..11
1.3.4. Экспресс-диагностика по методике измерения психического выгорания в
профессиях системы «человек-человек» (по К.Маслач)…………………..…...…13
2. Глава вторая. Практический аспект в изучении синдрома эмоционального
выгорания у работников коммуникативных профессий………………………….14
3. Глава третья. Профилактика и лечение синдрома эмоционального выгорания
у работников коммуникативных профессий……………………………………….17
Заключение……………………………………………………………….....… …….20
Список литературы………
31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).
33. Порой
я чувствую, что надо проявить
к партнеру эмоциональную
34. Я очень переживаю за свою работу.
35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.
36. При мысли
о работе мне обычно
37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.
38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.
40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.
42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на «хороших» и «плохих».
43. Усталость
от работы приводит к тому,
что я стараюсь сократить
44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.
45. Обычно
я прихожу на работу
46 Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.
47. По работе
встречаются настолько
48. После
общения с неприятными
49. Па работе
я испытываю постоянные
50. Успехи в работе вдохновляют меня.
51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).
52. Я потерял покой из-за работы.
53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов).
54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.
55. Я часто
с работы приношу домой
56. Я часто работаю через силу.
57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.
58. В работе
с людьми руководствуюсь
59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не виден, и не слышал.
60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.
61. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.
62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
64 Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.
65. Иногда
я поступаю со своими
66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.
67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.
68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.
69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.
70. Работая
с людьми, я обычно как бы
ставлю экран, защищающий от чужих
страданий и отрицательных
71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.
72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко:
74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
75. Моя карьера сложилась удачно.
76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.
77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.
78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.
79. Моя усталость
на работе обычно мало
80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.
81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.
82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.
83. Работа
с людьми плохо повлияла на
меня как профессионала —
84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.
Обработка данных. Каждый вариант ответа предварительно оценен компетентными судьями тем или иным числом баллов — указывается в «ключе» рядом с номером суждения в скобках. Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку — 10 баллов получил от судей признак, наиболее показательный для симптома.
В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчеты: 1) определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания». 2) подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования «выгорания», 3) находится итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» — сумма показателей всех 12—ти симптомов.
«НАПРЯЖЕНИЕ»
1. Переживание психотравмирующих обстоятельств:
+ 1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61(5), -73(5)
2. Неудовлетворенность собой: -2(3), +14(2), +26(2), -38(10), -50(5), +62(5),+74(3),
3. «Загнанность в клетку»:
+3(10). +15(5), +27(2), +39(2), +51(5). +63(1), -75(5)
4. Тревога и депрессии:
+4(2), -4 16(3), +28(5), +40(5), +52(10), 4 64(2), +76(3)
«РЕМИНИСЦЕНЦИЯ»
1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование:
+5(5). -17(3), +29(10), +41(2). +53(2), +65(3), +77(5)
2. Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10). -18(3), +30(3), +42(5), н 54(2), +66(2), -78(5) .
3. Расширение сферы экономии эмоций: +7(2), +19(10), -31(2), 143(5), +55(3), +67(3), -79(5)
4. Редукция профессиональных обязанностей: +8(5). +20(5), +32(2), -44(2). +56(3). +68(3), +80(10)
«ИСТОЩЕНИЕ»
1. Эмоциональный дефицит:
+ 9(3), +21(2), +33(5), -45(5). -I 57(3). -69(10), +81(2)
2. Эмоциональная отстраненность:
+10(2), +22(3). -34(2), +46(3), +58(5). +70(5), +82(10)
3. Личностная отстраненность (деперсонализация): +11(5), +23(3),.+35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10)
4. Психосоматические и психовегетативные нарушения: + 12(3), +24(2), +36(5), +48(3). +60(2), +72(10), +84(5)
Интерпретация результатов. Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:
9 и менее
баллов — не сложившийся
10—15 баллон — складывающийся симптом,
16 и более — сложившийся.
Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме «эмоционального выгорания». Методика позволяет увидеть, ведущие симптомы «выгорания» . Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.
Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса — осмысление показателей фаз развития стресса — «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные — реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том. насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей — или меньшей степени:
0 - 36 и менее баллов - фаза не сформировалась;
37—60 баллов — фаза в стадии формирования;
61 и более
баллов — сформировавшаяся
Общий итоговый балл:
0 – 110 - эмоционально не выгоревший
111-180 - средний
уровень эмоционального
181 – 210 -
высокий уровень
210 и выше
- критический уровень
Приложение № 2
Методика измерения психического
выгорания
Предлагаем 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли вы себя подобным образом. Если вам не свойственно описанное ощущение, в бланке ответов отметьте позицию 0 — «никогда». Если оно для вас характерно, укажите, насколько часто. Для этого напротив вопроса поставьте балл, который отвечает частоте возникновения того или иного чувства.
Бланк для ответов
№ п/п |
Утверждение |
Баллы | ||||||
Никогда |
Очень редко |
Редко |
Иногда |
Часто |
Очень часто |
Всегда | ||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | ||
1 |
Я чувствую себя эмоционально истощенным |
|||||||
2 |
В конце рабочего дня я чувствую себя, как выжатый лимон |
|||||||
3 |
Я чувствую себя уставшим, когда просыпаюсь утром и должен идти на работу |
|||||||
4 |
Я хорошо понимаю, что чувствуют мои коллеги, но использую это в интересах дела |
|||||||
5 |
Я чувствую, что общаюсь с некоторыми коллегами, как с предметами (без теплоты и симпатии к ним) |
|||||||
6 |
Я чувствую себя энергичным, ощущаю эмоциональный подъем |
|||||||
7 |
Я умею находить правильные решения в конфликтных ситуациях |
|||||||
8 |
Я чувствую угнетенность и апатию |
|||||||
9 |
Я могу положительно влиять на продуктивность работы моих коллег |
|||||||
10 |
В последнее время я стал более черствым (нечувствительным) в отношениях с коллегами |
|||||||
11 |
Как правило, те, с кем мне приходится работать, — неинтересные люди, которые, скорее, утомляют, нежели радуют меня |
|||||||
12 |
У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление |
|||||||
13 |
У меня все больше жизненных разочарований |
|||||||
14 |
Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многим вещам, которые радовали меня раньше |
|||||||
15 |
Иногда мне действительно безразлично, что происходит с некоторыми из моих коллег |
|||||||
16 |
Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и от всех |
|||||||
17 |
Я могу легко создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе |
|||||||
18 |
Я легко общаюсь с людьми, независимо от их статуса и характера |
|||||||
19 |
Я успеваю много сделать |
|||||||
20 |
Я чувствую себя на пределе возможностей |
|||||||
21 |
Я многого еще могу достичь в своей жизни |
|||||||
22 |
Иногда коллеги перекладывают на меня часть своих проблем и обязанностей |
Обработка и интерпретация результатов
Определите, пожалуйста, сумму баллов по трем основным показателям:
А теперь оцените свой уровень профессионального выгорания по следующей таблице:
Показатели |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Эмоциональное истощение |
0–16 |
17–26 |
27 и больше |
Деперсонализация |
0–6 |
7–12 |
13 и больше |
Редукция личностных достижений |
39 и больше |
38–32 |
31–0 |
Информация о работе Синдром эмоционального выгорания у работников коммуникативных профессий