Эмоциональные нагрузки

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 15:09, реферат

Краткое описание

Существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошенности вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми.
Медицинские сестры, постоянно сталкивающиеся со страданиями людей, вынуждены воздвигать своеобразный барьер психологической защиты от пациента, иначе им грозит “эмоциональное выгорание”.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..3
Классификация условий труда …………………………………...5
. Оценка напряженности трудового процесса ……………………7
Синдром «эмоционального выгорания»…………………………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..16
Список использованной литературы……

Файлы: 1 файл

Реферат по Основам безопасности труда.docx

— 34.06 Кб (Скачать)
 

ИНСТИТУТ  ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

КАФЕДРА КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА И СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ (УП) 
 
 

  

РЕФЕРАТ

по дисциплине

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА»

на тему: «Эмоциональные нагрузки» 
 
 

Исполнитель

Курс, специальность 

Руководитель 
 
 
 

Москва

2011г. 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

  Введение……………………………………………………………..3

  1. Классификация условий труда   …………………………………...5
  2. .  Оценка напряженности трудового процесса   ……………………7
  3. Синдром «эмоционального выгорания»…………………………..14

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..16

    Список использованной литературы…………………………………17 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ВВЕДЕНИЕ 

     Трудовым  кодексом Российской Федерации на работодателей  возложена обязанность периодически проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда. В связи с этим все предприятия, учреждения и организации  должны планировать мероприятия  по аттестации рабочих мест.

 Существует  ряд понятий, явлений, которые  представляют собой основу для  характеристики рабочих мест, а  также условий.

 Рабочая  зона – пространство, ограниченное  по высоте 2 метра над уровнем  пола или площадки, на которых  находятся места постоянного  или временного пребывания работающих.

 Рабочее место – место, в котором работник должен находиться или в которое ему нужно прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно пребывает под контролем работодателя.

 Постоянное рабочее место – место, на котором работающий пребывает большую часть своего рабочего времени (более 50% или более 2 часов непрерывно). Если при этом работа осуществляется в различных пунктах рабочей зоны, постоянным рабочим местом считается вся рабочая зона (если за работником закреплено несколько рабочих мест, то составляется единая карта аттестации, где отражаются все факторы, влияющие на общую оценку).

 Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на самочувствие и работоспособность человека в процессе труда.

  Вредный производственный  фактор – производственный фактор, влияние которого на работающего в определённых условиях приводит к заболеванию или снижению работоспособности.

 Опасный  производственный фактор – производственный  фактор, влияние которого на работающего  в определённых условиях приводит  к травме или другому внезапному  ухудшению здоровья.

 Травмобезопасность – соответствие рабочих мест требованиям безопасности труда, установленных нормативными правовыми актами по охране труда и исключающих вероятность травмирования работающих.

 Тяжесть труда – характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.).

 Тяжесть  труда характеризуется массой  поднимаемого (перемещаемого) груза,  величиной статической нагрузки, формой рабочей позы, степенью  наклона корпуса и др.

 Напряжённость труда – характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку на центральную нервную систему, органы чувств и эмоциональную сферу работника.

 К  факторам, характеризующим напряжённость  труда, относятся: 

 ·  интеллектуальные, сенсорные и эмоциональные  нагрузки;

 ·  степень монотонности нагрузок;

 ·  режим работы.

             
 
 
 
 

     КЛАССИФИКАЦИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА

     Условия труда подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

     Оптимальные условия труда (1 класс) – такие  условия труда, при которых сохраняется  не только здоровье работающих, но и  обеспечивается высокий уровень  работоспособности.

     Оптимальные нормативы установлены для микроклиматических параметров и факторов трудового  процесса. Для других факторов условно  за оптимальные принимаются такие  условия труда, при которых неблагоприятные  факторы отсутствуют либо не превышают  уровни, принятые в качестве безопасных для населения.

     Допустимые  условия труда (2 класс) – условия  труда, характеризующиеся такими уровнями факторов производственной среды и  трудового процесса, которые не превышают  установленных гигиенических нормативов для рабочих мест. Регламентированный отдых полностью восстанавливает  функциональное состояние организма. Отсутствует негативное влияние  на состояние здоровья работающих и  их потомство.

     Вредные условия труда (3 класс) – условия  труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы  и оказывающих неблагоприятное  воздействие на организм работающего  и (или) его потомство.

     Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работающих, подразделяются на 4 степени вредности: 

     1 степень 3 класса (3.1) - условия труда  характеризуются такими отклонениями  уровней вредных факторов от  гигиенических нормативов, которые  вызывают функциональные изменения,  восстанавливающиеся, как правило,  при более длительном (чем к  началу следующей смены) прерывании  контакта с вредными факторами  и увеличивают риск повреждения  здоровья;

     2 степень 3 класса (3.2) – условия  труда, характеризующиеся уровнями  вредных факторов, приводящие к  таким функциональным изменениям, которые увеличивают производственно-обусловленную  заболеваемость и приводят к  появлению начальных признаков  или легких форм профессиональных  заболеваний;

     3 степень 3 класса (3.3) - условия труда,  характеризующиеся такими уровнями  вредных факторов, воздействие которых  приводит к развитию, как правило,  профессиональных болезней легкой  и средней степеней тяжести  в периоде трудовой деятельности, росту производственно-обусловленной  заболеваемости;

     4 степень 3 класса (3.4) - условия труда,  при которых могут возникать  тяжелые формы профессиональных  заболеваний, отмечается значительный  рост числа хронических заболеваний  и высокие уровни заболеваемости  с временной утратой трудоспособности;

     Опасные (экстремальные) условия труда (4 класс) – условия труда, характеризующиеся  уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение  рабочей смены (или ее части) создает  угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в  том числе и тяжелых форм. 
 
 
 

     ОЦЕНКА  НАПРЯЖЕННОСТИ ТРУДОВОГО  ПРОЦЕССА

     Оценка  напряженности труда профессиональной  группы работников основана на анализе  трудовой деятельности и ее структуры, которые изучаются путем хронометражных наблюдений в динамике всего рабочего дня, в течение не менее одной  недели. Анализ основан  на учете  всего комплекса производственных факторов (стимулов, раздражителей), создающих предпосылки для возникновения неблагоприятных нервно-эмоциональных состояний (перенапряжения). Все факторы (показатели) трудового процесса имеют качественную или количественную выраженность и сгруппированы по видам нагрузок: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные, монотонные, режимные нагрузки.

     Нагрузки  интеллектуального  характера.

     1.«содержание работы» указывает на степень сложности выполнения задания: от решения простых задач до творческой (изобретательской) деятельности с решением сложных заданий при отсутствии алгоритма.

                Например: наиболее простые задачи решают лаборанты  (1 класс условий труда), а деятельность, требующая решения простых задач, но уже с выбором (по инструкции) характерна для медсестер, телефонистов, телеграфистов и т.п. (2 класс). Сложные задачи, решаемые по известному алгоритму (работа по серии инструкций), имеет место в работе руководителей, мастеров промышленных предприятий, водителей транспортных средств, авиадиспетчеров и др. (класс 3.1.). Наиболее сложная  по содержанию работа, требующая в той или иной степени  творческой деятельности установлена у научных работников, конструкторов, врачей разного профиля и др. (класс 3.2.).

                 2. «восприятие сигналов (информации) и их оценка» - по данному фактору трудового процесса восприятие сигналов (информации) с последующей коррекцией действий и выполняемых операций относится ко 2-му классу (лаборантская работа). Восприятие сигналов с последующим сопоставлением фактических значений параметров (информации) с их номинальными требуемыми уровнями отмечается в работе медсестер, мастеров, телефонистов и др.(класс 3.1). В том случае, когда трудовая деятельность требует восприятия сигналов с последующей комплексной оценкой всех производственных параметров (информации), то труд по напряженности относится к классу 3.2  (руководители промышленных предприятий, водители, авиадиспетчеры, конструкторы, врачи, научные работники и т.д.).

     3. «распределение функций по степени  сложности задания». Любая трудовая  деятельность характеризуется распределением  функций между работниками. Соответственно, чем больше возложено функций  на работника, тем выше напряженность  его труда. Так, трудовая деятельность, содержащая простые функции, направленные  на обработку и выполнение  конкретного задания, не приводит  к значительной напряженности  труда. Примером такой деятельности  является работа лаборанта (класс  1). Напряженность возрастает, когда  осуществляется обработка, выполнение  с последующей проверкой выполнения  задания (класс 2), что характерно  для таких профессий, как медсестры,  телефонисты и т.п. Обработка,  проверка и, кроме того, контроль  за выполнением задания указывает  на большую степень сложности  выполняемых функций работником, и, соответственно, в большей степени  проявляется напряженность труда  (мастера промышленных предприятий, телеграфисты, конструкторы, водители – класс 3.1). Наиболее сложная функция – это предварительная подготовительная работа с последующим распределением заданий другим лицам (класс 3.2), которая характерна для таких профессий как руководители промышленных предприятий, авиадиспетчеры, научные работники, врачи и т.п.

                 4. «характер выполняемой работы» – в том случае, когда работа выполняется по индивидуальному плану, то уровень напряженности труда невысок (1 класс – лаборанты). Если работа протекает по строго установленному графику с возможной его коррекцией по мере необходимости, то напряженность повышается (2 класс – медсестры, телефонисты, телеграфисты и др.). Еще большая напряженность труда характерна, когда работа выполняется в условиях дефицита времени (класс 3.1 – мастера промпредприятий, научные работники, конструкторы). Наибольшая напряженность (класс –3.2) характеризуется работой в условиях дефицита времени и информации. При этом отмечается высокая ответственность за конечный результат работы (врачи, руководители промпредприятий, водители транспортных средств, авиадиспетчеры).

                  Сенсорные нагрузки

                 1. « длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены)»   -  чем больше  процент времени отводится в течение смены на сосредоточенное наблюдение, тем выше напряженность. Общее время  рабочей смены принимается за 100%. Наибольшая длительность сосредоточенного наблюдения за ходом технологического процесса отмечается у операторских профессий: телефонисты, телеграфисты, авиадиспетчеры, водители (более 75% смены – класс 3.2).несколько ниже значение этого параметра (51-75%) установлено у врачей (класс 3.1). От 26 до 50% значения этого показателя колебалось у медсестер, мастеров промпредприятий (2 класс). Самый низкий уровень этого показателя наблюдается у руководителей предприятия, научных работников, конструкторов (1 класс – до 25% от общего времени смены).

                 2. «плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы» -  количество воспринимаемых и передаваемых сигналов (сообщений, распоряжений) позволяет оценить занятость, специфику деятельности работника. Чем больше число поступающих и передаваемых сигналов или сообщений, тем выше информационная нагрузка, приводящая к возрастанию напряженности. По форме (или способу)  предъявления информации сигналы могут подаваться со специальных устройств (световые, звуковые сигнальные устройства, шкалы приборов, таблицы, графики и диаграммы, символы, текст, формулы и т.д.) И при речевом сообщении (по  телефону, по радио фону, при непосредственном прямом контакте работников).

          Например: наибольшее число связей и сигналов с наземными службами и с экипажами самолетов отмечается у авиадиспетчеров – более 300 (класс 3.2). Производственная деятельность водителя  во время управления транспортными средствами несколько ниже – в среднем около 200 сигналов в течение часа (класс 3.1). К этому же классу относится труд телеграфистов. В диапазоне от 75 до 175 сигналов поступает в течение часа у телефонистов (число обслуженных абонементов в час от 25 до 150). У медсестер и врачей реанимационных отделений (срочный вызов к больному, сигнализация с мониторов о состоянии больного) – 2 класс. Наименьшее число сигналов и сообщений характерно для таких профессий, как лаборанты, руководители, мастера, научные работники, конструкторы – 1 класс.

Информация о работе Эмоциональные нагрузки