Проблема профессионального выгорания педагогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 19:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически изучить проблему профессионального выгорания педагогов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить литературу по теме.
2. Дать определение понятиям «профессиональная деформация», «профессиональное выгорание».
3. Обозначить симптомы и стадии профессионального выгорания.
4. Выделить личностные качества, влияющие на профессиональную деформацию.
5. Рассмотреть синдром эмоционального выгорания, как фактор, влияющий на профессиональное выгорание.

Оглавление

Введение 2
ГЛАВА 1. Проблема профессиональной деформации педагогов 5
1.1. Причины эмоционального напряжения в профессиональной деятельности педагога 7
1.2. Симптомы профессионального выгорания 9
1.3. Стадии профессионального выгорания 11
1.4. Личностно-профессиональные деформации педагога 13
ГЛАВА 2. Психологические особенности развития синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога 17
2.1. Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального выгорания 20
2.2. Симптомы эмоционального выгорания 24
2.3. Требования профессии к личности педагога 27
Заключение 29
Литература 31

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Красноярский государственный университет им. В.П. Астафьева»

название  факультета 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ПРОБЛЕМА  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ 

(курсовая  работа) 
 
 
 
 

                  профиль «Психологическое образование» 
                   
                   

                  научный руководитель: 
                   
                   

                  Оценка:  

                  Подпись

                  ____________ 
                   
                   
                   
                   
                   

Красноярск 2010

Оглавление 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

  Проблема  устойчивости  человека к стрессам в различных профессиях с давно привлекала внимание психологов. Существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошённости вследствие необходимости постоянных  контактов с другими людьми [16].

  Теоретические и эмпирические исследования выгорания  широко представлены в зарубежной психологии (М. Anderson, E. Iwanicki, М. Burisch, R. Burke, D. Cronin-Stubbs, M. Davis-Sacks, D. Ford, M. Leiter, T. Marek, C. Maslach, S. Jackson, A. Pines, W. Schaufeli J. Winnubst и др.) а также в отечественной науке (М.А. Аминов, В.В. Бойко, Н.В. Гришина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.Е. Орел, А.А. Рукавишников, Т.В. Форманюк) [11].

  Установлена связь выявленных изменений с  характером профессиональной деятельности, сопряжённой с ответственностью за судьбу, здоровье, жизнь людей. Эти изменения расценены как результат воздействия продолжительного профессионального стресса. Стрессогенный характер деятельности педагога предполагает вероятность развития профессиональной деформации личности, что нарушает её целостность, снижает адаптивность, ухудшает межличностное взаимодействие и отрицательно сказывается как на продуктивности деятельности в целом, так и на психологической адекватности педагогических поступков (М.А. Беребин, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Е.И. Рогов, др.).

  Сегодня неоспоримым фактором является то, что учитель – центральная  фигура учебно-воспитательного процесса и играет ведущую роль в процессе обучения. К.Д. Ушинский писал «влияние личности воспитателя… нельзя заменить ни учебниками, ни моральными тенденциями, ни системой наказаний и поощрений». И поэтому проблема психологического благополучия педагога является одной из наиболее актуальных проблем современной педагогической психологии. В этой связи большое значение приобретает изучение феномена выгорания – психологического явления, оказывающего негативное воздействие на психофизическое здоровье и эффективность деятельности специалистов, занятых в социальной сфере [19].

  Всё это даёт основания говорить, что  данная проблема актуальна и требует рассмотрения. Знание аспектов касающихся профессионального выгорания, причин и последствий синдрома «эмоционального выгорания», требований, которые выдвигает современное образование к личности, занимающейся педагогической деятельностью позволят педагогу понять и оценить своё состояние, направить свои усилия в сторону позитивного развития себя как личности, как профессионала и достижения внутренней гармонии.

Объект  исследования – профессиональное выгорание педагога

Предмет исследования – синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога.

Цель  исследования: теоретически изучить проблему профессионального выгорания педагогов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить литературу по теме.
  2. Дать определение понятиям «профессиональная деформация», «профессиональное выгорание».
  3. Обозначить симптомы и стадии профессионального выгорания.
  4. Выделить личностные качества, влияющие на профессиональную деформацию.
  5. Рассмотреть синдром эмоционального выгорания, как фактор, влияющий на профессиональное выгорание.

   В качестве метода в данной работе используется теоретический анализ литературы.

   Работа состоит из введения, двух глав теоретического материала, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. Проблема профессиональной деформации педагогов

  Многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению  профессиональной усталости, возникновению психологических барьеров, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности. Можно с уверенностью говорить о том, что на стадии профессионализации по многим видам профессий происходит развитие профессиональных деформаций.

  Профессиональная  деформация – это изменения сложившейся  структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействия с другими  участниками этого процесса.

  Профессиональные  деформации нарушают целостность личности, снижают ее адаптивность, устойчивость, отрицательно сказываются на продуктивности деятельности [6].

  По  общему признанию отечественных  специалистов педагогическая деятельность является одной из наиболее деформирующей личность человека видов профессиональной деятельности (Митина Л.М., Грановская Р.М.). Сложившийся комплекс экономических и социально-психологических проблем делают труд учителя в нашей стране чрезвычайно психоэмоционально напряжённым [5]. Следствием всего этого может являться помимо собственного ухудшения здоровья человека ещё и стойкое снижение результативности его работы.

    Следует заметить, правда, что условия деятельности приобретают очертания напряжённой ситуации только в том случае, если они воспринимаются, понимаются и оцениваются педагогом как трудные, сложные, опасные. Учитель, из года в год, работающий в таких условиях, с высокой долей вероятности подвергается опасности, называемой синдром «эмоционального выгорания», приводящей к профессиональной деформации личности.

  Каждый  педагог в своей жизни хотя бы раз испытывал стрессы, связанные  с работой, попробуем разобраться  в причинах, которые приводят к  такому состоянию.

    1. Причины эмоционального напряжения в профессиональной деятельности педагога

  Профессия педагога связана с постоянными  эмоциональными нагрузками, его рабочий  день насыщен ситуациями, несущими «груз общения», а также потенциальную возможность повышенного эмоционального реагирования. Человек не может оставаться равнодушным к проявлениям эмоций со стороны окружающих, он как бы «заражается» ими.

  Кроме того влияние оказывают переживания, вызванные ответственностью за свою профессиональную деятельность, ведь современная система образования предъявляет значительные  требования  ко  всем  аспектам деятельности   учителя:   педагогическим   знаниям и умениям,      способам и методам применяемым в образовательном процессе, а также к личностным качествам педагога. Большинство педагогов чувствительно реагируют на неуспехи своих учеников как на свои неуспехи, на неумение построить взаимоотношения со своими подопечными.

  К этому добавляется чувство неудовлетворённости  своей профессией из-за низкой оплаты труда, недостаточной технической оснащённостью образовательных учреждений, падение престижа педагогической профессии, отсутствия перспективы профессионального роста, семейно-бытовых проблем, что усугубляется большим количеством внеурочной работы; постоянной активной работой сознания, высоким участием волевого стимула.

  Также необходимо учитывать, что это одна из профессий альтруистического типа, где вероятность возникновения психического выгорания достаточно высока.

  Профессиональный  труд педагогов отличается очень  высокой эмоциональной напряжённостью. Известно большое количество объективных и субъективных эмоциогенных факторов, которые оказывают негативное воздействие на труд педагога, вызывая сильное эмоциональное напряжение и стресс. Исследованиями в области психологической экологии было показано, что у некоторых людей стиль общения во время привычной работы меняется как при стрессе. При анализе работы этих людей была выявлена особая форма «болезней стресса» – «болезнь общения». Её назвали «выгорание» [1].

  В 1981 г. Э. Moppoy предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки» [17].

  На  профессиональное «выгорание» влияют такие факторы как социально-демографические характеристики (возраст, пол, семейное положение, уровень образования и др.), а также социально-психологические – взаимоотношения в организации, как по вертикали, так и по горизонтали [22].

  Признаками профессионального выгорания являются, во-первых, чувство безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде); во-вторых, дегуманизация (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам); в-третьих, негативное профессиональное самовосприятие – ощущение собственной некомпетентности, недостатка профессионального мастерства.

    1. Симптомы  профессионального выгорания

  Чтобы рассматривать симптомы профессионального выгорания дадим ему более полное определение. Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека, который представляет собой совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом и возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Это один из видов профессиональной деформации личности, проявляющийся, как правило, у специалистов, работающих в системе «человек-человек».

  Симптомы, составляющие синдром профессионального выгорания, условно можно разделить на три основные группы: психофизические, социально-психологические и поведенческие. Из представленных H.B. Caмoyкиной мы выделим только те, которые могут непосредственно относиться к педагогической деятельности.

  К психофизическим симптомам профессионального выгорания относятся такие, как:

  • симптом хронической усталости;
  • ощущение эмоционального и физического истощения;
  • снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды;
  • общая астенизация;
  • частые беспричинные головные боли;
  • постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
  • резкая потеря или резкое увеличение веса;
  • полная или частичная бессонница;
  • постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
  • одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
  • заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений;

  К социально-психологическим симптомам профессионального выгорания относятся такие неприятные ощущения и реакции, как:

  • пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности;
  • повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
  • вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, «уход в себя»;
  • постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет;
  • чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности;
  • чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или человек «не справится»;
  • общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы.

  К поведенческим симптомам профессионального выгорания относятся следующие поступки и формы поведения работника:

  • ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее все труднее и труднее;
  • сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня;
  • вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает;
  • руководитель отказывается от принятия решений, формулируя различные причины для объяснений себе и другим;
  • чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
  • невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
  • дистанцированность от коллег и подопечных, повышение неадекватной критичности;
  • появление вредных привычек.

Информация о работе Проблема профессионального выгорания педагогов