Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 19:57, курсовая работа
Цель исследования: теоретически изучить проблему профессионального выгорания педагогов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить литературу по теме.
2. Дать определение понятиям «профессиональная деформация», «профессиональное выгорание».
3. Обозначить симптомы и стадии профессионального выгорания.
4. Выделить личностные качества, влияющие на профессиональную деформацию.
5. Рассмотреть синдром эмоционального выгорания, как фактор, влияющий на профессиональное выгорание.
Введение 2
ГЛАВА 1. Проблема профессиональной деформации педагогов 5
1.1. Причины эмоционального напряжения в профессиональной деятельности педагога 7
1.2. Симптомы профессионального выгорания 9
1.3. Стадии профессионального выгорания 11
1.4. Личностно-профессиональные деформации педагога 13
ГЛАВА 2. Психологические особенности развития синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога 17
2.1. Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального выгорания 20
2.2. Симптомы эмоционального выгорания 24
2.3. Требования профессии к личности педагога 27
Заключение 29
Литература 31
В настоящее время не секрет, что любая профессиональная работа, помимо физических и психологических особенностей имеет основанием личностные качества, помогающие достигать определённых успехов в деятельности. В первую очередь это относится к профессиям, где объектом профессиональной активности человека выступает другой человек, и взаимодействие «человек – человек» зависит от качеств личности того и другого. Профессию педагога, относят к профессиям высшего типа по признаку необходимости постоянной рефлексии на содержание предмета своей деятельности (по А.С. Шафрановой). [Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя. Ж. «Вопросы психологии»,1994] Из этого следует вывод, что для успешной деятельности педагог должен обладать определенной суммой личностных качеств.
Н.Е. Щуркова в своей работе «Классное руководство», говорит о том, что если исходить из сущности и содержания профессии педагога, то первая основная личностная черта это интерес к жизни. Детство, так неравнодушное к жизни не прощает равнодушия к жизни кого-либо, тем более, если такое равнодушие проявляет педагог. Интерес к жизни – условие работы с детством, это условие эффективности воспитания, так как воспитание непременно ориентировано на формирование способности, быть счастливым, а в основе такой способности лежит принятие жизни как таковой в качестве великого дара природы.
Вторая личностная характеристика, способствующая успешности работы с детьми это интерес к человеку как к таковому. Под ним подразумевается такое общее отношение к человеку как феномену в системе живых организмов на земле. Если педагогу интересен человек как таковой, решается или легко снимается целый ряд проблем. Решается пресловутый вопрос «любви к ребенку», потому что педагогу при наличии интереса к человеку интересен каждый воспитанник. Понятно, что нельзя любить сотни и тысячи людей, с которыми приходится работать педагогу в течение своей профессиональной жизни: для этого не хватит духовных и физических сил. Но, имея интерес к человеку, работать с множеством маленьких детей, при всей сложности и тонкости этой работы легко, если обеспечена профессиональная компетентность. Интерес к человеку помогает обрести профессиональное равновесие и устоять на профессиональной высоте, а значит, трезво искать решение проблемы.
Третья важная личностная характеристика это интерес к культуре. Как личностная характеристика он, с одной стороны, является условием успешности профессиональной работы педагога, а с другой стороны эта черта личности развивается в процессе воспитания. Интерес к культуре у педагога означает не только собственное ознакомление с фактами развивающейся мировой культуры, но и формирование у детей такого пристального внимания к данным фактам. Одно из самых сильных противоречий воспитания состоит в том, что педагог является представителем вчерашней культуры, ему же приходится выступать в роли представителя сегодняшней, хотя он ею владеет в недостаточной степени, а иногда далек от нее. Однако это противоречие преодолевается: приобщая детей к культуре, педагог сам овладевает тем, что прививает детям. [26]
Согласно
Н.Е.Щурковой перечисленные выше личностные
характеристики являются базовыми. Не
будем обозначать все личностные
качества, обеспечивающие успешное педагогическое
общение и взаимодействие учителя с учащимися,
это не наша задача, только уточним, что
они оказывают сильное влияние на деятельность
педагога и отношение к своему труду. Потому
что эти личностные качества не только
представляют профессиональную ценность,
но они обладают еще одной важной ролью:
сберегают физическое, психическое здоровье
педагога, укрепляют его духовные силы.
А ведь это и есть предпосылки сохранения
эмоционально – психологического баланса,
так необходимого для избегания профессионального
выгорания.
В настоящее время в образовании уделяется большое внимание формированию здоровой среды для детей. Им прививаются навыки ответственного поведения в отношении собственного здоровья, для них создается комфортная, психологически благоприятная среда. Но так как в образовательном процессе участвуют несколько сторон, как дети, так и взрослые, и в первую очередь педагоги, то появляется необходимость говорить и об их здоровье.
В данной работе мы рассмотрели проблему профессионального выгорания, выяснили, что профессиональная деформация педагогов – это следствие синдрома «эмоционального выгорания», предпосылками которого являются стресс на рабочем месте, несоответствие между личностью и предъявляемыми к ней требованиями, процесс дезадаптации к рабочему месту или профессиональным обязанностям. Выгорать – значит терять связь с миром, отчуждаться от себя, других людей, жизни в целом. При этом происходит притупление всех положительных эмоций.
Названные особенности педагогической деятельности (позиционно-ролевая предопределенность взаимодействия участников педагогического процесса, «скрытая» коллективность учительского труда, его инструктивно-методическая оснащенность) являются факторами риска возникновения таких личностно-профессиональных деформаций педагогов, как искажение смыслов деятельности, монологичность, неспособность к профессиональному взаимодействию, предметный эгоцентризм.
Эмоциональное выгорание инициируется комплексом факторов, включающих индивидуально-психологические особенности педагога и специфические особенности профессиональной деятельности эмоционального характера. Основным предрасполагающим фактором «выгорания» является продолжительность и чрезмерная рабочая нагрузка в ситуациях напряжённых межличностных отношений.
На основе литературных данных, мы знаем, что синдром эмоционального выгорания – это динамический процесс, он возникает поэтапно и имеет три стадии, а так же соответствующие проявления, в виде симптомов. Для первой стадии – это приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств и свежести переживаний, состояние тревожности, неудовлетворённости. Неадекватное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, а также редукция профессиональных обязанностей характерны для второй стадии. И, наконец, третья стадия характеризуется эмоциональным дефицитом, эмоциональной отстраненностью, деперсонализацией, а также психосоматическими и вегетативными нарушениями.
Важно отметить, что авторы статей и работ по эмоциональному выгоранию, говорят о нем неоднозначно. В одном случае как о профессиональной деформации, которая негативно отражается на профессиональной деятельности педагогов, а в другом как о механизме психологической защиты, который позволяет регулировать психику и защищать ее от негативных эмоциональных воздействий.
Профессия
педагога требует от человека наличие
специфических качеств
Информация о работе Проблема профессионального выгорания педагогов