Проблема профессионального выгорания педагогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 19:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически изучить проблему профессионального выгорания педагогов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить литературу по теме.
2. Дать определение понятиям «профессиональная деформация», «профессиональное выгорание».
3. Обозначить симптомы и стадии профессионального выгорания.
4. Выделить личностные качества, влияющие на профессиональную деформацию.
5. Рассмотреть синдром эмоционального выгорания, как фактор, влияющий на профессиональное выгорание.

Оглавление

Введение 2
ГЛАВА 1. Проблема профессиональной деформации педагогов 5
1.1. Причины эмоционального напряжения в профессиональной деятельности педагога 7
1.2. Симптомы профессионального выгорания 9
1.3. Стадии профессионального выгорания 11
1.4. Личностно-профессиональные деформации педагога 13
ГЛАВА 2. Психологические особенности развития синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога 17
2.1. Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального выгорания 20
2.2. Симптомы эмоционального выгорания 24
2.3. Требования профессии к личности педагога 27
Заключение 29
Литература 31

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

  В связи с тем, что в педагогической деятельности интенсивность общения крайне высока, именно педагоги наряду с медиками и социальными работниками, наиболее подвержены риску эмоционального выгорания. К основным проявлениям синдрома эмоционального выгорания у педагогов относятся эмоциональная сухость, расширение сферы экономии эмоций, личностная отстраненность, агрессивность, игнорирование индивидуальных особенностей учащихся. Такая профессиональная деформация мешает полноценному управлению учебным процессом и отрицательно влияет на личностное развитие учащихся. Это и обуславливает особую актуальность своевременного выявления признаков эмоционального выгорания у педагогов.

  К. Маслач выделила три основные составляющие синдрома эмоционального выгорания: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений [10].

  Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной  работой.

  Деперсонализация  предполагает циничное отношение к  труду и объектам своего труда.

    А редукция профессиональных достижений это возникновение чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней [11].

  Происходящие  психические изменения предполагают наличие причин, или факторов влияющих на развитие синдрома «эмоционального выгорания», которые мы и рассмотрим в следующем параграфе.

    1. Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального выгорания

  После того как феномен стал общепризнанным, закономерно возник вопрос о факторах, способствующих развитию. Так, Т.В. Форманюк выделяет личностные, ролевые и организационные факторы соответственно: индивидуальные, социальные и «характер работы и рабочего окружения» [21].

  Личностный  фактор. Среди личностных особенностей, способствующих «выгоранию», выделяют эмпатию, гуманность, мягкость, увлекаемость, идеализированность, интровертированность, фанатичность, а также склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной  отдачи в профессиональной деятельности. 

  Ролевой фактор. Установлена связь между  ролевой конфликтностью,  ролевой  неопределенностью и эмоциональным  выгоранием. Способствуют развитию эмоционального выгорания те профессиональные ситуации, при которых совместные усилия не согласованы, нет интеграции действий, имеется конкуренция, в то время как успешный результат зависит от слаженных действий.

  Организационный фактор. К основным организационным  факторам, способствующим выгоранию, относятся: высокая рабочая нагрузка; отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и руководства; недостаточное вознаграждение за работу; высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы; невозможность влиять на принятие решений; двусмысленные, неоднозначные требования к работе; постоянный риск штрафных санкций; однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность; необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реалиям; отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы.

  Так же факторы, инициирующие возникновение  синдрома эмоционального выгорания  группируются в два больших блока, особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих  профессионалов. Чаще эти факторы  называют внешними и внутренними или личностными и организационными [11].

  Рассмотрим  в качестве такого примера классификацию В.В.Бойко, который выделяет ряд внешних и внутренних факторов предпосылок, провоцирующих эмоциональное выгорание.

  Группа  организационных (внешних) факторов, куда включаются условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности, является наиболее представительной в области исследований выгорания. Не случайно в некоторых работах подчеркивается доминирующая роль этих факторов в возникновении выгорания. Рассмотрим их:

  • Хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность: такая деятельность связана с интенсивным общением, точнее, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействием на них.
  • Дестабилизирующая организация деятельности: основные ее признаки – нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация, наличие в ней «бюрократического шума» – мелких подробностей, противоречий, завышенные нормы контингента, с которым связана профессиональная деятельность, например, учащихся в классе. При этом дестабилизирующая обстановка вызывает многократный негативный эффект, сказываясь на самом профессионале, на субъекте общения, а затем на взаимоотношениях обеих сторон.
  • Повышенная ответственность за исполняемые функции и операции: педагоги обычно работают в режиме внешнего и внутреннего контроля. Процессуальное содержание их деятельности заключается в том, что постоянно надо входить и находиться в состоянии субъекта, с которым осуществляется совместная деятельность. Постоянно приходится принимать на себя энергетические разряды партнеров. На всех, кто работает с людьми и честно относится к своим обязанностям, лежит нравственная и юридическая ответственность за благополучие вверенных деловых партнеров и учащихся. Происходит нервное перенапряжение, которое к следующему рабочему дню психические ресурсы практически не восстанавливает.
  • Неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности, которая определяется двумя основными обстоятельствами – конфликтностью по вертикали, в системе «руководитель – подчиненный», и по горизонтали, в системе «коллега – коллега». Нервозная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а других – искать способы экономии психических ресурсов. Рано или поздно осмотрительный человек с крепкими нервами будет склоняться к тактике эмоционального выгорания: держаться от всего и всех подальше, не принимать все близко к сердцу, беречь нервы.
  • Психологически трудный контингент, например, дети с аномалиями характера, нервной системы и с задержками психического развития. Невольно педагог начинает упреждать подобные случаи и прибегать к экономии эмоциональных ресурсов, убеждая себя при помощи формулы: «не следует обращать внимание…» В зависимости от статистики своих наблюдений, он добавляет, кого именно надо эмоционально игнорировать: невоспитанных, распущенных, неумных, капризных или безнравственных.

  К внутренним факторам, обуславливающим  эмоциональное выгорание, В.В.Бойко относит следующие факторы:

  • Склонность к эмоциональной ригидности: естественно, эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан.
  • Интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности: данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль. Постепенно эмоционально-энергетические ресурсы истощаются, и возникает необходимость восстанавливать их или беречь, прибегая к тем или иным приемам психологической защиты. Нередко бывает, что периоды интенсивной интериоризации и психологической защиты чередуются.
  • Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности: здесь имеется два аспекта. Во-первых, профессионал в сфере общения не считает для себя необходимым или почему-то не заинтересован проявлять соучастие и сопереживание субъекту своей деятельности, что стимулирует не только эмоциональное выгорание, но и его крайние формы – безразличие, равнодушие, душевную черствость. Во- вторых, человек не привык, не умеет поощрять себя за сопереживание и соучастие, проявляемые по отношению к субъектам профессиональной деятельности. Систему самооценок он поддерживает иными средствами – материальными или позиционными достижениями. Альтруистическая эмоциональная отдача для такого человека ничего не значит, и он не нуждается в ней, не испытывает от нее удовлетворения.
  • Нравственные дефекты и дезориентация личности: возможно, профессионал имел нравственный изъян еще до того, как стал работать с людьми, или приобрел в процессе деятельности. Нравственный дефект обусловлен неспособностью включать во взаимодействие с деловыми партнерами такие моральные категории, как совесть, добродетель, добропорядочность, честность, уважение прав и достоинств другой личности.

  Некоторые авторы выделяли и третью группу факторов, рассматривая содержательные аспекты  деятельности как самостоятельные. Так,  в частности, Н.Водопьяновой и Е.Старченковой  развитие стресс-реакций представлены сложной многофакторной обусловленностью: от структурно-организационных особенностей, организационной культуры, характера самой работы до личностных  особенностей сотрудников, а также характера их межличностных взаимодействий. Помимо этого ими отмечается, что синдром выгорания непосредственно связан с самочувствием работников, эффективностью их труда и стабильностью деловой жизни организации.

  Анализируя  классификации В.В.Бойко и Т.В. Форманюк можно сказать, что они по своим организационным (внешним) и (личностным) внутренним характеристикам совпадают, но Т.В. Форманюк выделяет ещё ролевой фактор, который по своему содержанию можно отнести к организационным факторам.

    1. Симптомы  эмоционального выгорания

  Поскольку синдром «эмоционального выгорания» – это истощение, то логично говорить о том, что оно имеет признаки, т.е.  свои симптомы. Мы уже выделяли симптомы профессионального выгорания, они перекликаются с симптомами эмоционального выгорания, представленными К. Маслач. Она условно разделяет их на физические, поведенческие и психологические симптомы.

  В.В. Бойко описывает такие симптомы «выгорания» как эмоциональный  дефицит, деперсонализации или личностная отстраненность, психосоматические  и психовегетативные нарушения [2].

  В свою очередь, ректор Северного государственного медицинского университета, академик РАМН Павел Сидоров выделяет пять ключевых групп симптомов, характерных для синдрома эмоционального выгорания:

  Физические  симптомы: усталость, физическое утомление, истощение; изменение веса; недостаточный сон, бессонница; плохое общее состояние здоровья, в т.ч. по ощущениям: затрудненное дыхание, одышка; тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожь; повышение артериального давления; язвы и воспалительные заболевания кожи; болезни сердечно-сосудистой системы.

  Эмоциональные симптомы: недостаток эмоций; пессимизм, цинизм и черствость в работе и  личной жизни; безразличие, усталость; ощущение беспомощности и безнадежности; агрессивность, раздражительность; тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; истерики, душевные страдания; потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив; увеличение деперсонализации своей или других - люди становятся безликими, как манекены; преобладает чувство одиночества.

  Поведенческие симптомы: рабочее время занимает более 45 часов в неделю; во время  работы появляется усталость и желание  отдохнуть; безразличие к еде; малая  физическая нагрузка; оправдание употребление табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи - падения, травмы, аварии и пр.; импульсивное эмоциональное поведение.

  Интеллектуальные  симптомы: падение интереса к новым  теориям и идеям в работе, к  альтернативным подходам в решении  проблем; скука, тоска, апатия, падение  вкуса и интереса к жизни; большее  предпочтение к стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу; цинизм и безразличие к новшествам; малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах – тренингах, образовании; формальное выполнение работы.

  Социальные  симптомы: низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой; скудные отношения на работе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег [12].

  Выгорание инфекционно и может быстро распространяться среди коллег. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание «выгорающих». Наибольшая вероятность того, что это случится, существует в организациях с высоким уровнем стресса.

    Профессор К. Чернисс говорит  о том, что большая ответственность  за развитие выгорания в организации  лежит на руководителе, потому  что существуют такие рабочие  места и ситуации, которые, в некотором смысле, просто созданы для выгорания. Большинство людей, работающих в этих местах, очень уязвимы, так как находятся в высокострессовых ситуациях, где от них ожидается высокий уровень выполнения работы, и где они имеют небольшой контроль над тем, что или как они делают.

  В этой же статье он отмечает, что выгоранием страдают не только люди, но и организации. Также как и у индивидуума, страдающего от выгорания, в организациях проявляются различные симптомы этого явления, они следующие:

  • высокая текучесть кадров;
  • снижение вовлеченности сотрудников в работу;
  • поиск «козла отпущения»;
  • антагонистический групповой процесс и наличие парных группировок;
  • режим зависимости, проявляющийся в виде гнева на руководство и проявлении беспомощности и безнадежности;
  • развитие критического отношения к сотрудникам;
  • недостаток сотрудничества среди персонала;
  • прогрессирующее падение инициативы;
  • рост чувства неудовлетворенности от работы;
  • проявления негативизма относительно роли или функции отделения.

  Делая обзор вышесказанного, анализируя особенности педагогической деятельности можно с уверенностью утверждать, что профессия педагога, относящаяся, как мы уже сказали к социальным профессиям, предполагает наличие определённых требований к личности, занимающейся педагогической деятельностью. Это обусловлено тем, что педагог должен противостоять негативным составляющим  своей профессии, а выражается это в умении разрешать педагогические задачи и проблемные ситуации, находить конструктивные пути и способы их решения.

Информация о работе Проблема профессионального выгорания педагогов