Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 19:57, курсовая работа
Цель исследования: теоретически изучить проблему профессионального выгорания педагогов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить литературу по теме.
2. Дать определение понятиям «профессиональная деформация», «профессиональное выгорание».
3. Обозначить симптомы и стадии профессионального выгорания.
4. Выделить личностные качества, влияющие на профессиональную деформацию.
5. Рассмотреть синдром эмоционального выгорания, как фактор, влияющий на профессиональное выгорание.
Введение 2
ГЛАВА 1. Проблема профессиональной деформации педагогов 5
1.1. Причины эмоционального напряжения в профессиональной деятельности педагога 7
1.2. Симптомы профессионального выгорания 9
1.3. Стадии профессионального выгорания 11
1.4. Личностно-профессиональные деформации педагога 13
ГЛАВА 2. Психологические особенности развития синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога 17
2.1. Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального выгорания 20
2.2. Симптомы эмоционального выгорания 24
2.3. Требования профессии к личности педагога 27
Заключение 29
Литература 31
В связи с тем, что в педагогической деятельности интенсивность общения крайне высока, именно педагоги наряду с медиками и социальными работниками, наиболее подвержены риску эмоционального выгорания. К основным проявлениям синдрома эмоционального выгорания у педагогов относятся эмоциональная сухость, расширение сферы экономии эмоций, личностная отстраненность, агрессивность, игнорирование индивидуальных особенностей учащихся. Такая профессиональная деформация мешает полноценному управлению учебным процессом и отрицательно влияет на личностное развитие учащихся. Это и обуславливает особую актуальность своевременного выявления признаков эмоционального выгорания у педагогов.
К. Маслач выделила три основные составляющие синдрома эмоционального выгорания: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений [10].
Под
эмоциональным истощением понимается
чувство эмоциональной
Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда.
А редукция профессиональных достижений это возникновение чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней [11].
Происходящие
психические изменения
После того как феномен стал общепризнанным, закономерно возник вопрос о факторах, способствующих развитию. Так, Т.В. Форманюк выделяет личностные, ролевые и организационные факторы соответственно: индивидуальные, социальные и «характер работы и рабочего окружения» [21].
Личностный фактор. Среди личностных особенностей, способствующих «выгоранию», выделяют эмпатию, гуманность, мягкость, увлекаемость, идеализированность, интровертированность, фанатичность, а также склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности.
Ролевой
фактор. Установлена связь между
ролевой конфликтностью, ролевой
неопределенностью и
Организационный фактор. К основным организационным факторам, способствующим выгоранию, относятся: высокая рабочая нагрузка; отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и руководства; недостаточное вознаграждение за работу; высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы; невозможность влиять на принятие решений; двусмысленные, неоднозначные требования к работе; постоянный риск штрафных санкций; однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность; необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реалиям; отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы.
Так же факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального выгорания группируются в два больших блока, особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов. Чаще эти факторы называют внешними и внутренними или личностными и организационными [11].
Рассмотрим в качестве такого примера классификацию В.В.Бойко, который выделяет ряд внешних и внутренних факторов предпосылок, провоцирующих эмоциональное выгорание.
Группа организационных (внешних) факторов, куда включаются условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности, является наиболее представительной в области исследований выгорания. Не случайно в некоторых работах подчеркивается доминирующая роль этих факторов в возникновении выгорания. Рассмотрим их:
К внутренним факторам, обуславливающим эмоциональное выгорание, В.В.Бойко относит следующие факторы:
Некоторые авторы выделяли и третью группу факторов, рассматривая содержательные аспекты деятельности как самостоятельные. Так, в частности, Н.Водопьяновой и Е.Старченковой развитие стресс-реакций представлены сложной многофакторной обусловленностью: от структурно-организационных особенностей, организационной культуры, характера самой работы до личностных особенностей сотрудников, а также характера их межличностных взаимодействий. Помимо этого ими отмечается, что синдром выгорания непосредственно связан с самочувствием работников, эффективностью их труда и стабильностью деловой жизни организации.
Анализируя классификации В.В.Бойко и Т.В. Форманюк можно сказать, что они по своим организационным (внешним) и (личностным) внутренним характеристикам совпадают, но Т.В. Форманюк выделяет ещё ролевой фактор, который по своему содержанию можно отнести к организационным факторам.
Поскольку синдром «эмоционального выгорания» – это истощение, то логично говорить о том, что оно имеет признаки, т.е. свои симптомы. Мы уже выделяли симптомы профессионального выгорания, они перекликаются с симптомами эмоционального выгорания, представленными К. Маслач. Она условно разделяет их на физические, поведенческие и психологические симптомы.
В.В. Бойко описывает такие симптомы «выгорания» как эмоциональный дефицит, деперсонализации или личностная отстраненность, психосоматические и психовегетативные нарушения [2].
В свою очередь, ректор Северного государственного медицинского университета, академик РАМН Павел Сидоров выделяет пять ключевых групп симптомов, характерных для синдрома эмоционального выгорания:
Физические симптомы: усталость, физическое утомление, истощение; изменение веса; недостаточный сон, бессонница; плохое общее состояние здоровья, в т.ч. по ощущениям: затрудненное дыхание, одышка; тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожь; повышение артериального давления; язвы и воспалительные заболевания кожи; болезни сердечно-сосудистой системы.
Эмоциональные симптомы: недостаток эмоций; пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; безразличие, усталость; ощущение беспомощности и безнадежности; агрессивность, раздражительность; тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; истерики, душевные страдания; потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив; увеличение деперсонализации своей или других - люди становятся безликими, как манекены; преобладает чувство одиночества.
Поведенческие симптомы: рабочее время занимает более 45 часов в неделю; во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; оправдание употребление табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи - падения, травмы, аварии и пр.; импульсивное эмоциональное поведение.
Интеллектуальные симптомы: падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; скука, тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни; большее предпочтение к стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу; цинизм и безразличие к новшествам; малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах – тренингах, образовании; формальное выполнение работы.
Социальные симптомы: низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой; скудные отношения на работе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег [12].
Выгорание инфекционно и может быстро распространяться среди коллег. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание «выгорающих». Наибольшая вероятность того, что это случится, существует в организациях с высоким уровнем стресса.
Профессор К. Чернисс говорит
о том, что большая
В этой же статье он отмечает, что выгоранием страдают не только люди, но и организации. Также как и у индивидуума, страдающего от выгорания, в организациях проявляются различные симптомы этого явления, они следующие:
Делая обзор вышесказанного, анализируя особенности педагогической деятельности можно с уверенностью утверждать, что профессия педагога, относящаяся, как мы уже сказали к социальным профессиям, предполагает наличие определённых требований к личности, занимающейся педагогической деятельностью. Это обусловлено тем, что педагог должен противостоять негативным составляющим своей профессии, а выражается это в умении разрешать педагогические задачи и проблемные ситуации, находить конструктивные пути и способы их решения.
Информация о работе Проблема профессионального выгорания педагогов