Синдром эмоционального выгорания у работников коммуникативных профессий

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа посвящена синдрому эмоционального выгорания у
работников коммуникативных профессий, то есть у людей, которым по роду
своих должностных обязанностей очень много приходится общаться с другими
людьми. Исследование проводилось среди менеджеров (руководителей отделов,
групп, направлений с количеством подчиненных не менее 5 человек)
коммерческих организаций рынка FMCG (Fast Moving Consumer Goods -
товары повседневного спроса, которые стоят относительно дёшево и быстро
продаются, например, продукты питания, напитки, сигареты, косметика и
бытовая химия и т.д.) на примере ООО Компания «МАЙ»

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….……….. 3
1. Глава первая. Теоретический аспект в изучении синдрома эмоционального
выгорания ………………………………………………………………………....… 4
1.1. Представления о синдроме эмоционального выгорания в современной
психологии …………………………………………………………………………... 4
1.2. Предпосылки возникновения синдрома эмоционального выгорания………..5
1.2.1. Основные факторы синдрома эмоционального выгорания по
Н.Frendenberger……………………………………………………………………….5
1.2.2. Основные факторы синдрома эмоционального выгорания по К.Куперу и
Дж.Маршаллу…..……………………………………………………………………..6
1.3. Фазы развития и диагностика синдрома эмоционального выгорания………. 8
1.3.1. Фазы стресса по теории Ганса Селье……………………………………….... 8
1.3.2. Симптомы синдрома эмоционального выгорания…………………………...9
1.3.3. Диагностика синдрома эмоционального выгорания по методике
В.В.Бойко……………………………………………………………………………..11
1.3.4. Экспресс-диагностика по методике измерения психического выгорания в
профессиях системы «человек-человек» (по К.Маслач)…………………..…...…13
2. Глава вторая. Практический аспект в изучении синдрома эмоционального
выгорания у работников коммуникативных профессий………………………….14
3. Глава третья. Профилактика и лечение синдрома эмоционального выгорания
у работников коммуникативных профессий……………………………………….17
Заключение……………………………………………………………….....… …….20
Список литературы………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа_Богатова_Эмоциональное выгорание.docx

— 79.86 Кб (Скачать)

Существует тесная взаимосвязь между профессиональным выгоранием и мотивацией деятельности. Выгорание может приводить к снижению профессиональной мотивации: напряжённая работа постепенно превращается в бессодержательное занятие, появляется апатия и даже негативизм по отношению к своим обязанностям, которые сводятся к минимуму. Психическому выгоранию в большей степени подвержены трудоголики – те, кто работает с высокой самоотдачей, ответственностью, установкой на постоянный рабочий процесс. 
Возникновению синдрома эмоционального выгорания способствует молодой возраст, отсутствие жизненного и практического опыта. Провоцировать синдром выгорания могут болезни, ослабленность после болезни, переживание тяжёлого стресса, психологические травмы (развод, смерть близкого). 
             Более всего риску возникновения профессионального выгорания подвержены менеджеры, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. Так хороший руководитель в их представлении – это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и частной жизнью. Сложный морально-психологический климат в коллективе, несоблюдение этических норм, особенно со стороны владельцев компании, а так же ревность коллег и даже вполне законные и справедливые нарекания вышестоящего руководства заставляют специалиста слишком много сил тратить на сдерживание негативных эмоций.

Можно выделить три типа работников, которым угрожает развитие профессионального выгорания:

- 1-й – «педантичный», характеризующийся добросовестностью, возведённой в абсолют, чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (даже в ущерб себе);

- 2-й – «демонстративный», стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Этому типу свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной рутинной работы;

- 3-й – «эмоциональный», состоящий из впечатлительных и чувствительный людей. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с саморазрушением. Так, согласно исследованиям русского физиолога И.П. Павлова, неврозы возникают на основе преимущественно слабого и отчасти сильного безудержного типа высшей нервной деятельности.

Профессиональная деятельность работников сферы продаж FMCG несёт в себе потенциальную угрозу развития синдрома эмоционального выгорания, так как является публичной, подразумевает необходимость работы с большим количеством людей (клиенты, деловые партнеры, подчиненные, коллеги, в том числе смежных подразделений, вышестоящее руководство). Личностные черты эмоциональной неустойчивости, робости, подозрительности, склонности к чувству вины, консерватизма, импульсивности, напряжённости, интраверсии имеют определённое значение в формировании профессионального выгорания. В картине синдрома у работников этой сферы преобладают симптомы фазы «резистенции». Это проявляется неадекватным эмоциональным реагированием на клиентов и коллег, отсутствием эмоциональной вовлечённости и контакта с клиентами, утратой способности к сопереживанию, усталостью, ведущей к редукции профессиональных обязанностей и негативному влиянию работы на личную жизнь.

Эмоциогенные факторы вызывают нарастающее чувство неудовлетворённости, накопление усталости, что ведёт к кризам в работе, истощению и выгоранию. Сопутствуют этому физические симптомы: астенизация, частые головные боли и бессонница. Кроме этого, возникают психологические и поведенческие симптомы: чувства скуки и обиды, снижение энтузиазма, неуверенность, раздражительность, неспособность принимать решения. В результате всего этого снижается эффективность профессиональной деятельности менеджера. Нарастающее чувство неудовлетворённости профессией ведёт к снижению уровня квалификации и обусловливает развитие процесса психического выгорания.

Таким образом, исходя из результатов тестирования видим, что у большинства сотрудников уровень эмоционального выгорания уже средний. Для компании, где сотрудники проработали максимум 1,5 года  - это достаточно высокий показатель. А это значит, что необходимо как можно скорее выработать комплекс профилактических мероприятий. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Глава третья

 Лечение и профилактика синдрома эмоционального выгорания

 
            Психическое здоровье предполагает состояние полного душевного равновесия, умение владеть собой, способность быстро приспосабливаться к сложным ситуациям и их преодолевать, в короткое время восстанавливать душевное равновесие. Важное значение имеют такие качества, как самоконтроль, самооценка, а также стрессоустойчивые качества, физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями. Чрезвычайно важным является навык самообладания, который рассматривается в психологии как показатель социальной и эмоциональной зрелости личности. Следует подчеркнуть, что самообладание – это не

столько качество личности, сколько процесс управления своим поведением в

экстремальной ситуации. Профессиональная помощь при эмоциональном сгорании, по мнению Кондо, может осуществляться с помощью двух видов терапии:

- работы с лицами, подверженными выгоранию

- смягчения действия организационного фактора.

Помимо этого, важнейшим принципом предотвращения синдрома выгорания является соблюдение требований психогигиены самим работником. Профессиональный и личностный сценарии тесно взаимосвязаны. Карьера – это сознательно выбранный и реализуемый путь профессионального продвижения к намеченному статусу, что обеспечивает профессиональное и социальное самоутверждение в соответствии с уровнем его квалификации. На карьеру могут влиять и внешние факторы. Профессиональная среда может оказывать влияние на профессиональный рост и карьеру, а организация может способствовать ее типам.

Необходимо учитывать неоднозначное влияние среды на свою карьеру и вырабатывать критерии роста, а также сверять собственную самооценку

с мнениями и оценками своих коллег-профессионалов. Для персонала коммуникативной сферы деятельности важнейшими «требуемыми

свойствами» являются здоровье (физическое и психическое), компетентность и профессионализм. Компетентность специалиста, умение быстро и эффективно решать проблемы клиента – фактор профессионального самосохранения. Поэтому важно повышать свое мастерство и квалификацию посредством самообразования в ходе практической деятельности, заимствования опыта у коллег, различными формами краткосрочной учебы – курсы, семинары, разовые программы и др. Одним из решающих факторов в повышении компетентности является индивидуальная познавательная мотивация – завтра знать и уметь лучше, чем сегодня.

Главными направлениями, предотвращающими выгорание, являются:

– развитие знаний, навыков и умений;

– улучшение условий труда и отдыха;

– развитие содержания труда;

– развитие средств труда;

– развитие мотивации;

– изменение оплаты труда;

– социальная защита самих «защищающих»;

– система психологической разгрузки, снятия напряжения после рабочего дня;

– система улучшения психологического климата в коллективе

Существует также немало конкретных способов преградить путь синдрому выгорания:

— культивирование других интересов;

— внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций;

— поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение

техникой медитации;

— удовлетворяющая социальная жизнь;

— наличие нескольких друзей (желательно других профессий);

— стремление к желаемому, без надежды стать победителем во всех случаях, а также умение проигрывать без самоуничижения и агрессии;

— способность к самооценке без упования только на уважение окружающих;

— открытость новому опыту;

— умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и в жизни;

— обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую

ответственность за клиента, чем делает он сам);

— чтение не только профессиональной, но и другой литературы;

— участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом;

— периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися

профессионально и личностно;

— участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить

возникшие личные проблемы, связанные с консультативной работой;

— хобби, доставляющее удовольствие.

Кроме этого, в целях направленной профилактики профессионального выгорания следует стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки; учиться переключаться с одного вида деятельности на другой; проще относиться к конфликтам на работе; не пытаться быть лучшим всегда и во всем. И помнить: работа – всего лишь часть жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В ходе работы были проанализированы литературные источники по проблеме эмоционального выгорания работников коммуникативной сферы деятельности. Рассмотрен теоретический аспект синдрома эмоционального выгорания, причины его возникновения, фазы развития, а также возможные методы диагностики. Также было проведено практическое исследование и выработан комплекс профилактических мероприятий по снижению в компании уровня профессионального выгорания менеджерского состава коммерческой службы.

 

Список литературы

 

1. Бойко В. Правила эмоционального поведения. СПб.: 1998.

2. Коллектив авторов. Современные  проблемы исследования синдрома  выгорания у специалистов коммуникативных  профессий. Курск, 2008. 
3. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: 1960.

4. Артамонова Л. Комплексная диагностика организационного стресса как средство оптимизации деятельности персонала. М.: 2009.

5. Лаврова К., Левин А. Синдром выгорания: профилактика и управление. ССВЦВЕ, 2006.

6. Бабанов С. Профессиональные факторы и стресс: синдром эмоционального выгорания. ГОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

 

Диагностика уровня эмоционального выгорания

  (Методика В.В. Бойко)

 

Инструкция:   Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности — пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.

Стимульный материал:

1. Организационные  недостатки на работе постоянно  заставляют нервничать, переживать, напрягаться.

2. Сегодня  я доволен своей профессией  не меньше, чем в начале карьеры.

3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).

4. Меня беспокоит  то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).

5. Теплота  взаимодействия с партнерами  очень зависит от моего настроения  — хорошего или плохого.

6. Oт меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.

7. Когда я  прихожу с работы домой, то  некоторое время (часа 2—3) мне хочется  побыть наедине, чтобы со мной  никто не общался,

8. Когда я  чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить  проблемы партнера (свернуть взаимодействие).

9. Мне кажется, что эмоционально я не могу  дать партнерам того, что требует  профессиональный долг.

10. Моя работа  притупляет эмоции.

11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.

12. бывает, я  плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.

13. Взаимодействие  с партнерами требует от меня  большого напряжения.

14. Работа  с людьми приносит все меньше  удовлетворения.

15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.

16. Меня часто  расстраивает то, что я не могу  должным образом оказать партеру  профессиональную поддержку, услугу, помощь.

17. Мне всегда  удается предотвратить влияние  плохого настроения на деловые  контакты.

18. Меня очень  огорчает, если что-то не ладится  в отношениях с деловым партером.

19. Я настолько  устаю на работе, что дома стараюсь  общаться как можно меньше.

20. Из-за нехватки  времени, усталости или напряжения  часто уделяю внимание партнеру  меньше, чем положено.

21. Иногда  самые обычные ситуации общения  па работе вызывают раздражение.

22. Я спокойно  воспринимаю обоснованные претензии  партнеров.

23. Общение  с партнерами побудило меня  сторониться людей.

24. При воспоминании  о некоторых коллегах по работе  или партнерах у меня портится  настроение.

25. Конфликты  или разногласия с коллегами  отнимают много сил и эмоций.

26. Мне все  труднее устанавливать или поддерживать  контакты с деловыми партнерами.

27. Обстановка  на работе мне кажется очень  трудной, сложной.

28. У меня  часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно  случиться, как бы не допустить  ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и  т. д.

29. Если партер  мне не приятен, я стараюсь  ограничить время общения с  ним или меньше уделять ему  внимания.

30. В общении  на работе я придерживаюсь  принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».

Информация о работе Синдром эмоционального выгорания у работников коммуникативных профессий