Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 22:05, курсовая работа
Данная работа посвящена синдрому эмоционального выгорания у
работников коммуникативных профессий, то есть у людей, которым по роду
своих должностных обязанностей очень много приходится общаться с другими
людьми. Исследование проводилось среди менеджеров (руководителей отделов,
групп, направлений с количеством подчиненных не менее 5 человек)
коммерческих организаций рынка FMCG (Fast Moving Consumer Goods -
товары повседневного спроса, которые стоят относительно дёшево и быстро
продаются, например, продукты питания, напитки, сигареты, косметика и
бытовая химия и т.д.) на примере ООО Компания «МАЙ»
Введение…………………………………………………………………….……….. 3
1. Глава первая. Теоретический аспект в изучении синдрома эмоционального
выгорания ………………………………………………………………………....… 4
1.1. Представления о синдроме эмоционального выгорания в современной
психологии …………………………………………………………………………... 4
1.2. Предпосылки возникновения синдрома эмоционального выгорания………..5
1.2.1. Основные факторы синдрома эмоционального выгорания по
Н.Frendenberger……………………………………………………………………….5
1.2.2. Основные факторы синдрома эмоционального выгорания по К.Куперу и
Дж.Маршаллу…..……………………………………………………………………..6
1.3. Фазы развития и диагностика синдрома эмоционального выгорания………. 8
1.3.1. Фазы стресса по теории Ганса Селье……………………………………….... 8
1.3.2. Симптомы синдрома эмоционального выгорания…………………………...9
1.3.3. Диагностика синдрома эмоционального выгорания по методике
В.В.Бойко……………………………………………………………………………..11
1.3.4. Экспресс-диагностика по методике измерения психического выгорания в
профессиях системы «человек-человек» (по К.Маслач)…………………..…...…13
2. Глава вторая. Практический аспект в изучении синдрома эмоционального
выгорания у работников коммуникативных профессий………………………….14
3. Глава третья. Профилактика и лечение синдрома эмоционального выгорания
у работников коммуникативных профессий……………………………………….17
Заключение……………………………………………………………….....… …….20
Список литературы………
Существует
тесная взаимосвязь между профессиональным
выгоранием и мотивацией деятельности.
Выгорание может приводить к снижению
профессиональной мотивации: напряжённая
работа постепенно превращается в бессодержательное
занятие, появляется апатия и даже негативизм
по отношению к своим обязанностям, которые
сводятся к минимуму. Психическому выгоранию
в большей степени подвержены трудоголики
– те, кто работает с высокой самоотдачей,
ответственностью, установкой на постоянный
рабочий процесс.
Возникновению синдрома эмоционального
выгорания способствует молодой возраст,
отсутствие жизненного и практического
опыта. Провоцировать синдром выгорания
могут болезни, ослабленность после болезни,
переживание тяжёлого стресса, психологические
травмы (развод, смерть близкого).
Более всего риску возникновения профессионального
выгорания подвержены менеджеры, предъявляющие
непомерно высокие требования к себе.
Так хороший руководитель в их представлении
– это образец профессиональной неуязвимости
и совершенства. Входящие в эту категорию
личности ассоциируют свой труд с предназначением,
миссией, поэтому у них стирается грань
между работой и частной жизнью. Сложный
морально-психологический климат в коллективе,
несоблюдение этических норм, особенно
со стороны владельцев компании, а так
же ревность коллег и даже вполне законные
и справедливые нарекания вышестоящего
руководства заставляют специалиста слишком
много сил тратить на сдерживание негативных
эмоций.
Можно выделить три типа работников, которым угрожает развитие профессионального выгорания:
- 1-й – «педантичный», характеризующийся добросовестностью, возведённой в абсолют, чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (даже в ущерб себе);
- 2-й – «демонстративный», стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Этому типу свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной рутинной работы;
- 3-й – «эмоциональный», состоящий из впечатлительных и чувствительный людей. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с саморазрушением. Так, согласно исследованиям русского физиолога И.П. Павлова, неврозы возникают на основе преимущественно слабого и отчасти сильного безудержного типа высшей нервной деятельности.
Профессиональная деятельность работников сферы продаж FMCG несёт в себе потенциальную угрозу развития синдрома эмоционального выгорания, так как является публичной, подразумевает необходимость работы с большим количеством людей (клиенты, деловые партнеры, подчиненные, коллеги, в том числе смежных подразделений, вышестоящее руководство). Личностные черты эмоциональной неустойчивости, робости, подозрительности, склонности к чувству вины, консерватизма, импульсивности, напряжённости, интраверсии имеют определённое значение в формировании профессионального выгорания. В картине синдрома у работников этой сферы преобладают симптомы фазы «резистенции». Это проявляется неадекватным эмоциональным реагированием на клиентов и коллег, отсутствием эмоциональной вовлечённости и контакта с клиентами, утратой способности к сопереживанию, усталостью, ведущей к редукции профессиональных обязанностей и негативному влиянию работы на личную жизнь.
Эмоциогенные факторы вызывают нарастающее чувство неудовлетворённости, накопление усталости, что ведёт к кризам в работе, истощению и выгоранию. Сопутствуют этому физические симптомы: астенизация, частые головные боли и бессонница. Кроме этого, возникают психологические и поведенческие симптомы: чувства скуки и обиды, снижение энтузиазма, неуверенность, раздражительность, неспособность принимать решения. В результате всего этого снижается эффективность профессиональной деятельности менеджера. Нарастающее чувство неудовлетворённости профессией ведёт к снижению уровня квалификации и обусловливает развитие процесса психического выгорания.
Таким образом,
исходя из результатов тестирования видим,
что у большинства сотрудников уровень
эмоционального выгорания уже средний.
Для компании, где сотрудники проработали
максимум 1,5 года - это достаточно высокий
показатель. А это значит, что необходимо
как можно скорее выработать комплекс
профилактических мероприятий.
3. Глава третья
Лечение и профилактика синдрома эмоционального выгорания
Психическое
здоровье предполагает состояние полного
душевного равновесия, умение владеть
собой, способность быстро приспосабливаться
к сложным ситуациям и их преодолевать,
в короткое время восстанавливать душевное
равновесие. Важное значение имеют такие
качества, как самоконтроль, самооценка,
а также стрессоустойчивые качества, физическая
тренированность, самовнушаемость, умение
переключаться и управлять своими эмоциями.
Чрезвычайно важным является навык самообладания,
который рассматривается в психологии
как показатель социальной и эмоциональной
зрелости личности. Следует подчеркнуть,
что самообладание – это не
столько качество личности, сколько процесс управления своим поведением в
экстремальной ситуации. Профессиональная помощь при эмоциональном сгорании, по мнению Кондо, может осуществляться с помощью двух видов терапии:
- работы с лицами, подверженными выгоранию
- смягчения действия организационного фактора.
Помимо этого, важнейшим принципом предотвращения синдрома выгорания является соблюдение требований психогигиены самим работником. Профессиональный и личностный сценарии тесно взаимосвязаны. Карьера – это сознательно выбранный и реализуемый путь профессионального продвижения к намеченному статусу, что обеспечивает профессиональное и социальное самоутверждение в соответствии с уровнем его квалификации. На карьеру могут влиять и внешние факторы. Профессиональная среда может оказывать влияние на профессиональный рост и карьеру, а организация может способствовать ее типам.
Необходимо учитывать неоднозначное влияние среды на свою карьеру и вырабатывать критерии роста, а также сверять собственную самооценку
с мнениями и оценками своих коллег-профессионалов. Для персонала коммуникативной сферы деятельности важнейшими «требуемыми
свойствами» являются здоровье (физическое и психическое), компетентность и профессионализм. Компетентность специалиста, умение быстро и эффективно решать проблемы клиента – фактор профессионального самосохранения. Поэтому важно повышать свое мастерство и квалификацию посредством самообразования в ходе практической деятельности, заимствования опыта у коллег, различными формами краткосрочной учебы – курсы, семинары, разовые программы и др. Одним из решающих факторов в повышении компетентности является индивидуальная познавательная мотивация – завтра знать и уметь лучше, чем сегодня.
Главными направлениями, предотвращающими выгорание, являются:
– развитие знаний, навыков и умений;
– улучшение условий труда и отдыха;
– развитие содержания труда;
– развитие средств труда;
– развитие мотивации;
– изменение оплаты труда;
– социальная защита самих «защищающих»;
– система психологической разгрузки, снятия напряжения после рабочего дня;
– система улучшения психологического климата в коллективе
Существует также немало конкретных способов преградить путь синдрому выгорания:
— культивирование других интересов;
— внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций;
— поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение
техникой медитации;
— удовлетворяющая социальная жизнь;
— наличие нескольких друзей (желательно других профессий);
— стремление к желаемому, без надежды стать победителем во всех случаях, а также умение проигрывать без самоуничижения и агрессии;
— способность к самооценке без упования только на уважение окружающих;
— открытость новому опыту;
— умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и в жизни;
— обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую
ответственность за клиента, чем делает он сам);
— чтение не только профессиональной, но и другой литературы;
— участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом;
— периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися
профессионально и личностно;
— участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить
возникшие личные проблемы, связанные с консультативной работой;
— хобби, доставляющее удовольствие.
Кроме этого, в целях направленной профилактики профессионального выгорания следует стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки; учиться переключаться с одного вида деятельности на другой; проще относиться к конфликтам на работе; не пытаться быть лучшим всегда и во всем. И помнить: работа – всего лишь часть жизни.
Заключение
В ходе работы были проанализированы литературные источники по проблеме эмоционального выгорания работников коммуникативной сферы деятельности. Рассмотрен теоретический аспект синдрома эмоционального выгорания, причины его возникновения, фазы развития, а также возможные методы диагностики. Также было проведено практическое исследование и выработан комплекс профилактических мероприятий по снижению в компании уровня профессионального выгорания менеджерского состава коммерческой службы.
Список литературы
1. Бойко В. Правила эмоционального поведения. СПб.: 1998.
2.
Коллектив авторов. Современные
проблемы исследования
3. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме.
М.: 1960.
4. Артамонова Л. Комплексная диагностика организационного стресса как средство оптимизации деятельности персонала. М.: 2009.
5. Лаврова К., Левин А. Синдром выгорания: профилактика и управление. ССВЦВЕ, 2006.
6. Бабанов С. Профессиональные факторы
и стресс: синдром эмоционального выгорания.
ГОУ ВПО «Самарский государственный медицинский
университет».
Приложение № 1
Диагностика уровня эмоционального выгорания
(Методика В.В. Бойко)
Инструкция: Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности — пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.
Стимульный материал:
1. Организационные
недостатки на работе
2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).
5. Теплота
взаимодействия с партнерами
очень зависит от моего
6. Oт меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.
7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2—3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался,
8. Когда я
чувствую усталость или
9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.
10. Моя работа притупляет эмоции.
11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
12. бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.
15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
16. Меня часто
расстраивает то, что я не могу
должным образом оказать
17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
18. Меня очень
огорчает, если что-то не ладится
в отношениях с деловым
19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
20. Из-за нехватки
времени, усталости или напряжения
часто уделяю внимание
21. Иногда
самые обычные ситуации
22. Я спокойно
воспринимаю обоснованные
23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.
24. При воспоминании
о некоторых коллегах по
25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
26. Мне все
труднее устанавливать или
27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
28. У меня
часто возникают тревожные
29. Если партер мне не приятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».
Информация о работе Синдром эмоционального выгорания у работников коммуникативных профессий