Роль этнических стереотипов в межличностном восприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 14:10, реферат

Краткое описание

Каждый из рода homo sapiens, безусловно, имеет свою точку зрения по этому поводу. В устах же социального психолога ответ скорее всего будет звучать так: общение. Действительно, именно в процессе общения с другими людьми и с окружающей средой в целом у человека формируется речь, мышление, внутренний план сознания, которые по праву можно считать особенностями исключительно человеческими. Исследования многих этнографов и антропологов убедительно показывают, что вне человеческого общества ребенок остается на животной стадии развития и в дальнейшем уже не может стать полноценной личностью.

Оглавление

|Введение |3 |
| | |
|Часть 1 | |
|Этнос как особая социально-психологическая категория |4 |
| | |
|Часть 2 | |
|Этнический стереотип: понятие, функции, основные методы | |
|изучения |11 |
| | |
|Заключение |27 |
| | |
|Список использованной литературы |29 |

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 59.01 Кб (Скачать)

 Поэтому в ДТО  из двух антонимов типа «щедрый-жадный»  выбиралось только негативное  качество «жадный», а в качестве  противовеса – «золотая середина»:  «экономный». На основе такого  принципа подбора были получены  шкалы, полюса которых различаются  по коннотативным (аффективным)  параметрам, в то время как  их смысловые значения могут  расцениваться как достаточно  близкие. Испытуемому предлагается  оценить по предложенным характеристикам  себя, «Идеал», «типичного» представителя  своей национальности и т.д.

 ДТО позволяет  измерить следующие параметры  этнических стереотипов: амбивалентность  (степень эмоциональной определенности  стереотипа), выраженность (или интенсивность:  отражает силу стереотипного  эффекта) и направленность (знак  и величина общей эмоциональной  ориентации субъекта по отношению  к данному объекту). 

Дополнением к методу ДТО является выделение в ответах  испытуемых вспомогательных показателей  для выявления различных характеристик  и, в частности, этнических стереотипов. Удобной моделью системы этнических предпочтений может служить степень  совпадения образов этнических групп  с образом «Идеал». В числовом выражении данный показатель представлен  разностью между диагностическими коэффициентами образа «Идеал» и  образа типичного представителя  какой-либо национальности (Солдатова, 1998). 

Помимо перечисленных  методов для выявления этнических стереотипов используются также  техника репертуарных решеток, шкала  социальной дистанции

 Богардуса, анкетирование,  различные способы интервьюирования. Главной задачей исследователя  при проведении эксперимента  является выбор адекватной методики, обеспечивающей валидность и  надежность получаемых данных. Важно  также иметь в виду, что при  прямом опросе достаточно сложно  выявить наличие тех или иных  этнических стереотипов, так как  они могут отсутствовать на  сознательном уровне, или испытуемый  может давать социально желательные  ответы. Поэтому наиболее распространенными  являются проективные методы  исследования, позволяющие обойти  сознательные установки индивида, а также совмещение нескольких  методик в рамках одного исследования. 

Заключение 

Рассмотренные нами аспекты изучения этнических стереотипов  далеко не исчерпывают всего разнообразия подходов и методов исследования этой области социальной психологии. Множественность точек зрения на содержание, своеобразие и роль этнических детерминант восприятия и обилие работ, посвященных этому вопросу  за последнее время как в России, так и за рубежом, лишний раз демонстрируют  актуальность и важность изучения особенностей межэтнического восприятия. Характер межнациональных отношений на современном  этапе, массовые миграции, нарастание процессов дезинтеграции при  одновременном стремлении человечества к объединению и стиранию государственных  границ, предъявляют свои требования к выбору тем и методов социальной психологии. 

Наиболее спорными на сегодняшний день являются такие  вопросы, как проблема истинности этнического  стереотипа и отражения в нем  реальных черт стереотипизируемой этнической группы, а также объяснение необычайной  устойчивости и прочности представленного  в стереотипе знания. Важно понять,

 «каким образом  знание «затвердевает», превращается  в догму и почему функционирует,  даже когда доказана его гносеологическая  несостоятельность»

(Шихирев, 1999). В настоящее  время эта проблема только  поставлена и ждет своего решения. 

В рамках задач этнической психологии, среди которых на современном  этапе выделяют: исследование социально-психологических  проблем межэтнического взаимодействия, изучение особенностей формирования и  актуализации этнической идентичности на индивидуально-личностном уровне, создание и апробирование программ и методов  социально-психологического тренинга успешного межкультурного взаимодействия, развитие теории этнической психологии (Лебедева, 1999), особую значимость приобретает  исследование роли этнических стереотипов  в процессе формирования позитивной этнической идентичности, изучение влияния  стереотипных представлений на успешность адаптации мигрантов к новому культурному окружению, анализ путей  и способов преодоления негативного  влияния этнических предубеждений  на межэтнические отношения и  предотвращения перехода от предрассудка как умственного конструкта к  открытой этнической дискриминации  и национальной вражде. 

Круг проблем, стоящих  перед этническим психологом, и выбор  методов их разрешения поистине необозрим. Но главным принципом, по-видимому, должно являться глубокое и беспристрастное  изучение особенностей этнических групп  и социально-психологических механизмов межэтнического взаимодействия с целью  поиска путей для наиболее адекватного  восприятия других народов и общения  с ними в духе терпимости и взаимоуважения. В этой связи хотелось бы привести слова замечательного русского философа Николая Лосского. Многие годы упорного труда и размышлений над судьбами России привели ученого к мысли, к которой, пожалуй, стоит прислушаться всем нам, стоящим на пороге третьего тысячелетия: «Совместно творить гармоническое  качество жизни, сверкающей богатыми красками различных культур, можно лишь в  том случае, если мы будем сочувственно вживаться в чужие культуры, постигать  их, как свою собственную и таким  образом воспитывать в себе способность  восполнять друг друга своим творчеством» (Лосский, 1991). 

 Список использованной  литературы 
 

 Агеев В.С. Механизмы  социального восприятия//Психологический  журнал. № 2,

1989 

Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. М., 1990 

Арутюнян Ю.В., Дробижева  Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. М., 1999 

Байбурин А.К. Некоторые  аспекты этнографического изучения поведения//Этнические стереотипы поведения. Ленинград, 1985 

Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского//Николай Бердяев. Философия  творчества, культуры и искусства. М., 1994 

Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990 

Болотоков В.Х., Суншев З.Ш. Этнопсихологические теории в  России. Нальчик,

1997 

Болотоков В.Х., Кумыков  А.М. Феномен наций и национально-психологические  проблемы в социологии русского зарубежья. М., 1998 

Булгаков С.Н. Размышления  о национальности//Сочинения в 2-х  т. Том 2. 1993 

Гумилев Л.Н. Конец  и вновь начало, М., 1997 

Гумилев Л. Психологическое  несходство этносов//Психология национальной нетерпимости. Минск, 1998 

Кон И. Психология предрассудка//Психология национальной нетерпимости.

 Минск, 1998 

Коваленко Г.М. Русские  глазами шведов. Этнопсихологический  стереотип//Славяне и их соседи. Этнопсихологические  стереотипы в средние века. М., 1990 

Королев С.И. Вопросы  этнопсихологии в работах зарубежных авторов. М., 1970 

Кцоева Г.У. Опыт эмпирического  исследования этнических стереотипов//Психологический  журнал. № 2, 1986 

Лебедева Н.М. Новые  возможности одной известной  концепции//Психологический журнал. № 2, 1989 

Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. М., 1993 

Лебедева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999 

Лосский Н.О. Характер русского народа//Лосский Н.О. Условия  абсолютного добра. М., 1991 

Мельникова В.А., Петрухин В.Я. Норманны и варяги. Образ викинга  на Западе и

 Востоке Европы// Славяне и их соседи. Этнопсихологические  стереотипы в средние века. М., 1990 

На симпозиуме по межнациональным проблемам//Психологический  журнал № 4,

1989 

Оганджанян Р.С. Некоторые  вопросы формирования этнических стереотипов  в моноэтнической среде//Психологический  журнал. № 1, 1989 

Павленко В.Н., Таглин С.А. Введение в этническую психологию. Харьков, 1992 

Павленко В.Н., Таглин С.А. Факторы этнопсихогенеза. Харьков, 1993 

Платонов Ю.П., Почебут  Л.Г. Этническая социальная психология. Санкт-

 Петербург, 1993 

Поршнев Б.Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания. М.,

1973 

Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1966 

Поршнев Б.Ф. Принципы социально-этнической психологии. М., 1964 

Потебня А.А. Язык и  народность. О национализме//Мысль  и язык. Харьков, 1913 

Рыжова С.В. Установки  этнического самосознания русских//Конфликтная  этничность и этнические конфликты. М., 1994 

Солдатова Г.У. Этничность и конфликты на Северном Кавказе//Там  же. 

Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998 

Сорокин П. Национальный вопрос как проблема социального  равенства//

 Психология национальной  нетерпимости. Минск, 1998 

Старовойтова Г.В. Этнические особенности поведения  и внешности в восприятии горожан//Этнические стереотипы поведения. Ленинград, 1985 

Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 1998 

Стефаненко Т.Г. Социально-психологические  аспекты изучения этнической идентичности. М., 1999 

Трусов В.П., Филиппов А.С. Этническая психология. М., 1984 

Франкл Дж. Неизведанное Я. М., 1998 

Шихирев П. Современная  социальная психология. М., 1999 

Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. М., 1927 

S. Alexander Haslam, John C. Turner, Penelope, J. Oakes, Craig McGarty &

Katherine J. Reynolds The group as a basis for emergent stereotype consensus. Australia, 1998

Информация о работе Роль этнических стереотипов в межличностном восприятии