Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 14:10, реферат
Каждый из рода homo sapiens, безусловно, имеет свою точку зрения по этому поводу. В устах же социального психолога ответ скорее всего будет звучать так: общение. Действительно, именно в процессе общения с другими людьми и с окружающей средой в целом у человека формируется речь, мышление, внутренний план сознания, которые по праву можно считать особенностями исключительно человеческими. Исследования многих этнографов и антропологов убедительно показывают, что вне человеческого общества ребенок остается на животной стадии развития и в дальнейшем уже не может стать полноценной личностью.
|Введение |3 |
| | |
|Часть 1 | |
|Этнос как особая социально-психологическая категория |4 |
| | |
|Часть 2 | |
|Этнический стереотип: понятие, функции, основные методы | |
|изучения |11 |
| | |
|Заключение |27 |
| | |
|Список использованной литературы |29 |
Реферат: РОЛЬ ЭТНИЧЕСКИХ
СТЕРЕОТИПОВ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ
ВОСПРИЯТИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ» НА ТЕМУ:
РОЛЬ ЭТНИЧЕСКИХ
СТЕРЕОТИПОВ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ
ВОСПРИЯТИИ
СТУДЕНТКИ I КУРСА
СПЕЦОТДЕЛЕНИЯ
ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ
МГУ им. ЛОМОНОСОВА
СМИРНОВОЙ Д.
А.
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
СТЕФАНЕНКО Т.
Г.
31 августа 1999 г.
Содержание
| |Стр.|
|Введение |3 |
| | |
|Часть 1 | |
|Этнос как особая
социально-психологическая
| | |
|Часть 2 | |
|Этнический стереотип:
понятие, функции, основные
|изучения |11 |
| | |
|Заключение |27 |
| | |
|Список использованной
литературы |29 |
«..Передонов помолчал
немного и вдруг сказал:
«Поляки –
безмозглые». Марта покраснела.
«Всякие бывают
и русские, и поляки», - сказала
она. «Нет, уж это так, это
верно, - настаивал
Передонов. –
Поляки глупые. Только форсу задают.
Вот жиды, - те умные…»
Ф. Сологуб
«Мелкий бес»
Введение
Зададимся на мгновение вечным вопросом: “Что делает человека человеком?”
Каждый из рода
homo sapiens, безусловно, имеет свою точку
зрения по этому поводу. В устах
же социального психолога
Важнейшей стороной
общения является процесс восприятия
или перцепция. Что лежит в
основе восприятия? Только лишь отражение
актуальной и - по возможности - объективной
оценки ситуации, или этот процесс
детерминируется ранее
«Установка есть
состояние психонервной
(цит. по Шихиреву,
1999). На базе установки формируется
стереотип как образное
Таким образом, восприятие
проходит сквозь призму опосредующих
звеньев, которые определенным образом
детерминируют и структурируют
реальность, подводя ее под конкретные
имеющиеся у индивида категории.
В конечном итоге эти процессы
(среди которых в психологии выделяют,
в частности, стереотипизацию и
социальную каузальную атрибуцию) определяют
характер и успешность коммуникативного
акта. Принципиальным в этой связи
для нас является следующее соображение:
без учета социальных атрибутивных
процессов невозможно адекватное и
полноценное изучение механизмов общения
и восприятия как на межличностном,
так и на межгрупповом уровне.
Анализ понятия
«этнический стереотип» логично
было бы начать с уточнения и конкретизации
того, что понимается под каждой
из составляющих этого термина. В
первой части работы мы попытаемся
проанализировать такое сложное
явление, как этнос и обозначить
связанные с ним понятия
«социальный стереотип»,
чтобы затем перейти к более
детальному изучению
Часть 1
Этнос как особая
социально-психологическая
Национальная проблематика – исключительно актуальная в наш бурный век прогресса и социальных потрясений – издавна привлекала внимание мыслителей всех времен и народов. Особая важность этой темы для каждого человека, вероятно, связана с тем, что принадлежность к той или иной нации является универсальной характеристикой, свойственной всем людям без исключения.
Вообще, принадлежность
к группе, ощущение себя частью
«мы» является доминирующим, базовым
стремлением человека и уже
давно рассматривается в
«ним», обособиться
от «них» в качестве «мы»…
Именно противопоставление
(Поршнев, 1966). Группы
людей, оседавшие на
Факт неизбежности,
универсальности аутгрупповой враждебности
в любом межгрупповом взаимодействии
подчеркивает З. Фрейд в работах
«Психология масс и анализ человеческого
Я» и «Неудовлетворенность культурой».
Ученый отмечает, что функцией подобного
противопоставления является, прежде
всего, поддержание сплоченности и
стабильности группы. Причем, действие
этого закона распространяется не только
на народы, сильно удаленные друг от
друга в культурном отношении, но
и на относительно похожие. Сюда, к
примеру, относится такое явление,
как «нарциссизм малых
Вывод о неразрывной связи этих двух процессов звучит также в работах английских психологов-когнитивистов А. Тэджфела и Дж. Тернера. Результатом совместного действия социальной идентификации и социальной дифференциации является формирование социальной идентичности, т.е. представления индивида о себе как представителе определенной социальной группы. Этническая идентичность рассматривается в психологии как часть самоконцепции индивида, происходящая из осознания собственного членства в этнической группе, вместе с ценностным и эмоциональным значением, приписываемым этому членству
(Tajfel, цит. по Лебедевой,
1999). Прежде чем мы подробнее
остановимся на рассмотрении
социально-психологических
Как отмечают Ю. Платонов и Л. Почебут, «формирование этнической общности является первым этапом в объединении людей, первичным способом организации их совместного бытия» (Платонов, Почебут, 1993). В литературе по этническому вопросу в качестве этнодифференцирующих называются такие признаки, как общая территория, язык, культура, история, психологическое единство и т.д. Одни авторы подчеркивают в качестве решающего социальный аспект этногенеза, другие говорят о генетических или экологических факторах. В каждом из данных подходов есть свое рациональное зерно.
Действительно,
совместное проживание и смена
многих поколений на
Язык, происхождение,
обычаи, материальная культура, идеология
иногда являются определяющими
моментами, а иногда – нет.
Вынести за скобки мы можем
только одно – признание
Заостряя внимание на этом аспекте проблемы, В. Павленко и С. Таглин в своей работе «Факторы этнопсихогенеза» предлагают деятельностный подход к анализу этнического сознания: «В данном контексте это означает, что комплекс биологических, экологических, социальных, культурных и исторических факторов воздействует на психику не прямо, а опосредованно, через конкретную жизнедеятельность представителей определенной этнической группы.
В качестве
опосредующего звена выступает
жизнедеятельность этноса, в конкретных
формах которой своеобразно
Eмким и точным
в психологическом смысле
(Платонов, Почебут,
1993). Акцент на факте
Стефаненко: «С
позиции психолога можно
1999). Таким образом,
внешние, материальные
С точки зрения
психологии на первый план
здесь выходит задача изучения
внутреннего мира человека в
его неразрывной связи с миром
внешним, этнокультурным: «Причастность
каждого отдельного индивида
к этнической общности
Детальную разработку проблемы нации, этногенеза, национального духа мы находим в работах выдающихся русских мыслителей: Н. Бердяева, Л. Гумилева,
П. Сорокина, И.
Ильина, А. Потебни, Г. Шпета
и многих других. Подчеркивая
духовный смысл понятия нации,
Бердяев ставит вопрос о
Информация о работе Роль этнических стереотипов в межличностном восприятии