Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 14:10, реферат
Каждый из рода homo sapiens, безусловно, имеет свою точку зрения по этому поводу. В устах же социального психолога ответ скорее всего будет звучать так: общение. Действительно, именно в процессе общения с другими людьми и с окружающей средой в целом у человека формируется речь, мышление, внутренний план сознания, которые по праву можно считать особенностями исключительно человеческими. Исследования многих этнографов и антропологов убедительно показывают, что вне человеческого общества ребенок остается на животной стадии развития и в дальнейшем уже не может стать полноценной личностью.
|Введение |3 |
| | |
|Часть 1 | |
|Этнос как особая социально-психологическая категория |4 |
| | |
|Часть 2 | |
|Этнический стереотип: понятие, функции, основные методы | |
|изучения |11 |
| | |
|Заключение |27 |
| | |
|Список использованной литературы |29 |
Особенность этнического стереотипа как социально-психологического феномена определяет и набор выполняемых им функций. Тэджфел выделяет две функции стереотипа на индивидуальном и две – на групповом уровне. К индивидуальному уровню относятся: 1) когнитивная (схематизация, упрощение) и 2) ценностно- защитная (создание и сохранение положительного «Я-образа»). К социальному –
3) идеологизирующая
(формирование и сохранение
(создание и сохранение
положительного группового «Мы-
1999). Уже неоднократно
отмечалось, что стереотипы служат
для упрощения межэтнической
дифференциации и «экономии»
восприятия в этноконтактных
ситуациях. Их роль также
Этот же процесс
описывает Н. Лебедева в своем
исследовании адаптации
Лебедевой, «является
единым социально-психическим
(Лебедева, 1989). Важно
отметить, что «в условиях роста
межэтнической напряженности
Главные выводы исследований
в области социального
1. Люди с легкостью
проявляют готовность
2. Такая категоризация
стремится оставаться
3. Социальные стереотипы
в некоторой степени могут
изменяться в зависимости от
социальных, политических или
4. Социальные стереотипы
становятся более «отчетливыми»
5. Они усваиваются
очень рано и используются
детьми задолго до
6. Социальные стереотипы
не представляют большой
Остается открытым
вопрос, существует ли прямая зависимость
между содержанием этнических образов
и фактическими действиями или поступками
по отношению к членам других этнических
групп. Эта проблема была обозначена
еще в 1934 г. классическим экспериментом
Ла-Пьера, суть которого состояла в
исследовании несоответствия установок
и реального поведения. Объективное
наличие этнического стереотипа
у владельцев гостиниц, проявленное
в их письменном отказе поселить у
себя китайских гостей, не отразилось
на реальном поведении (что, однако, могло
объясняться превалированием в
конкретный момент интересов финансовой
выгоды над этническими
Результаты многочисленных исследований показывают, что установки преломляются через сложную совокупность факторов всех трех уровней
(общества, группы
и личности), выступающих в качестве
«буфера» между содержанием
Как отмечает
Г. Солдатова, способы защиты
групповой идентичности чаще
предполагают не агрессивные
формы выражения отношения к
иноэтническим группам, а
(Солдатова, 1998). Таким
образом, объективный характер
взаимоотношений между
С открытия «парадокса Ла-Пьера» в психологии начинается серия естественных экспериментов по выявлению этнических стереотипов. Известна, например, техника Бочнера (Bochner), в соответствии с которой в газету дается несколько объявлений о найме квартир от имени представителей различных национальностей. Исследователями фиксируется количество звонков, поступивших по всем объявлениям, что дает возможность сделать вывод о тех или иных этнических предпочтениях у арендодателей. Аналогичен механизм
«метода потерянных вещей» и техника «ошибочного номера» Гартнера
(Gaertner), с помощью
которого проверяется
Эти методики
позволяют в естественных
Хорошим примером участия средств массовой информации в проведении этнопсихологического исследования может служить интерактивный опрос, проведенный по московскому телевидению в программе «Времечко» 10 сентября
1999 г. Телезрителям
было предложено ответить на
вопрос «Кого следует выслать
из Москвы: всех евреев, всех лиц
кавказской национальности или
всех бандитов?». Подавляющее
большинство зрителей сочло
Москвы лиц кавказской национальности, что явно демонстрирует этнические
«предпочтения»
значительной части москвичей.
Интересно отметить
Лабораторное изучение этнических стереотипов начинается в 1933 году в США, когда ученые Д. Катц и К. Брейли предложили студентам Принстонского университета список личностных характеристик из 84 черт, из которых необходимо было выбрать по пять наиболее характерных для десяти этнических групп. Эта методика, получившая название «приписывание качеств», позволила обнаружить высокую степень согласия в приписывании определенных черт тем или иным группам. Интересно отметить, что аналогичный опрос, проведенный в том же университете 30 лет спустя, продемонстрировал существенные сдвиги в стереотипных представлениях американских студентов. Если в 1933 году 84% учащихся Принстона назвали негров «суеверными», а 75% - «ленивыми», то в
1967 согласованность ответов существенно снизилась и проявилась в приписывании совершенно другого качества: 47% респондентов нашли негров
«музыкальными»
(Haslam, Turner, 1998). Это лишний раз подтверждает
тот факт, что социальные стереотипы,
несмотря на свою устойчивость
и ригидность, не являются застывшими
категориями, а способны
(хотя, как уже
отмечалось выше, этот процесс
далеко не линейный и
В качестве одной
из распространенных методик по исследованию
этнических стереотипов следует
назвать метод свободных
Близким к методу свободных описаний является анализ представлений об этнических группах в литературе и искусстве. Начиная с 40-х гг. контент- анализ применялся к американской публицистике, немецким кинофильмам, французским журналам и т.д. Но в связи с применением этого метода неизбежно встает проблема адекватности отражения в художественной литературе и других видах искусства стереотипов, существующих в обыденном сознании (Стефаненко,
1998).
Широко применяется в этнопсихологии ассоциативный эксперимент, суть которого состоит в анализе ассоциативных полей, возникающих, например, на названия цветов или стимулы-этнонимы. Существует также так называемый
«цветовой тест
отношения», состоящий из трех
этапов: вначале испытуемому
Для исследования эмоционально-оценочного компонента этнического стереотипа в отечественной психологии был разработан диагностический тест отношения
(модификация метода
семантического дифференциала). Создавая
эту методику, авторы исходили
из того, что дифференциация восприятия
этнических групп по шкале
«нравится – не нравится»,
как правило, ведет к тому, что
одни и те же качества, приписываемы
и своей, и другой общности,
могут интерпретироваться по-
Информация о работе Роль этнических стереотипов в межличностном восприятии