Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 14:10, реферат
Каждый из рода homo sapiens, безусловно, имеет свою точку зрения по этому поводу. В устах же социального психолога ответ скорее всего будет звучать так: общение. Действительно, именно в процессе общения с другими людьми и с окружающей средой в целом у человека формируется речь, мышление, внутренний план сознания, которые по праву можно считать особенностями исключительно человеческими. Исследования многих этнографов и антропологов убедительно показывают, что вне человеческого общества ребенок остается на животной стадии развития и в дальнейшем уже не может стать полноценной личностью.
|Введение |3 |
| | |
|Часть 1 | |
|Этнос как особая социально-психологическая категория |4 |
| | |
|Часть 2 | |
|Этнический стереотип: понятие, функции, основные методы | |
|изучения |11 |
| | |
|Заключение |27 |
| | |
|Список использованной литературы |29 |
(Бердяев, 1990).
Интересный взгляд на проблему нации и национальности предлагает другой русский философ С. Булгаков: «Национальность вообще существует как совершенно особая, своеобразная историческая сила… Нация есть не как коллективное понятие или логическая абстракция, но как творческое живое начало, как духовный организм, члены которого находятся во внутренней живой связи с ним» (Булгаков, 1993). В этом определении также подчеркивается скорее психологическая, нежели биологическая основа национального чувства:
«Национальность
опознается в интуитивном
В работах выдающегося
русского мыслителя Л. Гумилева мы находим
оригинальную и всесторонне разработанную
концепцию происхождения и
«этносферы Земли».
Согласно Гумилеву, «этнос – это
природный коллектив людей с
общим стереотипом поведения
и своеобразной внутренней
(Гумилев, 1997). Ученый
четко разводит понятия «этнос»
Философ отмечает
несомненное влияние
Именно этнический
стереотип поведения как
1998).
Особый подход к «национальному вопросу» находим в работах другого русского мыслителя Питирима Сорокина. По его мнению, «в национальности следует видеть не метафизический принцип, не какую-то таинственную «вне и сверхразумную сущность», а группу или союз людей, обладающих теми или иными признаками, иначе говоря, объединенных той или иной связью» (Сорокин,
1998). Философ подвергает
критическому анализу все
«национальные
вопросы» составляют одну из
глав общего учения о правовом
неравенстве членов одного и
того же государства… Выкиньте
из национальных причин
«бытовые» и
т.д. - и из «национальных»
Сорокин утверждает,
что «нет национальных проблем
и национального неравенства,
а есть общая проблема
1998). Таким образом,
ученый делает вывод о сугубо
социально-экономическом и
Не менее категорично,
хотя и совершенно в ином ключе, звучит
вывод великого русского лингвиста
А. Потебни: «Единственная примета,
по которой мы узнаем народ и вместе
с тем, единственное, незаменимое
ничем и непременное условие
существования народа есть единство
языка» (Потебня, 1913). Ученый считает, что
каждый народ обладает единством
приемов мысли, уникальным, неповторимым
способом построения мыслительных, а
значит и языковых структур. Язык, по
мнению Потебни, это средство не только
и не столько обозначения мысли,
но, прежде всего, ее создания. В этом
смысле «перевод с одного языка на
другой есть не передача той же мысли,
а возбуждение другой, отличной».
Потебня приходит к заключению, что
«психология народов должна показать
возможность различия национальных
особенностей и строения языков как
следствие общих законов
Первым, кто в России
читал в Московском университете
курс этнической психологии, был Г.
Шпет. По его мнению, этническая психология
должна быть описательной, а не объяснительной
наукой. Предметом этих описаний, классификаций
и систематизаций являются, по Шпету,
«типические коллективные переживания»
или «дух народа»: «Социальные явления,
язык, миф, нравы, наука, религия, просто
всякий исторический момент вызывают
соответствующие переживания
Приведенный выше экскурс в этнические теории, несмотря на свою обширность, далеко не исчерпывает всего спектра концепций по интересующей нас тематике.
Важным в данной
связи является очевидное
С точки зрения современной
этносоциологии и этнопсихологии все
указанные теории можно отнести
к группе так называемых примордиалистских
концепций этноса. Их сторонники рассматривают
этничность как объективную данность,
изначальную характеристику человечества.
Этносы понимаются как реально существующие
социальные или биологические сообщества
с присущими им чертами и глубинно
связанные с социально-
Примордиалистское
представление об этносе до 60-70-х
годов XX века практически доминировало
в мировой науке, а в отечественной
было единственным до начала 90-х годов.
Значение трудов русских мыслителей-
примордиалистов для разработки
этнической проблематики трудно переоценить:
обилие новых идей, смелые сопоставления
и широкие обобщения помогли
поставить массу важнейших
1993).
Ключевым понятием
и главным конструктом здесь
выступает этническая идентичность
как представление индивида о
своей принадлежности к той или
иной этнической группе. Действительно,
изучение своеобразия этноса в фокусе
своего анализа имеет не абстрактного
человека в абстрактном обществе,
а конкретного человека в конкретной
культурной среде, специфической в
этническом отношении. Поэтому этническая
идентичность становится одной из центральных
категорий, доступных для
Потребность в этнической принадлежности рассматривается большинством психологов в качестве базовой потребности человека. Как отмечает Г.
Солдатова, «это
одно из средств
Принадлежать
к этнической группе – это
также способ выделиться, обратить
на себя внимание, через этничность
повысить свою ценность» (
Наиболее естественным
для человека является стремление к
сохранению позитивной этнической идентичности.
Важной в этой связи представляется
следующая закономерность, имеющая
статус психологического закона: позитивная
этническая идентичность обязательно
предполагает наличие достаточно благоприятных
образов других этнических групп
и высокую толерантность по отношению
к ним. Иными словами, чем благоприятнее
представление человека о собственной
этнической принадлежности, тем терпимее
он в отношении других этносов, и
тем менее схематизированными и
однозначными становятся его представления
о «чужих»: «Позитивную этническую
идентичность следует считать основным
конструктом, способствующим сохранению
внутри- и межгрупповой гармонии, а
также – позитивного
Часть 2
Этнический стереотип:
понятие, функции, основные
В научный обиход понятие «социальный стереотип» было введено Уолтером
Липпманом, который
рассматривал его как
Липпман выделял
следующие основные причины,
Этнический стереотип
в этой связи можно определить
как «упрощенный,
В приведенном определении
не учитывается один важный аспект,
связанный с социальными
Лебедевой, 1999). Аслам,
Тернер и др. вслед за Тэджфелом
предлагают свой взгляд на
эту проблему, утверждая, что «
Информация о работе Роль этнических стереотипов в межличностном восприятии