Этнические стереотипы поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 15:45, реферат

Краткое описание

Впервые понятие «стереотип» было введено в науку американским психологом У. Липпманом. В 1922 г. в книге «Общественное мнение» он использовал термин социальный стереотип, определяя его как упорядоченную, схематичную, детерминированную культурой «картинку мира» в голове человека. Он же указал на две важнейшие причины стереотипизирования.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие стереотипа 4
2. Этнический стереотип и этнический образ 8
Заключение 15
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

Этнические стереотипы поведения.doc

— 86.00 Кб (Скачать)

     Этнические стереотипы поведения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

 
 

     Впервые понятие «стереотип» было введено в науку американским психологом У. Липпманом. В 1922 г. в книге «Общественное мнение» он использовал термин социальный стереотип, определяя его как упорядоченную, схематичную, детерминированную культурой «картинку мира» в голове человека. Он же указал на две важнейшие причины стереотипизирования.

     Интерес же именно к этническим стереотипам  связан с их отчетливостью, рельефностью, яркостью, практической значимостью и актуальностью.

     Отечественная психологическая школа также  уделяет значительное внимание проблеме этнических стереотипов. В результате проведенных исследований в отечественной  науке сложилось определение  социального стереотипа как устойчивого психического образования, в котором схематизированно, упрощенно и эмоционально отражается некоторый достаточно сложный факт действительности, прежде всего образ какой-либо социальной группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей. Стереотипы являются чувственно окрашенными образами, аккумулирующими в себе социальный и психологический опыт общения и взаимоотношений индивидов.

     Цель  работы – проанализировать этнические стереотипы поведения.

     Задачи  работы:

  1. Дать понятие стереотипа.
  2. Описать этнический стереотип и этнический образ.

     Структура работы представлена ведением, двумя  параграфами, заключением и списком  литературы.  
 
 

  1. Понятие стереотипа
 

     Понятие «стереотип» (буквально «твердый отпечаток») широко используется в науках о поведении  живых систем. Однако феномены, обозначаемые этим словом в этологии, психологии и социогуманитарных науках, оказываются сходными в основном лишь по внешней форме.

     Стереотипы  в этологии отождествляются с  фиксированными моторными паттернами (фиксированными комплексами актов, фиксированными последовательностями действий) - выразительными унифицированными видоспецифичными движениями, которые в значительной степени наследственно обусловлены.

     Стереотип в психологии (психофизиологии, бихевиоризме) - но прежде всего динамический стереотип: фиксированный порядок осуществления условнорефлекторных действий, который формируется у индивида под влиянием факторов среды. Динамический стереотип не детерминирован генетически, а вырабатывается в результате деятельности коры головного мозга животных и человека. В целом, в психологии стереотип рассматривается как результат адаптивного поведения индивида.

     В социогуманитарных науках понятие  стереотипа не является основным, а  входит в более широкое семантическое  поле культурологических понятий «ритуал», «ритуализация», «традиция» и обусловлен ими. Представление о стереотипах как социально обусловленных формах ритуального поведения субъекта, носителя данной культуры, задается предметом исследования.1

     Таким образом, одним термином обозначаются, по крайней мере, три понятия и исследуются три различных по природе феномена, обладающих общностью лишь по двум признакам (субъект и форма поведения). Но проблема заключается не столько в различении описываемых форм поведения, сколько в выяснении соотношения между ними. Поэтому вопрос о природе - генетической или культурной - стереотипного поведения носит частный характер. Сопоставление же генетических (шире - наследственных) и культурных (социальных) детерминант стереотипного поведения животных и человека имеет принципиальное значение.

     Основная, т.е. адаптивная функция стереотипного  поведения очевидна (вообще говоря, всякое поведение имплицитно определяется как адаптация, и в этологии изучение поведения - это изучение механизмов адаптации). Тому есть несколько причин. Во-первых, в эволюции отбираются индивидуальнозначимые (эго­центрические) поведенческие структуры, почему возможность существования неадаптивных стереотипов, имеющих генетическую основу, по меньшей мере спорна. Во-вторых, стереотипизация - это путь экономии действия: поведение по принципу проб и ошибок в каждой конкретной ситуации, безусловно, невыгодно, так что действия по заранее сформированному шаблону есть, видимо, оптимальный способ выбора из многообразия возможностей. В-третьих, стереотипность - это путь унификации реакций, используемых индивидами в контактах.

     Аналогичная адаптивная функция присуща и  ритуальному поведению: «...во многих случаях удобнее поступить «как принято», чем каждый раз решать задачу: выбирать наиболее целесообразное поведение». Свободное «поисковое» поведение в повседневной жизни встречается сравнительно редко и обычно требует значительного психоэмоционального напряжения (наиболее крайний случай - проблемы психосоциальной адаптации «человека двух культур»). Наиболее сильную дизадаптацию испытывает человек при разрушении его системы ритуального поведения.

     Процесс стереотипизации поведения есть освоение среды, ее организация и  включение в «картину мира». Это  требует усилий и напряжения. В  то же время, выработанный и интернализованный стереотип приобретает новую функцию: он позволяет автоматически распознавать и предпочитать «своего в своем». Это есть функция регуляции взаимодействий между индивидами. В стереотипе эта функция вторична и выступает как подчиненная по отношению к функции адаптивной. Регулятивная функция стереотипа предъявляет к нему требования автономности и самоценности и потому, в известном смысле, противоречит его адаптивной функции.

     Напротив, основная функция ритуального поведения, ритуала, - социорегулятивная. Именно в ритуальной деятельности индивидов «следует видеть внутренний источник самодвижения и активности социальной системы». Сообщество, возникнув, как адаптация к среде и в обеспечение совместной деятельности индивидов, в своем развитии формирует и выдвигает ряд новых специфических потребностей, которые не имеют индивидуально-витального значения, а являются потребностями поддержания самого сообщества как социальной системы, как интегрированного целого. Возникает социорегулятивная подсистема социальной системы - как средство реализации этих потребностей, активность которой направлена вовнутрь, на регуляцию структуры взаимодействий индивидов и ради поддержания на этой основе целостности всей системы.

     Непосредственным  механизмом социорегулятивной подсистемы является институционализация - установление правил действий, норм, упорядочение поведения, регламентация. Достигается это с помощью ритуалов. Поэтому обеспечение ритуального поведения идет извне, со стороны социальной структуры, и на уровне индивида ритуалы интериоризируются через социализацию и энкультурацию (введение в культуру).2

     Таким образом, стереотип, став ритуалом, приобретает  независимость от индивида, включается в социальную структуру и становится регулятором его поведения. Вследствие этого полноценный ритуал, в отличие от естественного поведения, принимается индивидом в результате свободного выбора. Поэтому потребность в ритуальном поведении, вообще говоря, не диктуется природными условиями существования, так что в рамках теории естественного отбора ритуалы бессмысленны (и в строгом смысле неадаптивны). Они приобретают смысл лишь в социальном контексте как средство поддержания и воспроизводства социального единства. Следовательно, в отличие от стереотипа – основная функция ритуала - социорегулятивная, а его адаптивная функция, которая и здесь, несомненно, присутствует, оказывается подчиненной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Этнический  стереотип и этнический образ
 

     Жизнь каждого этноса протекает в относительно одинаковых условиях совместного существования, что вполне закономерно порождает у его членов единство взглядов на один и тот же предмет, общие критерии оценки, сходные способы поведения. Процесс формирования оценочных суждений происходит постепенно и завершается появлением этнопсихологических эталонов, которые передаются из поколения в поколение в виде обычаев, традиций, обрядов, мифов, стереотипов, оценок и т.д.

     Таким образом, окружающий человека мир обладает известными элементами единообразия, которые типизируют поведение человека, т.е. подчиняют нормам, выработанным и принятым в сообществе. В каждом человеческом коллективе есть свой набор типовых программ, направленных на усреднение поведения людей, ибо нельзя допустить, чтобы оно не контролировалось - это грозит распадом общества. Но типовые программы не могут учитывать всего разнообразия возможных ситуаций, и некоторые фрагменты поведения людей, обычно социально незначимые, остаются нерегламентированными. Безусловно, в каждой этнической культуре существуют свои представления о значимости или незначимости каких-то фрагментов поведения. Но в любой культуре действует правило: чем более значима сфера поведения, тем более она регламентирована, тем сильнее контроль общества над соблюдением стандартов и образцов. Причина их появления в том, что человеку свойственно применять способ экономии мышления, когда в стандартных жизненных ситуациях он использует определенные, проверенные на практике программы решения каких-то вопросов и проблем. Такой способ намного облегчает ему жизнь. Подобных программ может быть довольно много.

     Есть  стандартное поведение, возникающее  на основе социальной организации, - поведение крестьянина, воина, охотника и т.д.; в соответствии с биосоциальным членением жизненного пути определяется поведение детей, взрослых, стариков, мужчин, женщин; в соответствии с этническими критериями - поведение японца, европейца и т.д.; в соответствии с конфессиональным членением - поведение христианина, буддиста и т.д.; в соответствии с эпохой - поведение античного, средневекового, современного человека. При этом поведение человека подчиняется не одной программе, а представляет собой синтез нескольких программ, поскольку человек одновременно является членом нескольких социальных групп.

     Как формируются подобные программы  поведения, каков их механизм? Каждое общество накапливает опыт взаимодействия с внешней средой. Его хранение, накопление и передача - условия существования коллектива. В отличие от животных, эта информация не передается путем биологического наследования, а целиком основана на научении, связана с процессом социализации, формирования члена общества. Поскольку не имеет смысла, да и физически невозможно овладеть всей информацией, накопленной даже за жизнь одного человека, нужно произвести упорядочение этой информации и отобрать наиболее важные фрагменты. На это ориентирован механизм стереотинизации. Благодаря ему накапливаемая информация представляет собой не просто сумму полезных знаний, но определенным образом организованный опыт, который, в силу своей структурированности, может быть передан следующим поколениям. Также это позволяет сохранять рабочий объем этой информации, легко заменяя ее отдельные фрагменты при появлении новых данных.

     Понятие стереотипа поведения близко к понятию социальной нормы - исторически сложившегося правила поведения и оценки действий человека (плохо - хорошо). Но в отличие от нормы стереотипы поведения существуют не только для соблюдения нормы, но и для ее нарушения - неправильное поведение тоже имеет свои стандарты.

     Общечеловеческие  нормы и модели поведения полностью  детерминированы биологическими свойствами человека, но существенно коррелируются  социокультурными механизмами. Где  бы человек ни жил, он должен есть, спать, одеваться и т.д. Но в разных культурах, у разных народов это происходит по-разному.3

     Стереотипы  поведения диктуют как форму, так и содержание действий. Они  не нуждаются в мотивации действий. Самым весомым аргументом в пользу данного способа действия служит ссылка на закон предков.

     С другой стороны, не следует преувеличивать роль стереотипа, так как модель поведения и реальное поведение - это разные вещи. Стереотип выполняет роль программы поведения, реализующейся в конкретных обрядах, обычаях, этикете, труде, игре, моде, отдыхе, праздниках, способах воспитания, ухаживания, оскорбления, наказания и т.д. В идеале стереотип и его реализация должны совпадать, но реально между ними всегда есть расхождение, причем каждое общество вырабатывает свои стандарты строгости и терпимости к нарушению в разных сферах поведения. Поскольку стереотипы не навязаны сверху, а внутренне присущи человеку, кроме внешних регуляторов большую роль играют внутренние - стыд, страх, вина, честь.

     Из  всего многообразия этнических стереотипов  этнология выделяет группу стереотипов  восприятия, под которыми обычно понимается упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы или общности, распространяемый на всех ее представителей. С помощью этнических стереотипов формируется значительная часть представлений о разных народах.

     Содержание  этнических стереотипов определяется тремя группами факторов: 1) спецификой стереотипизируемой группы, т.е. особенностями  этнической группы, закрепленными в  культуре и обыденном сознании ценностями, выработанными в ходе общественно-исторического развития, и т.п.; 2) социально-политическими и экономическими условиями развития этнических групп и особенностями взаимоотношений между ними, сложившимися на данный момент; 3) длительностью и глубиной исторических контактов с другими этносами.

Информация о работе Этнические стереотипы поведения