Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 22:07, курсовая работа
Целью исследования является рассмотрение девиантного поведе¬ния как социологической проблемы.
Введение
Понятие «девиантное поведение»
Критерии определения девиантного поведения
Причины девиантного поведения
Социальные факторы отклоняющегося поведения
Классификация девиантного поведения
Индивидуальные и групповые отклонения
Первичное и вторичное отклонение
Культурно одобряемые отклонения
Сверхинтеллектуальность
Сверхмотивация
Личностные качества
Счастливый случай
Культурно осуждаемые отклонения
Типология Р. Мертона
Алкоголизм
Проституция
Суицид
Заключение
Введение
Основным условием организованной социальной жизни является наличие между людьми неких соглашений, которые принимают форму социальных ожиданий, выражаемых в нормах. Без норм, обуславливающих поведение, взаимодействия в социальной группе были бы невозможны. Мы бы лишились ориентиров, подсказывающих, что допустимо, а что выходит за рамки допустимого. Взаимодействие между людьми превратилось бы в настоящую проблему, потому что мы бы не знали, чего можно ожидать от других людей. С нормами принято связывать вознаграждение и наказание. В современном обществе государство выполняет роль механизма реализации большого количества норм-законов. Законы далеко не нейтральны: они, как правило отражают интересы определенной группы и воплощают ее основные ценности.
В обществе поведение человека порой выходит за рамки, допустимые нормами. Нормы только указывают, что человек должен делать, а что не должен; но они не являются отражением фактического поведения. Реальные поступки некоторых людей не редко выходят за рамки того, что другие рассматривают как допустимое поведение. Для социальной жизни характерен не только конформизм, но и отклонение.
Девиантное, отклоняющееся, поведение вызывает живой интерес у сицологов, врачей, педагогов, работников правоохранительных органов, социологов, философов. Тема отклоняющегося поведения носит междисциплинарный и дискуссионный характер. Сопряженность термина с понятием «социальная норма» многократно усложняет проблему, поскольку границы нормы весьма условны, а человека абсолютно нормального по всем показателям просто не существует.
Рост количества и многообразия форм отклонений от социальной нормы обусловлен кардинальными изменениями во всех сферах жизни общества (социальной, экономической, политической и др.), а также трансформацией ценностно-нормативной системы, стиранием граней в массовой культуре между социальной нормой и патологией. Дают о себе знать такие деструктивные формы девиаций, как преступность, наркомания, алкоголизм, проституция, суицид.
Преступность в России приобрела новые качества: вооруженность, криминальный профессионализм, организованность и т.д. Анализ преступности среди отдельных социальных групп граждан, проведенный Следственным комитетом при МВД России, показывает, что на фоне общего снижения преступности на 1,5% динамика преступности в студенческой среде имеет противоположную направленность: количество студентов, привлеченных к уголовной ответственности, возросло в целом по России на 4,6%.
Вопросы
девиантного поведения
Дальнейшее развитие социологические исследования социальной девиации получили в работах B.C. Афанасьева, Ю.Д. Блувштейна, А.А. Габиани, Я.И. Ги- линского, И.Н. Гурвича, Г.И. Забрянского, Г.Г. Заиграева, Е. В. Змановской, Ю.А. Клейнберга, В.Н. Кудрявцева, И.И. Карпеца, Б.М. Левина, В.В. Лунеева, И.В. Ма- точкина, С.Л. Серебрякова, Т.В. Шипуновой, A.M. Яковлева.
Целью
исследования является рассмотрение девиантного
поведения как социологической проблемы.
Понятие «девиантное поведение»
Специальные социологические теории исследуют отдельные социальные феномены как подсистемы конкретной общественной системы, зависимости объекта изучения от социального целого и взаимосвязи с другими социальными процессами (подсистемами).
Предметом подобных теорий могут стать социальные явления и институты в определенной сфере общественного бытия (труд, политика, быт, досуг) или же "сквозные", присущие различным сферам.
Функционально частные социологические теории служат методологией познания отдельных социальных процессов, общностей, институтов и методологической основой эмпирических исследований.
Специфика предмета социологии состоит в том, что круг изучаемых явлений исторически изменчив и зависит от сложившихся в данный момент в конкретном обществе социальных норм. 1
Поскольку функционирование социальных систем неразрывно связано с человеческой жизнедеятельностью, социальные девиации реализуются в конечном счете также путем девиантного поведения.
Основной задачей данной главы является определение понятия «отклоняющееся поведение». Определить понятие - значит раскрыть его содержание, т.е. выделить совокупность существенных признаков. Первым этапом определения может быть определение через род - подведение определяемого понятия подболее широкое по объему родовое понятие. Отклоняющееся поведение - это, прежде всего некая форма поведения личности, следовательно, ему присущи все основные свойства человеческого поведения, с рассмотрения которых мы и начнем свой анализ. 2
В психологии термин поведение широко используется для обозначения вида и уровня активности человека, наряду с такими ее проявлениями, как деятельность, созерцание, познание, общение. Научные представления о человеческом поведении получили особенно бурное развитие в начале XX в., с того времени когда бихевиористы объявили его предметом психологической науки. Первоначально под поведением понимали любые внешне наблюдаемые реакции индивида (двигательные, вегетативные, речевые), функционирующие по схеме «стимул - реакция». По мере накопления эмпирических данных понимание природы человеческого поведения все более углублялось. Уже в 1931 г. один из основоположников поведенческой психологии - Джон Уотсон - говорил о поведении как о «непрерывном потоке активности, возникающей в момент оплодотворения яйца и становящейся все более сложной по мере развития организма» 3.
Современное понимание поведения выходит далеко за рамки совокупности реакций на внешний стимул. Так, в психологическом словаре поведение определяется как «присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней и внутренней активностью»4 . Под внешней активностью человека понимаются любые внешние проявления: движения, действия, поступки, высказывания, вегетативные реакции. Внутренними составляющими поведения считаются: мотивация и целеполагание, когнитивная переработка, эмоциональные реакции, процессы саморегуляции 5.
Под поведением понимается процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности, имеющий форму преимущественно внешних действий и поступков.6
Одним из наиболее существенных свойств человеческого поведения является то, что оно социально по своей сути - оно формируется и реализуется в обществе. Другой важной особенностью поведения человека является его тесная связь с речевой регуляцией и целеполаганием. В целом поведение личности отражает процесс ее социализации - интеграции в социум. Социализация, в свою очередь, предполагает адаптацию к социальной среде с учетом индивидуальных особенностей.
При любом варианте социализации поведение конкретного человека можно описать, используя общие характеристики поведения: мотивированность - внутренняя готовность действовать, направляемая потребностями и целями личности; адаптивность - соответствие ведущим требованиям социальной среды; аутентичность - соответствие поведения индивидуальности, его естественность для данной личности; продуктивность - реализация сознательных целей; адекватность - согласованность с конкретной ситуацией.
Все
рассмотренные характеристики родового
понятия «поведение» в полной мере распространяются
и на такую его разновидность, как «отклоняющееся
поведение личности». 7
Критерии
определения девиантного
поведения
В большинстве наук принято деление явлений на «нормальные» и «аномальные». По справедливому замечанию Ж. Годфруа, вопрос «Какое поведение можно считать нормальным?» является центральным для объяснения человеческого поведения, в том числе отклоняющегося. В строгом смысле определение понятий «нормальное»/«аномальное» поведение затруднено, а границы между ними весьма размыты.
Тем не менее, в науке и в обыденной жизни данные понятия используются повсеместно. При этом под нормальным поведением, как правило, понимают нормативно-одобряемое поведение, не связанное с болезненным расстройством, к тому же характерное для большинства людей. Аналогично этому, анормальное поведение можно разделить на: нормативно-неодобряемое, патологическое, нестандартное.8
В строгом смысле «нормальным» считается все, что соответствует принятой в данной науке в данное время норме-эталону. Способы получения нормы нередко называют критериями. Одним из самых распространенных и общих является статистический критерий (метод), который позволяет определить норму для любого явления с помощью подсчета частоты, с которой оно встречается в популяции. С точки зрения математической статистики нормально все то, что встречается часто, т. е. не реже чем в 50 % случаев. В соответствии с законом нормального распределения 2-3 % людей по обе стороны от «нормального» большинства будут иметь выраженные нарушения поведения по определенному качеству, а приблизительно по 20 % с обеих сторон соответственно - небольшие отклонения. Следовательно, конкретная форма поведения может признаваться нормальной в том случае, если она встречается у большинства людей.
Статистический критерий сочетается с качественно-количественной оценкой поведения по степени его выраженности и степени угрозы для жизни. Например, употребление алкоголя признается нормальным явлением в разумных границах, но отклоняющимся - при злоупотреблении. С другой стороны, поведение, представляющее прямую опасность для жизни самого человека или окружающих, независимо от его частоты, а порой и степени выраженности, оценивается как отклоняющееся.
Наряду со статистическим в гуманитарных науках также используются специальные критерии оценки нормальности/аномальности поведения личности: психопатологический, социально-нормативный и индивидуально- психологический.9
Следующий, социально-нормативный критерий имеет чрезвычайно важное значение в различных областях общественной жизни. Поведение каждого человека ежедневно оценивается и регулируется с помощью разнообразных социальных норм. В соответствии с социально-нормативным критерием поведение, соответствующее требованиям общества в данное время, воспринимается как нормальное и одобряется. Отклоняющееся поведение, напротив, противоречит основным общественным установкам и ценностям. С изменением самого общества изменяются и социальные нормы, действующие в нем. С точки зрения социально-нормативного критерия ведущим показателем нормальности поведения является уровень социальной адаптации личности. При этом нормальная, успешная адаптация характеризуется оптимальным равновесием между ценностями, особенностями индивида и правилами, требованиями окружающей его социальной среды. Следовательно, одинаково проблемными являются как выраженное игнорирование социальных требований, так и нивелирование индивидуальности, например в форме конформизма - полного подчинения интересов личности давлению среды. Соответственно, дезадаптация - это состояние сниженной способности принимать и выполнять требования среды как личностно значимые, а также реализовывать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях. Можно выделить социальные и индивидуальные проявления дезадаптации. Социальными проявлениями дезадаптации являются: сниженная обучаемость, неспособность зарабатывать своим трудом; хроническая или выраженная неуспешность в жизненно важных сферах; конфликты с законом; изоляция.
В качестве индивидуальных проявлений дезадаптации могут рассматриваться: негативная внутренняя установка по отношению к социальным требованиям; завышенные претензии к окружающим при стремлении самому избегать ответственности, эгоцентризм; хронический эмоциональный дискомфорт; неэффективность саморегуляции; конфликтность и слабая развитость коммуникативных умений; когнитивные искажения реальности.
Последний,
индивидуально-психологический, критерий
отражает все возрастающую ценность
каждой личности, ее индивидуальности.
В соответствии с данным критерием современные
требования к человеку не ограничиваются
его способностью выполнять социальные
предписания, но предполагают также самопознание
и самобытие личности. В связи с этим основополагающими
качествами личности в нашу эпоху можно
назвать: ее внутреннюю позицию по отношению
к внешнему миру и себе, способность принимать
решения и делать выбор, а также личную
ответственность за собственное поведение.
Самоопределение в социальном пространстве
и самореализация личностного потенциала
в нем признаются ведущими задачами индивидуального
развития.