Девиантное поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 22:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является рассмотрение девиантного поведе¬ния как социологической проблемы.

Оглавление

Введение
Понятие «девиантное поведение»
Критерии определения девиантного поведения
Причины девиантного поведения
Социальные факторы отклоняющегося поведения
Классификация девиантного поведения
Индивидуальные и групповые отклонения
Первичное и вторичное отклонение
Культурно одобряемые отклонения
Сверхинтеллектуальность
Сверхмотивация
Личностные качества
Счастливый случай
Культурно осуждаемые отклонения
Типология Р. Мертона
Алкоголизм
Проституция
Суицид
Заключение

Файлы: 1 файл

Девиантное поведение в социологии.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

     Вторичным отклонением называют отклонение от норм, существующих в группе. Такое отклонение социально определяется как девиантное. При этом личность выступает как девиант.

     Иногда  в случае совершения даже единственного  отклоняющегося действия (изнасилование, гомосексуализм, употребление наркотиков и т.д.) либо ошибочного или ложного обвинения к индивиду приклеивается ярлык девианта. Этот процесс навешивания ярлыка может стать поворотным пунктом в жизни индивида. Действительно, совершивший первичное отклонение от общепринятых норм индивид продолжает жить прежней жизнью, занимать тоже место в системе статусов и ролей, по-прежнему взаимодействовать с членами группы.

     Но как только индивид получает ярлык девианта, у него сразу же появляется тенденция  к прерыванию многих социальных связей с группой, а в некоторых случаях к изоляции от нее. Такое лицо может быть oтстранено от любимой работы, профессии, отвергнуто добропорядочными людьми, а то и заслужить название «криминальной» личности; оно может стать зависимым от отклоняющихся (например, алкоголики) пли преступных (например, преступная группа) ассоциаций, которые начинают использовать факт индивидуального отклонения, отделяя данного индивида от общества и прививая ему нравственные нормы своей субкультуры.

     Таким образом, вторичное отклонение может перевернуть всю жизнь человека. Создаются благоприятные условия для повторения акта отклоняющегося поведения. После повторения проступка изоляция еще больше усиливается, начинают применяться более жесткие меры социального контроля, и лицо может перейти в состояние, характеризующееся постоянным отклоняющимся поведением.

       Культурно одобряемые отклонения

     Отклоняющееся поведение всегда оценивается с  точки зрения культуры, принятой в  данном обществе. Эта оценка заключается  в том, что одни отклонения осуждаются, а другие одобряются. В нашем обществе люди, попадающие под определение гения, героя, лидера, избранника народа, - это культурно одобряемые отклонения. Такие отклонения связаны с понятием возвеличивания, т.е. возвышение над другими, что и составляет основу отклонения.

Сверхинтеллектуальность

     Повышенная  интеллектуальность может рассматриваться  как способ поведения, приводящий к социально одобряемым отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов. Интеллектуальная посредственность невозможна при исполнении ролей крупного ученого или культурного деятеля, в то же время сверхинтеллектуальность менее необходима для актера, спортсмена или политического лидера. В этих ролях куда более важны особые склонности, специфический талант, физическая сила, сильный характер.Позволяют проявлять уникальные качества на очень узких, специфических участках деятельности. Возвеличивание спортсмена, актера, балерины, художника больше зависит от особых склонностей человека, чем от его общей интеллектуальности. Отдельные интеллектуальные способности часто бывают необходимы для реализации особых склонностей, но обычно знаменитости вне поля своей деятельности ничем не отличаются от остальных людей. Все здесь решает способность сделать работу лучше других на очень узком участке деятельности, где проявляется крайне специфический талант.

Сверхмотивация

      Наличие сверхмотивации у индивида является фактором, способствующем его возвышению над остальными людьми; неясно только, почему люди становятся высокомотивированными. Очевидно, что одна из причин, вызывающих сверхмотивацию, состоит в групповом влиянии. Например, семейная традиция может стать основой высокой мотивации для возвышения индивида в той области, в которой протекает деятельность его родителей. Многие социологи считают, что интенсивная мотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания, перенесенные в детстве или юности.

Личностные  качества

      Проведено много исследований в области  психологии, посвященных личностным чертам и свойствам характера, которые помогают достичь возвышения личности. Эти черты теснейшим образом связаны с определенными видами деятельности. Смелость и отвага окрывают солдату путь к успеху, славе, возвышению, но они совершенно не обязательны для художника или поэта. Общительность, умение заводить знакомства, твердость характера в трудных ситуациях нужны политику и предпринимателю, но почти не сказываются не карьере писателя, художника или ученого.

Счастливый  случай

     Может способствовать проявлению способностей человека в определенных видах деятельности. Большие достижения - это не только выраженный талант и желание, но и их проявления в определенном месте и в определенное время. 

Культурно осуждаемые отклонения

     считается, что большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры. Эти общества не строго относятся к индивидуальным неудачам в достижении одобряемых ими отклонений. Что же касается нарушения нравственных норм и законов, то оно в обществе всегда строго осуждалось и наказывалось.

     Тот, кто имеет физические или психические  дефекты, может быть совершенно не способен к обычным для нормальных членов общества ролевым достижениям или  нормальному поведению. «Психический дефект» означает, что у данного индивида наблюдаются ограниченные способности к обучению в результате тяжелой наследственности или повреждения рассудка. Диагностирование этих дефектов лежит вне области социологии, но социологов интересует как общественное мнение по поводу этих дефектов, так и социальная распространенность и виды социальных отклонений, встречающиеся у этих неполноценных людей. Психические дефекты могут быть врожденными и приобретенными вследствие тяжелого заболевания или внутриличностного конфликта (например, постоянного страха, ролевого несоответствия и др.). В данном случае характерно слабое восприятие существующих норм, слабое обучение этим нормам и слабая защита от внутренних бессознательных влечений. Сложность изучения этого вопроса состоит в том, что психический дефект может проявиться у индивида только в одной области жизнедеятельности, а в остальном он достаточно строго придерживается общепринятых норм поведения.18 

Типология Р. Мертона

     Э. Дюркгейм утверждал, что девиация играет функциональную роль в обществе, поскольку девиация и наказание девианта способствуют осознанию границ того, что считается допустимым поведением, и выполняют роль факторов, побуждающих людей подтвердить свою приверженность моральному порядку общества. Дюркгепму принадлежит идея аномии — общественного состояния, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом всего общества, его социальных институтов, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства. Люди обнаруживают, что им трудно координировать свое поведение в соответствии с нормами, которые в данный момент становятся слабыми, неясными или противоречивыми. В периоды быстрых общественных перемен люди перестают понимать, чего ждет от них общество, и испытывают трудности в согласовании своих поступков с действующими нормами. «Старые нормы» уже не представляются подходящими, а новые, зарождающиеся нормы еще слишком туманны и нечетко сформулированы, чтобы служить эффективными и значимыми ориентирами в поведении. В такие периоды можно ожидать резкого возрастания количества случаев девиации.19

     Американский  социолог Роберт Мертон попытался применить  дюркгеймовские понятие аномии и  социальной солидарности, анализируя социальную действительность США. Для большинства американцев жизненный успех, особенно выраженный в материальных благах, превратился в культурно признанную цель. При этом только определенные факторы, например, хорошее образование и высокооплачиваемая работа, получили одобрение в качестве средств к достижению успеха. Никакой проблемы не было бы, если бы все американские граждане имели одинаковый доступ к средствам достижения материального успеха в жизни. Но беднякам и представителям национальных меньшинств часто доступны лишь более узкие уровни образования и скудные экономические ресурсы. Если же они интернализовали цели, заключающиеся в материальном успехе (а это относится не ко всем индивидам), сильные ограничения могут толкнуть их к нонконформизму и совершению нетрадиционных поступков, так как они не в состоянии достичь общепризнанных целей законными средствами. Они пытаются добиться престижной цели любыми средствами, включая порочные и преступные.

     Однако  «отсутствие возможностей» и стремления к материальному благополучию недостаточно для создания давления в сторону девиации. Общество с жесткой классовой или кастовой структурой может не давать всем своим членам равных шансов выдвинуться, но в то же время восхвалять богатство; так было в феодальных обществах средневековья. Только тогда, когда общество провозглашает общие символы успеха для всего населения, ограничивая при этом доступ множества людей к признанным средствам достижения таких символов, создаются условия для антиобщественного поведения.

     Парадигма Р. К. Мертона(1968 г.) (от греч. paradeigma - образец) — теория отклоняющегося поведения (аномии). В ней преступное поведение трактуется как особая форма адаптации к обществу. При разложении системы моральных ценностей, когда возникает противоречие между нормами - ценностями культуры и реальными возможностями их достижения, обусловленные существующими институтами власти и управления, индивид чувствует свое отчуждение от общества. Поэтому в его деятельности на первый план выходят эгоистические потребности. В этой теории описывается ряд типов девиантного поведения: конформизм, ритуализм, отступление, инновация и сопротивление.

     Конформизм это принятие, как культурных целей достижения материального успеха, так и утвержденных обществом средств для их достижения. Поведение конформиста составляет опору стабильного общества, т.к. он является лояльным членом общества.

     Инновация - это когда индивиды твердо придерживаются кулыурио установленных целей, но отвергают одобренные обществом средства их достижения. Такие люди способны торговать парко гиками, подделывать чеки, мошенничать, присваивать чужое имушесIно, воровать, участвовать в кражах с взломом и в разбойных ограблениях или заниматься проституцией, вымогательством и покупать символы успеха.

     Новатор пытается достигнуть культурных целей (которые он принимает) неинституциональными средствами (включая незаконные и  криминальные).

     Ритуализм — это отвержение культурных целей или принижение их значимости членами общества. Но при этом ритуалисты используют одобренные обществом средства для достижения целей. Ритуалы, церемонии и правила для них являются основой поведения, в то время как оригинальные и нетрадиционные средства ими отвергаются.

     Например, цели организации перестают быть важными для мног их ревностных бюрократов, однако они культивируют средства в качестве самоцели, фетишизируя правила и бумажную волокиту.

     Ритуализм - это отвержение индивидами культурных целей и признанных средств их достижения. Но при этом они ничего не предлагают взамен. Например, алкоголики, наркоманы, бродяги и опустившиеся люди становятся изгоями в собственном обществе; «они живут в обществе, но не принадлежат к нему». 

          Бунт - отвержение бунтарями культурных целей общества и средства их достижения, но при этом происходит замена их новыми нормами. Такие индивиды порывают со своим социальным окружением и включаются в новые группы с новыми идеологиями, например радикальные общественные движения.

      При использовании этой типологии нам  важно помнить, что люди никогда  не могут быть полностью конформными к нормативной культуре или быть полными новаторами. В каждой личности в той или иной степени присутствуют все перечисленные типы. Однако какой - то из типов обычно проявляется в большей мере и характеризует личность.

      Типы  индивидуальной адаптации Мертона характеризуют ролевое поведение, а не типы личности. Человек может менять мнение и переходить от одного типа адаптации к другому.

      Теория  аномии Мертона акцентирует внимание на тех процессах установления признанных культурных целей и средств, посредством которых общество инициирует девиантное поведение. В частности, с помощью этой теории можно раскрыть суть и причины преступлений, связанных с деньгами, совершенных на почве наживы и алчности, преступлений в среде «белых воротничков» и корпоративных преступлений, преступлений «поджигателей войны» и преступлений представителей властных структур и тех, кто стремится к власти.20

      Особенности отдельных форм отклоняющегося поведения

      К основным формам девиантного поведения  в современных условиях можно отнести преступность, алкоголизм, проституцию, наркоманию, суицид.

      Каждая  форма девиации имеет свою специфику.

      Преступность

      Всякий  социальный строй предполагает определенное количество и определенный порядок  преступлений, вытекающих из его организации.

   По  мере изучения проблем преступности все большее количество факторов, воздействующих на ее динамику, попадает в поле зрения исследователей. К  ним можно отнести: социальное положение, род занятий, образование, нищету как  самостоятельный фактор. Выявлено также особое значение деклассирования, т.е. разрушения или ослабления связей между индивидом и социальной группой. Исследования, проведенные в 30-е годы XX века представителями так называемой чикагской школы в социологии, выявили влияние внутригородских различий на уровень преступности: самые «преступные районы» - районы, где присутствует высокая степень социальной дезорганизации. До сих пор остается дискуссионной проблема соотношения биологического и социального в формировании преступного поведения.

   В нашей стране в течение длительного времени закономерности и тенденции развития преступности рассматривались преимущественно исходя из теории последовательного освобождения общества в условиях социализма от различных форм социальной патологии. С формальной точки зрения определенные основания для таких утверждений были: по мере укрепления СССР тоталитарного режима действительно происходило снижение (в абсолютных и относительных величинах) уголовной преступности. Вместе с тем не следует забывать об огромном числе политических заключенных и широком

Информация о работе Девиантное поведение