Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 22:07, курсовая работа
Целью исследования является рассмотрение девиантного поведе¬ния как социологической проблемы.
Введение
Понятие «девиантное поведение»
Критерии определения девиантного поведения
Причины девиантного поведения
Социальные факторы отклоняющегося поведения
Классификация девиантного поведения
Индивидуальные и групповые отклонения
Первичное и вторичное отклонение
Культурно одобряемые отклонения
Сверхинтеллектуальность
Сверхмотивация
Личностные качества
Счастливый случай
Культурно осуждаемые отклонения
Типология Р. Мертона
Алкоголизм
Проституция
Суицид
Заключение
Причины девиантного поведения
Проблема отклоняющегося поведения вызывает горячий интерес исследователей в различных областях научного знания. Современные знания о девиантном поведении личности позволяют утверждать, что мы имеем дело с чрезвычайно сложной формой социального поведения личности, детерминированного системой взаимосвязанных факторов. К сожалению, единая теория отклоняющегося поведения личности еще не создана. В то же время обширные сведения по данному вопросу накоплены в различных научных дисциплинах: медицине, биологии, психологии, социологии, праве. Более того, в некоторых отраслях знания выделяются специальные подразделы, изучающие девиации. В социологии это девиан- тология, предметом исследования которой являются социальные отклонения.10
Отдельные подходы, уделяя внимание преимущественно какому-то одному аспекту проблемы, закономерно дополняют друг друга. Особого внимания заслуживает вопрос о детерминации отклоняющегося поведения. Под детерминацией понимается совокупность факторов, вызывающих, провоцирующих, усиливающих или поддерживающих отклоняющееся поведение. Детерминирующие факторы действуют на различных уровнях социальной организации, в которой личность является одной из подсистем.
Можно определить следующие группы факторов, детерминирующих отклоняющееся поведение личности: внешние условия физической среды; внешние социальные условия; внутренние наследственно-биологические и конституциональные предпосылки; внутриличностные причины и механизмы отклоняющегося поведения.
К внешним физическим условиям девиантного поведения можно отнести такие факторы, как климатический, геофизический, экологический и др. Например, такие явления, как шум, теснота, геомагнитные колебания, потенцируя стресс, могут стать неспецифическими причинами агрессивного и другого нежелательного поведения.11
Благоприятные условия внешней среды могут снижать вероятность девиаций. Несмотря на существующую связь между физическими условиями и поведением личности, данный фактор выходит за рамки нашего изучения.
Гораздо
более важным фактором, действующим
на поведение личности, следует признать
внешние социальные условия. К ним
относятся: общественные процессы (социально-экономическая
ситуация, государственная политика, традиции,
мода, средства массовой информации и
др.); характеристики социальных групп,
в которые включена личность (расовая
и классовая принадлежность, этнические
установки, субкультура, социальный статус,
принадлежность к учебно- профессионалвной
группе, референтная группа); микросоциальная
среда (уровень и стиль жизни семьи, психологический
климат в семье, личности родителей, характер
взаимоотношений в семье, стиль семейного
воспитания, друзья, другие значимые люди).12
Социальные факторы отклоняющегося поведения
Влияние
общественных процессов и социальных
групп на поведение людей
Социологические теории рассматривают девиантное поведение в контексте общественных процессов и норм, утвержденных внутри данного общества. Социальные девиации подчиняются социальным закономерностям, они зависят от времени и общества, их можно прогнозировать, в ряде случаев - ими можно управлять.13
Наиболее известными представителями данного направления являются
О.Конт, Г. Тард, А.Кетле, Э.Дюркгейм, М.Вебер, Т. Парсонс, Р. Мертон. Родона-
чальником социологии девиантного поведения по праву считается французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Исследоваг гие проблем преступности в трудах Э.Дюркгейма занимает значительное место, а его анализ самоубийств считается классическим социологическим исследованием.
Для объяснения социальных девиаций Э.Дюркгейм предложил концепцию аномии. Термин «аномия» в переводе с французского, означает «отсутствие закона, организации». Э.Дюркгейм подчеркивал необходимость объяснения различных форм социальной патологии именно как общественных явлений. Э.Дюркгейм настолько не сомневался в объективной природе социальных отклонений, что утверждал «нормальность» преступности.14
Более того, девиации есть составная часть всякого здорового общества, «фактор общественного здоровья». В «Социологии» Э.Дюркгейм пишет: «Преступление необходимо... полезно для нормальной эволюции морали и права... случается, что оно подготавливает изменения». Таким образом, Э.Дюркгейм рассматривал социальные отклонения преимущественно как следствие нормативно- ценностной дезинтеграции общества. Его идеи получили дальнейшее развитие в работах исследователей признающих в качестве ведущих причин девиантного поведения противоречия между классами и различными социальными силами, например новаторскими и консервативными.
Р. Мертон, один из наиболее ярких последователей Э.Дюркгейма, рассматривает девнантное поведение как результат несогласованности между определяемыми культурой устремлениями и социальной структурой, задающей средства их
удовлетворения. Не все люди (классы) имеют одинаковые условия для достиже-
иия успеха, но они могут адаптироваться к возникшему противоречию несколькими путями. В качестве таких путей адаптации Р. Мертон выделил: конформизм, инновацию, ритуализм, ретризм, мятеж.15 Конфликт между целями и средствами их достижения может привести к напряжению, фрустрации и поиску незаконных способов адаптации. Данное обстоятельство отчасти объясняет относительно высокий уровень преступности среди низших социальных слоев.16
Другими объективными факторами социальных девиаций признаются: различия между участниками социального взаимодействия и невыполнение ожиданий (Т. Парсонса); несоответствие между распределением благ и личными качествами людей (П.Сорокин); влияние норм девиантной субкультуры и обучения (Р. Клауорд, JI. Оулин). Так, личность, с раннего детства помещенная в девиантную субкультуру (криминальную, конфликтную или ретристскую), с большой вероятностью будет проявлять соответствующие формы девиантного поведения.
Влияние современных субкультур на девиантное поведение личности является чрезвычайно важным, хотя и недостаточно изученным вопросом. В то же время хорошо известно, что личность всегда включена в какую-либо социальную группу. В ряде случаев групповые потребности доминируют - быть включенным в группу, следовать ее нормам, подражать ее участникам, противопоставлять себя другим группам. На этой почве вырастают самые разнообразные субкультуры. Люди склонны идентифицироваться с групповыми лидерами и их идеалами, что во многом объясняет существование таких массовых девиаций, как геноцид, расизм, фашизм.
Другим очевидным пробелом можно назвать неясность связи «профессия - девнантное поведение». Профессиональная среда оказывает существенное воздействие на личность человека. Хорошо известны такие негативные феномены, как профессиональный стресс, профессиональное «выгорание» и профессиональная деформация личности.
Наряду с рассмотренными объективными социальными факторами действуют и так называемые субъективные причины девиантного поведения. В соответствии с теорией стигматизации (Э. Лемерт, Г. Беккер) девиации - следствие того, что само общество (вернее, социальная группа) наклеивает на личность соответствующие ярлыки путем соотнесения действий конкретного человека с абстрактными правилами (первичная девиантность). Постепенно формируется репутация, которая вынуждает индивида придерживаться девиантной роли (вторичная девиантность)
Сазерленд в 1939 г. сформулировал теорию дифференцированной ассоциации; в соответствии с которой девнантное поведение - сложная и дифференцированная форма поведения.
Девнантное поведение также может быть описано с помощью понятия «социальная роль», или «социальная функция личности» (Дж. Мид, М. Дойч, Р. Кра- усс). Роль - это система ожиданий относительно поведения человека, представление человека о модели собственного поведения, наконец, поведение сообразно с занимаемым положением - статусом. В соответствии с этим люди могут принимать на себя различные роли, в том числе роль девианта.
Наконец,
субъективной причиной отклоняющегося
поведения может стать
Таким образом, социологические и близкие к ним социально- психологические теории рассматривают девиантное поведение как результат социальных процессов, сложных взаимоотношений между обществом и конкретной личностью. С одной стороны, мы видим, что в самом обществе имеются серьезные причины для отклоняющегося поведения, например социальная дезорганизация и социальное неравенство. С другой стороны, мы закономерно приходим к пониманию роли индивидуальности конкретного человека в процессе социализации его личности.
Социологические
теории не объясняют, почему в одних
и тех же социальных условиях различные
люди демонстрируют принципиально разное
поведение, например, далеко не все представители
беднейших слоев проявляют делинквент-
ность и наоборот. Следует признать, что
социальные условия действительно определяют
характер социальных девиаций. Но их оказывается
явно недостаточно для объяснения причин
и механизмов отклоняющегося поведения
конкретной личности.17
Классификация
девиантного поведения
Например, самый обычный мальчик из стабильной семьи, находящийся в окружении порядочных людей, может отвергнуть принятые в его среде нормы и проявлять явные признаки преступного поведения (стать деликвентом). В этом случае мы видим индивидуальное отклонение от норм в пределах одной субкультуры. Такая личность обычно рассматривается как индивидуальный девиант.
Но в каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых обсуждаются общепринятой моралью общества. Например, подростки из трудных семей проводят большую часть времени в подвалах. «Подвальная жизнь» кажется им нормальной, у них существует свой «подвальный » моральный кодекс, свои законы и культурные комплексы. В данном случае не индивидуальное, а групповое отклонение от норм доминирующей культуры, так как подростки живут в соответствии с нормами субкультуры, которая содержит образцы поведения, принесенные индивидуальными девиантами.
В
рассматриваемом примере каждый
подросток, возвращающийся к общепринятому
в обществе образу жизни, будет индивидуальным
девиантом с точки зрения данной «подвальной»
субкультуры, и она может применять по
отношению к нему свои меры социального
контроля. Другим примером группового
социального отклонения можно считать
группу бюрократов, которые за бумагами
уже не видят реального окружения и живут
в иллюзорном мире параграфов, циркуляров
и распоряжений. Здесь также создается
субкультура, попадая в которую каждый
работник должен подчиняться действующим
бюрократическим культурным нормам.
Из рассмотренного материала для себя я выделила два идеальных типа отклонений:
субкультуры);
девиантной группы по отношению к ее субкультуре.
В реальной жизни девиантные личности нельзя строго разделить на два указанных типа. Чаще всего эти два типа отклонений взаимопересекаются.
Первичное и вторичное отклонение
Концепция первичного и вторичного отклонений впервые была сформулирована и детально разработана X. Беккером. Она помогает увидеть процесс становления личности законченного девианта.
Под первичным отклонением понимается отклоняющееся поведение личности, которое соответствует (в целом) культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае индивид не считает себя девиантом и социально не квалифицируется таковым, т.к. совершаемые им отклонения незначительны. Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или на худой конец ошибкой. Каждый член общества совершает за всю свою жизнь множество мелких нарушений, и в большинстве случаев окружающие не считают таких людей девиантами. Девианты остаются первичными до тех пор, пока их действия укладываются в рамки социально принятой роли.