Этнические стереотипы поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 15:45, реферат

Краткое описание

Впервые понятие «стереотип» было введено в науку американским психологом У. Липпманом. В 1922 г. в книге «Общественное мнение» он использовал термин социальный стереотип, определяя его как упорядоченную, схематичную, детерминированную культурой «картинку мира» в голове человека. Он же указал на две важнейшие причины стереотипизирования.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие стереотипа 4
2. Этнический стереотип и этнический образ 8
Заключение 15
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

Этнические стереотипы поведения.doc

— 86.00 Кб (Скачать)

     Как и любой другой вид социальных стереотипов, этнический стереотип  может быть по своему характеру автостереотипом (т.е. описывающим собственную группу) или гетеростереотипом (описывающим  другую этническую группу). Особенностью автостереотипов является стремление этнической общности внести в их содержание черты идеала собственного этноса, подчеркнуть наиболее самобытные качества национального характера. Например, группы с более высоким статусом в экономической сфере характеризуют себя как компетентные и добившиеся экономического успеха, а группы с более низким статусом- как отличающиеся добротой, сердечностью, гуманностью и т.п.

     В основе гетеростереотипов лежит  такое свойство, как антропо-стереотипичность, т.е. обусловленность стереотипа внешним обликом индивида. Внешность, действительно, часто выступает практически важным признаком, несущим в себе информацию об этнической принадлежности субъекта. Признаки, из которых слагаются внешний облик и поведение, могут иметь осведомительное значение и выполнять регулятивную функцию. В гетеростереотинах на уровне обыденного сознания чаще всего связывается внешний облик представителя соответствующей этнической общности с определенными психологическими чертами человека. На основе этих стереотипов неизбежно создаются соответствующие типы общения и поведения между людьми.

     Этнические  образы и стереотипы поведения в  явной или скрытой форме существуют во всех областях жизнедеятельности  этносов и в каждую конкретную эпоху воспринимаются этносом как единственно возможный способ сосуществования с другими этносами. Структура этнического стереотипа поведения проявляется в виде строго определенной системы отношений, отражающей разные типы социальных связей в этнической общности. Изменения в жизни этноса обусловливают перемены организации его жизнедеятельности, корректируя нормы поведения, социально-психологические установки и этнические представления. В качестве факторов изменения поведения этнической группы могут выступать исторические, экономические, политические, демографические, религиозные, а также особенно обострившиеся в последнее время экологические и технические факторы. Таким образом, этнические стереотипы поведения так же динамичны, как и сам этнос. Этот вывод подтверждают и многочисленные результаты исследований этнологов, фиксирующие довольно сильные вариации в поведении представителей различных этнических групп.

     Несколько иным элементом этнического сознания является этнический образ. В отличие  от этнического стереотипа поведения, предполагающего соответствие определенным социальным нормам, этнический образ представляет собой форму краткого описания, в котором выделяется какое-то одно типическое свойство и который основывается на чувственном восприятии представителей других этносов. Акцентируя внимание на какой-то специфической черте внешнего поведения индивида, этнический образ формирует общее представление об этническом облике представителей того или иного этноса в целом.

     Произнося слова: немец, англичанин, американец, мы вкладываем в них намного больше, чем просто название представителя парода. Мы подразумеваем какие-то специфические черты внешности, связанные с расовыми особенностями, черты характера, темперамента, принадлежность к определенной религиозной конфессии. В нашем сознании мы обычно связываем все эти свойства с преобладающими ландшафтными характеристиками места жизнедеятельности этноса. Тем самым легко убедиться, что этнический образ представляет довольно сложный элемент этнического сознания, поскольку в том или ином физическом типе человека обобщаются территориальные, общественно-исторические и культурные особенности жизни целого этноса. Иными словами, в конкретном этническом образе происходит персонификация одновременно и народа, и страны его проживания. При этом определяют этнический образ пространственно-временные, соматические (внешний облик) и вещевые факторы, фиксирующие особенности данного этноса, и совсем незначительна в этом роль языка.4

     Очень важное значение для формирования этнического образа имеет нрав - характер ограничения своевольных импульсов личности. Он относится к ненормированным, нестереотипизированным проявлениям темперамента и психических состояний: настроения любви, ненависти, ревности и т.д. Такое социально ограниченное проявление темперамента представляет собой способ регулирования биопсихических реакций. Ему принадлежит особая роль в сложении типичного этнического образа: чопорный англичанин, легкомысленный француз, гордый испанец и т.д. Поэтому этнический образ служит своего рода эталоном, в соответствии с которым человек мотивирует свое собственное поведение и ожидает определенного типа поведения от реальных этнических прообразов.5

     Разумеется, как и любые стереотипы, этнические образы лишь частично похожи, а чаще не похожи на оригинал. Но мы уже отмечали, что истинность этих образов-стереотипов не так уж значима. Важно, что такие образы существуют и работают в межкультурных контактах. Ибо мы склонны воспринимать человека, прежде всего, в рамках этнического образа и очень удивляемся, если конкретный человек из этого образа выбивается. Поэтому ориентация в межэтнических отношениях только на этнические образы может привести к большим ошибкам. Тем не менее, вступая в контакте представителями другого этноса, желательно знать свой этнический образ в глазах других, поскольку именно в рамках этого образа нас будут встречать при первых контактах.

     Помимо  этнических образов других народов  у каждого народа есть собственный  этнический образ, являющийся автостереотипом.

     Этнический  образ тем более полезен, чем  больше он соответствует центральной зоне культуры данного народа. Но так бывает далеко не всегда, и ориентация на этнические стереотипы способна осложнить и без того непростые межэтнические отношения.

     Итак, каждому этносу, как и каждому отдельному человеку, свойствен полный набор социальных, этнических и психологических характеристик. Другое дело, что степень выраженности тех или иных качеств у разных этносов различна. Это и является объективным основанием для формирования этнического образа каждого конкретного народа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

 

     Под этническим стереотипом сегодня  принято понимать обобщенное представление  о физическом, нравственном и умственном облике представителей различных этнических групп. Этнический стереотип характеризуется  повышенной эмоциональностью и устойчивостью в отражении черт стереотипизируемой группы.

     В стереотипе выделяются четыре основных параметра:

     - содержание - набор характеристик,  приписываемых этнической группе;

     - степень согласованности - единообразие  характеристик, приписываемых этнической группе;

     - направленность - общее положительное  или отрицательное восприятие  объекта стереотипизирования (может быть выведена непосредственно из содержания стереотипа: наличие большего или меньшего количества положительных или отрицательных характеристик);

     - интенсивность - степень предубежденности  по отношению к стереотипизируемой  группе, выраженная в стереотипе (можно получить ранжированием  характеристик, приписываемых этнической  группе).

     Феномен стереотипизирования можно раскрыть с помощью ряда положений:

     1. Людям психологически легче характеризовать  обширные человеческие группы (как  по социальному, так и по  национальному признаку) недифференцированно,  грубо и пристрастно.

     2. Такая категоризация имеет внутренне  присущую тенденцию сохранять стабильность в течение длительных отрезков времени.

     3. Изменения в социальной, политической  и экономической сферах могут  обусловливать изменение стереотипа, однако это происходит не всегда  или бывает отсрочено во времени.

     4. Стереотипы усваиваются очень рано в качестве «чувственной ткани мира» (А. Н. Леонтьев) и начинают использоваться детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся.

     5. Социальные стереотипы редко  проявляются на поведенческом  уровне при отсутствии явной враждебности в отношениях между группами, но в условиях напряженности или конфликта эти же стереотипы становятся определяющими детерминантами, которые слабо поддаются модификации и управлению, они ужесточаются, заостряются и начинают играть доминирующую роль в реальном поведении индивидов, вплоть до откровенной враждебности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список литературы

 
  1. Мнацаканян, М.О. Культуры. Этносы. Нации. Размышления об истоках и природе национальной общности / М.О. Мнацаканян.- М.: МГИМО-университет, 2007.- 210 с.
  2. Нации и национализм / Б.Андерсон, О.Бауэр, М.Хрох.- М.: Праксис, 2008.- 190с.
  3. Тавадов, Г.Т. Этнология / Г.Т. Тавадов.- М.: Проект, 2009.- 520с.
  4. Тишков, В.А. Исторический феномен диаспоры / В.А. Тишков //Этнографическое обозрение. - №2. - 2000. -С.43-63
  5. Чеснов, Я.В. Лекции по исторической этнологии / Я.В. Чеснов.-  М.: Гардарики, 2008.- 475с.

Информация о работе Этнические стереотипы поведения