Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 15:45, реферат
Впервые понятие «стереотип» было введено в науку американским психологом У. Липпманом. В 1922 г. в книге «Общественное мнение» он использовал термин социальный стереотип, определяя его как упорядоченную, схематичную, детерминированную культурой «картинку мира» в голове человека. Он же указал на две важнейшие причины стереотипизирования.
Введение 3
1. Понятие стереотипа 4
2. Этнический стереотип и этнический образ 8
Заключение 15
Список литературы 17
Как
и любой другой вид социальных
стереотипов, этнический стереотип
может быть по своему характеру автостереотипом
(т.е. описывающим собственную
В основе гетеростереотипов лежит такое свойство, как антропо-стереотипичность, т.е. обусловленность стереотипа внешним обликом индивида. Внешность, действительно, часто выступает практически важным признаком, несущим в себе информацию об этнической принадлежности субъекта. Признаки, из которых слагаются внешний облик и поведение, могут иметь осведомительное значение и выполнять регулятивную функцию. В гетеростереотинах на уровне обыденного сознания чаще всего связывается внешний облик представителя соответствующей этнической общности с определенными психологическими чертами человека. На основе этих стереотипов неизбежно создаются соответствующие типы общения и поведения между людьми.
Этнические
образы и стереотипы поведения в
явной или скрытой форме
Несколько иным элементом этнического сознания является этнический образ. В отличие от этнического стереотипа поведения, предполагающего соответствие определенным социальным нормам, этнический образ представляет собой форму краткого описания, в котором выделяется какое-то одно типическое свойство и который основывается на чувственном восприятии представителей других этносов. Акцентируя внимание на какой-то специфической черте внешнего поведения индивида, этнический образ формирует общее представление об этническом облике представителей того или иного этноса в целом.
Произнося слова: немец, англичанин, американец, мы вкладываем в них намного больше, чем просто название представителя парода. Мы подразумеваем какие-то специфические черты внешности, связанные с расовыми особенностями, черты характера, темперамента, принадлежность к определенной религиозной конфессии. В нашем сознании мы обычно связываем все эти свойства с преобладающими ландшафтными характеристиками места жизнедеятельности этноса. Тем самым легко убедиться, что этнический образ представляет довольно сложный элемент этнического сознания, поскольку в том или ином физическом типе человека обобщаются территориальные, общественно-исторические и культурные особенности жизни целого этноса. Иными словами, в конкретном этническом образе происходит персонификация одновременно и народа, и страны его проживания. При этом определяют этнический образ пространственно-временные, соматические (внешний облик) и вещевые факторы, фиксирующие особенности данного этноса, и совсем незначительна в этом роль языка.4
Очень важное значение для формирования этнического образа имеет нрав - характер ограничения своевольных импульсов личности. Он относится к ненормированным, нестереотипизированным проявлениям темперамента и психических состояний: настроения любви, ненависти, ревности и т.д. Такое социально ограниченное проявление темперамента представляет собой способ регулирования биопсихических реакций. Ему принадлежит особая роль в сложении типичного этнического образа: чопорный англичанин, легкомысленный француз, гордый испанец и т.д. Поэтому этнический образ служит своего рода эталоном, в соответствии с которым человек мотивирует свое собственное поведение и ожидает определенного типа поведения от реальных этнических прообразов.5
Разумеется, как и любые стереотипы, этнические образы лишь частично похожи, а чаще не похожи на оригинал. Но мы уже отмечали, что истинность этих образов-стереотипов не так уж значима. Важно, что такие образы существуют и работают в межкультурных контактах. Ибо мы склонны воспринимать человека, прежде всего, в рамках этнического образа и очень удивляемся, если конкретный человек из этого образа выбивается. Поэтому ориентация в межэтнических отношениях только на этнические образы может привести к большим ошибкам. Тем не менее, вступая в контакте представителями другого этноса, желательно знать свой этнический образ в глазах других, поскольку именно в рамках этого образа нас будут встречать при первых контактах.
Помимо этнических образов других народов у каждого народа есть собственный этнический образ, являющийся автостереотипом.
Этнический образ тем более полезен, чем больше он соответствует центральной зоне культуры данного народа. Но так бывает далеко не всегда, и ориентация на этнические стереотипы способна осложнить и без того непростые межэтнические отношения.
Итак,
каждому этносу, как и каждому отдельному
человеку, свойствен полный набор социальных,
этнических и психологических характеристик.
Другое дело, что степень выраженности
тех или иных качеств у разных этносов
различна. Это и является объективным
основанием для формирования этнического
образа каждого конкретного народа.
Под этническим стереотипом сегодня принято понимать обобщенное представление о физическом, нравственном и умственном облике представителей различных этнических групп. Этнический стереотип характеризуется повышенной эмоциональностью и устойчивостью в отражении черт стереотипизируемой группы.
В стереотипе выделяются четыре основных параметра:
-
содержание - набор характеристик,
приписываемых этнической
- степень согласованности - единообразие характеристик, приписываемых этнической группе;
- направленность - общее положительное или отрицательное восприятие объекта стереотипизирования (может быть выведена непосредственно из содержания стереотипа: наличие большего или меньшего количества положительных или отрицательных характеристик);
-
интенсивность - степень предубежденности
по отношению к
Феномен
стереотипизирования можно
1.
Людям психологически легче
2.
Такая категоризация имеет
3.
Изменения в социальной, политической
и экономической сферах могут
обусловливать изменение
4. Стереотипы усваиваются очень рано в качестве «чувственной ткани мира» (А. Н. Леонтьев) и начинают использоваться детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся.
5.
Социальные стереотипы редко
проявляются на поведенческом
уровне при отсутствии явной враждебности
в отношениях между группами, но в условиях
напряженности или конфликта эти же стереотипы
становятся определяющими детерминантами,
которые слабо поддаются модификации
и управлению, они ужесточаются, заостряются
и начинают играть доминирующую роль в
реальном поведении индивидов, вплоть
до откровенной враждебности.