(Коваленко, 1990).
Аналогичный механизм
формирования представлений о другом
этносе обнаруживается при сопоставлении
образов норманна на Западе и на
Востоке, что указывает на значительные
различия в отношении к скандинавам
в обоих регионах: «В образе варяга
на Руси отсутствуют основные стереотипные
характеристики норманна-врага, сформировавшиеся
в условиях ожесточенной борьбы в
викингами, но доминируют представления,
обусловленные преобладанием договорных
отношений со скандинавами» (Мельникова,
Петрухин,
1990).
Таким образом, происхождение
этнических стереотипов глубоко
укоренено в исторической памяти
народа, и их устойчивость обеспечивается
передачей из поколения в поколение
в форме фольклора, эпоса, летописных
и литературных памятников. Важно
отметить, что богатейший материал
для изучения процесса формирования
этнического самосознания народа и,
как следствие, этнических стереотипов
поведения и восприятия других этносов
дает изучение особенностей народного
языка и словообразования. «Язык
является поистине копилкой исторического
опыта народа в гораздо большей
степени, чем любая другая сфера
культуры» (Поршнев, 1964) А. Потебня по
праву считал язык не только главным
этнодифференцирующим, но и этноформирующим
признаком, обусловливающим само существование
этноса. Анализ имен, этнонимов, топонимов,
даже астронимов показывает глубокую
закрепленность в языке своеобразия
среды обитания и неразрывно связанного
с ней мышления народа:
«Полный список
имен народа не только содержит
указания на отрицательно оцениваемые
явления природной среды (имена-обереги),
но дает достаточно обстоятельную
характеристику животному и растительному
миру, климату и ландшафту места
обитания этноса» (Павленко, Таглин,
1992). Происхождение названий этносов
также далеко не случайно, а,
наоборот, является наглядной иллюстрацией
того, как воспринимали предки
свой и соседние народы.
Например, слово
svensk (швед) содержит корень sve, что
означает «свой». Это вновь обращает
нас к дихотомии «Мы» – «Они»:
«Мы (мой народ, все шведы)
– люди; все чужие – не люди»:
«Природные особенности территории
жизнедеятельности этноса, выступая
основой его размежевания с
соседними человеческим коллективами,
формируют и такую константу
этнического сознания, как самоназвание
этноса» (Павленко, Таглин, 1992).
Обобщая сказанное,
целесообразно отметить, что чисто
психологический подход к вопросу
о происхождении этнических стереотипов
(в русле психоанализа или необихевиоризма)
не обладает достаточным арсеналом
фактов для исчерпывающего обоснования
причин и механизмов формирования стереотипов
исключительно исходя из индивидуально-психологических
характеристик. Как известно, этнические
стереотипы детерминированы, во-первых,
реальными специфическими чертами
стереотипизируемой группы; во-вторых,
спецификой преломления этих черт через
аппарат восприятия стереотипизирующей
группы; в- третьих, всем комплексом экономических,
политических и культурных взаимоотношений
стереотипизирующей и стереотипизируемой
групп (Трусов,
Филиппов, 1984). Отечественные
психологи достаточно единодушны
в признании того факта, что
изучение происхождения этнических
представлений невозможно в отрыве
от всестороннего анализа соответствующей
социальной ситуации: «В основе
формирования этнических стереотипов
лежат системы этнических представлений…
Этнические представления, возникая
на базе традиционных суждений,
бытующих в общественном сознании
этноса, являются продуктами эпохи
и социокультурной среды» (Кцоева,
1986).
Интересный аспект
формирования этнических стереотипов
в русле концепции когнитивного
диссонанса затрагивает Р. Оганджанян:
он связывает этот процесс с мерой
удовлетворенности некоторых социальных
потребностей в многонациональном
и преимущественно мононациональном
поселении и подчеркивает важность
специфики этих связей в зависимости
от миграционного признака. Автор
отмечает, что человек, переселяющийся
в новую среду, заранее создает
определенный образ места обитания
и взаимоотношений с местными
жителями, формируя таким образом
некую систему ожиданий. Если новое
окружение оказывается менее
привлекательным, или не складываются
отношения с «аборигенами», то человек
испытывает диссонанс. Уменьшение общей
меры диссонанса может осуществляться
за счет прибавления новых когнитивных
элементов, в данном случае – негативных
этнических автостереотипов (или представлений
о собственной этнической группе)
и позитивных этнических гетеростереотипов
(или представлений о чужой
общности). В моноэтнической среде,
по мнению автора, мера удовлетворенности
социальных потребностей особенно заметно
влияет на характер этнического автостереотипа:
доля людей с позитивными автостереотипами
увеличивается по мере роста удовлетворенности
социальных потребностей. Автор также
подчеркивает, что «причины собственных
неудач люди зачастую ищут в поступках
окружающих, а в мононациональной
среде эти представления в
определенных условиях могут преобразовываться
в этнические стереотипы»
(Оганджанян, 1989).
Приведенные данные
лишний раз доказывают, что на характер
уже сформированного или складывающегося
стереотипа непосредственно влияют
особенности непосредственной этноконтактной
среды: «Основой формирования стереотипов
служат реальные культурные различия,
которые могут быть легко восприняты
на уровне поведения в ситуации межкультурного
взаимодействия»
(Солдатова, 1998).
На симпозиуме по
межнациональным проблемам в 1989
году многими участниками также
затрагивался вопрос об источниках стереотипных
представлений о своем и других
народах. Отмечалась роль массового
сознания в формировании образов
других национальностей, где основными
поставщиками фактов выступают
«литература,
искусство, слухи, рассказы; в
меньшей степени «коллега по
работе» или «кратковременная
эпизодическая встреча» (Психологический
журнал, 1989). Подчеркивался факт формирования
стереотипа в макросреде, где
психологии отводится роль усилителя:
«Когда формируется стереотип,
то сначала формируются отношения,
а потом они уже наполняются
конкретными языковыми и действенными
компонентами». Хорошей иллюстрацией
к сказанному является стереотип
перевертышей (другое название «атрибуции-оборотни»),
когда один и тот же стереотип
в течение очень короткого
времени может превратиться в
свою противоположность по знаку
и даже по языковому оформлению.
Это пара атрибуций, практически
тождественных по смыслу, но аффективно
противоположных, например: «скупой»
– «жадный», «осторожный» –
«трусливый» и
т.д. В зависимости от характера
этноконтактной ситуации полюс
«оборотня» по
отношению к стереотипизируемой
группе может меняться на противоположный.
Вполне логично, что автостереотип
обычно носит
«оправдательный»
характер, более позитивно оцениваемый
с точки зрения общепринятых
норм, а «гетеростереотип» - «обвинительный».
Но, как отмечает
Г. Солдатова,
«это не означает, что позитивные
качества «оборотней» приходятся
строго на автостереотип, а
негативные входят только в
гетеростереотип. «Оборотень» –
един, позитивное и негативное
в нем склеено.
Например, актуализация
негативного полюса «оборотня»
в гетеростереотипе
«гасит» позитивные
атрибуции» (Солдатова, 1998).
Каждый этнос в
процессе своей жизнедеятельности
на определенной территории в конкретных
социально-экономических и исторических
условиях вырабатывает свой уникальный
стереотип поведения, который «поставляет»
членам этноса общепринятые модели поведения
в тех или иных стандартных
ситуациях. В данном контексте «стереотип»
означает не столько представление
о другом этносе, сколько «устойчивые,
регулярно повторяемые элементы
образа жизни, которые хотя и обладают
известной социальной значимостью,
однако не носят
«событийного
характера» и не осознаются
носителями поведения как «поступки»
(Старовойтова, 1985).
Этнический стереотип поведения
представляет собой набор типовых
программ, направленный, прежде всего,
на «нейтрализацию тенденции
к индивидуализации поведения,
сдерживанию роста его вариативности,
ибо ничем не контролируемый
рост многообразия неминуемо
привел бы к распаду общества»
(Байбурин, 1985). Таким образом, этнические
особенности поведения выступают
важнейшим этноконсолидирующим
фактором и основанием для
сравнения и сопоставления с
другими этносами. По словам С.
Арутюнова, «этнические
различия проявляются в том,
как люди одеваются, как они
едят, в их излюбленных позах
стояния или сидения, хотя все
люди на земле и одеваются,
и едят, и сидят» (цит. по Байбурину,
1985). В разных этнических культурах
одним и тем же действиям
может придаваться различное
содержание, или одно и то же
содержание может находить различное
выражение в поступках. Стереотипные
представления как раз и формируются
при попытке интерпретировать
поведение представителя другого
этноса, которое обычно осуществляется
с точки зрения особенностей
своей собственной культуры.
Это рассуждение
логически подводит нас к выводу
о том, что этнический стереотип
обречен на неадекватное и предвзятое
отражение действительности.
Еще У. Липпман
считал неточность и даже ложность
одной из важнейших характеристик
социальных стереотипов. Только
с 50-х гг. получила распространение
гипотеза американского психолога
О. Клайнберга о наличии в
стереотипе некоего «зерна истины».
Действительно, этнический стереотип
представляет собой не просто
субъективное мнение о той
или иной этнической общности,
а, прежде всего, ее образ,
который, пусть в искаженном
виде, отражает объективную реальность:
свойства двух взаимодействующих
групп и отношения между ними
(Стефаненко, 1998). Некоторыми психологами
выделяется такой критерий истинности
стереотипа, как мера согласованности
представлений о собственной этнической
группе с представлениями других о ней.
Г. Олпорт, выдвинувший этот критерий,
исходил из того, что чем больше совпадают
два различных мнения об одном и том же
объекте, тем они ближе к истине. По мнению
Д. Кэмпбелла, увеличению удельного веса
реальных черт в этнических стереотипах
способствуют более глубокие и длительные
контакты между группами. Как отмечает
Г. Кцоева, «более значительное влияние
на содержание и направленность этнических
стереотипов оказывает совместная деятельность,
объединяющая представителей различных
этнических групп и дающая возможность
познать друг друга глубже и разностороннее,
чем в процессе межличностных отношений.
Важнейшим фактором в этой связи является
персонификация отдельных представителей
иноэтнических групп, что
«способствует
конкретизации этнического стереотипа,
обогащению и повышению адекватности
его когнитивного содержания»
(Кцоева, 1986).
Для современного научного
подхода к проблеме истинности стереотипа
характерно смещение акцента с его
когнитивного содержания на аффективное:
в центр внимания ставится вопрос
о причинах устойчивости и поляризованности
стереотипа. Согласно концепции У. Вайнэки,
особенность стереотипа состоит
в том, что он соотносится главным
образом не с соответствующим
объектом, а со знаниями других людей
о нем. При этом неважно, истинно
данное знание или ложно, поскольку
главное в стереотипе – не сама
истинность, а убежденность в ней,
причем отличительной стороной такой
убежденности является ее устойчивость,
прочность. Действительно, практика показывает,
что даже в случае доказанности несоответствия
стереотипа действительности, он зачастую
продолжает функционировать, причем с
не меньшей силой и выразительностью.
Существуют различные
попытки объяснить эту особенность
стереотипов. С чисто психологической
точки зрения можно вывести
склонность к стереотипизированному
мышлению из когнитивного стиля
индивида. Но вместе с тем очевидно,
что один и тот же человек
может демонстрировать в отношении
различных объектов различный
когнитивный стиль: вряд ли
можно согласится с тем, что
человек, догматически рассуждающий
в одном случае, во всех остальных
также окажется догматиком. В
этой связи важным представляется
объяснение, предложенное еще Липпманом:
«Системы стереотипов могут быть
ядром наших личных традиций,
защитой нашего положения в
обществе… Это гарантия нашего
самоуважения. Это проекция на
мир нашего собственного чувства,
наших собственных ценностей,
нашей собственной позиции и
наших собственных прав. Поэтому
стереотипы в высшей степени
заряжены теми чувствами, с
которыми они связаны» (цит. по
Шихиреву, 1999). Сильной стороной рассуждения
Липпмана является объяснение
специфики действия стереотипа
не врожденными свойствами психологии
мышления и восприятия, а функцией
защиты социальных ценностей.
Этой же защитной функцией
объясняется и еще одна отличительная
особенность стереотипа – его
эмоциональная насыщенность. Чем
тверже оценка, тем, как правило,
большую эмоцию вызывает любая
попытка подвергнуть ее сомнению,
и, наоборот, чем интенсивнее эмоция,
тем категоричнее выражающее
ее мнение.