Развитие креативности детей как условие сохранения здоровья

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 18:57, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. В этот период еще только формируется критическое отношение ко всему тому, что вокруг него происходит, зато степень принятия всего нового чрезвычайно высока.
Так же в этот период идет формирование психического здоровья ребенка, связанного с особенностями его личности, интегрирующего все аспекты внутреннего мира и способы его внешних проявлений в единое целое. Оно является важной составляющей его социального самочувствия, с одной стороны, и его жизненных сил - с другой.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.……………………………………………………………………...3

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕАТИВНОСТИ

И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ……………………………6

1.1 Проблемы креативности детей в психолого-

педагогической литературе………………………………………….6

1.2 Психологические аспекты психического здоровья детей………..14

1.3 Критерии психического здоровья………………………………….17

ГЛАВА II ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………22

2.1 Диагностика исходного уровня……………………………………..22

2.2. Общая характеристика развивающей программы,

направленной на повышение креативности младших

школьников………………………………………………………….36

2.3 Диагностика уровня сформированности креативности

младших школьников………………………………………………...37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….43

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..……………………………………………………...45

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………48

Файлы: 1 файл

развитие креативности детей как условие сохранения здоровья.doc

— 269.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, можно сказать, что выделенные нами в теоретическом анализе  критерии психического здоровья и разработанная нами программа по развитию креативности способствуют сохранению здоровья  младших школьников.

     Эти факты подтверждают предложенную нами гипотезу. 

 

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Ананьев  В.А. Психология здоровья [Текст] / В.А. Ананьев. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.

2. Барышева, Т.А. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей [Текст] / Т.А.  Барышева. – М.: Феникс, 2004. – 414 с.

3. Беспанская, Е. Развейте творческие способности своего ребенка [Текст] / Е. Безпанская. – М.: Союз, 2004. -  32 с.

4. Высилевский А.К. Искусство и школа [Текст]: книга для учителя / А.К. Василевский. – М.: Просвещение, 1981. – 288с.

5. Воронин, А.Н. Интеллект и креативность в межличностном взаимодействии [Текст] / А.Н. Воронин. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – 273 с.

6. Горюнова, Л. Развитие ребенка как его жизнетворчество [Текст] // Искусство в школе. - 1993. - № 1. – С. 12-22.

7. Гуревич, К. Лабиринты развития таланта [Текст] /  К. Гуревич // Искусство в школе. - 1993. - № 1. – С. 12-18.

8. Давыдов, В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: Просвещение, 1991. – 216 с.

9. Дорфман, Л.Я. Исследование креативности в науке и искусстве [Текст] / Л.Я. Дорфман // Вопросы психологии. - 1999. - № 2. – С. 5 – 13.

10. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2002. – 326 с.

11. Жердева, Е.В. Ребенок в школе [Текст] / Е.В. Жердева. – Изд. 3-е / Ростов н/Дону: Феникс, 2008. - 186 с.

12. Калвейт, Р. Резерв успеха – творчество [Текст] / Р. Колвейт. - М.: Педагогика, 1989. – 152с.

13. Колесов, Д.В. О психологии творчества [Текст] / Д.В. Колесников. // Психологический журнал. - 1992. - № 6. – С. 12-21.

14. Котельников, В. Творчество и креативность [Текст] / В. Котельников  - М. Союз, 2004. – 186 с.

15. Крылов  А.А. Психология [Текст] / А.А. Крылов. – СПБ.: Питер, 2006. – 416 с.

16. Кудрявцев, С. Творческая природа психологии человека [Текст] / С. Кудрявцев // Вопросы психологии. - 1990. - № 3. – С. 16 – 24.

17. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] /  А. Маслоу  - СПб.: Евразия, 1999. – 480 с.

18. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст]. М.: Просвещение, 1992. – 144 с.

19. Медведева, О.М. Творчество учителя на уроках английского языка [Текст] / О. М. Медведева - М.: Просвещение, 1992.- 112 с.

20. Мелик-Пашаев, А. Трансформация детской игры в художественное творчество [Текст] / А. Мелик-Пашаев, А. Новлянская // Искусство в школе. – 1994. - № 2. – С. 9 -18.

21. Михайлова, М.А. Развитие музыкальных способностей детей [Текст] / М.А. Михайлова – Ярославль: Академия развития, 1996, - 240с.

22. Московская, С. Педагогика будущего. Синтез искусств. Звук и цвет [Текст] / С. Московская – СПб.: Питер, 2005. – 96с.

23. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд [Текст] / Б.М. Неменская - М.: Просвещение, 1991. – 192с.

24. Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов - М.: Просвещение, 1994. – 496с.

25. Никифоров  Г.С. Психология здоровья [Текст] / Г.С. Никифоров. – СПб.: Речь, 2002. – 252 с.

26. Нозадзе, М.В. Высокое назначение человеческого голоса [Текст] / М.В. Нозадзе // Искусство в школе. - 1997. - № 5. – С. 6 – 14.

27. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. -  М.: Рус. Яз., 1990. – 921 с.

28. Пасынкова ,Н.Б. Влияние музыкального движения на эмоциональную сферу личности [Текст] // Психологический журнал. - 1995. - № 4. – С. 12-25.

29. Пономарев, Я. А. Психология творчества [Текст] / Я.А. Понамарев. – М.: Психология, 1988. – 146 с.

30. Петровский  А.М. Психология [Текст] / А.М. Петровский - М.: Политиздат, 1990. – 448с.

31. Подласный, И.П. Педагогика [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений / И.П. Подласный – М.: ВЛАДОС, 2005. – 574 с.

32. Роджерс, К. Творчество как усиление себя [Текст] / К. Роджерс // Вопросы психологии. - 1990. - № 1.- С. 8 - 17.

33. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубенштейн СПб.: Питер, 2000. – 516 с.

34. Туник, Е.Е. Диагностика творчества [Текст] / Е.Е. Туник – М.: Психология, 1998. – 170 С.

35. Туник  Е. Диагностика творчества [Текст] / Е. Туник.// Школьный психолог. – 2000. - № 47. – С.14-28.

36. Стоянова, М.В. Комплексное использование искусств в эстетическом воспитании [Текст] /  М. В. Стоянова. – М.: Педагогика, 1984. – 98с.

37. Чепуров, В.Н. Театр в школе [Текст]: кн. для учителя – 2-е изд. / В.Н. Чепуров - М.: Просвещение, 1983. – 112с.

38. Чухман, Е.К. Роль искусства в развитии способностей школьников [Текст] / Е.К. Чухман – М.: Педагогика, 1985. - 144с.

39. Шерер И. Техника креативности [Текст] / И. шерер – М.: Смартбук, 2009. – 93 с.

40. Щуркова, Н.Е. Духовная культура школы [Текст] / Н.Е. Щуркова – Петрозаводск: НКЦ, 1992. – 90 с.

41. Юркевич, В. С. О «наивной» и «культурной» креативности [Текст] / В.С. Юркевич - М.: Педагогика, 1997. – 94 с.

 

      ПРИЛОЖЕНИЕ 1 в отдельном  документе «приложение 1» 
 
 
 

 

     ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Тематический  план программы по развитию креативности. 

Раздел Трудоемкость Ожидаемый продукт
I. Мониторинг 2 ч. Ребёнок определяет степень своей готовности к работе в программе по развитию креативности.
II.Интеллектуальная игра  «Зри в корень» 

2-1 Презентация  по русскому языку «На звуковой  волне» 

2-2 «Наш  родной язык» 

2-3 Презентация  по математике «Волшебный мир дробей» 

2-4 «Математика  – царица всех наук» 

2-5 Презентация  «Наш город» 

2-6 Вопросы  из области общих знаний 

2-7 Проверка  и подсчёт результатов

 
 
 
1,5 ч. 
 
 

3 ч. 
 

3 ч. 
 
 

3 ч. 
 

0,5 ч. 
 

3 ч. 
 

1 ч.

 
 
 
 
 
 
 
Ребёнок учится самооценке возможностей продвижения в программе; тренирует свои волевые усилия в преодолении трудностей; совершенствует базовые знания.

Ребёнок развивает гибкость и образность мышления.

III. РТВ средствами ТРИЗ 

Презентация «Город загадок».

 
 
 
2,5 ч.
Ребёнок  учится

- выделять существенные и несущественные признаки;

- формулировать  вопрос;

- разрешать  противоречия.

IV. Интеллектуально-творческий марафон «Эрудит». 

4-1 Творческая  олимпиада. 

4-2 Работа  на станциях:

  -  «Лингвиния»;

  -  «Музыкальная»;

  -  «Смекалистые»;

  -  «Эврика»;

  -  «Чудесный мир спорта»

- «Компьютерный  город»;

- «Маленький  зодчий». 

4-3 Работа  в лабораториях:

  -  «Поиск»;

  -  «Я вам пишу»;

  -  «Юный Пифагор». 

4-4 Проверка  результатов.

 
 
 
 
1 ч. 
 

1 ч.

0,5 ч.

1ч.

1 ч.

0,5 ч.

1 ч.

1 ч. 
 

1 ч.

1 ч.

1 ч. 

1 ч.

 
 
 
 
 
Ребёнок расширяет  свой кругозор, создаёт свои тексты на основе переработки информации.
V. Модульная программа «Наречие».  
3 ч.
Ребёнок приобретает  навык самообучения.
VI. Синтетическая деятельность как способ познания мира. 

6-1Презентация «Владимиро-Суздальская Русь»; 

6-2 Проект  «Русская живопись»; 

6-3 Проект  «Народные промыслы».

 
 
 
 
 
0,5 ч. 
 

3 ч. 
 

3 ч.

- Ребёнок приобретает  умение анализировать, сравнивать, систематизировать информацию. - Ребёнок  учится творчески перерабатывать  информацию и использовать её для практического применения.

- Ребёнок  создаёт собственные иллюстрации,  рисунки, поделки из разных  материалов.

- Ребёнок  активизирует знания о культуре  своего народа, его истоках.

VII. Тестирование. 1 ч. Определение уровня прироста креативности ребёнка.

Информация о работе Развитие креативности детей как условие сохранения здоровья