Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 18:57, курсовая работа
Актуальность. Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. В этот период еще только формируется критическое отношение ко всему тому, что вокруг него происходит, зато степень принятия всего нового чрезвычайно высока.
Так же в этот период идет формирование психического здоровья ребенка, связанного с особенностями его личности, интегрирующего все аспекты внутреннего мира и способы его внешних проявлений в единое целое. Оно является важной составляющей его социального самочувствия, с одной стороны, и его жизненных сил - с другой.
ВВЕДЕНИЕ.……………………………………………………………………...3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕАТИВНОСТИ
И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ……………………………6
1.1 Проблемы креативности детей в психолого-
педагогической литературе………………………………………….6
1.2 Психологические аспекты психического здоровья детей………..14
1.3 Критерии психического здоровья………………………………….17
ГЛАВА II ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………22
2.1 Диагностика исходного уровня……………………………………..22
2.2. Общая характеристика развивающей программы,
направленной на повышение креативности младших
школьников………………………………………………………….36
2.3 Диагностика уровня сформированности креативности
младших школьников………………………………………………...37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..……………………………………………………...45
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………48
Тема: Развитие
креативности человека как условие
сохранения здоровья
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.………………………………………………………
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕАТИВНОСТИ
И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ……………………………6
1.1 Проблемы креативности детей в психолого-
педагогической литературе………………………………………….6
1.2 Психологические аспекты психического здоровья детей………..14
1.3 Критерии психического здоровья………………………………….17
ГЛАВА II ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………
2.1 Диагностика исходного уровня……………………………………..22
2.2. Общая характеристика развивающей программы,
направленной на повышение креативности младших
школьников……………………………………………………
2.3 Диагностика уровня сформированности креативности
младших школьников………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ..………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. В этот период еще только формируется критическое отношение ко всему тому, что вокруг него происходит, зато степень принятия всего нового чрезвычайно высока.
Развитие
творческих способностей младших школьников
проводится в образовательном учреждение
как специальной
В
психологии проблема развития креативности
имеет давнюю историю. Некоторые
аспекты рассматриваются в
В основу написания данной работы положены труды отечественных ученых, посвященные проблемам развития детской креативности: В.В. Давыдова, Д.В. Котельникова, В. Колесова В, Е.Е. Туник, В.С. Юркевича; психологии здоровья: В.А. Ананьева, А.А. Крылова, Г.С. Никифорова.
Предмет исследования – программа как средство повышения творческих способностей младших школьников
Цель исследования: выявить уровень и показатели креативности младших школьников; разработать программу по развитию творческих способностей младших школьников.
Гипотеза исследования: грамотно подобранная программа, направленная на развитие творческих способностей младших школьников, повышая уровень и показатели креативности, сохраняет здоровье ребенка.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой определены следующие задачи:
1. Рассмотреть проблемы креативности детей в психолого-педагогической литературе
2. Рассмотреть психологические аспекты психического здоровья детей;
3.
Определить критерии
4. Провести диагностику , разработать программу, направленную на развитие креативности младших школьников.
Методологическую
и теоретическую основу исследования
составили научные труды
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме;
2. Опросник креативности Джонсона адаптированном Е. Туник;
3. Батарея тестов предложенная Е.Туник, являющиеся модификацией тестов Гильфорда и Торренса.
Данные методики являющихся наиболее подходящими для исследования т. к. выявляют у младших школьников уровни и показатели креативности.
Базой исследования явилось МОУ СОШ № 30 г. Асбеста.
Исходя из данных, полученных во время проведения диагностики детей, была составлена и осуществлена на практике коррекционная программа.
Теоретическая и практическая значимость результатов работы определяется анализом исследования и разработанной программой, направленной на развитие творческих способностей младших школьников.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Первая глава посвящена теоретическому аспекту данной работы. Вторая (практическая) глава посвящена исследованию и коррекционной работе.
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕАТИВНОСТИ И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
1.1
Проблемы креативности
детей в психолого-педагогической
литературе
В
данном параграфе мы попытаемся разобраться
в понимании творчества, выяснить,
как определяется творчество взрослого
и ребенка в психолого-
В психолого-педагогической литературе понятие креативность чаще всего связывается с понятием творчество, рассматривается как личностная характеристика. Многие исследователи определяют креативность через свойства личности, ее способности [5; 19].
В характеристике понятия креативность обращаются как психологи так и педагоги.
В «Педагогике» Сластенина под креативностью понимается способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения. К данному понятию автор обращается в связи с характеристикой современных подходов к образованию, поскольку основным требованием сегодня является развитие творческой личности, способной выходить за пределы известного, принимать нестандартные решения, создавать продукты, характеризующиеся новизной.
Психологи, при характеристике креативности, указывают на проблему способностей и чаще всего креативность рассматривают как общую творческую способность, процесс преобразования знаний. При этом они утверждают, что креативность связана с развитием воображения, фантазии, порождением гипотез (Выготский Л. С., Пономарев Я. А., Давыдов В. В., Шмелев А. Г.). Среди предпосылок и оснований, характерных для проявления креативности, отечественные психологи выделяют перцептивные особенности личности, обладающие творческим потенциалом, которые выражаются в необыкновенной напряженности внимания, огромной впечатлительности, восприимчивости. К числу интеллектуальных проявлений относят интуицию, могучую фантазию, выдумку, дар предвидения, обширность знаний. Среди характерологических особенностей подчеркивают уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокую самоорганизацию, колоссальную работоспособность. Особенности мотивации деятельности усматривают в том, что гениальная личность находит удовлетворение не столько в достижении цели творчества, сколько в самом его процессе. Специфическая черта творца характеризуется как почти непреодолимое стремление к творческой деятельности [31; 27].
В
отечественных исследованиях
В
работах Пономарева Я. А. отмечается,
что к полноценной творческой
деятельности способен лишь человек, обладающий
развитым внутренним планом действий,
что позволяет ему
В
философском словаре под
Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, так как этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение.
Различные аспекты проблемы воображения отражены во многих педагогических и психологических исследованиях (Л. С. Выготский, Д. Б.Эльконин, А. В.Запорожец, А. И. Леонтьев, А. В.Петровский, Д. В. Менджерицкая и др). Так, концепция Л. С. Выготского строится на понимании воображения как творческой деятельности, основывающейся на «комбинирующей способности мозга» [5, с. 67].Отсюда продукты творческой деятельности выступают как «кристаллизованное воображение».
Л.
С. Выготский выделил четыре формы,
связывающие воображение с
- воображение опирается на опыт, новое создается из элементов действительности. «Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображения».
- воображение выступает как средство расширения опыта. Это «высшая форма связи» воображения с реальностью, которая возможна "»олько благодаря чужому или социальному опыту».
Эмоциональная связь, которая проявляется двояко:
- воображение руководствуется эмоциональным фактором - внутренней логикой чувств, «чувства влияют на воображение». Это «наиболее субъективный, наиболее внутренний вид воображения».
- воображение влияет на чувства, проявляется «закон эмоциональной реальности воображения».
«Воображение становится действительностью», когда оно кристаллизируется», «воплощается», начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Это круг творческой деятельности воображения, возможный также и для «субъективного воображения», опирающегося на эмоции.
Информация о работе Развитие креативности детей как условие сохранения здоровья