Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 18:57, курсовая работа
Актуальность. Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. В этот период еще только формируется критическое отношение ко всему тому, что вокруг него происходит, зато степень принятия всего нового чрезвычайно высока.
Так же в этот период идет формирование психического здоровья ребенка, связанного с особенностями его личности, интегрирующего все аспекты внутреннего мира и способы его внешних проявлений в единое целое. Оно является важной составляющей его социального самочувствия, с одной стороны, и его жизненных сил - с другой.
ВВЕДЕНИЕ.……………………………………………………………………...3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕАТИВНОСТИ
И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ……………………………6
1.1 Проблемы креативности детей в психолого-
педагогической литературе………………………………………….6
1.2 Психологические аспекты психического здоровья детей………..14
1.3 Критерии психического здоровья………………………………….17
ГЛАВА II ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………22
2.1 Диагностика исходного уровня……………………………………..22
2.2. Общая характеристика развивающей программы,
направленной на повышение креативности младших
школьников………………………………………………………….36
2.3 Диагностика уровня сформированности креативности
младших школьников………………………………………………...37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..……………………………………………………...45
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………48
После проведения работы по развитию креативности младших школьников 2 – А класса МОУ СОШ № 30 нами проведено контрольное обследование с использованием:
1. Опросника креативности Джонсона адаптированный Е. Туник;
2.
Батареи тестов предложенных
Е.Туник, являющимися
Результаты диагностики младших школьников проводимой по опроснику креативности Джонсона адаптированный Е. Туник зафиксированы в Приложение 1, таблице 3.
Результаты наблюдения вынесем в отдельную таблицу (Таб.4)
Таблица 4. Соответствие количества детей, % от общего количества уровню креативности после реализации программы «Креатив в школе»
Уровень креативности | Количество детей | % от общего количества детей |
Очень высокий | 5 | 20 |
Высокий | 4 | 16 |
Нормальный, средний | 16 | 64 |
Низкий | - | - |
Очень низкий | - | - |
Покажем результаты графически
По результатам наблюдения можно отметить, что из двадцати пяти обследуемых детей, нет детей с низким уровнем креативности; 16 детей, что составляет 64% от общего числа детей имеют нормальный (средний) уровень креативности; 4 ребенка, что составляет 16% от общего числа детей имеют высокий уровень креативности и 5 детей, что составляет 20% от общего числа детей имеют очень высокий уровень креативности
Результаты диагностики младших школьников 2 – А класса МОУ СОШ № 30 по батарее тестов предложенных Е.Туник, являющимися модификацией тестов Гильфорда и Торренса зафиксированы в Приложение 1, таблице 4.
Результаты вынесем в отдельную таблицу (Таб.5)
Таблица 5. Соответствие количества детей, % от общего количества показателям креативности после реализации программы «Креатив в школе»
Показатели креативности | Кол-во учеников, чел | % от общего количества учеников |
Высокие | 5 | 20 |
Средние | 19 | 76 |
Низкие | 1 | 4 |
Покажем
результаты графически
Анализируя показатели полученные в результате тестирования по субтестам, получили: 5 детей, что составляет 20 % от общего количества детей имеют высокие показатели креативности; 19 детей, что составляет 76 % от общего количества учеников имеют средние показатели креативности и 1 ребенок, что составляет 4 % от общего количества испытуемых детей имеют низкие показатели креативности.
Сравним уровни и показатели креативности учащихся до реализации программы и после реализации программы по развитию креативности (Таб. 6, 7)
Таблица 6 Сравнение уровня креативности до реализации программы и после реализации
Уровень креативности | До реализации программы | После реализации программы | ||
Кол-во учеников, чел | % от общего количества учеников | Кол-во учеников, чел | % от общего количества учеников | |
Очень высокий | 3 | 12 | 5 | 20 |
Высокий | 4 | 16 | 4 | 16 |
Средний | 9 | 36 | 16 | 64 |
Низкий | 5 | 20 | - | - |
Очень низкий | 4 | 16 | - | - |
Таблица 7 Сравнение показателей креативности (беглость, гибкость, оригинальность мышления) до реализации программы и после реализации
Показатели креативности | До реализации программы | После реализации программы | ||
Кол-во учеников, чел | % от общего количества учеников | Кол-во учеников, чел | % от общего количества учеников | |
Высокие | 3 | 12 | 5 | 20 |
Средние | 13 | 52 | 19 | 76 |
Низкие | 9 | 36 | 1 | 4 |
Анализ результатов показал, что после реализации программы направленной на повышение креативности младших школьников произошло повышение числа детей с высоким уровнем креативности с 12% до 20 % и средним уровнем креативности с 36% до 64%. После реализации программы нет дети с низким уровнем креативности. Произошло уменьшение числа детей с низкими показателями креативности (беглость, гибкость, оригинальность мышления) с 36 % до 4%, повышение числа детей с нормальными показателями креативности с 13% до 19 %, повышение числа детей с высокими показателями креативности с 12% до 20%.
Убедимся, что уровень креативности у 25 младших школьников в результате наблюдения до реализации программы статистически значимо отличается от уровня креативности после реализации программы.
Проведем статистическую обработку данных по критерию Манна – Уитни.
Последовательность действий, для вычисления критерия Манна-Уитни такова.
1. Проранжируем значения уровня креативности полученных в результате наблюдения до реализации программы и после, объединив обе выборки (Приложение 1, таб. 5).
Кол-во случаев в первой выборке: n1 = 25
Кол-во случаев во второй выборке: n2 = 25
Всего случаев: N = 25+25 = 50
Сумма рангов первой выборки: R1 = 533.5
Сумма рангов второй выборки: R2 = 741.5
Для проверки вычисляем:
R1+R2= (N/2)*(1+N) = 533.5 + 741.5 = 50/2 * (1+50);
1275 = 1275. Расчеты верны
2. Находим эмпирическое значение U-критерия.
Для этого вычисляем два значения:
U1= n1 * n2 + (n1*(n1 + 1) / 2) – R1
U2= n1 * n2 + (n2*(n2 + 1) / 2) – R2
Эмпирическим считается наименьшее из U1 и U2.
U1 = 25 * 25 + 25*(25+1)/2 – 533.5 = 416.5
U2 = 25 * 25 + 25*(25+1)/2 – 741.5 = 208.5
Эмпирическое значение U=208.5
3. Ищем критическое значение по таблице.
Число на пересечении размера наибольшей выборки (size of the largest sample) и наименьшей выборки (size of the smallest sample) является критическим значением коэффициента Манна-Уитни. В нашем случае размер наибольшей выборки 25, наименьшей – 25.
Находим критическое значение при p≤0,05 Uкрит = 211.
4. Делаем вывод.
Полученное эмпирическое значение меньше критического (208.5<211), различие определяется как существенное.
Следовательно: уровень креативности младших школьников до реализации программы статистически значимо отличается от уровня креативности младших школьников после реализации программы.
Аналогично проведем статистическую обработку показателей креативности, полученных по батарее субтестов по критерию Манна – Уитни.
Эмпирическое значение U=190.
Критическое значение при p≤0,05 Uкрит = 211.
Следовательно: показатели креативности младших школьников до реализации программы статистически значимо отличается от показателей креативности младших школьников после реализации программы.
Вывод: после проведения программы «Креатив в школе» и при анализе данных, полученных в результате проведения исследования, включающее в себя: наблюдение по опроснику креативности Джонсона адаптированном Е. Туник и батареи тестов предложенной Е.Туник, являющиеся модификацией тестов Гильфорда и Торренса, мы обнаружили определенные изменения в уровне и показателях креативности исследуемых детей в сторону их повышения. Число детей с высоким уровнем креативности повысилось с 12% до 20 %, средним уровнем креативности с 36% до 64%; число детей с со средними показателями креативности (беглость, гибкость, оригинальность мышления) повысилось с 13 % до 19 %; число детей с низкими показателями креативности уменьшилось с 36 % до 4%; число детей с высокими показателями креативности повысилось с 12% до 20%. После реализации программы нет дети с низким уровнем креативности.
Проведя статистическую обработку уровня и показателей креативности по критерию Манна – Уитни, отметим, что уровень и показатели креативности младших школьников до реализации программы статистически значимо отличается от уровня и показателей креативности младших школьников после реализации программы.
Следовательно, наша гипотеза, что грамотно подобранная программа, направленная на развитие творческих способностей младших школьников, повышая уровень и показатели креативности, сохраняет здоровье ребенка подтвердилась.
Рекомендовано: продолжить занятия по данной программе с младшими школьниками для дальнейшего повышения уровня и показателей креативности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким
образом, на основе всего выше изложенного
можно сделать следующие
Проведенный анализ взглядов различных исследователей на проблему креативности позволил нам выяснить, что креативность – это способность к творчеству, процесс преобразования знаний.
Психологическое здоровье - состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психический явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.
Одним из критериев психического здоровья является креативность (способность к творчеству, умение пользоваться интеллектом). Следовательно, развивая креативность, мы тем самым сохраняем здоровье ребенка.
На базе МОУ СОШ № 30 нами проведена предварительная диагностика, группы учащихся из 25 человек, направленная на выявление уровня и показателей креативности младших школьников. Выявлены: детей с низким и очень низким уровнем и показателями креативности. Разработанная программа «Креатив в школе» позволила развить творческие способности, тем самым сохранить психическое здоровье детей.
Апробирование программы прошло успешно, благодаря ее применению повысился уровень креативности младших школьников. Очень низкий и низкий уровень креативности младших школьников повысился до нормального (среднего). Число детей с низкими показателями креативности уменьшилось. Число детей с высокими показателями креативности повысилось.
Проведя статистическую обработку уровня креативности по критерию Манна – Уитни, отметим, что уровень креативности младших школьников до реализации программы статистически значимо отличается от уровня креативности младших школьников после реализации программы.
Информация о работе Развитие креативности детей как условие сохранения здоровья