Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 18:57, курсовая работа
Актуальность. Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. В этот период еще только формируется критическое отношение ко всему тому, что вокруг него происходит, зато степень принятия всего нового чрезвычайно высока.
Так же в этот период идет формирование психического здоровья ребенка, связанного с особенностями его личности, интегрирующего все аспекты внутреннего мира и способы его внешних проявлений в единое целое. Оно является важной составляющей его социального самочувствия, с одной стороны, и его жизненных сил - с другой.
ВВЕДЕНИЕ.……………………………………………………………………...3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕАТИВНОСТИ
И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ……………………………6
1.1 Проблемы креативности детей в психолого-
педагогической литературе………………………………………….6
1.2 Психологические аспекты психического здоровья детей………..14
1.3 Критерии психического здоровья………………………………….17
ГЛАВА II ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………22
2.1 Диагностика исходного уровня……………………………………..22
2.2. Общая характеристика развивающей программы,
направленной на повышение креативности младших
школьников………………………………………………………….36
2.3 Диагностика уровня сформированности креативности
младших школьников………………………………………………...37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..……………………………………………………...45
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………48
Каждое
утверждение опросника
Таблица 1 Соответствие суммы баллов уровню креативности
Уровень креативности | Сумма баллов |
Очень высокий | 40–34 |
Высокий | 33–27 |
Нормальный, средний | 26–20 |
Низкий | 19–15 |
Очень низкий | 14–8 |
Результаты составили следующую картину специфики развития креативности (Приложение 1).
Сведем все данные полученные при наблюдении за детьми в единую таблицу уровня креативности (Таб. 2).
Таблица 2 Соответствие количества детей, % от общего количества уровню креативности
Уровень креативности | Количество детей | % от общего количества детей |
Очень высокий | 3 | 12 |
Высокий | 4 | 16 |
Нормальный, средний | 9 | 36 |
Низкий | 5 | 20 |
Очень низкий | 4 | 16 |
Покажем результаты графически
По результатам наблюдения можно отметить, что из двадцати пяти обследуемых детей, 5 детей, что составляет 20% от общего числа детей имеют низкий уровень креативности, 4 ребенка, что составляет 16% от общего числа детей имеют очень низкий уровень креативности, 9 детей, что составляет 36% от общего числа детей имеют средний уровень креативности, 4 ребенка, что составляет 16% от общего числа детей имеют высокий уровень креативности и 3 детей, что составляет 12% от общего числа детей имеют очень высокий уровень креативности.
2. Батарея тестов предложенная Е. Туник, являющиеся модификацией тестов Гильфорда и Торренса, состоящая из семи субтестов.
Цель: исследовать креативность творческого мышления младших школьников.
Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления)
Процедура. Тестирование проводилось в форме раздаточного тестового материала. После прочтения инструкции дети отвечали на вопрос. Время работы испытуемых с субтестом ограничено 3 мин..
Для испытуемых читалась инструкция: Газета используется для чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать?
Оценивание
Результаты
выполнения теста оценивались в
баллах.
Имеются три показателя.
1) Беглость (беглость воспроизведения идей) — суммарное число ответов. За каждый ответ дается 1 балл, все баллы суммируются.
Б = n.
Б - беглость,
n - число уместных ответов.
2) Гибкость - число классов (категорий) ответов.
Категории ответов
1.
Использование для записей (
2.
Использование для ремонтных
и строительных работ (
3.
Использование в качестве
4.
Использование в качестве
5. Использование для животных (подстилка кошке, хомяку, привязать на нитку бантик из газеты и играть с кошкой).
6.
Использование как средства
7.
Использование как орудия
8. Сдача в макулатуру.
9. Получение информации (смотреть рекламу, давать объявления, делать вырезки, проверить номер лотерейного билета, посмотреть дату, посмотреть программу TV и т.д.).
10.
Использование в качестве
11. Сжигание (для растопки, для разведения костра, сделать факел).
12.
Создание поделок, игрушек (
За одну категорию начисляется 3 балла.
Г = 3 m.
Г - показатель гибкости, m - число использованных категорий.
3) Оригинальность - число необычных, оригинальных ответов. Ответ считается оригинальным, если он встречается 1 раз на выборке в 30—40 человек.
Один оригинальный ответ - 5 баллов. Все баллы за оригинальные ответы суммируются.
0р = 5 k.
0р — показатель оригинальности, k — число оригинальных ответов.
Подсчет суммарного показателя по каждому субтесту:
Т 1 = Б 1 + Г 1 + Ор 1 = n + 3 m + 5 k.
Т 1 - суммарный показатель первого субтеста, Б 1 - беглость по 1 субтесту, Г 1 - гибкость по 1 субтесту, Ор1 - оригинальность по 1 субтесту, n - общее число уместных ответов, m - число категорий, k - число оригинальных ответов.
Перечислить
различные последствия
Процедура. Тестирование проводилось в форме раздаточного тестового материала. После прочтения инструкции дети отвечали на вопрос. Время работы испытуемых с субтестом ограничено 3 мин..
Для испытуемых читалась инструкция: Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке.
Оценивание
Результаты
выполнения субтеста оценивались в
баллах.
Имеются два показателя.
1) Беглость (беглость воспроизведения идей) — общее число приведенных последствий.
1 ответ (1 следствие) - 1 балл.
Б = n.
2) Оригинальность — число оригинальных ответов, число отдаленных следствий. 1 оригинальный ответ - 5 баллов.
0р = 5 k.
0р - показатель оригинальности, k - число оригинальных ответов.
Т 2 = n + 5 k.
Т 2 - суммарный показатель второго субтеста.
Придумать предложения, состоящие из четырех слов, каждое из которых начинается с указанной буквы.
Процедура. Тестирование проводилось в форме раздаточного тестового материала. После прочтения инструкции дети отвечали на вопрос. Время работы испытуемых с субтестом ограничено 5 мин..
Для испытуемых читалась инструкция: Придумай как можно больше предложений, состоящих из четырех слов. Каждое слово в предложении должно начинаться с указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К (испытуемым предъявляются напечатанные буквы). Пожалуйста, используй буквы только в таком порядке, не меняй их местами. Привожу пример предложения: «Веселый мальчик смотрит кинофильм». А теперь придумай как можно больше своих предложений с этими буквами.
Результаты выполнения субтеста оцениваются по трем показателям.
1) Беглость - число придуманных предложений (n). 1 предложение - 1 балл.
Б = n.
2)
Гибкость - число слов, используемых испытуемым.
Каждое слово учитывается только один
раз, то есть в каждом последующем предложении
учитываются только те слова, которые
не употреблялись испытуемым ранее или
не повторяют слова в примере. Однокоренные
слова, относящиеся к разным частям речи,
считаются одинаковыми, например: «веселый,
весело».
1 слово - 0,1 балла.
Г = 0,1 m.
Г - показатель гибкости, m - число слов, используемых один раз.
3) Оригинальность
Подсчитывается число оригинальных по смысловому содержанию предложений. Одно оригинальное предложение — 5 баллов.
Ор = 5 k.
Ор - показатель оригинальности, k - число оригинальных предложений.
Т 3 = n + 0,1 m + 5 k.
Т 3 - суммарный показатель третьего субтеста (для детей 9—15 лет).
Привести как можно больше определений для общеупотребительных слов.
Процедура. Тестирование проводилось в форме раздаточного тестового материала. После прочтения инструкции дети отвечали на вопрос. Время работы испытуемых с субтестом ограничено 3 мин..
Для испытуемых читалась инструкция: Найди как можно больше определений для слова «книга». Например: красивая книга. Какая еще бывает книга?
Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по трем показателям.
1)
Беглость - суммарное число приведенных
определений (n).
Одно определение - 1 балл.
Б = n.
Б - показатель беглости.
2) Гибкость - число категорий ответов.
Одна категория - 3 балла.
Г = 3 m.
Г - показатель гибкости, m - число категорий ответов.
Категории ответов
1. Время издания (старая, новая, современная, старинная).
2. Действия с книгой любого типа (брошенная, забытая, украденная, переданная).
3. Материал и способ изготовления (картонная, пергаментная, папирусная, рукописная, напечатанная).
4. Назначение, жанр (медицинская, военная, справочная, художественная, фантастическая).
5. Принадлежность (моя, твоя, Петина, библиотечная, общая).
6.
Размеры, форма (большая,
7. Распространенность, известность (известная, популярная, знаменитая, редкая).
8. Степень сохранности и чистоты (рваная, целая, грязная, мокрая, потрепанная, пыльная).
Информация о работе Развитие креативности детей как условие сохранения здоровья