Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 18:57, курсовая работа
Актуальность. Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. В этот период еще только формируется критическое отношение ко всему тому, что вокруг него происходит, зато степень принятия всего нового чрезвычайно высока.
Так же в этот период идет формирование психического здоровья ребенка, связанного с особенностями его личности, интегрирующего все аспекты внутреннего мира и способы его внешних проявлений в единое целое. Оно является важной составляющей его социального самочувствия, с одной стороны, и его жизненных сил - с другой.
ВВЕДЕНИЕ.……………………………………………………………………...3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕАТИВНОСТИ
И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ……………………………6
1.1 Проблемы креативности детей в психолого-
педагогической литературе………………………………………….6
1.2 Психологические аспекты психического здоровья детей………..14
1.3 Критерии психического здоровья………………………………….17
ГЛАВА II ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………22
2.1 Диагностика исходного уровня……………………………………..22
2.2. Общая характеристика развивающей программы,
направленной на повышение креативности младших
школьников………………………………………………………….36
2.3 Диагностика уровня сформированности креативности
младших школьников………………………………………………...37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..……………………………………………………...45
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………48
9. Ценность (дорогая, дешевая, ценная).
10. Цвет (красная, синяя, фиолетовая).
11.
Эмоционально-оценочное
12. Язык, место издания (английская, иностранная, немецкая, индийская, отечественная).
3) Оригинальность — число оригинальных определений.
Одно оригинальное определение - 5 баллов.
0р = 5 k.
Ор - показатель оригинальности, k - число оригинальных определений.
Т 4 = n + 3 m + 5 k.
Т 4 - суммарный показатель четвертого субтеста.
Нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур.
Процедура. Тестирование проводилось в форме раздаточного тестового материала. Испытуемому предъявляется набор фигур и образец выполнения задания - лампа. Длина стороны квадрата — 8 см. После прочтения инструкции дети отвечали на вопрос. Время работы испытуемых с субтестом ограничено 8 мин.
Для испытуемых читалась инструкция: Нарисуй определенные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять ее размеры и положение в пространстве, но нельзя добавлять другие фигуры или линии. В первом квадрате нарисуй лицо, во втором — дом, в третьем — клоуна, а в четвертом — то, что ты хочешь. Подпиши четвертый рисунок.
Оценивание производится по двум показателям.
1) Беглость - гибкость. В данном показателе учитываются:
n 1 - число изображенных элементов (деталей);
n 2 - число использованных категорий фигур (из 4 заданных), n 2 изменяется от 0 до 4.
Одна деталь - 0,1 балла.
Один класс фигур - 1 балл.
n 3 - число ошибок (ошибкой считается использование в рисунке незаданной фигуры или линии). Одна ошибка — 0,1 балла.
Б 4 i=1 = (0,1n 1i + n 2i - 0,1 n 3i )
Б - беглость, i - номер рисунка (от 1 до 4).
Баллы Б суммируются по четырем рисункам.
2) Оригинальность
k 1 — число оригинальных элементов рисунка.
Один оригинальный элемент - 3 балла.
За оригинальный сюжет начисляется 5 баллов (это относится только к четвертому рисунку)
0 р 4 i=1 = 5 k + k 1i .
Ор - оригинальность, i - номер рисунка (от 1 до 4).
Т 5 = Б + 0р.
Т 5 - суммарный показатель пятого субтеста, Б - беглость, 0р -оригинальность.
Превратить
в различные изображения
Процедура. Тестирование проводилось в форме раздаточного тестового материала. Тестовый бланк — это лист стандартной бумаги (формат А4), на котором изображено 20 квадратов с кругом посередине. Размеры квадрата 5 x 5 см, диаметр каждого круга - 1,5 см. После прочтения инструкции дети отвечали на вопрос. Время работы испытуемых с субтестом ограничено 10 мин.
Для испытуемых читалась инструкция: Добавь любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Рисовать можно как внутри, так и снаружи круга. Подпиши название к каждому рисунку.
Проводится по трем показателям:
1) Беглость - число адекватных задаче рисунков. Один рисунок - 1 балл.
Б = n
n - число рисунков (изменяется от 0 до 20).
2) Гибкость - число изображенных классов (категорий) рисунков. Одна категория - 3 балла.
Г = 3m.
m — число категорий.
Категории ответов
1.
Война (военная техника,
2.
Географические объекты (озеро,
3. Звери. Птицы. Рыбы. Насекомые.
4. Знаки (буквы, цифры, нотные знаки, символы).
5. Игрушки, игры (любые).
6. Космос (ракета, спутник, космонавт).
7. Лицо (любое человеческое лицо).
8. Люди (человек).
9. Машины. Механизмы.
10. Посуда.
11. Предметы домашнего обихода.
12.
Природные явления (дождь,
13. Растения (любые — деревья, травы, цветы).
14. Спортивные снаряды.
15. Съедобные продукты (еда).
16. Узоры, орнаменты.
17. Украшения (бусы, серьги, браслет).
3) Оригинальность
Один оригинальный рисунок — 5 баллов.
Ор = 5 k.
Ор - показатель оригинальности,
k - число оригинальных рисунков.
T 6 = n + 3 m + 5 k.
Т 6 - суммарный показатель шестого субтеста.
Найти
различные фигуры, скрытые в сложном,
малоструктурированном
Процедура. Тестирование проводилось в форме раздаточного тестового материала. После прочтения инструкции дети отвечали на вопрос. Время работы испытуемых с субтестом ограничено 3 мин.
Для испытуемых читалась инструкция: Найди как можно больше изображений на этом рисунке. Что нарисовано на этой картинке?
Оценивание
Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по двум показателям:
1) Беглость - суммарное число ответов (n). Один ответ - 1 балл.
Б = n.
2) Оригинальность - число оригинальных, редких ответов. Один оригинальный ответ - 5 баллов.
0р = 5 k.
Ор - оригинальность, k - число оригинальных, редких ответов.
T 7 = n + 5 k.
Т 7 - суммарный показатель седьмого субтеста.
Общий результат субтестов:
Тоб = Т1 + Т2 + Т3 + Т4 + Т5 + Т6 + Т7
Результаты батареи субтестов представлены в Приложении 1, таб. 2.
Сведем все результаты полученные при анализе субтестов в единую таблицу (Таб.3)
Таблица 3 Соответствие количества учеников и % от общего количества показателям креативности
Показатели креативности | Кол-во учеников, чел | % от общего количества учеников |
Высокие | 3 | 12 |
Средние | 13 | 52 |
Низкие | 9 | 36 |
Покажем результаты графически
Анализируя показатели, полученные в результате тестирования по субтестам, получили: 3 ребенка, что составляет 12 % от общего количества детей имеют высокие показатели креативности; 13 детей, что составляет 52 % от общего количества учеников имеют средние показатели креативности и 9 детей, что составляет 36 % от общего количества испытуемых детей имеют низкие показатели креативности.
Вывод:
наблюдая и тестируя младших школьников
мы пришли к следующему выводу: в
классе 9 детей имеют низкий уровень
и показатели креативности (беглость,
гибкость, оригинальность мышления), 9
детей имеют средний уровень креативности,
13 детей имеют средние показатели креативности,
7 детей имеют высокий уровень креативности
и 3 ребенка имеют высокие показатели креативности.
Исходя из полученных данных рекомендована
разработка и реализация с данными младшими
школьниками программы, направленной
на повышение уровня и показателей креативности.
2.2.
Общая характеристика
развивающей программы,
направленной на
повышение креативности
младших школьников
Для данного класса учащихся нами была разработана и внедрена программа «Креатив в школе», направленная на развитие творческих способностей детей.
Задачи развивающей работы:
1) знакомство младших школьников с особенностями формирования типов творческой личности;
2)
знакомство младших школьников
с особенностями творчества, факторами,
влияющими на формирование
3)
знакомство со способами
4) развитие воображения;
5)
развитие способности понимать
эмоциональное состояние
6) развить способность разрешать противоречия;
7) расширить кругозор;
8) обучение ауторелаксации.
Программа построена в соответствии с принципами развивающего обучения (Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина), гуманистической психологии (Н.Роджерса, А. Маслоу), что позволило раскрыть психологические особенности формирования креативности младших школьников.
Программа состоит из двух разделов: первый раздел состоит из заданий, игр, упражнений. Задания подбирались по принципу открытости, т.е. большинство упражнений предполагали несколько вариантов ответов. Тематический план представлен в Приложении 2.
Второй раздел - тренинг развития креативности, он включал в себя: ритуал приветствия, разминку, основное содержание, ритуал прощания, затем добавлялась групповая рефлексия.
Ритуал
приветствия и прощания придумывался
совместно с учащимися. На этапе
разминки использовались упражнения динамического
характера, чтобы снять в начале работы
напряжение и стимулировать положительные
эмоции. На этапе основного содержания
реализовывались задачи, поставленные
программой развития креативности. Занятия
проходили 1 раз в неделю в период с октября
по апрель (2008 -2009гг.).
2.3
Диагностика уровня
сформированности
креативности младших
школьников
Информация о работе Развитие креативности детей как условие сохранения здоровья