Разработка теста-опросника для диагностики уровня агрессивности у лиц юношеского возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 23:47, курсовая работа

Краткое описание

Агрессивные акты выступают в качестве способа психологической защиты; способа удовлетворения определенной потребности; способа самореализации, самоутверждаемости, самореализуемости; средства для достижения какой-либо значимой цели; способа, помогающего оказать психологическое воздействие на другого индивидуума с целью подавить его волевые стимулы, деструктировать – метаболизировать присущее другому индивиду устойчивые в его психике поведенческие реакции.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….............3


СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ОПРОСНИКА………………………………7


II. ITEM – анализ:

1. Анализ трудности заданий……………………………………………...8

2. Вычисление индекса дискриминативности……………………………9


III. Определение надежности теста

Расчет ретестовой надежности……………………………………….23
Расчет надежности частей теста…………………………………..…27


IV. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАЛИДНОСТИ ТЕСТА…………………………..…31


V. Стандартизация показателей

(Z-преобразование оценок)

1. Получение Z-показателей…………………………………………..….36

2. Перевод Z-показателей в шкалу станайнов……………………..……38

3. Определение асимметрии и эксцесса……………………………...….39


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...42


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...44

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА -АГРЕССИВНОСТЬ-.doc

— 500.50 Кб (Скачать)

АВТОНОМНАЯ  НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

МНОГОУРОВНЕВЫЙ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС

ВОРОНЕЖСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ 

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ 
 
 

К У Р С О В  А Я  Р А Б  О Т А 

Дисциплина «Психодиагностика» 

Разработка  теста-опросника для диагностики уровня агрессивности у лиц юношеского возраста 
 
 
 

                                                Выполнила: студентка  3 курса

                                                                очной  формы   обучения гр.

                                                           

                                                                                                                                                                                                   Проверила:  
               
               
               

Воронеж 2008 г. 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение……………………………………………………………….............3 

    1. СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ОПРОСНИКА………………………………7
 

II. ITEM – анализ:

      1. Анализ трудности заданий……………………………………………...8

          2. Вычисление индекса дискриминативности……………………………9 

III. Определение надежности теста

    1. Расчет ретестовой надежности……………………………………….23
    2. Расчет надежности  частей теста…………………………………..…27
 

IV. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАЛИДНОСТИ ТЕСТА…………………………..…31 

V. Стандартизация показателей

   (Z-преобразование оценок)

      1. Получение Z-показателей…………………………………………..….36

      2. Перевод Z-показателей в шкалу станайнов……………………..……38

      3. Определение асимметрии и эксцесса……………………………...….39 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...42 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...44 

ПРИЛОЖЕНИЯ 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Агрессивность – это проявление агрессии к объекту или субъекту. 
Агрессия – мотивационное поведение, акт, который может часто наносить вред объектам атаки-нападения или же физический ущерб другим индивидам, вызывающий у них депрессию, напряженность, страх, боязнь.

     Виды  агрессии:

     1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица. 
     2. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных обращений к другим  лицам (угроза, проклятия, ругань).

    3. Косвенная агрессия – использование направленных против других лиц сплетен, шуток и проявление ненаправленных, неупорядоченных взрывов ярости (крик, топанье ногами и т.п.).

    4. Прямая агрессия, непосредственно прямо направляется против какого-либо индивида или объекта.

     5. Враждебная агрессия – непосредственное причинение вреда объекту самой агрессии, эскалации.

     6. Аутоагрессия – отношение и действия по отношению к себе и окружающим, проистекающие из возможного убеждения человека в том, что он вредный, плохой, поступает нехорошо: злобно и бессовестно.

           Агрессивные акты выступают в  качестве способа психологической  защиты; способа удовлетворения  определенной потребности; способа  самореализации, самоутверждаемости, самореализуемости; средства для достижения какой-либо значимой цели; способа, помогающего оказать психологическое воздействие на другого индивидуума с целью подавить его волевые стимулы, деструктировать – метаболизировать присущее другому индивиду устойчивые в его психике поведенческие реакции. 
 

      Теории  агрессии

     1. Психоаналитическая теория (З. Фрейд)

     Агрессивное поведение по своей природе инстинктивно и неизбежно. В человеке существует два наиболее мощных инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт влечения к смерти (танатос). Энергия первого типа направлена на упрочнение, сохранение и воспроизведение жизни. Энергия же второго типа направлена на разрушение и прекращение жизни. З. Фрейд утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этих инстинктов, и между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни (эросом) и ее разрушением (танатосом), другие механизмы (смещение) служат цели направлять энергию танатоса вовне, в направлении от «Я». А если энергия танатоса не будет обращена вовне, то это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума. Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других.

     2. Фрустрационная теория (Д. Доллард)

      Здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный процесс. Основные положения этой теории звучат так:

      1) Фрустрация всегда приводит  к агрессии в какой-либо форме. 
      2) Агрессия всегда является результатом фрустрации. 
     В отношении побуждения к агрессии решающее значение имеют три фактора:

  • Степень ожидаемого субъектом удовлетворения от будущего достижения цели;
  • Сила препятствия на пути достижения цели;
  • Количества последовательных фрустраций.

        Т.е., чем в большей степени субъект предвкушает удовольствие, чем сильнее препятствие и чем большее количество реакций блокируется, тем сильнее будет толчок к агрессивному поведению. А если фрустрации следуют одна за другой, то их сила может быть совокупной и это может вызвать агрессивную реакцию большей силы.

      Когда выяснилось, что индивиды не всегда реагируют агрессией на фрустрацию, Д. Доллард и соавторы пришли к выводу, что подобное поведение не проявляется в тот же момент фрустрации прежде всего из-за угрозы наказания. В этом случае происходит «смещение», в результате которого агрессивные действия направляются на другого человека, нападение на которого ассоциируется с наименьшим наказанием.

      Таким образом, человек, которого удерживает от агрессивности против  
фрустратора сильный страх наказания, прибегает к смещению своих наладок,  
направляя на другие мишени – на тех лиц, по отношению к которым у данного индивидуума не действует сдерживающий.

      Какие же факторы ослабляют агрессивную  мотивацию? Ответ на этот вопрос следует  искать в процессе катарсиса, т.е. такие акты агрессии, которые не приносят ущерба, снижают уровень побуждения к агрессии (оскорбление, агрессивные фантазии, удар по столу кулаком – акты агрессии, которые снижают уровень побуждения к последующей более сильной агрессии). 
     3. Теория социального научения А. Бандуры

      Агрессия (приобретаемая посредством: биологических  факторов (например, гормоны, нервная  система); научения (например, непосредственный опыт, наблюдение) провоцируется:

  • Воздействием шаблонов (например, возбуждение, внимание); 
  • Неприемлемым обращением (например, нападки, фрустрация);       Побудительными мотивами (например, деньги, восхищение);
  • Инструкциями (например, приказы).

      Агрессия  регулируется:

     а) Внешним поощрением и наказанием (например, материальное

вознаграждение, неприятные последствия);

     б) Викарным подкреплением (например, наблюдение за тем, как поощеряют  или наказывают других)

     в) Механизмами саморегуляции  (например, гордость, вина)

 
     Цель: разработка теста-опросника для исследования агрессивности.

     Объект: агрессивность.

   Предмет: особенности проявления агрессивности у лиц юношеского возраста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    I. СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ОПРОСНИКА 

Области проявления (манифестации) Содержание (структура) конструкта
Физическая агрессия Косвенная агрессия Вербальная  агрессия Подозрительность Раздражительность
1.Эмоциональное  напряжение 2 (23, 31) 2 (6, 32) 1 (43) 1 (34) 2 (26, 49)
2.Взрывной  тип реагирования 5 (1, 5, 27, 36, 45) 2 (28, 42) 4 (3, 11, 16, 48) 1 (39) 3 (13, 40, 44)
3.Вербальное  проявление 1 (50) 3 (2, 10, 15) 4 (20, 25, 33, 38) 1 (21) 3 (8, 17,22)
4.Невербальное  проявление 3 (9, 14, 41) 2 (19, 37) 2 (7, 46) 1 (12) 2 (4, 35)
5.Злорадствование 1 (18) 1 (24) 1 (29) 1 (47) 1 (30)
 
 

      Физическая  агрессия – использование физической силы против другого лица. Исключается лишь уничтожение неодушевленных предметов. 

      Косвенная агрессия – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная. Это могут быть сплетни, шутки, топание ногами и т.п. 

      Вербальная  агрессия – выражение негативных чувств через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы). 

      Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие планируют и приносят вред. 

      Раздражительность – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость, резкость). 
 

II. ITEM – анализ  

     ITEM–анализ – анализ пунктов заданий по результатам, полученным в первом исследовании. Его цель – отбор наилучших заданий для окончательной версии опросника, также включает  в себя определение трудности (сложности) задания и дискриминативности каждого задания. 

    1. Анализ трудности заданий

      Для вычисления индекса трудности заданий используется следующая формула:

где – индекс трудности в процентах (%),

Nn – число испытуемых, правильно решивших данную задачу ( в соответствии с ключом),

N – общее количество испытуемых. 

U1 = 100 · (1 – 28/50) = 44% U13 = 100 · (1 – 30/50) = 40%
U2 = 100 · (1 – 21/50) = 58% U14 = 100 · (1 – 34/50) = 32%
U3 = 100 · (1 – 34/50) = 32% U15 = 100 · (1 – 43/50) = 14%
U4 = 100 · (1 – 33/50) = 34% U16 = 100 · (1 – 34/50) = 32%
U5 = 100 · (1 – 43/50) = 14% U17 = 100 · (1 – 37/50) = 26%
U6 = 100 · (1 – 19/50) = 62% U18 = 100 · (1 – 18/50) = 64%
U7 = 100 · (1 – 36/50) = 28% U19 = 100 · (1 – 17/50) = 66%
U8 = 100 · (1 – 41/50) = 18% U20 = 100 · (1 – 41/50) = 18%
U9 = 100 · (1 – 3/50) = 94% U21 = 100 · (1 – 23/50) = 54%
U10 = 100 · (1 – 26/50) = 48% U22 = 100 · (1 – 7/50) = 86%
U11 = 100 · (1 – 26/50) = 48% U23 = 100 · (1 – 20/50) = 60%
U12 = 100 · (1 – 17/50) = 66% U24 = 100 · (1 – 33/50) = 34%
U25 = 100 · (1 – 29/50) = 42% U38= 100 · (1 – 27/50) = 46%
U26 = 100 · (1 – 35/50) = 30% U39= 100 · (1 – 18/50) = 64%
U27= 100 · (1 – 22/50) = 56% U40= 100 · (1 – 29/50) = 42%
U28 = 100 · (1 – 40/50) = 20% U41`= 100 · (1 – 14/50) = 72%
U29 = 100 · (1 – 16/50) = 68% U42= 100 · (1 – 16/50) = 68%
U30 = 100 · (1 – 34/50) = 32% U43= 100 · (1 – 39/50) = 22%
U31 = 100 · (1 – 23/50) = 54% U44= 100 · (1 – 35/50) = 30%
U32= 100 · (1 – 35/50) = 30% U45= 100 · (1 – 35/50) = 30%
U33= 100 · (1 – 37/50) = 26% U46 = 100 · (1 – 12/50) = 76%
U34= 100 · (1 – 19/50) = 62% U47 = 100 · (1 – 17/50) = 66%
U35= 100 · (1 – 16/50) = 68% U48 = 100 · (1 – 42/50) = 16%
U36= 100 · (1 – 46/50) = 8% U49= 100 · (1 – 28/50) = 44%
U37= 100 · (1 – 31/50) = 38% U50= 100 · (1 – 3/50) = 94%

Информация о работе Разработка теста-опросника для диагностики уровня агрессивности у лиц юношеского возраста