Разработка теста-опросника для диагностики уровня агрессивности у лиц юношеского возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 23:47, курсовая работа

Краткое описание

Агрессивные акты выступают в качестве способа психологической защиты; способа удовлетворения определенной потребности; способа самореализации, самоутверждаемости, самореализуемости; средства для достижения какой-либо значимой цели; способа, помогающего оказать психологическое воздействие на другого индивидуума с целью подавить его волевые стимулы, деструктировать – метаболизировать присущее другому индивиду устойчивые в его психике поведенческие реакции.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….............3


СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ОПРОСНИКА………………………………7


II. ITEM – анализ:

1. Анализ трудности заданий……………………………………………...8

2. Вычисление индекса дискриминативности……………………………9


III. Определение надежности теста

Расчет ретестовой надежности……………………………………….23
Расчет надежности частей теста…………………………………..…27


IV. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАЛИДНОСТИ ТЕСТА…………………………..…31


V. Стандартизация показателей

(Z-преобразование оценок)

1. Получение Z-показателей…………………………………………..….36

2. Перевод Z-показателей в шкалу станайнов……………………..……38

3. Определение асимметрии и эксцесса……………………………...….39


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...42


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...44

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА -АГРЕССИВНОСТЬ-.doc

— 500.50 Кб (Скачать)

2 + (33 – 27,24)

2 + (27 – 27,24)

2 + (32 – 27,24)

2 +  (26 – 27,24)

2 + (22 – 27,24)

2 + (27 – 27,24)

2+ (27 – 27,24)

2 + (19 – 27,24)

2 + (17 – 27,24)

2 + (23 – 27,24)

2 + (31 – 27,24)

2 + (39 – 27,24)

2 + (36 – 27,24)

2 + (35 – 27,24)

2 + (32 – 27,24)

2 + (26 – 27,24)

2 + (29 – 27,24)

2 + (19 – 27,24)

2 + (23 – 27,24)

2 + (40 – 27,24)

2 + (15 – 27,24)

2 + (23 – 27,24)

2 + (26 – 27,24)

2 + (30 – 27,24)

2 + (22 – 27,24)

2 + (28 – 27,24)

2 + (25 – 27,24)

2

= 45,7 + 18 + 175,3 + 85,4 + 39 + 1,5 + 7,6 + 138,3 + 315,4 + 5 + 14,1 + 115,8 + 33,2 + 85,4 + 22,7 + 76,8 + 10,5 + 39 + 45,7 + 27,5 + 1,54 + 5 + 149,8 + 33,2 + 0,06 + 22,7 + 1,54 + 27,5 + 0,06 + 0,06 + 67,9 + 104,9 + 18 + 14,1 + 138,3 + 76,8 + 60,2 + 22,7 + 1,54 + 3,1 + 67,9 + 18 + 162,8 + 149,8 + 18 + 1, 54 + 7,6 + 27,5 + 0,6 + 5 = 2509

 

    2.

    В

    ы

    ч

    и

    с

    л

    и

    м

    Z-показатели

    :

    Z1 = (34 - 27,24) / 7,2 = 0,94

    Z11= (31 – 27,24) / 7,2 = 0,52
     

    Z2 = (23 – 27,24) / 7,2 = - 0,59 Z12 = (38 – 27,24) / 7,2 = 1,49
    Z3 = (14 – 27,24) / 7,2 = - 1,84 Z13 = (33 – 27,24) / 7,2 = 0,8
    Z4 = (18 – 27,24) / 7,2 = - 1,28 Z14 = (18 – 27,24) / 7,2 = - 1,28
    Z5 = (21 – 27,24) / 7,2 = - 0,87 Z15 = (32 – 27,24) / 7,2 = 0,66
    Z6 = (26 – 27,24) / 7,2 = - 0,17 Z16 = (36 – 27,24) / 7,2 = 1,22
    Z7 = (30 - 27,24) / 7,2 = 0,38 Z17 = (24 – 27,24) / 7,2 = - 0,45
    Z8 = (39 – 27,24) / 7,2 = 1,63 Z18 = (21 – 27,24) / 7,2 = - 0,87
    Z9 = (45 – 27,24) / 7,2 = 2,47 Z19 = (34 – 27,24) / 7,2 = 0,94
    Z10 = (25 – 27,24) / 7,2 = - 0,31 Z20= (22 – 27,24) / 7,2 = - 0,73
    Z21= (26 – 27,24) / 7,2 = - 0,17 Z36= (36 – 27,24) / 7,2 = 1,22
    Z22= (25 – 27,24) / 7,2 = - 0,31 Z37= (35 – 27,24) / 7,2 = 1,08
    Z23= (15 – 27,24) / 7,2 = - 1,7 Z38= (32 – 27,24) / 7,2 = 0,66
    Z24= (33 – 27,24) / 7,2 = 0,8 Z39= (26 – 27,24) / 7,2 = - 0,17
    Z25= (27 – 27,24) / 7,2 = - 0,03 Z40= (29 – 27,24) / 7,2 = 0,24
    Z26= (32 – 27,24) / 7,2 = 0,66 Z41= (19 – 27,24) / 7,2 = - 1,14
    Z27= (26 – 27,24) / 7,2 = - 0,17 Z42= (23 – 27,24) / 7,2 = - 0,59
    Z28= (22 – 27,24) / 7,2 = - 0,73 Z43= (40 – 27,24) / 7,2 = 1,77
    Z29= (27 – 27,24) / 7,2 = - 0,03 Z44= (15 – 27,24) / 7,2 = - 1,7
    Z30= (27 – 27,24) / 7,2 = - 0,03 Z45= (23 – 27,24) / 7,2 = - 0,59
    Z31= (19 – 27,24) / 7,2 = - 1,14 Z46= (26 – 27,24) / 7,2 = - 0,17
    Z32= (17 – 27,24) / 7,2 = - 1,42 Z47= (30 – 27,24) / 7,2 = 0,38
    Z33= (23 – 27,24) / 7,2 = - 0,59 Z48= (22 – 27,24) / 7,2 = - 0,73
    Z34= (31 – 27,24) / 7,2 = 0,52 Z49= (28 – 27,24) / 7,2 = 0,1
    Z35= (39 – 27,24) / 7,2 = 1,63 Z50= (25 – 27,24) / 7,2 = - 0,31
     

          

    После получения стандартных Z-показателей нам необходимо перевести их в одну из стандартных тестовых шкал, принятых в психодиагностике. Обобщенная формула перевода в заданную стандартную шкалу имеет вид: 

    где Y – стандартный балл по произвольной шкале с центром М и отклонением

    s

    ,

    s

      – стандартное отклонение,

    Z – показатель линейного преобразования,

    M – медиана. 
     
     

         

    В психодиагностике принято выделять три вида стандартных  шкал:

    Шкала Медиана (M) Стандартное отклонение (s )
    T-шкала Маккола 50 10
    Шкала стенов 5,5 2
    Шкала станайнов 5 2
     

          

    3. Переведем полученные Z-показатели в шкалу станайнов:

    Y1 = 2·0,94 + 5 = 6,88 Y24 = 2·0,8 + 5 = 6,6
    Y2 = 2·(- 0,59) + 5 = 3,82 Y25 = 2·(- 0,03) + 5 = 4,94
    Y3 = 2·(- 1,84) + 5 = 1,32 Y26 = 2·0,66 + 5 = 6,32
    Y4 = 2·(- 1,28) + 5 = 2,44 Y27 = 2·(- 0,17) + 5 = 4,66
    Y5 = 2·(- 0,87) + 5 = 3,26 Y28 = 2·(- 0,73) + 5 = 3,54
    Y6 = 2·(- 0,17) + 5 = 4,66 Y29 = 2·(- 0,03) + 5 = 4,94
    Y7 = 2·0,38 + 5 = 5,76 Y30 = 2·(- 0,03) + 5 = 4,94
    Y8 = 2·1,63 + 5 = 8,26 Y31 = 2·(- 1,14) + 5 = 2,72
    Y9 = 2·2,47 + 5 = 9,94 Y32 = 2·(- 1,42) + 5 = 2,16
    Y10 = 2·(- 0,31) + 5 = 4,38 Y33 = 2·(- 0,59) + 5 = 3,82
    Y11= 2·0,52 + 5 = 6,04 Y34 = 2·0,52 + 5 = 6,04
    Y12= 2·1,49 + 5 = 7,98 Y35 = 2·1,63 + 5 = 8,26
    Y13= 2·0,8 + 5 = 6,6 Y36 = 2·1,22 + 5 = 7,44
    Y14= 2·(- 1,28) + 5 = 2,44 Y37 = 2·1,08 + 5 = 7,16
    Y15= 2·0,66 + 5 = 6,32 Y38 = 2·0,66 + 5 = 6,32
    Y16 = 2·1,22 + 5 = 7,44 Y39 = 2·(- 0,17) + 5 = 4,66
    Y17 = 2·(- 0,45) + 5 = 4,1 Y40 = 2·0,24 + 5 = 5,48
    Y18 = 2·(- 0,87) + 5 = 3,26 Y41 = 2·(- 1,14) + 5 = 2,72
    Y19 = 2·0,94 + 5 = 6,88 Y42 = 2·(- 0,59) + 5 = 3,82
    Y20 = 2·(- 0,73) + 5 = 3,54 Y43 = 2·1,77 + 5 = 8,54
    Y21 = 2·(- 0,17) + 5 = 4,66 Y44 = 2·(- 1,7) + 5 = 1,6
    Y22 = 2·(- 0,31) + 5 = 4,38 Y45 = 2·(- 0,59) + 5 = 3,82
    Y23 = 2·(- 1,7) + 5 = 1,6 Y46 = 2·(- 0,17) + 5 = 4,66
    Y47 = 2·0,38 + 5 = 5,76 Y49 = 2·0,1 + 5 = 5,2
    Y48 = 2·(- 0,73) + 5 = 3,54 Y50 = 2·(- 0,31) + 5 = 4,38
     

          

    На основании  полученных результатов мы выстраиваем  таблицу станайнов:

    Y 1 2 3 4 5 6 7 8 9
    интервалы 14-16 17-19 20-23 24-27 28-30 31-34 35-38 39-40 41-45
     

          

    Для преобразования полученного распределения первичных  нормативных результатов в стандартную  Z-шкалу необходимо исследовать вопрос о характере эмпирического распределения и его согласованности с нормальным распределением. Для этого проводится количественное определение асимметрии и эксцесса кривой эмпирического распределения. 

         

    Асимметрия – величина, которая характеризует несимметричность элементов выборки относительно среднего значения. Асимметрия показывает величину смещения вершины эмпирической кривой относительно расчетной вершины по горизонтали. Если эта вершина смещается вправо, то асимметрия положительна, если влево – отрицательна.

         

    Вычислим асимметрию по формуле: 

     

    где А – коэффициент асимметрии,

    xi

     – индивидуальный  балл каждого испытуемого по  всему тесту,

    - среднее арифметическое результатов всех испытуемых по всему тесту

    n – количество испытуемых в выборке,

    s

      – стандартное отклонение. 

    =

    (34 - 27,24)3 + (23 – 27,24)3 + (14 – 27,24)3 + (18 – 27,24)3 + (21 – 27,24)3 + (26 – 27,24)3 + (30 - 27,24)3 + (39 – 27,24)3 + (45 – 27,24)3 + (25 – 27,24)3 + (31 – 27,24)3 + (38 – 27,24)3 + (33 – 27,24)3 +  (18 – 27,24)3+ (32 – 27,24)3 + (36 – 27,24)3 + (24 – 27,24)3 + (21 – 27,24)3 + (34 – 27,24)3 + (22 – 27,24)3 + (26 – 27,24)3 + (25 – 27,24)3 + (15 – 27,24)3 + (33 – 27,24)3 + (27 – 27,24)3 + (32 – 27,24)3 +  (26 – 27,24)3 + (22 – 27,24)3 + (27 – 27,24)3+ (27 – 27,24)3 + (19 – 27,24)3 + (17 – 27,24)3 + (23 – 27,24)3 + (31 – 27,24)3 + (39 – 27,24)3 + (36 – 27,24)3 + (35 – 27,24)3 + (32 – 27,24)3 + (26 – 27,24)3 + (29 – 27,24)3 + (19 – 27,24)3 + (23 – 27,24)3 + (40 – 27,24)3 + (15 – 27,24)3 + (23 – 27,24)3 + (26 – 27,24)3 + (30 – 27,24)3 + (22 – 27,24)3 + (28 – 27,24)3 + (25 – 27,24)3 = 308,92 – 76,225 – 2320,94 – 788,89 – 242,97 – 1,9 + 21,025 + 1626,38 + 5601,82 – 11,24 + 53,16 + 1245,77 + 191,1 – 788,89 + 107,85 + 672,22 – 34,01 – 242,97 + 308,92 – 143,88 – 1,9 – 11,24 – 1833,77 + 191,1 – 0,014 + 107,85 – 1,9 – 143,88 – 0,014 – 0,014 – 559,48 – 1073,74 – 76,225 + 53,16 + 1626,38 + 672,22 + 467,29 + 107,85 – 1,9 + 5,45 – 559,48 – 76,225 + 2077,55 – 1833,77 – 76,225 – 1,9 + 21,025 – 143,88 + 0,44 – 11,24 = 4408,76

         

     

         

    Эксцесс – степень выраженности «хвостов» распределения, т.е. частоты удаления от среднего значения. Эксцесс характеризует островерхость или пологость кривой. Если эксцесс положительный, то вершина кривой высокая и острая, если отрицательный, то – низкая и пологая.

         

    Вычислим эксцесс по формуле: 

     

    где Е – коэффициент эксцесса,

    xi

     – индивидуальный  балл каждого испытуемого по  всему тесту,

    - среднее арифметическое результатов всех испытуемых по всему тесту

    n – количество испытуемых в выборке,

    s

      – стандартное отклонение. 

    =

    (34 - 27,24)4 + (23 – 27,24)4 + (14 – 27,24)4 + (18 – 27,24)4 + (21 – 27,24)4 + (26 – 27,24)4 + (30 - 27,24)4 + (39 – 27,24)4 + (45 – 27,24)4 + (25 – 27,24)4 + (31 – 27,24)4 + (38 – 27,24)4 + (33 – 27,24)4 +  (18 – 27,24)4+ (32 – 27,24)4 + (36 – 27,24)4 + (24 – 27,24)4 + (21 – 27,24)4 + (34 – 27,24)4 + (22 – 27,24)4 + (26 – 27,24)4 + (25 – 27,24)4 + (15 – 27,24)4 + (33 – 27,24)4 + (27 – 27,24)4 + (32 – 27,24)4 +  (26 – 27,24)4 + (22 – 27,24)4 + (27 – 27,24)4+ (27 – 27,24)4 + (19 – 27,24)4 + (17 – 27,24)4 + (23 – 27,24)4 + (31 – 27,24)4 + (39 – 27,24)4 + (36 – 27,24)4 + (35 – 27,24)4 + (32 – 27,24)4 + (26 – 27,24)4 + (29 – 27,24)4 + (19 – 27,24)4 + (23 – 27,24)4 + (40 – 27,24)4 + (15 – 27,24)4 + (23 – 27,24)4 + (26 – 27,24)4 + (30 – 27,24)4 + (22 – 27,24)4 + (28 – 27,24)4 + (25 – 27,24)4 = 2088,27 + 323,19 + 30729,25 + 7289,33 + 1516,14 + 2,36 + 58,03 + 19126,22 + 99488,26 + 25,18 + 199,87 + 13404,45 + 1100,75 + 7289,33 + 513,37 + 5888,66 + 110,2 + 1516,14 + 2088,27 +753,92 + 2,36 + 25,18 + 22445,31 + 1100,75 + 0,0033 + 513,37 + 2,36 + 753,92 + 0,0033 + 0,0033 + 4610,08 + 10995,12 + 323,19 + 199,87 + 19126,22 + 5888,66 + 3626,16 + 513,37 + 2,37 + 9,59 + 4610,08 + 323,19 + 26509,57 + 22445,31 + 323,19 + 2,36 + 58,03 + 753,92 + 0,33 + 25,18 = 318700,24

          

     

          

    Т.к. А и Е нормального распределения равны нулю, и если хотя бы один из показателей существенно отклоняется, это означает аномальность распределения. В нашем исследовании А = 0,24; Е = - 0,63 – следовательно наш опросник при незначительной коррекции можно считать достоверным. А значит существует возможность его использования для исследования такого качества личности, как агрессивность. 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

          

    Целью нашей  работы была разработка теста-опросника для исследования агрессивности у лиц юношеского возраста. Мы ввели понятие «агрессивность». Агрессивность – это проявление агрессии к объекту или субъекту.

          

    Первым этапом нашей работы стала разработка заданий  опросника и их структурный анализ. Далее мы вычислили индекс сложности заданий и индекс дискриминативности, т.е. ITEM-анализ. Учитывая допустимые пределы значений, нами были исключены непригодные задания.

          

    Затем мы произвели  расчет надежности конструируемого  нами теста двумя способами:

      • Расчет ретестовой надежности
      • Расчет надежности частей теста

          

    В результате мы получили, что наш тест является надежным в обоих случаях.

          

    Следующим этапом нашей работы стало вычисление валидности нашего опросника. В своем исследовании мы определяли конвергентную валидность, т.е. вычисляли корреляцию между результатами, полученными при прохождении нашего теста, с результатами валидного теста. В качестве валидного теста мы использовали опросник Басса-Дарки. В итоге нами была выявлена прямопропорциональная зависимость, а наш тест признан валидным.

          

    Последующий этап – стандартизация показателей, который  включал в себя ряд операций:

      • Вычисление показателей линейного преобразования
      • Перевод полученных показателей в стандартную шкалу – шкалу станайнов
      • Вычисление асимметрии и эксцесса

          

     Учитывая  то, что в нашем исследовании  асимметрия и эксцесс немного  отличаются от нуля, наш опросник можно считать достоверным при незначительной коррекции.

          

    На основании  произведенных нами вычислений данный тест-опросник был признан надежным и валидным, а это значит, что он может быть использован для исследования агрессивности. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

          
    1. Бурлачук  Л.Ф., Морозов С.М. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2005.
    2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 2005.
    3. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. – Самара: Бахрах-М, 2000.
    4. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2004. – Кн.1. Общие основы психологии.
    5. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2004. – Кн.3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.
    6. Психологические тесты / Под. ред. Карелина А.А.: в 2т. – М.: ВЛАДОС, 2001. – Т 2.
    7. Психологическая энциклопедия /  Под. ред. Р.Корсини, А. Ауэрбаха. Научная редакция перевода на рус. яз. Проф. А.А.Алексеева. – СПб.: Питер, 2003.
    8. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методы и тесты. Учебное пособие. – Самара: Бахрах-М, 2003.
    9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: в 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 2000. – Кн.1. Система работы психолога с детьми разного возраста.
    10. Шурыгина И.А. Психодиагностика. Учебное пособие. – Воронеж, 2003.

Информация о работе Разработка теста-опросника для диагностики уровня агрессивности у лиц юношеского возраста