Психолого-педагогическое сопровождение одарённых младших школьников в условиях образовательного учрежден

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 22:37, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования обоснована тем, что современное общество нуждается сегодня в людях обладающих нешаблонным, креативным мышлением. Социальный заказ общества на развитие одаренных детей получил свою реализацию в президентской программе «Дети России», который включает разделы: «Одаренные дети», «Национальной доктрине образования РФ», «Концепции модернизации образования до 2010 года».
Одарённый ребенок – это чадо, отличающееся незаурядными, редкостными и видными успехами и достижениями.
Поэтому на сегодняшний день самое главное направление российского образования - это ранняя диагностика и выявление, а в дальнейшем воспитание и развитие детей с одарённостью. Одарённые дети – это тот резерв современного общества, который обеспечит его насыщенное развитие.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы организации психолого-педагогического сопровождения одаренных младших школьников……………………….5
1.1. Отечественные и зарубежные педагоги и психологи об одаренности и соотношении понятий одарённость, талант и гениальность……...…..5
1.2. Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста…..………………………………………………………………….8
1.3. Влияние условий на развитие одаренности детей………………….10
1.4. Базовые принципы психолого-педагогического сопровождения обучения и развития одарённых младших школьников………………...14
Выводы по 1 главе…………………………………………………………17
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня развития интеллектуальных способностей у младших школьников…………….18
2.1. Организация и проведение экспериментального исследования………………………………………………………….……18
2.2. Результаты исследования…………………………………………….20
Выводы по 2 главе………………………………………………………....23
Заключение………………………………………………………………...24
Список использованной литературы……………………………………..25

Файлы: 1 файл

Грибенникова курсовая 4 июня.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

Каждая из названных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной и значительно сказываются на познавательных внутренних резервах детей и определяют дальнейший ход общего развития.

Очень трудно оценить точное значение проявляемых в данном возрасте признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие.

В связи с этим, нередко обнаруживается, что яркие выражения способностей ребенка, значительные для начальных успехов в некоторых занятиях, не находят пути к действительным, социально необходимым достижениям.

Жизненно важно знать и учитывать возрастные особенности детской психики при воспитании и развитии детей.

Н.С. Лейтес в своих трудах раскрыл механизм возрастной чувствительности, которая присуща любому возрасту детства. Эта особая отзывчивость проявляется как в специфичности реагирования, яркости воображения, так и в избирательности внимания. Возрастная чувствительность различна на каждом возрастном этапе и это приводит к тому, что в особые периоды детства возникают наиболее благоприятные внутренние условия для развития и подъема соответствующих данному периоду способностей.[20]

То, как это проявляется в период освоение родного языка, описал в своём труде «От двух до пяти» К. Чуковский. Неизменная готовность к языкотворчеству  - условие детской психики, которое позволяет успешно овладевать моделями языка, а затем потихоньку или резко идет на снижение. Если благодаря каким-либо особенным условиям формирование речи не происходит в положенные сроки (например, если ребенок первые годы жизни находился в глухонемой семье), то в будущем даже при благоприятном речевом окружении, нормальное развитие речи крайне затрудняется.

На каждом этапе развития - свои предпосылки умственного роста: готовность и способность запоминать, впитывать и для этого имеются действительно необыкновенные данные.

В младшем школьном возрасте сила восприятия, наличие должных предпосылок словесного мышления, ориентация умственной активности на повторение и внутреннее принятие, создают подходящие условия для развития психики.

Специфика детства заключается в том, что появляются своеобразные состояния психики, при которых обнаруживаются необходимые возможности для выражения и установления различных аспектов интеллекта. Можно говорить о возрастной одаренности, имея в виду эти, обусловленные возрастом предпосылки развития.

Для младшего школьного возраста характерна идентификация различных действий и высказываний, что является важным источником успехов в обучении. Подражание проявляется преимущественно в копировании, повторении воспринятого.

Приобщаясь к сфере знаний, дети данного возраста продолжают играть, тем самым обнаруживая огромные возможности для развития интеллекта. Младшие школьники очень просто осваивают сложные навыки и модели поведения.

 «Другими словами», - говорит  Н.С. Лейтес, - «рассмотренные черты  младших школьников – это факторы  их возрастной одаренности», что значительно отражается на когнитивных возможностях детей и определяют дальнейший ход развития.[19]

 

1.3 Влияние условий на развитие одаренности детей.

Личность одаренного ребенка незаурядна, так как и уровень, и индивидуальная специфика деятельности ребенка устанавливаются его личностью. Ведущим является знание личностных особенностей такого ребенка в случаях «замаскированной» одаренности, не проявляющейся до определенного времени в благополучности деятельности.

1. Неравномерность возрастного развития одаренных детей.

Так у невероятно одарённых детей в какой-либо одной области, наблюдается неравномерное  развитие, которое является не только источником многих проблем, но и оказывает прямое влияние на становление личности. 

У части одаренных детей может наблюдаться сильное опережение, например, в умственном развитии, в результате все другие области развития (эмоциональная, социальная и физическая) не успевают за таким стремительным развитием, что приводит к выраженной дисгармоничности развития. 

 Другой причиной неравномерности является то, что круг интересов у одаренных детей отличается от других детей  - особое место отводится деятельности, которая соответствует их высоким способностям, поэтому отставание проявляется сильнее, так как помимо естественного возрастного несоответствия приумножается и явное нежелание ребенка заниматься не интересным, по его мнению, ремеслом.  

2. Семья одаренного ребенка:

Семья одаренного ребенка оказывает огромное влияние на развитие личности одаренного ребенка. Особенно важной характеристикой развития одарённого ребёнка является повышенное внимание родителей. Если сравнить значение природных факторов, влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы) на становление личности одаренного ребенка, то  значение семьи значительно перевешивает.

3. Взаимоотношения одаренного ребенка со сверстниками и взрослыми:

Огромное значение для развития личности одаренного ребенка имеют взаимоотношения, как со сверстниками, так и с взрослыми.

В зависимости от уровня и нестандартности одарённости, сверстники относятся к ним по-разному, так многие одаренные дети популярны ученическом коллективе, чаще всего это дети с повышенными физическими и лидерскими качествами. Тяжелее обстоит с особой одаренностью, так как такая одаренность сопровождается нестандартным поведением, что вызывает у одноклассников замешательство и иронию.

Взаимоотношения со сверстниками является одной из причин попадания одарённых детей в группу риска. 

Значительно лучше будет состоять ситуация, если особо одарённый ребёнок будет обучаться в специализированной школе, так как именно там особые способности ребёнка будут оценены, а взаимоотношения со сверстниками будут складываться лучше.

Учителя также неопределенно относятся к особо одаренным детям. Чаще всего предпочтение отдается группе детей с повышенными учебными способностями. Во всех других случаях все зависит от личности самого учителя. Взаимоотношения учителей с одарёнными детьми зависит как от личности самого учителя, так и от направленности интересов детей.

Тяжелее всего приходится детям с творческой одаренностью Некоторые особенности личности одарённого ребёнка вызывают у учителей возмущение, это связанно с тем, что они представляют таких детей как подлинных индивидуалистов. Поэтому учителям жизненно важно понимать и учитывать творческие особенности таких детей, что является существенным фактором успешной работы учителя с одаренными детьми.

4. Личность одаренного ребенка:

Дети с одарённостью различны по характеру, темпераменту и интересам, но существуют и общие характеристики личности, которые и характеризуют наибольший процент одаренных детей.

Своеобразная система ценностей и личностные приоритеты являются главной характеристикой личности одарённых детей, где главное место отводится деятельности, которая соответствует их высоким способностям. 

Так для одарённых детей характерен  чрезмерно высокий уровень мотивации, а также огромное стремление во всём добиваться совершенства, например, ребёнок часами может переделывать законченную работу, добиваясь своего индивидуального совершенства.

 Учителям необходимо  очень тщательно следить за  данной характеристикой, так как эта повышенная требовательность к себе может перерасти в самоедство и приведёт к тому, что ребенок не будет доводить дела до конца.

Самооценка - она характеризует представление ребенка о важности своей деятельности, своих достоинствах и возможностях. Самооценка одарённых детей крайне высокая, но иногда может отличаться неустойчивостью, поэтому такие дети нуждаются в психологической поддержке.

Следующая важная характеристика личности одаренного, является внутренний локус контроля, то есть приписывание ответственности за результаты своей деятельности своим собственным усилиям и возможностям. Эта характеристика, с одной стороны, помогает ребёнку преодолевать неудачи и является важнейшим условием развития его исключительных способностей. С другой стороны, эта же характеристика может привести к беспричинному угрызению совести и иногда к депрессии.

Многим одарённым детям свойственна повышенная впечатлительность и эмоциональность. Так события, которые для обычных детей незначительны, для одарённых становятся тем ресурсом, который может поменять всю жизнь ребенка. Повышенная впечатлительность может проявляться в кратковременных эмоциональных вспышках, так и в излишней робости, нарушениях сна, и нередко приводит к психосоматическим заболеваниям.

Одна из основных личностных особенностей одарённых детей - это  самостоятельность (независимость). Одарённые дети, в независимости от области их способностей, испытывают трудность в том, чтобы делать так,  как все и мало ориентируются сложившиеся правила. Эта личностная характеристика нередко приводит к конфликтам - дети ведут себя менее прогнозируемо, чем этого желали бы окружающие, что часто приводит к разногласиям.

На развитие одарённости оказывает влияние целая система факторов, как внешних, так и внутренних и самое главное помнить о том, что все находится во взаимодействии.

Таким образом, можно сказать, что одаренность ребенка должна развиваться во взаимодействии с обществом, окружающими условиями, а не в искусственно созданной обстановке.

1.4. Основные дефиниции психолого-педагогического сопровождения обучения и развития одарённых младших школьников.

Базовые принципы сопровождения одарённых детей:

- Комплексный анализ поведения и различных видов деятельности ребенка. Это позволит охватить всю совокупность способностей ребёнка, используя различные информационные ресурсы. Здесь очень важно использовать как можно больше различных приёмов и технологий, например таких, как: различные модификации наблюдения за детьми; специальные психологические тренинги; включение детей в спортивную, научную творческую деятельность: организация различных олимпиад, научных конференций, конкурсов и фестивалей; оценка продуктов деятельности учащихся специалистами, а также диагностика различных видов одарённости в зависимости от поставленных задач. Очень четко необходимо видеть параллель между выявлением одаренных детей и целями и задачами их обучения и воспитания, а также оказания им психолого-педагогической поддержки.

- Необходимо длительное распознавание, что предполагает многолетнее отслеживание различных сторон поведения данного ребенка, как в учебной сфере, так и жизни в целом.

- Важно проанализировать поведение ребенка в тех видах деятельности, которые отвечают его склонностям и интересам.

- Использовать тренинговые занятия, в процессе которых можно скорректировать комплексы и проблемы ребёнка.

- Необходимо опираться только на валидные методы психодиагностики, которые оценивают реальное поведения ребенка в конкретной ситуации, такие как анализ продуктов деятельности, наблюдение и т.д.

Таким образом, основным подходом в поиске одарённых детей следует отметить систему мероприятий (медико-психологических, педагогических), которые направлены не только на самих детей, но и на их родителей, и учителей.

Этапы выявления  одаренных детей:

1 этап (сбор данных)- происходит сбор сведений о высоких результатах в различных видах деятельности ребёнка от учителей и родителей.

Здесь могут быть учтены результаты тестов, анкетирования, опросников ( например, «карта интересов»). Это позволит выделить детей для углубленного их исследования.

Распознавание ребёнка как «одарённого» и «неодарённого» означает вмешаться в его судьбу и изначально предопределить его личностные ожидания.

2 этап (диагностический) - На этом этапе психологом проводится диагностика творческих способностей и психологических особенностей ребенка. Психолог, используя комплекс диагностических тестов и методик, проводит анализ индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка в различных видах деятельности. Так, например, если у ребёнка преобладает интеллектуальная одарённость, то он отличается логическим мышлением, любознательностью, осмысленностью решений. Методики направленные на изучение базовых познавательных и речевых границ у одарённых детей: методика Векслера, методика А. Бине, методика «интеллектуальный портрет» Собчик Л.Н и т.д

Дети с высоким уровнем академических достижений, наиболее склонны либо к гуманитарным наукам, либо к естествознанию. Главной задачей психолога здесь является оценка предпочтительной стороны мышления. Методики для определения академических способностей: Стенфордский тест достижений, Калифорнийский тест достижений, Айовский тест основных умений и т.д.

 Дети с творческой  одарённостью отличаются независимостью, нестандартностью мышления, способностью производить креативные идеи, находить нестандартные решения. Для диагностики используют методики изучения творческих способностей ( тест Торренса, диагностика вербальной креативности С. Медника и т.д.) и личностных особенностей (тест Аизенка, Личко, Люшера).

Ребенок с преобладанием художественной одарённости отличается склонностью к живописи, музыке, театральной деятельности.Диагностика здесь направлена на изучение эмоциональной устойчивости и степени нейротизма, т.к. у детей с художественной одарённостью склонность к ранимости, что требует индивидуальгого подхода со стороны учителей.

Информация о работе Психолого-педагогическое сопровождение одарённых младших школьников в условиях образовательного учрежден