Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 22:37, курсовая работа
Актуальность исследования обоснована тем, что современное общество нуждается сегодня в людях обладающих нешаблонным, креативным мышлением. Социальный заказ общества на развитие одаренных детей получил свою реализацию в президентской программе «Дети России», который включает разделы: «Одаренные дети», «Национальной доктрине образования РФ», «Концепции модернизации образования до 2010 года».
Одарённый ребенок – это чадо, отличающееся незаурядными, редкостными и видными успехами и достижениями.
Поэтому на сегодняшний день самое главное направление российского образования - это ранняя диагностика и выявление, а в дальнейшем воспитание и развитие детей с одарённостью. Одарённые дети – это тот резерв современного общества, который обеспечит его насыщенное развитие.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы организации психолого-педагогического сопровождения одаренных младших школьников……………………….5
1.1. Отечественные и зарубежные педагоги и психологи об одаренности и соотношении понятий одарённость, талант и гениальность……...…..5
1.2. Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста…..………………………………………………………………….8
1.3. Влияние условий на развитие одаренности детей………………….10
1.4. Базовые принципы психолого-педагогического сопровождения обучения и развития одарённых младших школьников………………...14
Выводы по 1 главе…………………………………………………………17
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня развития интеллектуальных способностей у младших школьников…………….18
2.1. Организация и проведение экспериментального исследования………………………………………………………….……18
2.2. Результаты исследования…………………………………………….20
Выводы по 2 главе………………………………………………………....23
Заключение………………………………………………………………...24
Список использованной литературы……………………………………..25
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОЛГОГРАДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ
ГРИБЕННИКОВА ВАЛЕРИЯ МИХАЙЛОВНА
студентка 401 П группы факультета физической культуры и спорта
Психолого-педагогическое сопровождение одарённых младших школьников в условиях образовательного учреждения
КУРСОВАЯ РАБОТА
по направлению подготовки
050400.62 Психолого-педагогическое образование
Профиль подготовки
Педагогика и психология
Научный руководитель:
Волгоград 2014
Введение………………………………………………………… |
Глава 1. Теоретические основы организации психолого-педагогического сопровождения одаренных младших школьников……………………….5 |
1.1. Отечественные и зарубежные педагоги и психологи об одаренности и соотношении понятий одарённость, талант и гениальность……...…..5 |
1.2. Психолого-педагогические особенности
младшего школьного возраста…..………………………………………………… |
1.3. Влияние условий на развитие одаренности детей………………….10 |
1.4. Базовые принципы психолого- |
Выводы по 1 главе…………………………………………………………17 |
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня развития интеллектуальных способностей у младших школьников…………….18 |
2.1. Организация и проведение экспериментального
исследования……………………………………………… |
2.2. Результаты исследования……………………………………………. |
Выводы по 2 главе……………………………………………………….... |
Заключение…………………………………………………… |
Список использованной литературы……………………………………..25 |
Введение
Актуальность исследования обоснована тем, что современное общество нуждается сегодня в людях обладающих нешаблонным, креативным мышлением. Социальный заказ общества на развитие одаренных детей получил свою реализацию в президентской программе «Дети России», который включает разделы: «Одаренные дети», «Национальной доктрине образования РФ», «Концепции модернизации образования до 2010 года».
Одарённый ребенок – это чадо, отличающееся незаурядными, редкостными и видными успехами и достижениями.
Поэтому на сегодняшний день самое главное направление российского образования - это ранняя диагностика и выявление, а в дальнейшем воспитание и развитие детей с одарённостью. Одарённые дети – это тот резерв современного общества, который обеспечит его насыщенное развитие.
Вопросы выявления и обучения одарённых детей, развитие их личности в различных видах деятельности ещё недостаточно изучены. Продиктовано это теми трудностями, которые появляются в результате многообразия выражений одаренности; огромным числом теоретических подходов и методов к ее исследованию и минимальным количеством профессионалов для работы с одаренными детьми.
Самое главное направление работы в начальной школе – создание условий для наилучшего развития детей как с общей одарённостью, так и детей чья одаренность в настоящий момент латентна.
Цель психолого-педагогического сопровождения: выявление, поддержка и развитие детей с одарённостью, их самореализация и сохранение их психологического и физического здоровья.
Объектом исследования является процесс психолого-педагогического сопровождения обучения и развития одарённых детей в структуре общего образования.
Предмет исследования – психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном процессе школы.
Цель исследования: выявить проблемы психолого - педагогического сопровождения одаренных детей в образовательном процессе школы.
Задачи исследования:
Гипотеза исследования: если создать необходимые психолого-педагогические условия для всех субъектов образовательного процесса, то это будет способствовать развитию личности ребенка, повышению его способностей.
Методологической основой исследования послужили теория ,развития, личности (Божович Л.И., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Эриксон Э.Г); системный и деятельностный подходы в формировании личности (Андреева Г.М., Бодалев А.А., Блонский П.П., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Мясищев В.Н.); рабочая концепция одарённости (Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес, В.Д. Шадриков).
Методы. исследования:
3) статистические
- математическая обработка
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Исследование феномена одаренности в психолого-педагогических трудах
1.1. Отечественные и зарубежные педагоги и психологи об одаренности и соотношении понятий одарённость, талант и гениальность
Если обращаться к толковым словарям, то можно отметить, что часто термины «способный», «одаренный», «талантливый» употребляются как тождественные и отражают уровень способностей. Важно, что понятие «талантливый» трактуется как природные показатели человека. Так, в большом толковом словаре Кузнецова С.А. термин «способный» определяется как «обладающий способностями к чему-нибудь, одаренный, могущий что-нибудь сделать, обладающий каким-либо свойством ». Можно сказать, что «способный» определяется сопоставлением с успехами в деятельности. [17]
В Российской педагогической энциклопедии одаренность трактуется как системно развивающееся в течение жизни свойство психики, определяющее возможность достижения человеком наивысших результатов в одном или нескольких видах деятельности в сравнении с другими людьми. [13]
В психолого-педагогических трудах отечественных исследователей понятия одаренности рассматриваются с разных сторон.
С одной стороны под термином «одаренность» понимается некие генетически обусловленные исключительные возможности:
Савенков А.И. рассматривает одаренность как генетически обусловленный компонент способностей, которые определяют конечный результат и темп развития и который развивается в течение жизни. [33]
Петровский А.В. утверждает, что одаренность – это совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразие природных предпосылок способностей.[28]
Хуторской А.В. вслед за ними определяет одаренность как качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения успеха в выполнении какой-либо деятельности.[42]
С другой стороны, одаренность рассматривается как «потенциал»:
Дубинин Н. П. считает, что одарённость – это эффективное развитие человеком имеющихся качеств в сочетании нормального генотипа с благоприятными условиями его развития. [32]
В свою очередь, Теплов Б.М. понимает под одарённостью синтез определенных потенциальных качеств личности, развивающихся в процессе деятельности, которые обеспечивают достижение наивысших результатов.[29]
Равным образом, Мясищев В.Н. судит об одаренности как о соединении взаимоусиливающих друг друга свойств личности, ее активного и положительного отношения к той или иной деятельности. [32]
Так, в западных психолого-педагогических трудах исследование одаренности связано прежде всего с высоким уровнем способностей, поиском «субстрата», который определяет уровень достижений и количественные различия в уровне способностей. Г. Айзенк [34]
Отсюда следует что, взгляды на одаренность можно представить в виде следующей схемы:
Совокупность
Таким образом, исследователи данной проблемы Н.С. Лейтес, Б.М. Теплов, Н.П. Дубинин, Г.Айзенк, В.Н. Мясищев и другие сходятся во мнении, что «одаренность» обозначает высокий уровень развития способностей, включающий в себя ряд взаимосвязанных друг с другом понятий: способности, талант, гениальность.
Что касается понятия «талант», то на сегодняшний день принято считать следующее:
Талант (от греч talanton - «вес, мера», затем - «уровень
способностей) одними исследователями
соотносится с одаренностью, другими рассматривается
как высокий уровень развития специальных
способностей. При этом существует
мнение, что талант является следствием
врождённых, генетически
Так экспериментально-
Талантливый человек обладает
Со времен И. Канта гениальность рассматривается как высшая степень одаренности, творческих проявлений человека, выражающаяся в результате, который имеет историческое значение для жизни общества, науки, культуры.
В Оксфордском словаре, гениальность понимается как «исключительная природная интеллектуальная сила, а также способность к творчеству, требующая выражения, оригинального мышления, изобретения или открытия». [12]
В Большой Советской Энциклопедии гениальность определяется как наивысшая степень проявления творческих сил человека». «Термин «гениальность» применяется не только для обозначения способности человека к творчеству, но и для оценки результатов его деятельности, предполагая генетически обусловленную способность к продуктивной деятельности в той или иной области. Гениальность, в отличие от таланта, представляет собой высшую степень одаренности, связанную с созданием качественно новых творений.[10]
То, что отличает гениальность от таланта, можно передать единой фразой: «Гений делает то, что должен, талантливый человек — то, что может».
Способности в своём развитии проходят в несколько стадий:
· Задатки
· Способности
· Одаренность
· Талант
· Гениальность
Способности в своём развитии переходят с одного уровня на другой и поэтому для дальнейшего развития необходимо, чтобы способность приняла законченную форму на предыдущем уровне.
Таким образом, создание условий, обеспечивающих развитие способностей и реализацию потенциальных возможностей, является одной из важнейших задач современного образования.
1.2 Психологические особенности младшего школьника
Вопросы способностей и одаренности у детей младшего школьного возраста рассматривались как в зарубежной, так и отечественной психолого-педагогической литературе. Свой вклад, среди отечественных психологов, в изучение одаренности и способностей внесли Теплов Б.М, Лейтес Н.С., Савенков А.И., Матюшкин А.М., Дубровина И.В., Антонова Г.П., и др.
Например, согласно Синягиной Н.Ю., умственная активность у детей младшего школьного возраста выступает в форме особой восприимчивости к внешним воздействиям и любознательности. [36]
Младший школьный возраст (6 – 10 лет) – особый период поглощения, накопления знаний, период новообразований. Неповторимым своеобразием данного возраста является то, что успешному выполнению главной жизненной функции способствуют характерные способности детей данного возраста: доверчивое повиновение авторитету, повышенная сенситивность, впечатлительность, эмоциональная чувствительность, склонность к усвоению, которая характеризует умственные достоинства в будущем.