Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 22:37, курсовая работа
Актуальность исследования обоснована тем, что современное общество нуждается сегодня в людях обладающих нешаблонным, креативным мышлением. Социальный заказ общества на развитие одаренных детей получил свою реализацию в президентской программе «Дети России», который включает разделы: «Одаренные дети», «Национальной доктрине образования РФ», «Концепции модернизации образования до 2010 года».
Одарённый ребенок – это чадо, отличающееся незаурядными, редкостными и видными успехами и достижениями.
Поэтому на сегодняшний день самое главное направление российского образования - это ранняя диагностика и выявление, а в дальнейшем воспитание и развитие детей с одарённостью. Одарённые дети – это тот резерв современного общества, который обеспечит его насыщенное развитие.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы организации психолого-педагогического сопровождения одаренных младших школьников……………………….5
1.1. Отечественные и зарубежные педагоги и психологи об одаренности и соотношении понятий одарённость, талант и гениальность……...…..5
1.2. Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста…..………………………………………………………………….8
1.3. Влияние условий на развитие одаренности детей………………….10
1.4. Базовые принципы психолого-педагогического сопровождения обучения и развития одарённых младших школьников………………...14
Выводы по 1 главе…………………………………………………………17
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня развития интеллектуальных способностей у младших школьников…………….18
2.1. Организация и проведение экспериментального исследования………………………………………………………….……18
2.2. Результаты исследования…………………………………………….20
Выводы по 2 главе………………………………………………………....23
Заключение………………………………………………………………...24
Список использованной литературы……………………………………..25
3 этап (формирование способностей) – главная цель третьего этапа – это сформировать и расширить профессиональные умения и способности педагога. Все это можно реализовать с помощью авторских программ, индивидуальных занятий, консультации.
Так, низкий уровень подготовки учителя для работы с одарёнными детьми, приводит к тому, что, учителя неправильно оценивают их нестандартное поведение и отмечают в них желание быть в центре внимания, нарочитость и неумение придерживаться принятым примерам. Также многие учителя считают, что одаренный ребенок самостоятелен настолько, что не нуждается в какой-либо помощи со стороны взрослого. Сложность состоит в том, что ещё недостаточно психолого-педагогических знаний для работы с одарёнными детьми.
Выводы по 1 главе:
В первой главе мы
Так, с точки зрения психологии под одарённостью понимают качественно особый комплекс способностей, который обеспечивает благополучие выполнения деятельности. А педагоги считают, что одарённость – это высокий уровень способностей к выполнению какой-либо деятельности.
Также в этой главе мы проанализировали соотношение понятий одарённость, талант и гениальность и охарактеризовали аспекты и основные принципы выявления одаренных детей в условиях общего образования.
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня развития интеллектуальных способностей у младших школьников.
§2.1 Организация и проведение экспериментального исследования
С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе теоретического изучения проблемы, нами было проведено исследование. В эксперименте приняли участие учащиеся 4 а ( обучение по традиционной программе) и 4 б (математический класс, обучение по программе «Школа 2100» ) классов. Исследование проводилось в МОУ Лицей №5 г. Волгограда, 15 мая 2014 г.
Цель экспериментального исследования: выявить и сравнить уровень интеллектуального развития у младших школьников, учащихся по разным образовательным программам.
Объект исследования - дети младшего школьного возраста.
В экспериментальном исследовании поставлены следующие задачи:
1. Диагностировать особенности
и уровень развития
2. Разработать педагогические рекомендации по результатам исследования.
Методы исследования. Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методики:
Цель: выявление уровня умственного развития учащихся 3—6 классов.
Тест содержит 7 субтестов:
1 — исполнение инструкций (направлен на выявление скорости понимания простых указаний и их осуществления);
2 — арифметические задачи (диагностирует
сформированность
3 — дополнение предложений (оценивает понимание смысла отдельных предложений, развитие языковых навыков, умение оперировать грамматическими структурами);
4 — определение сходства и
различия понятий (проверяет умение
анализировать понятия, сравнивать
их на основе выделения
5 — числовые ряды (выявляет умение
находить логические
6 — установление аналогий (диагностирует умение мыслить по аналогии);
7 — символы (проверяет скоростные
возможности выполнения
На выполнение каждого субтеста отводится ограниченное время :
1). 2). 3). 4). 5). 6). 7). |
Исполнение инструкции Арифметические задачи Дополнение предложений Определение сходства и различий Числовые ряды Установление аналогий Символы |
|
Итого: 27,5 мин
Нормативы:
Тест 1: 0-5 б. = низкий уровень
6-9 б. = средний уровень
10 и выше = высокий уровень
Тест 2: 0 - 4 б. = низкий уровень
5-7 б. = средний уровень
8 б. и выше = высокий уровень
Тест З: 0 - 5 б. = низкий уровень
6 - 8 б. = средний уровень
9 б. и выше = высокий уровень
Тест 4: 0 - 24 б. = низкий уровень
25-29 б. = средний уровень
30 б. и выше – высокий уровень
Тест 5: 0-9 б. = низкий уровень
10-14 б. = средний уровень
15 б. и выше = высокий уровень
Тест 6: 0-12 б. = низкий уровень
13 - 20 б. = средний уровень
21 б. и выше = высокий уровень
Тест 7: до 80 знаков = низкий уровень
81 - 100 знаков = средний уровень
более 100 знаков = высокий уровень.
Возрастные нормы интеллектуального развития:
3 класс = 70-90 баллов,
4-5класс = 80-100 баллов,
если в 4 - 5 классе - 60 - 79 б. = близкий к норме
40 - 59 б. = низкий уровень
Если набранное количество баллов превышает возрастную норму можно говорить о высоком уровне интеллектуального развития учащегося.
§ 2.2. Результаты исследования
Субтест 1.
Как видно по результатам в 4 а классе среднее значения выше, чем в 4 в классе. По данному субтесту можно сказать, что развитость умения анализировать текст выше у детей обучающихся по программе «Школа 2100» , чем у детей обучающихся по традиционной программе.
Субтест 2. уровень математических знаний и способность к рассуждению выше в 4 а - математическом классе, в 4 б результаты в пределах нормы.
Субтест 3.
Уровень речевого развития в 4 б ниже, чем в 4 а классе. То есть, обучение по традиционной программе слабее содействует речевому развитию учащихся.
Субтест 4.
Сравнение понятий на одном уровне как в 4 а, так и в 4 б классах. Можно предположить, что на развитие данной способности программа обучения влияния не оказывает.
Субтест 5.
Развитость логического мышления выше в 4 а классе( обучение по программе «Школа 2100») по сравнению с 4 б.
Субтест 6
Уровень развития анализа отношений понятия в 4 а (математическом) немного выше, чем в 4 б.
Субтест 7.
Уровень развития произвольности деятельности опять же выше в 4 а классе.
Таблица № 1.
Субтесты/класс |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Общий итог |
|
4 "а" |
7,41 |
5,77 |
5,64 |
18,36 |
8,23 |
15,14 |
27,88 |
88,43-норма |
|
4 "б" |
5,14 |
5,05 |
4,91 |
20,91 |
7,77 |
11,23 |
22,77 |
77,77-низкий |
Таблица № 2.
4 «а» класс
Уровень умственного развития |
Кол-во чел. |
% |
Высокий |
10 |
41,7 |
Средний(норма) |
8 |
33,3 |
Близкий к норме |
5 |
20,8 |
Низкий |
1 |
4,2 |
Итого |
24 |
4 «б» класс
Уровень умственного развития |
Кол-во чел. |
% |
Высокий |
8 |
36,4 |
Средний(норма) |
11 |
50 |
Близкий к норме |
3 |
13,6 |
Низкий |
0 |
- |
Итого |
22 |
Качественный анализ результатов:
Теперь рассмотрим каждый субтест отдельно:
Выводы по 2 главе:
Во второй главе мы провели исследование и проанализировали результаты. Для выявления уровня интеллектуального развития всех учащихся нами использовался тест ГИТ, который и позволил определить показатель для каждого тестируемого ребенка в отдельности. Полученные результаты позволили условно разделить тестируемые группы учащихся на одаренных детей и детей со средними интеллектуальными способностями.
По результатам исследования нами были составлены педагогические рекомендации:
Заключение:
Анализ литературы позволяет нам сделать следующие выводы:
На данный момент существуют две противоположные точки зрения на феномен одарённости, главное отличие которых содержится в ответе на вопрос: « Каждый ли человек одарён в той или иной степени»?
Согласно контент-анализа было выявлено, что каждый рёбёнок в той или иной степени одарён и невероятно в пределах одной теории создать подход, который будет давать 100 % результат в работе с одарёнными детьми.
Основные направления в работе с одарёнными детьми – это субъективный подход и работа в группах соответствующих уровню знаний и способностей. Важно создать подходящие условия для развития способностей.
В ходе данной курсовой нами были описаны основные определения: одарённость, талант, гениальность. Были описаны основные принципы психолого-педагогического сопровождения одарённых детей, а также были описаны условия, которые в той или иной степени влияют на развитие одарённости.
Список использованной литературы: